Тема: «матёра российская атлантида»




Скачать 130.56 Kb.
НазваниеТема: «матёра российская атлантида»
Дата публикации03.12.2013
Размер130.56 Kb.
ТипРассказ
5-bal.ru > Культура > Рассказ

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ В.Г. РАСПУТИНА

«ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ»

ТЕМА: «МАТЁРА – РОССИЙСКАЯ АТЛАНТИДА»

ФОРМА УРОКА: УРОК-ДИСКУССИЯ



Личностные цели:

  • осмысление обсуждаемой проблемы, нахождение в ней личностного смысла;

  • осознание старшеклассниками своей компетентности;

  • самореализация, самоактуализация личности учащегося;

  • развитие рефлексивной способности;

  • овладение способами саморегуляции и самосовершенствования;

  • формирование личностной позиции;

  • усвоение культурных и социально значимых ценностей.

Креативные цели:

  • развитие творческого потенциала учащихся.

Когнитивные цели:

  • развитие дивергентного и образного мышления, способности к исследовательской деятельности;

  • обеспечение знаниями о человеке, культуре, истории, природе как основе духовного развития.

Предметные цели:

  • создание на уроке благоприятного эмоционально-психологического климата;

  • развитие познавательного интереса к литературе;

  • овладение навыком филологического анализа художественного текста;

  • развитие устной и письменной речи.











Рассказ учителя о Распутине

Валентин Григорьевич Распутин — один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем.

И снова слово самого писателя: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни”.

В. Распутин сам о себе рассказывает так:

«Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был, как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало».

В. Распутин – из плеяды писателей, способных встревожить души юных читателей, передать им свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни.

Детство Распутина прошло в низовьях Ангары, в небольшой д. Аталанке, которая впоследствии была перенесена на берег Братского моря.

Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. Об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1972г.).

В 1954 поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета.





«Прощание с Матёрой» - история затопления острова с одноименным названием. Сюжет повести взят из жизни самого писателя. И это легко угадывается при чтении. Матеру ждет участь Аталанки - родной деревни писателя, которая находилась в зоне затопления, когда строилась Братская ГЭС. В произведении люди представлены в момент расставания с землей. Однако этот частный случай - только основа для авторских размышлений.

Главная тема этой повести - начавшееся нравственное опустошение людей. Теряются такие понятия, как совесть и правда. Люди забывают о святынях, об истории своего народа, которая передавалась из поколения в поколение. И только костяк деревни смог сохранить этот особый мир.

- Какие проблемы ставит Распутин в повести «Прощание с Матёрой»?

Прежде всего автор говорит о проблемах духовных, связанных с совестью, с памятью, с верой. Остро ставит проблему самого существования народа, опасности утраты его самобытности, культуры. Распутин касается и экологических проблем, расширяя эти понятия, говоря об экологии души.

Это проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом.

- Чтобы понять, как раскрывается проблема у Распутина, надо обратиться к повести «Прощание с Матёрой».

- В чем смысл конфликта повести Распутина?

Чем объясняется в повести такое трепетное отношение к кладбищу?

Обратимся к словарю синонимов З.Е. Александровой.

«Кладбище – некрополь (книж), древнее: могильник; сельское: погост; место вечного упокоения (высок.), попово гумно, Богова делянка (устар.)»

Какой смысл заложен в слове «погост»? Какова его этимология?

C точки зрения ортодоксального православия, кладбища – священные места, где покоятся (гостят) тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священным и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.

Приняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм Святым Животворящим Крестом, начертанным или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они воскреснут. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать её в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего находится здесь, в земле, а душа – на небо, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

- Что для Дарьи значат могилы близких ей людей?

«Могилы зорить… - Дарья взвыла. – А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребята лежат?.. Ты не человек.. ты перед всем миром ответишь ».

- Почему тех, кто спиливает кресты и надгробия, называют жители «иродами», «обсевками», «нехристями»?

Разрушение и осквернение захоронений всегда считалось святотатством.

- Что такое «святотатство»?

Святотатство – кощунство, поругание, посягательство на святыню, богохульство, преступление.

Почему сцена прощания Дарьи с родными могилками становится идейно-художественным центром произведения? Вам было поручено проанализировать этот эпизод (18 глава).

Учащиеся читают свои творческие работы .

- На какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение родных могил?

«… зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной матёринской ратью, отдав всё своё для неё, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен

чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится».

«… эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал. Что ты – не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, - вот это всё запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей».

Действительно, человек - лишь узелок в нескончаемой нити поколений. Человек – часть семьи, семья – часть рода, род – часть – народа, народ – часть Родины… Рождение, родители, род, народ, родина – однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки…

- К Дарье тянутся люди. Не случаен и выбор имени героини (сильная, побеждающая). Что дает ей силу?

Дарья является воплощением вековых нравственных устоев.

Героиня чувствует свою ответственность перед умершими родственниками. В тяжелые минуты она обращается к Богу, и тогда ей открывается высший смысл происходящего. Она чувствует ритм времени и покой вечности в их единстве. Свою жизнь она мыслит не с момента рождения, а много-много раньше. Сколько поколений копило для неё жизненную силу! Она понимает: ты – не просто человек, творящий себя с нуля, ты сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе всё: само существование, оставили в наследство навыки, умения. Отсюда и её глубоко личная тема ответственности и долга перед умершими. Не за себя, за свой привычный уклад, а за свой род болеет и борется до последнего она. Дарья осознает себя ответчицей за попираемую честь предков. Её служение им – долг, смысл её жизни. Её растревоженной совести представляется видение будущего Суда, где расходящимся клином стоит весь её род, а на острие этого клина она как ответчица. В её душе рождаются вечные вопросы: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, ради движения, ради этого беспрерывного продергивания – зачем тогда приходить на эти могилы».

На этот ответ у Дарьи пока только один ответ.

- В чем Дарья видит свою правду?

«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - утверждает она.

- Что означает для человека память?

Дарья говорит своим землякам: «Памяти никакой не стало, вся износилась…».



- Что она имеет в виду? Согласны ли вы с ней? Почему «износилась память»?

- Чем опасно для человека забвение прошлого?

- Почему эту правду не может постигнуть сын Дарьи – Павел?

«Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда? Почему я не могу её отыскать?»

«… слабы мы, непамятливы и разорены душой». «… душу свою потратили – вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?» Что дало основание Дарье говорить о разорении души матёринцев?


Д.С. Лихачев писал: «В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активное, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад… ».

Исток трагедии следует искать в отклонении и нарушении основ бытия. «Всё, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы». (Служба – служение, поручение). Значит, жители острова утратили истинный смысл жизни, «самостоянье» человека? Почему это произошло? За что Дарье жалко человека?

«Он думает, он хозяин над ей (жизнью), а он давно-о уж не хозяин. Давно из рук её выпустил. Она над им верх взяла… Вы её из вожжей отпустили, теперь её не остановишь. Пеняйте на себя».

- Символично описание церквушки в начале повести. Как судьба заброшенного храма связана с судьбой Матёры?

Происходит разрушение соборности как основного жизненного правила материнцев.

«Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг другу, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы много ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один – легче затем освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения». (Сцена пожара).

Нанимается в пожогщики Петруха, сама сжигает свою избу Клавдия: она устала от бесконечного деревенского труда, а переселение представляется ей освобождением, выходом в легкую жизнь.

Не случайно Андрей спрашивает бабушку Дарью: «… почему тебе человека жалко?» Человек боится смерти – убеждена Дарья. Не потому ли человека извечно преследует мечта о бессмертии, хотя бы о бессмертии души. Когда человек умирает – страшно. Но куда страшнее, если умирает то, что определяет человеческое существование. Бессмертие как продолжение рода, как передача собственного «образа» в будущее – через потомков. Главной заботой человека должно стать сохранение народного, самобытного, национального, родного.

- Почему в семье Дарьи произошел распад связи трех поколений?

Гоголь утверждал: «Слово – лучший дар Бога человеку». Слово вобрало в себя всю благодать мира: его бесконечность, мудрость, радость и печаль. В языке залог выживания. Слово неисчерпаемо и одухотворено. В чем коренится причина «немоты» многих персонажей повести?

- Почему Петруха и Богодул утратили свое подлинное имя?

А ведь в имени заложено земное предназначение человека…

Раскройте идейно-художественный смысл 11 главы (сцена сенокоса).

Сцена, ставшая смысловым узлом, поэтизирует жизнь миром. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовлетворение от общения друг с другом, с природой. Земля, по мнению Дарьи, дана человеку «на подержание»: её надо беречь, сохранить для потомков.

Затопление Матёры напоминает библейскую историю о вселенском потопе. Погружение во тьму неизбежно сопровождалось отказом от слова, от своего имени и памяти о нем.

Эта повесть о разрушенном и затопленном доме. Причины трагедии получили не только художественное воплощение, а духовное осмысление. Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили – и не заметили, как себя потеряли. Свою память и историю. Любовь к Родине, к могилам родителей.

«Малая родина» Распутина, деревня его детства Аталанка, оказалась на дне Братского моря. Многие переживания героев повести были испытаны его родными и близкими. Уничтожение с корнем векового уклада нашло отражение в очерке «Вверх и вниз по течению». Целый ряд мотивов будущей повести обнаруживаем в этом очерке: азарт разрушения, инстинкт озлобления, плач, вой собак, скота, крики, прощание с родными молитвами, обреченными на затопление. Переживание писателя переходит в философское раздумье о судьбе своей земли, о себе самом.

В своей книге «Что в слове, что за словом»: «Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством… «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет».

Вот почему такой щемящей болью напоена его повесть «Прощание с Матёрой».

У Андрея Вознесенского есть потрясающее стихотворение:

Ты молилась ли на ночь, береза?

Вы молились ли на ночь,

Запрокинутые озера

Сенеж, Свитязь и Нарочь?

Вы молились ли на ночь, соборы

Покрова и Успенья?

Покурю у забора.

Надо, чтобы успели.

У лугов изумлявших –

Запах автомобилей…

Ты молилась, Земля наша?

Как тебя мы любили!

Солнце идет по небу медленно, а закатывается так стремительно, что сердце сжимается от печали. Распутин писал этот закат вечной деревенской, всё определяющей в душе России, пока солнце не закатилось совсем. И мы, как перед лицом смерти, словно впервые видим, какое счастье мы оставляем в своих матерях и своей крестьянской Родине, какую красоту и правду, какую любовь и силу. »… Великий мыслитель И.А. Ильин утверждал: «Есть Россия земная – русской душе естественно любить её и противоестественно не любить её. Ибо она – наше материнское лоно; наша детская колыбель, наше земное, отеческое гнездо, наше национальное жилище, наш отведенный нам Богом сад».

- Предавая смерти Матёру, что губят люди?

Родовую память, историю, вековые устоявшиеся традиции, «чувство собственного духовного достоинства

- Почему сцена прощания Дарьи с домом становится идейно-художественным центром повести?

- Что вкладывает Распутин в понятие «дом»?

- Что значит дом для старухи?

Дом – основа родовой укорененности человека посредством памяти о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придет». Дом – это незыблемые нравственные заповеди. Дом – это открытость миру, причастность общей жизни. В этом доме прожила свою жизнь Дарья Пинегина, и прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая в последний путь. Утрата Дома, по мнению В. Распутина, - трагедия национальная.

Учащиеся читают творческие работы с анализом 20 главы.

Заключительное слово учителя.

И.А. Ильин писал: «Современному человеку становится всё яснее, что он живет без святыни и что жизнь без неё будет невозможно вынести. В этом он прав. Не в том смысле, что объективное существование мира как-то «потеряло свое значение» и сейчас лежит перед ним оскверненное и мелкое. Здесь скорее всего все по-прежнему. Как и прежде, благоухают самые причудливые цветы, ему поют прекраснейшие голоса мира; как и прежде… Осквернен не мир как таковой; он остается тем же, чем был всегда – великим иероглифом Господа, воспламененным и оживленным божественными лучами света… осквернение относится к самому человеку, к внутреннему устройству его души, его восприятия, его сердца и соответственно – к возникшему в нем образу мира. Его духовная жизнь как бы опустошена и обессилена… Душевно-духовные органы, которые призваны найти святыню и восславить ее, как бы поражены параличом. Он смотрит в мир и не видит в нем ничего Божественного и Святого; так и в истории, в своих ближних и в себе самом. То, что он видит, это как бы мир без солнца. Так он носит в себе мировоззрение без солнечного света: холодную тьму, ужасную бездну, где мертвая машина продолжает стучаться в вечность…

Современный просвещенный человек… в нем погасло святое пламя сердца. Ему недостает духовной энергии убеждения, порыва духовной страсти, без которых в мировой истории не свершилось ничего великого… Тогда как действительно непобедимая и неиссякаемая сила вливается в человека из Святыни».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «матёра российская атлантида» iconМарьям Яндиева Ингушская Атлантида: Шамиль Ахушков Назрань-Москва 2009
Яндиева М. Д. Ингушская Атлантида: Шамиль Ахушков. – Назрань-Москва: Ингушский «Мемориал», 2009 г. – 92 с

Тема: «матёра российская атлантида» iconТенденции подготовки библиографических ресурсов в электронной форме: теория и практика
Министерство культуры рф, Российская национальная библиотека (рнб), Российская государственная библиотека, Российская книжная палата,...

Тема: «матёра российская атлантида» iconПлан-конспект урока Тема урока: Воспроизводство населения
География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А. И. Алексеев, В. В. Николина, С. И. Болысов/, под ред. А....

Тема: «матёра российская атлантида» iconБорис Моносов Психотроника (часть 1)
Данная книга является незавершенной. Последующие части будут опубликованы на Официальном сайте Школы и Института Магии Атлантида

Тема: «матёра российская атлантида» iconРеферат на тему: «Атлантида культурная загадка древности»
Проблема Атлантиды! Какой заманчивой и интересной кажется загадка этой легендарной земли

Тема: «матёра российская атлантида» iconРоссийская Федерация Российская Федерация Администрация городского...
Новая система оплаты труда как фактор усиления мотивационной основы управления педагогическим персоналом школы

Тема: «матёра российская атлантида» iconУрок по кубановедению (4 класс) Тема «Нет в мире краше Родины нашей»
Российская Федерация, 350916, город Краснодар, станица Елизаветинская, ул. Советская 62

Тема: «матёра российская атлантида» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история»
Охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...

Тема: «матёра российская атлантида» iconПрограмма курса для студентов Москва 2007 Введение
Он охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...

Тема: «матёра российская атлантида» icon2. руководство министерства и иные представители мчс РФ 2 Российская...
Российская газета (Москва), №180, 27 2008, школьный звонок без пожарной сирены 3


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru