Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки»




НазваниеПрограмма экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки»
страница1/17
Дата публикации24.07.2013
Размер2.51 Mb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Новогромово

Программа экспериментальной деятельности

Духовно - нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово)

«ДУХОВНЫЕ РОСТКИ»

2011 – 2015 учебный год

Программа по духовно – нравственному воспитанию

МОУ СОШ с. Новогромово Черемховского района Иркутской области

Паспорт учреждения МОУ СОШ с.Новогромово

1.1.Полное наименование ОУ в соответствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Новогромово

1.2.Юридический адрес: Россия 665428 Иркутская область Черемховский район село Новогромово улица Школьная 8.

1.3.Фактический адрес: Россия 665428 Иркутская область Черемховский район село Новогромово улица Школьная 8.

1.4.Е-mаil:nowogromowo@yandex.ru

1.5.Телефоны:89041320652

1.6.Учредитель: Управление образования администрации Черемховского районного муниципального образования.

1.7.Лицензия №292283 от 16 апреля 2009 года.

1.8. Свидетельство об аккредитации №169504 от 26 мая 2009 года.

1.9.Администрация ОУ:

ФИО

Должность по штатному расписанию

Стаж

Категория

Липин Михаил Геннадьевич

Директор школы

29

Высшая

Лапуга Екатерина Николаевна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

32

Высшая

Тютрина Валентина Дмитриевна

Заместитель директора по воспитательной работе

33

Высшая

Капорский Владимир Александрович

Заместитель директора по военно-патриотической работе

17

Первая

Троненко Елена Александровна

Заместитель директора по научно-методической работе

20

Первая

1.10.Психолого-социальная служба:

ФИО

Должность по штатному расписанию

Стаж

Категория

Киселева Жанна Геннадьевна

Социальный педагог

3




Карачун Ольга Анатольевна

Социальный педагог

2




1.11.

Структура контингента

Начальная

Основная школа

Средняя

Всего

Количество обучающихся

72

59

10

141

Общее количество классов

4

5

2

11

-общеобразовательных

4

5

2

11

- профильных













- гимназических













- лицейских













- коррекционных













- компенсирующего обучения













1.12.ИНН\КПП: 3843002350/385101001

1.13. ОГРН: 1023802216712

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование. Представление школьников о духовно – нравственных ценностях , роли традиционной христианской религии в жизни людей достаточно органичено. Это обусловлено общей бездуховностью общества, влиянием телевидения и средств массовой информации на подрастающее поколение. В месте с тем, обучающиеся проявляют живой интерес к изучению истории своего края, истории своей семьи, истории православных праздников. Об этом свидетельствуют результаты проведенных диагностических исследований среди обучающихся МОУ СОШ с. Новогромово.

Так, при изучении поведенческого компонента духовно – нравственной культуры школьников было выявлено , что у 42 % выражена «просвещенная вера – вера не в конкретного, антропоморфного бога, а в высшие сверхъестественные силы, вера в необходимость самой веры в высшие идеалы и ценности, освященные авторитетом высшей духовной силы; у 8% опрошенных преобладает «традиционная вера» – не абсолютная, но достаточно глубокая вера в традиционную для страны и народа религию с элементами бытового суеверия и бытового атеизма; у 49% опрошенных преобладает «сознательный атеизм» – отсутствие всякой веры, сопряженное с равнодушием к вопросам и проблемам религии и веры, и даже иногда с критикой религии.

Диагностика по выявлению уровня духовно - нравственной направленности школьников показала ,что напряженная духовная деятельность по поиску и обоснованию идеальных, высших ценностей и сил, духовная работа над нравственным самосовершенствованием на основе веры в высшие духовные силы и ценности наблюдается у 5% опрошенных школьников ;более или менее систематическое соблюдение основных обрядов традиционного культа, а также праздников и употребление основного набора молитв по важным поводам жизни наблюдается у 50% опрошенных школьников; полное отсутствие всяких признаков исполнения религиозных обрядов, если участие в них то формальное из любопытства или по принуждению, а также иногда активная атеистическая деятельность в основном в форме атеистической пропаганды присуща 44% школьникам.

Изучение когнитивного компонента показало, что большая часть школьников – 59% человек- знакома с религиозными праздниками и обрядами, однако достаточно поверхностно.

67% человек опрошенных назвали своей верой православие ,33% человек не ответили на вопрос, связанный с определением своей веры.

Обучающиеся указали в анкетах , что мало знакомы с понятием «сектантские организации» ,компетентным в вопросах духовно – нравственной культуры считают себя 11%обучающихся.

Таким образом, данные изучения духовно – нравственного уровня школьников позволяют сделать вывод о том, что введение в учебно - воспитательный процесс школы программы , которая позволила бы комплексно , а не фрагментарно подойти к духовно - нравственному развитию , является актуальным. В связи с этим разработана программа «Истоки», назначение которой заключается в привитии нравственных принципов подрастающему поколению, а также воспитание личности, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененной в духовных и культурных традициях русского народа.

Объект исследования - духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности.

Предмет исследования – механизмы духовно- нравственного воспитания на территории сельской местности.

.Целью программы является обоснование необходимости и определения механизмов духовно- нравственного воспитания детей и молодежи на территории сельской местности.

Задачи программы:

  • Провести анализ теоретических исследований, передового педагогического опыта по проблеме духовно – нравственного воспитания школьников.

  • Сформулировать совокупность принципов реализации основ духовно- нравственного воспитания в условиях единого образовательного и социокультурного пространства. –

  • Выявить организационно-педагогические условия, влияющие на качество процесса духовно- нравственного развития в условиях единого образовательного пространства.

  • Изучить уровень сформированности когнитивного компонента и духовно – нравственной направленности, ценностные ориентации обучающихся 1- 11 классов школы.



  • В соответствии с результатами диагностики на основе изученной методической, учебной и духовной литературы разработать модель процесса духовно – нравственного воспитания школьников – модульную программу , предусматривающую взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы по духовно- нравственному воспитанию .

  • Экспериментально апробировать модельные построения духовно – нравственного воспитания школьников с использованием православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.



  • Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

  • Раскрыть определяющую роль православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства;

  • Описать результаты экспериментальной работы, подготовить методические рекомендации на основе экспериментальной работы с описанием механизмов духовно – нравственного воспитания детей и молодежи.

 Рабочая гипотеза: процесс духовно – нравственного воспитания школьников, обучающихся в 1- 11 классах будет эффективным, если

- во - первых, будет обеспечена интеграция социально – педагогического, образовательно – содержательного и организационно - методического аспектов программы;

- во – вторых, при организации учебной и внеучебной деятельности по развитию личности школьников будут учтены принципы духовно – нравственного воспитания школьников;

- в- третьих, будет обеспечена взаимосвязь работы школы, детского сада, Дома культуры .

Критерии результативности

1. Создание единой системы духовно – нравственного воспитания обучающихся.

2. Повышение уровня сформированности нравственных качеств обучающихся.

3. Формирование у школьников умения заниматься исследовательской и творческой деятельностью духовно – нравственной направленности.

4.Пробуждение интереса к истории, культуре и традициям родной страны.

Принципы реализации программы:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории и культуре нашей страны;

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки» iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...

Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки» icon«Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи». Логинова Н. В....
Логинова Н. В. Сохранитель основы нашей нравственности …Деятельность лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания. // Научно-просветительский...

Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки» iconПрограмма для детей и молодежи «Духовно-нравственное воспитание в современной светской школе»

Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки» iconДуховно-нравственное воспитание на уроках английского языка
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества,...

Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки» iconВ. А. Сухомлинский Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается...
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества,...

Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки» iconИтоговый отчет по работе экспериментальной площадки
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс

Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки» iconДоклад на тему «Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе»
В наше непростое время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особое значение

Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки» iconДуховно-нравственное воспитание детей и подростков: из опыта работы...
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков: из опыта работы Таврической Центральной детской библиотеки / Центральная детская...

Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки» icon· законодательство РФ в сфере молодежной культуры
«Современная молодежная культура: изучение, коррекция, перспективы». Данная конференция седьмой ежегодный форум, посвященный одному...

Программа экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание детей и молодежи в условиях сельской местности (на примере муниципального образования села Новогромово) «духовные ростки» icon«Гуманно-личностное взаимодействие субъектов образовательного процесса...
Выступление на VII районной конференции по духовно-нравственному воспитанию Стратегия духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru