Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск
страница1/7
Дата публикации28.07.2014
Размер0.76 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
5-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» в г. Канске

СОЦИОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050502 Информатика

Канск

2011

УМКД составлен преподавателем филиала, к.ф.н., Малышевой

Обсужден на заседании Совета филиала

«_05»_сентября_2011 г.

Председатель Совета филиала А.Л. Андреев

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ»

с другими дисциплинами

специальности 050202 ИНФОРМАТИКА


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала

Философия Правоведение

Политология

Культурология


-

01/11 от 05.09.2011

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю:
Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева
"____"___________ 20__г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

6

2. Рабочая программа дисциплины




    1. Выдержка из стандарта

8

    1. Введение

9

    1. Содержание теоретического курса учебной дисциплины

11

    1. Тематический план учебной дисциплины

18

    1. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

20

    1. Карта литературного обеспечения

26

    1. Технологическая карта рейтинга

29

3. Методические рекомендации для студентов




3.1 Методические рекомендации для студентов

по организации процесса изучения учебной дисциплины

31

3.2. Методические рекомендации по разработке и организации

программы социологического исследования

34

4. Банк контрольных заданий и вопросов

46

5. Темы докладов и рефератов к образовательным модулям

54

6. Вопросы к зачету по учебной дисциплине



57

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Социология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Социология», а также рекомендации по организации и проведению социологического исследования.

  3. Банка контрольных заданий (тестов) по дисциплине «Социология», для индивидуальной проверки знаний студентов.

  4. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом содержания данной учебной дисциплины.

  5. Тематики докладов и рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы социологии, истории социологических учений и проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ

2.1 ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050202 – Информатика, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 663 пед/сп (новый).


ДПП.Ф.08

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.





Введение
Место дисциплины в реализации основных задач ОПП

Учебная дисциплина «Социология» является дисциплиной по выбору и относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП

Целью изучения дисциплины "Социология" является ознакомление студентов с основами социологических знаний и с понятийно-категориальным аппаратом научной социологии, усвоение которых поможет им повысить уровень общей и гуманитарной культуры, овладеть элементарными навыками социального общения и поведения, а также проведения конкретно-социологических исследований. Это поможет молодому специалисту адекватно ориентироваться в сложных и противоречивых общественных процессах, осознанно и самостоятельно налаживать эффективное и взаимовыгодное социальное взаимодействие с другими людьми, коллегами и пациентами, начальниками и подчиненными, любыми социальными партнерами и в соответствующих формах.

В этих целях изучение курса социологии предполагает изучение ключевых проблем общетеоретической социологии, вопросов становления и развития социологии как науки в ее теоретическом и прикладном аспектах на Западе и в России. Предполагается ознакомление студентов со специальными и частными микро- и макро-социологическими теориями, а также когнитивное изучение социальных проблем управления, экономики, права, культуры, личности, образования. Социологическое знание для каждого специалиста, окончившего вуз, является необходимой базой, без которой невозможно формирование адекватной ориентации в многомерном социальном пространстве; правильное определение собственной роли в сложных, противоречивых процессах и изменениях социальной системы; идентификация себя как полноправного члена общества и гражданина; расстановка необходимых приоритетов в ценностях и целях жизнедеятельности.
Преподавание курса социологии призвано развивать социальное мышление будущего специалиста как полноправного и компетентного члена общества, повышать уровень социальной культуры и социальной ответственности, сформировать навыки самостоятельного и научно обоснованного анализа сложных общественных процессов и явлений, стать развитой личностью, компетентным гражданином страны и высокопрофессиональным специалистом. Изучение дисциплины призвано поднять подготовку на качественно новый уровень, соответствующий требованиям XXI века и потребностям динамично развивающегося российского общества.

Основные задачи учебной дисциплины «Социология» заключаются в изучении:

- основных исторических этапов становления социологии как науки;
- специфики, методов и процедур социологического мышления и научно-теоретического анализа социальной действительности;

- нормативной социальной культуры, с точки зрения формирования личности и детерминации ее поведения;

- структуры личности, факторов ее формирования, взаимосвязей с социальным окружением;
- процессов возникновения и функционирования социальных общностей, в том числе больших и малых групп, социальных организаций и социальных страт;

- социальных структур и процессов, протекающих в данных структурах, тенденций их функционирования и развития;

- основных современных социологических школ, теорий, концепций.
Учебным планом специальности 050202 «Информатика» на изучение дисциплины «Социология» предусмотрено 110 учебных часа, из них 30 аудиторных часов и 80 часов, отводимых на самостоятельное изучение дисциплины. Структура учебной работы студентов в рамках данной дисциплины предусматривает лекционные и семинарские занятия.

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны овладеть навыками научно-теоретического анализа социальной действительности; усвоить необходимую сумму знаний и понятий об обществе и социальном взаимодействии, а также овладеть навыками и умениями эффективного социального общения, взаимодействия и прогнозирования.

Содержание теоретического курса дисциплины
Содержание учебной дисциплины состоит из 3 учебных модулей.

Первый учебный модуль «Основы социологической науки» является теоретическим и включает в себя:

- категории, связанные с социологическим анализом первичного субъекта социального взаимодействия: индивид и личность, социализация и ресоциализация, потребности и мотивы, социальные условия и врожденные задатки, социальный статус и социальная роль, престиж и девиация, ценностно-аксиологическая структура и социальные навыки, когнитивное и социальное познание и др.;

- разнообразные аспекты межсубъектного общения и социального взаимодействия людей: социальная группа, коллектив и аудитория, социальный статус и социальная роль, общественное мнение и групповой контроль, групповая иерархия и ее критерии, лидерство, ролевой конфликт и управление коллективом;

- теоретический анализ социальной жизни и объединения людей как системы: общество и социум, социальная структура и социальная мобильность, групповая замкнутость и социальная селекция, маргинал и люмпен, миграция и аскрипция, общественно-экономическая формация и цивилизация, гражданское общество и его институты, институционализация;

- категории, необходимые при характеристике разнообразных институтов и механизмов интеграции общества, регулирования и программирования социальной жизни: культура, ценности, менталитет, культурные нормы, этноцентризм и культурный релятивизм, субкультура и контркультура, "высокая" и массовая культура, культурный конфликт и аномия, интеллигентность и образование, социокультурная динамика и ее факторы, культурная идентичность и т.п.

Второй учебный модуль «История социологии» рабочей программы содержит материал по истории возникновения и развития социологической мысли с древнейших времён и до сегодняшнего дня и предполагает форму организации занятий со студентами в форме лекционных занятий.

Третий учебный модуль «Методы социологического исследования» предполагает ознакомление студентов с инструментарием конкретно-социологических исследований в социологии.

Модуль №1 "Основы социологической науки"

Тема 1.1. Социология как наука

Актуальность и необходимость изучения социологии. Объект и предмет социологии, их историческое развитие. Многообразие трактовок предмета социологии. Понятие "социального". Социальное и общественное. Основные этапы становления социологии. Социология как наука и как учебная дисциплина.

Социология в системе наук об обществе. Социология и философия. Границы социально-философского познания. Социология и история, правоведение, экономическая теория и другие отраслевые общественные науки. Социология и психология. Достоинства и фундаментальные особенности социологического знания. Границы и условия применения социологического подхода.

Структура социологии. Теоретическая и прикладная (эмпирическая) социология. Основные подходы и парадигмы социологии. Особенности современного состояния социологического познания в нашей стране и за рубежом.

Тема 1.2. Общество как социальная система.

Сущность и признаки общества. Основные подходы к пониманию и изучению общества. Уровни социальной организации. Системный анализ: его принципы, методы и процедуры. Общество через призму системного анализа: структура и функции, цели и средства общества, механизмы "обратной связи" и саморегуляции в обществе. Условия и границы применения системного подхода.

Структура и типология общества, основные концептуальные подходы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к обществу в сравнении. Общество и социум. Типология социумов. Фундаментальные отличия российского социума.

Гражданское общество как нормативно-концептуальная модель, ее роль в современной социальной теории и практике. Признаки, критерии и этапы становления гражданского общества. Общество и индивид: противоречия взаимодействия. Социальный статус личности в гражданском обществе. Перспективы гражданского общества в России.

Тема 1.3. Социальная структура общества и социальная стратификация.

Равенство и различие. Различия естественные и социальные. Объективный характер социального неравенства и его необходимость. Причины, функции и значение социального неравенства. Проблема социального равенства и социальной справедливости в условиях общественного неравенства.

Понятие социальной структуры общества. Исторические типы социальной структуры. Касты, сословия и классы: критерии и механизмы социального расслоения. Достоинства и недостатки классового подхода. Концепция социальной стратификации, ее критерии и характерные признаки. Измерение социального неравенства в системе социальной стратификации. Социальные страты и классы: общее и различия. Стратификационный профиль. Понятие и роль среднего класса.

Понятие социальной мобильности. Причины, функции и типология социальной мобильности. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Структурная мобильность. Объем и дистанция социальной мобильности. Лифт социальной мобильности. Аскрипция и достижение. Закономерности социальной мобильности.

Групповая замкнутость и сплоченность. Социологическая теория об их объективных истоках и разнообразии форм. Причины и механизмы социальной селекции. Личность и социальная селекция. Маргиналы и люмпены.

Социально-стратификационная структура современных развитых обществ и ведущие тенденции ее развития к исходу ХХ в. Социальная структура российского общества в ХХ столетии и основные этапы ее эволюции. Тенденции развития социально-стратификационной структуры постсоветского общества в начале XXI века.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Политология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Отечественная история» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск
Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Экология» для студентов очной формы обучения по специальности 050502. 65 «технология...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Эстетика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Сайтостроение» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Химия» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Архитектура компьютера» для студентов очной формы обучения по специальности 050202...

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Математическая логика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru