Уроках орксэ повестка дня




Скачать 145.66 Kb.
НазваниеУроках орксэ повестка дня
Дата публикации25.07.2013
Размер145.66 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Культура > Урок
ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ
1 от « 8 » октября 2012 года

Присутствовали: Аветисян Т.А., руководитель РМО;

Игошина Т.К., методист ИМДК;

Учителя ОУ, преподающие ОРКСЭ,

Тема заседания: «Оценочная деятельностьна уроках ОРКСЭ»
Повестка дня:

1. Разработка критериев оценивая при безотметочном обучении по курсу ОРКСЭ»

2.Обсуждение и утверждение плана работы РМО на 2012 - 2013 учебный год.

3.Проведение анкетирования среди членов РМО с целью создания единой базы данных.

4. Полезные ссылки в Интернете.
По первому вопросу выступила руководитель МО Аветисян Т.А.

Она сказала о том, что огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния,  которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, любви к природе, семье, людям, Родине.    

Эти задачи призван решать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики.

Как показывает анализ содержания модулей, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ.

Но так как курс безотметочный, то перед нами встал вопрос, как отслеживать, чему дети научились. Для результативности в сфере духовно-нравственного развития ребёнка очень трудно создать адекватный инструментарий (критерии, показатели, индикаторы).

Мы поставили перед собою цель:

Изучение уровня духовно-нравственного развития после воздействия курса ОРКСЭ

Показатели, по которым предполагается оценивать продуктивность и работы: показатели духовно-нравственного развития, такие как характер мировосприятия ребенка, система отношений ребенка к миру, себе, другому, уровень агрессивности, коммуникабельность, отношение к семье, её ценностям.

  1. Решили применять следующий инструментарий: диагностические методики «Размышляем о жизненном опыте» и «Я и моя семья». Проводить их 2 раза в год: в декабре и в мае. В конце года сделать сравнение уровней духовно-нравственного развития до и после воздействия курса ОРКСЭ.

Приложение 1. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

*


*




*


Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?

    • а) обойду, не потревожив;

    • б) отодвину и пройду;

    • в) смотря какое будет настроение.

  2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

    • а) ничего, какое мое дело;

    • б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

    • в) подойду и непременно заговорю.

  3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

    • а) тороплюсь в школу;

    • б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

    • в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

  4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

    • а) предложу свою помощь;

    • б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

    • в) если попросят, я, конечно, помогу.

  5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

    • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

    • б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

    • в) вступаюсь за обиженного.

  6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

    • а) они мои, раз я их нашел;

    • б) завтра спрошу, кто их потерял;

    • в) может быть, возьму себе.

  7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

    • а) на шпаргалки;

    • б) на усталость учителя: авось, пропустит;

    • в) на свои знания.

  8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

    • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

    • б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

    • в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

  9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

    • а) соглашусь с благодарностью;

    • б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

    • в) отказываюсь решительно.

  10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

    • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

    • б) выполняю, конечно;

    • в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

  11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

    • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

    • б) не знаю, как придется;

    • в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

  12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

    • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

    • б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

    • в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

  13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

    • а) напомню о праве на отдых;

    • б) делаю, раз надо;

    • в) посмотрю, что скажут остальные.

  14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?

    • а) отвечаю тем же;

    • б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

    • в) разрываю все отношения с этим человеком.

  15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

    • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

    • б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

    • в) буду ждать новых сообщений.

  16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

    • а) ужасно завидую, мне неудобно;

    • б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

    • в) мне все равно.

  17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

    • а) отдаю – здоровье дороже;

    • б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

    • в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

  18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

    • а) быстро начинаю скучать;

    • б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

    • в) не замечал.

  19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

    • а) отбираю интересное и приношу;

    • б) ненужных книг у меня нет;

    • в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

  20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

    • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

    • б) человеку просто повезло прославиться;

    • в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделаных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Приложение 2. Анкета «Я и моя семья»

Цель: Предназначена для изучения степени сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни ученика 4 класса.

Инструкция: Ребёнку предлагается 9 вопросов.

1. Тебе нравится твоя семья?

  • Нравится

  • Не очень нравится

  • Не нравится

2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?

  • Да

  • Бывает по-разному

  • Нет

3. Тебя часто наказывают за проступки?

  • Да

  • Бывает по-разному

  • Нет

4. Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям и сёстрам?

  • Да

  • Бывает по-разному

  • Нет

5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья, похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь?

  • Хотел бы

  • Не знаю точно

  • Не хотел бы

6. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?

  • Да, делаю всё сам без просьб

  • Не всегда.

  • Нет

7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?

  • Часто

  • Иногда

  • Почти никогда

8. Если родители делают тебе замечания, ты обижаешься на них?

  • Да

  • Бывает иногда

  • Нет

9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?

  • Часто

  • Иногда

  • Почти никогда

Обработка результатов:

За первый ответ-3 балла

За второй орвет - 1 балл

За третий ответ – 0 баллов

Интерпретация результатов (Уровень сформированности семейных отношений и ценностей):

Высокий уровень – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, родители готовы передать семейные ценности своим детям.

Средний уровень – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть мотивы, которые не устраивают школьника, привлекает больше отдыхом, досуговыми сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разнокласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельнрсть на получение удовольствия.

Низкий уровень – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают досуговую деятельность, получения удовольствия. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не собираются менять. Могут совершать побеги из дома. Неродко семья восприримается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.



  1. В целях изучения отношения участников процесса к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ учителям ОРКСЭ решили провести мониторинговые исследования – 2 раза в год: в конце декабря и в мае.

В ходе мониторинга ставятся задачи по изучению:

 оценки уровня профессиональной компетентности в преподавании комплексного учебного курса ОРКСЭ на данном этапе;

 результативности изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ;

 профессиональных запросов и предложений учителей для оптимизации процесса повышения квалификации по комплексному учебному курсу ОРКСЭ.
I. Оценка уровня профессиональной компетентности в преподавании комплексного учебного курса ОРКСЭ

1. Оценка учителями степени своей подготовленности к преподаванию комплексного учебного курса ОРКСЭ:
А) оцениваю степень своей подготовленности к преподаванию курса как достаточную;

Б) необходимы курсы повышения квалификации в межкурсовой период;

В) требуется постоянное методическое сопровождение;

Г) нужно пройти дополнительную курсовую подготовку.
2. Оценка учителями учебных пособий по курсу ОРКСЭ:

Учебное пособие А. В. Кураева «Основы православной культуры»

Учебное пособие А.Я. Данилюка «Основы светской этики»

Учебное пособие авторского коллектива под рук. Е. С. Токаревой «Основы мировых религиозных культур»

Учебное пособие Д.И. Латышиной «Основы исламской культуры»

Учебное пособие В.Л. Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры» Учебное пособие М.А. Членова «Основы иудейской культуры»
А) удачный дизайн и качественная полиграфия;

Б) доступность текстов для восприятия учащихся;

В) социокультурный подход в изложении материала, ориентированность на жизненный опыт ребенка;

Г) удачно подобранный иллюстративный ряд;

Д) информативность;

И) диалогичность;

К) наличие обратной связи;

Л) четкая структура;

Н) оптимальный объем текстов.
3. Имеющиеся, на взгляд учителей, недостатки учебных пособий:

А) трудные для восприятия учащихся тексты;

Б) сложные формулировки определений;

В) недостаточно примеров из жизненного опыта детей;

Г) избыток теоретического материала;

Д) отсутствие текстов из художественных произведений;

Е) большой объем текстов и малый формат иллюстраций;

Ж) нет никаких недостатков данного учебного пособия;

З) недостаточное количество вопросов и заданий.
4. Оценка учителями мультимедийных пособий по курсу ОРКСЭ (каждый модуль мультимедийного пособия оценивается по 5-балльной системе): Мультимедийные пособие по ОСЭ

Мультимедийные пособия по ОМРК

Мультимедийные пособия по ОПК

Мультимедийные пособия по иудейской культуре

Мультимедийные пособия по буддийской культуре

Мультимедийные пособия по исламской культуре

А) информативность и интерактивность;

Б) иллюстрации и социокультурный характер;

В) соответствие логике учебного пособия;

Г) дизайн;

Д) соответствие возрасту

5. Недостатки мультимедийных пособий:

А) однотипные задания;

Б) некорректно составленные вопросы;

В) отсутствие в пособиях каких-либо недостатков;

Г) слабый иллюстративный ряд;

Д) поверхностность и примитивность заданий;

Е) отсутствие диалогичности в текстовом материале;

Ж) технические сложности в применении пособия;

З) поверхностность и примитивность.

6. Оценка учителями книги для родителей по курсу ОРКСЭ:

А) четкое и понятное разъяснение целей курса ОРКСЭ родителям;

Б) доступность изложения;

В) информативность;

Г) психологически грамотный подход к изложению материала;

Д) практические советы для родителей;

Е) развитие взаимодействия семьи и школы;

Ж) сама идея создания такой книги;

З) недостаточная практическая ориентированность книги;

И) недостаток информации о содержании разных модулей курса;

К) содержание книги ориентировано на родителей с достаточно высоким образ. 7. Предложения учителей по дополнению учебно-методического комплекса ОРКСЭ: А) есть необходимость в наглядных пособиях; Б) есть необходимость в видеоприложении; В) есть необходимость в дополнительных дидактических материалах; овательным уровнем. Г) есть необходимость в музыкальном аудиоприложении; Д) есть необходимость в справочной литературе для учителя и в словаре; Е) другое.

II. Оценка результативности изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ

8. Ожидания учителей в отношении результатов комплексного учебного курса ОРКСЭ

8.1. Ожидания учителей в отношении учащихся:

А) улучшение их взаимоотношений с окружающими;

Б) духовно-нравственное развитие школьников;

В) формирование мотивации нравственного поведения;

Г) формирование культурологической компетентности;

Д) развития определенных нравственных качеств – доброты, милосердия, отзывчивости и т.д.; Е

) интерес к изучаемому курсу;

Ж) формирование знаний и навыков;

З) повышение уровня общей эрудиции;

И) формирование навыков нравственной рефлексии;

К) формирование качеств независимой личности – уверенности в себе, ответственности, самостоятельности.

8.2.Ожидания учителей в отношении родителей:

А) более содержательное и близкое общение с детьми и сотрудничество со школой в вопросах духовно-нравственного воспитания;

Б) активизация нравственного воспитания в семье;

В) надежды на улучшение взаимоотношений в семье и социуме;

Г) оказание родителями помощи ребенку в изучении курса ОРКСЭ;

Д) курс ОРКСЭ будет стимулировать личностный рост родителей;

Ж) заинтересованность родителей в изучении курса.

9. Личные ожидания учителей в отношении курса ОРКСЭ:

А) приобретение опыта духовно-нравственного воспитания школьников;

Б) возможность профессионального роста в целом;

В) повышение уровня общей эрудиции;

Г) преподавание курса ОРКСЭ будет способствовать личностному росту;

Д) повышение культурологической компетентности.
10. Мнения учителей о восприятии курса ОРКСЭ учащимися:

А) восприняли курс положительно;

Б) проявляют интерес к курсу;

В) активны на уроках;

Г) проявляют положительные эмоции в отношении курса;

Д) неоднозначное воспринимают курс; Е) испытывают трудности в усвоении учебного материала. 11. Мнения учителей о восприятии курса ОРКСЭ родителями: А) в целом положительное; Б) считают курс необходимым для их детей; В) проявляют активный интерес; Г) включились в совместную деятельность в рамках курса; Д) на данном этапе нейтральное; Е) формальное; Ж) настороженное.
По второму вопросу Аветисян Т.А. зачитала план работы РМО учителей по курсу ОРКСЭ. (план прилагается)

План принят к исполнению.
По третьему вопросу проведено анкетирования среди членов РМО с целью создания единой базы данных. (прилагается)
Чтобы помочь учителям в работе им были предложены полезные ссылки в Интернете:

http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал

www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований

www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре

http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека

http://ihtik.lib.ru/– электронная библиотека

http://www.lib.ru – электронная библиотека

http://ethicscenter.ru – электронная библиотека

http://www.filosof.historic.ru– электронная библиотека

http://www.cinema.mosfilm.ru – он-лайн кинотеатр киноконцерна «Мосфильм»

http://www.tvkultura.ru – официальный сайт телеканала «Культура»

http://www.virtualrm.spb.ru – портал проекта «Русский музей: виртуальный филиал»

http://www. slovari.yandex.ru – энциклопедические и словарные статьи

http://mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ

http://www.orkce.ru

Решили:

  1. Решили применять следующий инструментарий: диагностические методики «Размышляем о жизненном опыте» и «Я и моя семья».

  2. Проводить их 2 раза в год: в декабре и в мае. В конце года сделать сравнение уровней духовно-нравственного развития до и после воздействия курса ОРКСЭ.

  3. В целях изучения отношения участников процесса к введению комплексного учебного курса ОРКСЭ учителям ОРКСЭ решили провести мониторинговые исследования – 2 раза в год: в конце декабря и в мае.


8 ноября 2012 года Руководитель РМО ____________/Аветисян Т.А/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках орксэ повестка дня iconИтоги мониторинга первого этапа апробации комплексного учебного курса
Орксэ. Анализ уроков позволяет сделать выводы об уровне преподавания курса, скорректировать работу методистов и тренеров по сопровождению...

Уроках орксэ повестка дня iconСобрание созывается по инициативе председателя правления тсж «Надежда». Повестка дня
Доклад председателя по вопросам повестки дня собрания правления и финансово-хозяйственной деятельности Товарищества

Уроках орксэ повестка дня iconПредварительная повестка дня 36-й сессии подкомитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов

Уроках орксэ повестка дня iconПовестка дня методическая среда 14. 05. 2013
Докладчик: Е. В. Шубенкова о взаимодействии с базовой кафедрой Госкорпорации «Ростехнологии»

Уроках орксэ повестка дня iconПовестка дня методическая среда 03. 04. 2013
Докладчик О. А. Гришина о подготовке к выездному проектному семинару 18-19 апреля

Уроках орксэ повестка дня iconПредварительная повестка дня
Председатель г-жа Хира Лагха Бен Фадел, член парламента (Тунис) и президент фаапнр

Уроках орксэ повестка дня iconПовестка дня
«Детям Подмосковья безопасность на дорогах». Выступление госинспектора группы пропаганды бдд,капитана полиции, И. В. Вишневской

Уроках орксэ повестка дня iconПовестка дня методическая среда 16. 01. 2013
О внесении изменений в учебные планы, их размещении в сэд «Дело» и обновлении сайта Университета

Уроках орксэ повестка дня iconПовестка дня Заседания Правления Технологической платформы
Директор Департамента маркетинга и стратегического управления ук группы компаний «Волга-Днепр»

Уроках орксэ повестка дня iconРешение по всем вопросам заранее объявленной повестке дня. Повестка дня
Гусейнову А. М. После обсуждения отчёта ревизионной комиссии, где были изложены все вопросы по ведению учета расходования денежных...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru