Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.»




Скачать 232.88 Kb.
НазваниеМетодическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.»
страница1/3
Дата публикации12.08.2013
Размер232.88 Kb.
ТипМетодическая разработка
5-bal.ru > Культура > Методическая разработка
  1   2   3
Научно-методическая разработка

на тему:

« Использование DVD фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.»

Выполнила: Елфимова С.Г.

учитель английского языка

МОУ лицей №14 г. Тамбова


2008 год
План.

Введение…………………………………………………………..3

  1. Актуальность использования DVD фильмов с точки зрения модернизации системы образования для развития социо-культурной и речевой компетентности.

1.1. Теоретические основы компетентностного подхода в обучении иностранным языкам………………………………4

1.2. Использование DVD фильмов как способ реализации требований коммуникативной методики…………………….7

1.3. Психологические особенности восприятия DVD фильмов на

иностранном языке…………………………..................................7

II. Этапы работы с DVD фильмами и их задачи……………….9

III. Использование DVD фильмов в УВП по АЯ в МОУ лицее №14 как средство повышения эффективности обученности лицеистов по английскому языку…………………………………………………

3.1 Результативность использования DVD…………………….13

3.2. Методические разработки заданий к фильмам…………...14

Заключение………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………...26

Введение.


Несомненным достоинством современных учебников английского языка для средней школы является насыщенность их страноведческой информацией. Значительное место среди текстов занимают такие их виды, как письма, рекламные объявления, вывески, анкеты, меню. Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить DVD фильмы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “...представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...”

На уроках английского языка с помощью применения DVD можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения аудирования, пополнять словарный запас учащихся, формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка, совершенствовать навыки устной и письменной речи.

Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы и в то же время и её недостаточной разработанностью в условиях средней школы.

I. Актуальность использования DVD фильмов с точки зрения модернизации системы образования для развития социо-культурной и речевой компетентности.


1.1. Теоретические основы компетентностного подхода в обучении иностранным языкам.
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах“.

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции. Все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.

Компетентностный подход.

Компетентность

Коммуникативная (включает в себя все последующие)

Речевая

Функциональное использование изучаемого языка, т.е. умение понимать аутентичные тексты (А, Ч), передавать информацию в связных, аргументированных высказываниях (Г и П), планировать своё речевое и неречевое поведение, а также использовать ИЯ на основе междисциплтнарного подхода как средство формирования целостной картины мира.

Языковая

Социокультурная

(+ социолингвистическая) предполагает расширение знаний социокультурной специфики СИЯ, развитие и совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике и с учётом статуса партнёра по общению, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях.

Компенсаторная

Овладение уч-ся расширенным объёмом умений пользоваться собственным иноязычным речевым опытом для восполнения пробелов во владении ИЯ.

Умения:

-использовать паралингвистические средства, фоновые знания, структуру текста, риторические приёмы, справочный аппарат,

-прогнозировать содержание текста по предваряющей информации (заголовку, началу),

-понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки,

-использование перифраз/ толкование, переспрос, синонимы, эквивалентные замены для дополнения/уточнения.


Учебно-познавательная

Умения:

-работать в разных режимах, взаимодействовать в учебной группе,

-использовать технические средства обучения,

-планировать свою учебную деятельность, выбирать адекватные приёмы работы, самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.

Интеллектуальные умения:

-анализ, сравнение, классификация, обобщение, систематизация и др.

Информационные умения:

-Поиск, выделение, переработка, систематизация и фиксирование информации для последующего использования, составления опорных записей при подготовки устного сообщения.

Специальные учебные умения:

-анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, составление обобщающих схем для систематизации языкового материала,

- использование новых информационных технологий для расширения объёма языковых и страноведческих знаний, активизации и совершенствования коммуникативных умений.



Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения и использование DVD фильмов на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо. Однако нельзя забывать что DVD фильмы – лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать их использование на уроке.

Нововведения в современном образовании - не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная жизнью, желание быть на шаг впереди, находиться в постоянном творческом поиске, осваивать новые педагогические и информационные технологии – всё это – условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешённых проблем. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет его современного качества.

Из вышесказанного можно сделать вывод об актуальности

данной работы.

Хочется сделать ссылку на документ государственного стандарта об общем образовании, где говорится, что в условиях модернизации системы образования обучение иностранному языку должно быть нацелено на комплексную реализацию личностного-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социо-культурного подходов. Акцент ставится на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех составляющих: языковой, речевой, социо-культурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Подобные идеи отражены и в других образовательных документах:

  1. Закон « Об образовании»,

  2. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года».


Проблема, которую я отслеживаю в своей работе, заключается в том, что во многих учебных заведениях обучение иностранному языку поставлено на хороший уровень. С другой же стороны, у учащихся нет возможностей применения языковых и речевых умений в аутентичной среде. ИКТ, в частности, DVD фильмы, позволяют решить эту проблему, насладиться языком.

Использование DVD фильмов, как новой формы обучения иностранному языку в средней школе, соответствует нормативным требованиям к организации и осуществлению образовательного процесса. В частности, нельзя не сказать о соблюдении здоровье- сберегающих технологий. Я имею ввиду, что на уроках с применением DVD используется принцип дозированности, чередования режимов работы (просмотр, обсуждение в парах, тройках и т.д). Работа проходит в условиях психологического комфорта.

Важнейшей задачей учителя является не только создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроках иностранного языка, но и приобщение учащихся к культурным ценностям народа – носителя языка. Всё вышеизложенное позволяет мне сделать вывод о новизне, оригинальности и практикоориентированности моей работы.

Более того, хотелось бы указать на значение использования DVD фильмов как важного средства формирования метапредметных умений и навыков, формирование которых также является одной из основ современного образования, а именно: умение искать и компелировать информацию, сравнивать, находить общее и разное, аргументировано высказывать своё мнение, а также умение, например, вести дискуссию.

В связи с этим нельзя не сказать и о межпредметных умениях. Например, на уроках спецкурса, истории Великобритании мы используем фильмы исторической тематики «Brave Heart», «Vukings», «Elizabeth» и т.д.

1.2. Использование DVD фильмов как способ реализации коммуникативной методики.
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).

Использование фильмов или их фрагментов на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании фильмов на уроках иностранного языка

развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

1.3 Психологические особенности восприятия DVD фильмов на иностранном языке.
Следует отметить, что применение на уроке DVD фильма - это не только использование еще одного источника информации.

Использование фильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных DVD фильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

II. 1. Этапы работы с DVD фильмами и их задачи.

Типы заданий для каждого из этапов.
При работе с любыми фильмами в методике обучения иностранным языкам принято выделять три основных этапа: дотекстовый этап (pre-viewing), текстовый этап (while viewing), послетекстовый этап ((post) after-viewing).
I. Pre-viewing

Цели этапа:

1. мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения;

2. снять возможные трудности восприятия фильма и подготовить к успешному выполнению задания.

Типы заданий:

1. Различные варианты предвосхищения содержания фильма, основанные на:

. обобщении ранее полученных знаний по этой теме;

. особенностях заголовка;

. беглом просмотре части фильма без звука;

. списке новых слов с переводом или дефинициями, предъявляемом до просмотра;

. содержании вопросов или правильных/ложных утверждений.

2. Краткое изложение учителем основного содержания фильма

Учитель может кратко передать основной сюжет, объяснив таким образом, что предстоит увидеть. Если сюжет представляет интерес для учащихся, то это вступление призвано заинтересовать слушателей, а значит, первая цель этапа может считаться достигнутой. В своей речи учитель может передать основную идею фильма простыми и понятными словами, а может и сохранить ряд трудных для понимания выражений. Главным в данном случае является предвосхищение возможных трудностей языкового, речевого и социокультурного характера и их снятие с помощью различных приемов, включая объяснение, толкование, перевод, соотнесение с ранее изученным материалом и т.д.,.

3. Предварительное исследование или проектная работа

Просмотром DVD фильма можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучение конкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру .

Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике (на родном и на иностранном языках), также способствуют повышению мотивации в ходе просмотра DVD при условии, что видеосюжет открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости.
II. While viewing

Цель этапа: Обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.

Типы заданий:

Задания на поиск языковой информации:

1. Просмотрите видеофрагмент и подберите английские эквиваленты к следующим русским словам и выражениям;

2. подберите русский эквивалент к следующим английским и т.д.словам и выражениям;

3. заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями;

4. запишите все прилагательные, которые употреблялись в видеосюжете с существительным «house» (все глаголы, которые употреблялись с существительным «family» и т.д.);
2. Задания, на развитие рецептивных умений (на уровне выделения содержательной и смысловой информации)

На данном этапе работы могут использоваться традиционные упражнения направленные на:

1) поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра);

2) определение верных/ неверных утверждений;

3) соотнесение разрозненных предложений со смысловыми частями текста (план текста и заголовки каждой части предлагаются);

4) выстраивание частей текста в логической последовательности;

5) установление причинно-следственных связей и т.д.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.» iconПлан внеурочной деятельности как механизм реализации основной образовательной...
Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью...

Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.» iconЗаседание мо «Эффективное использование электронно-образовательных...
На заседании мо «Эффективное использование электронно-образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности» представлены...

Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.» iconСетевые конкурсы портала "Образование 0" как одно из эффективных...
И для этого имеется немало эффективных технологий. Одна из них – интеграция (объединение) урочной и внеурочной деятельности. Я преподаю...

Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.» iconМетодическая разработка проектная работа в урочной и внеурочной деятельности...
Обращение к школьникам города: девчонкам и мальчишкам, подросткам, старшеклассникам, всем и каждому

Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.» iconОтчет деятельности мо начальных классов за 2012-2013 учебный год....
Методическая тема: Этнокультурный подход в обучении и воспитании как средство развития компетентности у младших школьников

Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.» iconИспользование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной...
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При...

Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.» iconОрганизация внеурочной деятельности младших школьников в условиях...
Их формирование может осуществляться в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности

Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках...

Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.» iconМетодическая разработка Говорение как один из видов речевой деятельности...
Методическая разработка может быть использована учителями английского языка, студентами педагогических вузов, слушателями курсов...

Методическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.» iconИнформационно-аналитический бюллетень. Сентябрь 2003 г
В рубрике помещены информационные материалы, которые отражают факты и события политической, социо-политической, социо-культурной...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru