Пояснительная записка статус документа




Скачать 148.59 Kb.
НазваниеПояснительная записка статус документа
Дата публикации08.08.2014
Размер148.59 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.

Рабочая программа по культуре общения для 7 класса составлена на основе программы «Культура общения. 5-11 классы» (Воронеж, 2008), разработанной ВОИПКиПРО. Автор программы - И. А. Стернин.

Цель обучения учащихся предмету «Культура общения».

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование коммуникативной грамотности учащихся.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

- устойчивых риторических навыков;

- устойчивых навыков культуры устной речи;

- навыков эффективного общения.

Общая характеристика учебного предмета.

Культура общения - учебная дисциплина регионального компонента, формирующая адекватное коммуникативное поведение молодого поколения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1.Понятие публичного выступления.

Основные требования к публичному выступлению.

Понятие риторики как науки об эффективном публичном вы­ступлении. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений по цели: информационные, убеждающие, протоколь­но-этикетные, развлекательные. Формы публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция.

Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, краткость, диалогичность, разговорность, ус­тановление и поддержание контакта с аудиторией, решительный конец.

Способы подготовки к публичному выступлению: экспромт, план-конспект выступления, подготовка полного текста выступле­ния, воспроизведение выступления наизусть.

Алгоритм подготовки материала для выступления.

Правила поведения оратора и аудитории.

Понятие о структуре выступления. Композиция выступления: вступление, основная часть, заключение.

Приемы обозначения структурных частей выступления.

Закон края, его содержание к учет в процессе подготовки пуб­личного выступления.

Начало выступления. Функции вступления.

Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории: обращение it событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту , противоречиям между людьми, различиям но мнениях; демонстрация какого-либо предмета; рас­сказ о себе, своем личном опыте, случае из личной жизни, о лично прочитанном; цитирование знаменитости, знакомого; историче­ский эпизод, ссылка на общеизвестный и общедоступный источ­ник информации; диалогизация выступления.

Завершение публичного выступления. Функции концовки вы­ступления.

Варианты концовок: цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; обобщающий вывод; обращение к слушате­лям; благодарность за внимание; комплимент аудитории.

2. Подготовка публичных выступлений различных видов.

Информационное выступление.

Понятие информационного выступления. Виды информаци­онных выступлений: объявление, инструкция, аннотация, доклад, сообщение и др.

Общие требования к подготовке информационных выступле­ний: полнота передачи информации, сообщение новой для слуша­телей информации; сообщение информации, которая интересна для слушателей в данный момент, сейчас; полнота сообщаемой информации; стимулирование слушателей в получении новой, до­полнительной информации по данной теме; краткость сообщения; четкость перехода от одного пункта к другому; умеренность; жес­тикуляции; малоэмоциональность.

Типы информационного выступления: повествование, описа­ние и объяснение. Объяснение как тип информационного выступ­ления (алгоритм построения инструкции). Описание как тип ин­формационного выступления (алгоритм построения делового и художественного описания: объявление, аннотация, свободный рассказ о себе). Алгоритм построения информационного повество­вания.

3.Протокольно-этикетное выступление.

Понятие протокольно-этикетного выступления.

Виды протокольно-этикетных выступлений: речь при встрече официальных лиц; официальное поздравление, приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия; речь с оценкой заслуг кого-либо, представление гостя.

Основные требования к протокольно-этикетному выступле­нию.

Правила подготовки протокольно-этикетного выступления: представление гостя, поздравительная речь, приветственная речь.

4.Развлекательное выступление.

Понятие развлекательного выступления.

Виды развлекательных выступлений: смешной случай из жиз­ни, анекдот, дружеский тост

Основные правила подготовки и произнесения развлекатель­ной речи.

Правила публичного рассказывания анекдотов.

Правила подготовки и произнесения тоста.

5.Убеждающее выступление.

Понятие убеждающего выступления. Рассуждение как основа убеждения.

Понятие аргументации. Виды аргументов: аргументы «за» и аргументы «против». Приемы усиления убедительности речи.

Виды убеждающих выступлений: агитационные и собственно убеждающие выступления.

Правила подготовки убеждающего выступления.

Реклама как агитационное выступление. Реклама и информа­ция: сходства и различия. Правила подготовки устного рекламного выступления.

Собственно убеждающее выступление. Выступления по по­словицам и афоризмам.

6. Систематизация и закрепление полученных навыков.

Практикум по информационным, протокольно-этикетным, развлекательным и убеждающим выступлениям.

Анализ публичного выступления.

Практикум по аргументации

Выступления по темам, рекомендованным учителем и по са­мостоятельно выбранным учащимися темам.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 7-го класса учащиеся должнызнать:

-понятия риторика, публичное выступление, аргументация, тезис, аргумент,

-классификацию публичных выступлений (информационное, развлекательное, протокольно-этикетное, убеждающее выступле­ние); -общие требования к публичному выступлению;

способы подготовки к публичному выступлению;

алгоритм подготовки материала к публичному выступлению;

структуру публичного выступления;

приемы привлечения и поддержания внимания аудитории;

правила завершения публичного выступления;

схему анализа публичного выступления;

типы информационного выступления (повествование, опи­сание и объяснение); общие требования к подготовке информационных выступлений; схемы построения информационной речи; правила построения различных типов информационного выступ­ления;

понятие о рекламе и информации: их сходства и различия; правила подготовки устного рекламного выступления;

основные правила аргументации в публичном выступлении;

универсальные приемы эффективной аргументации;

виды убеждающих выступлений; правила подготовки убеж­дающего выступления;

виды протокольно-этикетных выступлений; основные требо­вания к протокольно-этикетному выступлению; схемы построения протокольно-этикетной речи;

виды развлекательных выступлений; основные особенности развлекательной речи; общие правила подготовки развлекательной речи.

К концу 7-го класса учащиеся должныуметь:

не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 7-классника;

правильно произносить слова: конечно [ш], скворечник [ш], скучный [ш], яичница [ш]; правильно ставить ударение в словах: алфавит, аргумент, безнадёжный, безудержный, берёста, из берёсты, к берёсте, берёстой, о берёсте; взятый - взят, взято, взяты, взята; включённый, орфоэпический и грамматический минимум: быстро выздоровею, глубоко, деньги - нет денег, к деньгам, деньгами, о деньгах;диа­лог, а, до смерти, добела, докрасна, дополна, досуха, досыта, дотемна, дочерна, жалюзи; искра, искриться, коклюш, красивее, мельком, мой день рождения, монолог, монумент, нане­сён - нанесена; начавший, новорождённый, он прав, большинство право, они правы, но она права; осуждённый, переведён - переве­дена; по окончании работы,, поднявший, оно поняло; постамент, прибывший, привезён - привезена; принудить, принуждённый, рецензия на что?, свёкла,, тесно, увядший, углубить, удобнее, черпает;

правильно образовывать формы существительных в выраже­ниях: благодаря (чему?) героизму вопреки (чему?) обстоятельст­вам! согласно (чему?) расписанию, отзыв (о чём?) о спектакле, по приезде в город;

различать значение слов и правильно их употреблять: пре­доставить слово человеку, представить человека;

уметь образовывать форму множественного числа существи­тельных: профессор, директор, маляр, сирота, шофёр;

уметь правильно образовывать глагольные формы: выздоро­веть, выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, вы­здоровеете, выздоровеют; начатый - начат, начато, начаты, нача­та; начать, оно начало; рассыпать, рассыплю, рассыплешь, рас­сыплет, рассыплем, рассыплете, рассыплют; рассыплешь бисер, принятый - принят, принято, приняты, принята; поднятый - под­нят, поднято, подняты, поднята; понявший, созданный - создан, создано, созданы, создана; щипать, щиплю, щиплешь, щиплет, щиплем, щиплете, щиплют;щиплет нос, забрать — он забрал, оно забрало, они забрали, но она забрала; занятый - занят, занято, зянняты, занята;

четко произносить скороговорки:

Не по траве, а около каталось «о» и охало. «О» охало, «о» окало, не по траве, а около.

Краб для краба сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Се­но граблями, краб, грабь!»

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылави­ровали.

Жора изложил содержание книжонки: железнодорожники жи­ли в хижине.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара строго покарала Карла за кражу коралла.

Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла. Мила мыло не любила, Мила мыло уронила.

Толстяк: Толя топал к тополю в кожаных туфлях.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Егорку.

Грядки у Генки с Галкой редко были в порядке.

Кого-то молния искала, лома? спички в мокрой мгле.

Два дровосека, дровокола, дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, про Варькина брата, спорили, что осы не усы, не усищи, а уелки, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить - дело упустить.

Объяснить смысл пословиц и поговорок:

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Людским речам вполовину ьерь. Кто про кого за глаза говорит, тот того и боится. У кого что болит, тот о том и говорит. Сперва подумай, а потом скажи. По ре­чи узнают человека. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Слово - серебро, молча­ние - золото. Говорить не думая, что стрелять не целясь. Не про­сящему не дают. Кто языком штурмует, немного навоюет. Язык до Киева доведёт. Ласковое слово и кошке приятно. Спорить спорь, а браниться грех. Береги честь смолоду. Один раз соврёшь - в дру­гой не поверят. Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож! Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Поспе­шишь - людей насмешишь. В гостях хорошо, а дома лучше.

Виды выступлений, которыми должны практически овладеть учащиеся:

информационные: объявление; объяснение (инструкция); ан­нотация; свободный рассказ о себе; доклад;

протокольно-этикетные: представление гостя; поздрави­тельная речь:

развлекательные: смешной случай из жизни, публичный анекдот, дружеский тост;

убеждающее выступление: агитационное, собственно убеж­дающее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Программа «Культура общения. 5-11 классы» (Воронеж, 2008), разработанная кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И. А. Стернина;

Учебник «Культура общения. Книга для учащихся. 7 класс». Авторы А.В. Рудакова, Л.Д. Мудрова, И.А. Стернин, Воронеж, 2009;

Методическое пособие для учителя«Культура общения. 7 класс. Книга для учителя. Выпуски I-IV». Авторы Н.В.Журавлёва, Е.Ю.Лазуренко, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин. Воронеж, 2004.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Раздел

программы

Тема урока

 

Коли-чество часов


Дата проведения

План

Факт

1

Понятие публичного выступления(8ч)

Понятие публичного выступления.

1




 

2




Основные требования к публичному выступлению.

1







3




Подготовка к устному публичному выступлению.

1







4




Поведение оратора в аудитории.

1






5




Структура публичного выступления.

1







6




Поддержание внимания.


1







7




Аргументация.


1







8




Аргументация.


1







9

Информационное выступление (7ч)

Понятие информационной речи.

1







10




Информационная речь (практикум).

1







11




Информационное выступление.


1







12




Монолог-описание.


1







13




Монолог о себе.


1







14




Монолог-повествование.


1







15




Монолог-повествование об увиденном.

1







16

Протокольно-этикетное выступление (3ч)

Протокольно-этикетные выступления.

1







17




Представление.


1







18




Похвальное слово.

1






19

Развлекательное выступление (2ч)

Основные требования развлекательной речи.

1






20




Тосты.

1






21

Убеждающее выступление (14ч)

Убеждающая речь.

1






22




Собственно убеждающая речь.

1






23




Оратор и аудитория.

1






24




Убеждающая речь (практикум)

1






25




Убеждающая речь (практикум)

1






26




Если бы директором был я.

1






27




Если бы директором был я.

1






28




Школа будущего.

1






29




Что будет, если…

1






30




Кто будет смотреть телевизор.

1






31




Поговорим о братьях наших меньших.

1






32




Надо ли помогать бродячим животным.

1






33




Публичное выступление (практикум)

1






34




Публичное выступление. Зачётный урок

1







35




Повторение


1







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка статус документа
Моу судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Д. Тарасова

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сатинская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка статус документа iconРабочая программа педагога Коваленковой В. Е. по математике 6 класс...
Статус документа: Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе общеобразовательной программы моу харатской...

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Программа основного общего образования по учебному предмету «технологии ведения дома»

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа педагога Соловьёвой Елены Юрьевны по русскому языку в 8 классе

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Беленький Г. И., Лыссой Ю. И. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №1089)

Пояснительная записка статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru