Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013)




Скачать 375.78 Kb.
НазваниеРабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013)
страница1/3
Дата публикации06.08.2014
Размер375.78 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

  • Региональный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении базисного учебного план и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» .

  • Программы по культуре общения под редакцией Е. И. Грищук, Л. Д. Мудрова, И. А. Стернин-

Воронеж,2008.

  • Образовательная программа и учебный план школы на 2013-2014 учебный год..

Программа по культуре общения в 5 классе рассчитана на 17 часов на 1 полугодие (1 час в неделю). Основная особенность курса культуры общения по данной программе – его ориентация на повышение культуры поведения и общения молодежи, интенсивное речемыслительное развитие ребенка .Изучение культуры общения в 5 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование коммуникативной грамотности учащихся;- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; - готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; - освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса сводятся к следующему:

1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся

2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации

3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.

4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, публичная защита результатов учебной работы, выступление на конференции, защита реферата, мультимедийной презентации, учебныйдиалог.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

К концу 5-го класса учащиеся должнызнать:

-понятия вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек; законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть;

-принципы этикетного поведения и общения;

-функции и виды этикета;

-национальные особенности этикета

-составляющие внешнего вида человека;

-функции одежды, виды одежды гю назначению;

-функции речевого этикета;

-формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях:приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);

-функции письма, виды писем;

-правила оформления и написания писем;

-правила выполнения стандартных ролей -ученика, сына, дочери, внука, брата, сестры, друге, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего.

-причины конфликтов с ровесниками.

К концу 5-го класса учащиеся должныуметь:

-анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;

-строит; > собственное поведе ние в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствия с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;

-определять и исправлять нарушения в этикете своего внешне-то вида;

-соотносить внешний вид и ситуацию общения;

-произнести похвалу, комплимент и ответить на них;

-правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;

-четко произносить не менее 25скороговорок;

-не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5-кпассника;

-правильно ставить ударение в словах:баловать, балует, избалованный, избалован, избалована, банты, включить, включишь, включит, включим, включите. включат, договор, задал, задали, задета, занял, заняли, заняла, звонит, каталог, квартал, класть, начаться, началась, начался, начал, начали, начала, облегчить, понял, поняли, поняла, создан, создали, создала, туфля, шарфы, шофер, шоферы;

-различать значение слов и правильно их употреблять:невежа-невежда, этикет-этикетка, надеть-одеть, оплатить- заплатить;

-определять родовую отнесенность слов:шампунь, тапка (тапочка), туфля, мышь, гель;

-уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных:букет георгинов; купить апельсинов, мандаринов, помидоров, яблок, макарон; пара ботинок, валенок, сапог, чулок, носков;

-уметь образовывать форму множественного числа существительных:инженер, свитер, столяр, шофер;

-уметь правильно образовывать глагольные формы:поезжай, положить, ляг (лягте), мерить (мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят);

-объяснять смысл поговорок и пословиц:

В гостях хорошо, а дома лучше. В своем болоте и лягушка поет. В тихом омуте черти водятся. В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Видно птицу по полету. Глаза - зеркало души. Дареному коню в зубы не смотрят. Делу время, потехе час. Держать язык за зубами. Доброе слово сказать - посошок в руки дать. Дорога ложка к обеду. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Ищи ветра в поле. Когда рак на горе свистнет. Кончил дело - гуляй смело. Ласковое слово и кошке приятно. Лучше поздно, чем никогда. Любишь кататься - люби и саночки возить. На языке медок, а на сердце ледок. Не рой другому яму - сам в нее попадешь. Недруг поддакивает, друг спорит. Первый блин комом. По секрету всему свету.

Календарно-тематическое планирование по культуре общения в 5 классе




Дата

Тема

Примечание

1




Понятие поведения.Мы живём среди людей.




2




История этикета. Понятие этикета.

Закончить предложения

3




Этикет внешнего вида.




4




Выражение эмоции и оценки

Выучить слова

5




История этикета внешнего вида


Индивидуальные задания

6




Правила моды. Основные функции одежды

Подобрать одежду для разных ситуаций

7




Понятие речевого этикета




8




Языковой паспорт человека

Приготовить выступления

9




Языковой паспорт человека. Практикум




10




Этикет личной переписки

Составить письмо другу

11




Правила и законы. Почему нужны правила общения




12




Законы общения




13




Законы общения




14




Понятие ролевого поведения




15




Взрослые и дети. Роль ученика

Подготовить правила поведения

16




Трудные роли мальчика и девочки. Обобщение




17




Обобщающий урок. Практикум





СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Самостоятельная работа по теме «Речевой этикет».
Цель: проверить степень освоения материала по теме «Речевой этикет».
Задание 1.
Подберите нужные этикетные формулы приветствия и прощания, если собеседником является:

учитель, мама, мама твоего друга.
Задание 2.
Помня об этикетных правилах, используя известные вам формулы речевого этикета, составьте правильный вариант просьбы в следующей ситуации:

попросите родителей друга (подруги) дать согласие на совместную поездку.
Задание 3.
Подумайте, какие из перечисленных выражений можно назвать вежливыми, невежливыми, грубыми:

  1. У тебя плохой рисунок.

  2. Что за мазня!

  3. У тебя сегодня рисунок не совсем удался.

  4. Мне твой рисунок не нравится.


Задание 4.
Отметьте грубые выражения.

  1. Прошел высокий человек – прошел верзила.

  2. Зубодёр у нас хороший – зубной врач у нас хороший.

  3. Ешь, ешь и никак не наешься – жрёшь, жрёшь и никак не нажрёшься.


Задание 5.
Прочитайте слова, близкие по значению (синонимы). Какие из слов ряда вам знакомы, чаще употребляются? Образуйте с помощью приставки НЕ слова, противоположные по значению (антонимы). Запишитете их под знаком (-).

Синонимы (+) Антонимы (-)

Вежливый

Учтивый

Корректный

Уважительный

Обходительный

Предупредительный

Любезный

Галантный

Практикум по написанию писем.
Цель: проверить степень освоения материала по теме «Этикетличной переписки».
Вариант 1.

Напишите письмо любимому литературному герою, сказочному персонажу, герою фильма или мультфильма (дружеское).
Вариант 2.

Напишите письмо к себе, которое вы хотели бы получить от героя кинофильма, литературного героя, известного человека.
Задание для 1 и 2 вариантов.

Поздравьте с днем рождения свою любимую вещь.

Перечень учебно – методического обеспечения

Основная литература:

Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура Общения. 5 класс Пособие.- Воронеж: ВОИПKPO, 2006;

Дополнительная литература:

Антонов Л. Г. Развитие речи: уроки риторики. Ярославль, 1997.

Левинштейн М. М. Уроки общения в 5-6 кл.: Методическое пособие к курсу «Мир общения», Брянск, 1996.

Лихачева Л. С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, 1996.

Преподавание культуры общения в средней школе: Опыт работы // Дидактические материалы. Под редакцией И. А. Стернина. Воронеж, 1995.

Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1983.

Пояснительная записка

Рабочая программа по культуре общения для 6 класса разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по культуре общения (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);



  • Программы по культуре общения под редакцией Е. И. Грищук, Л. Д. Мудрова, И. А. Стернин-

Воронеж,2008.

  • Образовательная программа и учебный план школы на 2013-2014 учебный год.

Программа по культуре общения в 6 классе рассчитана на 17 часов на 1 полугодие (1 час в неделю).

Целью обучения предмету «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформировать у учащихся:

- устойчивых риторических навыков;

- устойчивых навыков культуры устной речи;

- навыков эффективного общения.

К концу 6-го класса учащиеся должнызнать:
понятие диалога, монолога, вербального и невербального поведения, тезиса и аргумента, спора; активного и пассивного слушания;

виды диалога;общие правила ведения диалога;

правила говорящего, правила слушающего;

виды побуждений (приказ, просьба, пожелание, призыв);

виды спора, основные правила ведения спора;

правила слушания;

приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы;

общие правила телефонного разговора;

виды монологов, основные требования к монологу, правила подготовки ответа-монолога;

правила подготовки пересказа;

приемы запоминания;

правильно ставить ударение в словах:

введенный, ввезенный, углубленный, рожденный, осужденный, поднял, подняло, подняла, дефис, конечно, тембр, темп, термин, балую, некролог, алфавит, щавель, шофер, украинский, инструмент, ремень, средства, директора, профессора, внутрь, езжайте, даром, сгибаться, глубоко, занята, красивее, мельком, не ба-чуйся, принят: принялась, академия, декада, кофе, музей, шоссе, шинель, афера, опека, гренадер одновременно, свекла, маневры, гололед, гололедица, документ, кухонный, намерение, обеспечение, призыв, средства, свободнее, случай, упрочение, медикаменты, документ;

-различать значение слов невежа-невежда, оба-обе; дипломат-дипломант; ванна-ванная; окончить-закончить;

- определять родовую отнесенность слов тюль, моль, санда-пия, мозоль, багет, кофе, шимпанзе, алоэ, мочало, повидло, щупальце;

- уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных солдаты, простыни.

К концу 6-го класса учащиеся должны уметь:

вести диалог с соблюдением основных правил для говорящего и слушающего, правил вербального и невербального поведения в диалоге;

этикетно делать замечания и этикетно реагировать на замечания;

этикетно вести спор;

приводить не менее трех аргументов к предложенному учителем или ьыдвинутому учащимся самостоятельно тезису;

активно слушать собеседника;

поддерживать разговор со сверстником и старшими, использовать речевые поддержки в разговоре;
вести телефонный разговор, соблюдая основные правила этикета телефонного общения;

выразительно прочитать рассказ, стихотворение;

сжать предложенный письменный текст с использованием приемов сжатия теста;

самостоятельно подготовить: устный ответ; пересказ письменного текста; пересказ текста, воспринятого на слух;

четко произносить скороговорки:

Ткач ткет ткани на платки Тане.

В обед бобыль ел бобы.

Голуби и галки гордо ходят по гальке.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сенька с ног, Саньку в лоб, все в сугроб.

Гонец с галер на горе сгорел.

Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

От топота копыт пыль по полю летит.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Укроп, кипел укроп.

Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

На дворе - трава, на траве - дрова.

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка.


Календарно - тематическое планирование 6 класс




Дата

Тема


Примечание

1.




Диалог и его составные части




2.




Вербальное и невербальное поведение собеседников




3.




Спор, как способ обсуждения разногласия




4




Слушать и слышать




5




Тематика разговора




6




Этикет телефонного разговора




7




Понятие монолога . Что такое выразительная речь ?




8




Поведение оратора в аудитории. Приемы запоминания




9




Этапы монолога,

пересказа





10




Преобразования письменного текста в устную речь




11




Преобразования письменного текста в устную речь – практикум




12




Монолог-пересказ и его виды




13




Выделение опорных слов и главных мыслей текста






14




Выделение опорных слов для пересказа






15




Пересказ текстов из учебников






16




Сжатие текста –практикум




17




Устный ответа по самостоятельно составленному плану



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) iconРабочая программа по истории для 9 класса разработана на основании фз-№273 «Об Образовании в рф»
Рабочая программа по истории для 9 класса разработана на основании фз-№273 «Об Образовании в рф» от 29. 12. 2012 года, в соответствии...

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса география...
Закон РФ от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в рф», вступающий в силу с 01. 09. 2013 г

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) iconРабочая программа педагога История России с древнейших времен. История...
Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»»

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) iconРабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:...
Федерального закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., №273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной...

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) iconУчебного предмета «Русский язык» 11 класс, базовый уровень Разработана...
Федеральным законом от 29. 12. 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) iconПояснительная записка статус документа
Рабочая программа по культуре общения для 7 класса составлена на основе программы «Культура общения. 5-11 классы» (Воронеж, 2008),...

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) iconПояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями на 2010год

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) iconРабочая программа по геометрии для 9 класса 2012-2013 учебный год
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) iconРабочая программа по литературе для 6 класса на 2012-2013 учебный год
Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений (автор: В. Я. Коровина)

Рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса истории для...
Рабочая программа учебного курса истории для 7 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru