Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России»




Скачать 175.53 Kb.
НазваниеПояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России»
Дата публикации06.11.2013
Размер175.53 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Пояснительная записка

к завершенной предметной линии учебников

«Духовно-нравственная культура народов России»

(комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»)

для 4—5 классов общеобразовательных учреждений

УМК «Школа России»

ОАО «Издательство «Просвещение»


  1. Вступительная часть.

Состав завершенной предметной линии учебников «Духовно- нравственная культура народов России»:

1. Кураев А.В. . Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4−5 кл.

2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4−5 кл.

3. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4−5 кл.

4. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4−5 кл.

5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур.

4–5 кл.

6. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4−5 кл.
Завершенная предметная линия учебников «Духовно-нравственная культура народов России» составляет комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» введен в учебный процесс общеобразовательных школ на основе поручения Президента России от 2 августа 2009 г. и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на решение основных задач реализации содержания обязательной предметной области учебного плана ФГОС — «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» (п.19.3. Учебный план начального общего образования ФГОС).

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Все модули нового предмета имеют светский, культурологический характер.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 2 ч в неделю в IV четверти 4 класса и 2 ч в неделю в I четверти 5 класса.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса, предлагаемых для изучения.

Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательный процесс государственных и муниципальных школ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

В современных условиях содержание воспитательного процесса основывается на отечественных духовных традициях, нравственных приоритетах и идеалах, моральных нормах, хранимых в религиозных и культурных традициях многонационального народа России. Учебно-воспитательный процесс обоснован пятью важнейшими национальными духовными традициями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом, светской этикой. Обучающиеся могут изучать их отдельно или обзорно в рамках модуля «История мировых религий».

Учебно-воспитательный процесс в рамках комплексного курса направлен на знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Комплексная организация курса и возможность выбора для изучения одного из шести модулей обеспечивает удовлетворение культурно-образовательной потребности родителей (законных представителей) в более тесном приобщении ребенка к духовным традициям его семьи — религиозным или светским.

2. Основная концептуальная идея, ее особенности и соответствие целям и задачам современного образования, ФГОС.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)», «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основное содержание всех модулей курса

В соответствие с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Новый учебный курс призван актуализировать в содержании общего образования задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребенка. Он является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса начальной и основной школы и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития младшего подростка.

Основной принцип, заложенный в содержании курса — общность в многообразии, «многоединство», «поликультурность» — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России — формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России — воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, история, литература и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного предмета и системы межпредметных связей педагогически моделирует, содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций России.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.

3. Реализация целевых установок учебника — ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

3.1. Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена: иллюстративным материалом в полной мере отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебное содержание раскрывается на материале отечественной истории. Например, в учебнике «Основы исламской культуры», урок 19 «Нравственные ценности ислама» сказано: «Важнейшим моральным качеством человека является любовь к родной стране. Любовь к Родине — это забота людей о том, чтобы улучшить жизнь на своей земле, сохранить родную природу. Тот, кто любит свою Родину, никогда не причинит ей вреда, будет жить и трудится так, чтобы всем соотечественникам жилось лучше. Он не покинет страну в беде». Далее приводятся примеры патриотического поведения мусульман в Отечественных войнах 1812 г. и 1941—1945 гг.

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России. Например, уроки 18 в учебниках «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» называются соответственно: «Как христианство пришло на Русь» и «История ислама в России».

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. В качестве примера приведем фрагмент текста уроков 20—21 из учебника «Основы буддийской культуры»: «Для буддистов очень важно выработать в себе внутреннюю дисциплину… Если буддист хочет жить в ладу с самим собой, а также быть полезным для других, он должен стремиться развить в себе шесть совершенств: щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитацию и мудрость». В содержании учебников представлены специальные уроки: «Свобода и ответственность» (№ 10 «Основы светской этики»), «Долг, свобода, ответственность, труд» (№ 29 «Основы мировых религиозных культур»).

4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Содержание каждого урока в каждого из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление (уроки 16—17).

5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

С этой целью в учебниках предусмотрены специальные уроки: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» (№ 27 «Основы мировых религиозных культур»), « Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» (№ 21 «Основы иудейской культуры»), «Дружба и взаимопомощь» (№ 21 «Основы исламской культуры»), «Зачем творить добро?» (№ 21 «Основы православной культуры») и многие другие.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших. Она раскрывается в уроках «Христианская семья» (№ 28 «Основы православной культуры»), «Ценности семейной жизни в иудейской традиции» (№ 28—29 «Основы иудейской культуры»»), «Семья в исламе», «Родители и дети», «Традиции гостеприимства» (№ 22—23, 25 «Основы исламской культуры»), «Любовь к человеку и ценность жизни», «Принцип ненасилия» (№ 10—11 «Основы буддийской культуры») и многие другие.

7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Она специально раскрывается в уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№ 26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№ 13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№ 26, 29 «Основы православной культуры») и др. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям — важнейшая задача всех моделей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.

3.2. Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходи уже на первом уроке «Россия — наша Родина». Здесь обучающие получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока. Например, в рубрике «Вы узнаете» на первом уроке формулируются вопросы: «Что такое духовный мир человека?», «Что такое культурные традиции и для чего они существую?». Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности и находить средства ее реализации развивается также в системе заданий, предусмотренных в каждом уроке. Так, после первого урока обучающиеся получают следующие домашние задания: «Посоветуйтесь с родителями, взрослыми и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», «Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?». Эти задания школьники выполняют самостоятельно и при участии родителей и других значимых взрослых. Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация перед началом каждого урока — реализация поставленных задач в содержании урока — творческие домашние задания, характерна для всех уроков.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащесяму самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.

3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце 4 четверти 4 класса (уроки 16—17) предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых. Умение осуществлять информационный поиск развивается в диалоге, коммуникации старших и младших, сверстников между собой. Получаемая обучающимися информация, и сам способ ее получения имеют выраженное антропологическое, нравственно-ориентированное измерение. Например, урок 23 в учебнике «Основы исламской культуры содержит задание: «С помощью старших подготовьте рассказ о какой-нибудь многодетной семье. Выясните, что требуют в первую очередь родители от детей. Как распределяются обязанности между членами семьи».

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого. Например, в учебнике «Основы православной культуры», урок 17 обучающимся предлагается задание: Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия? Создайте небольшую инсценировку, чтобы проиллюстрировать свое понимание. При выполнении данного задания осуществляется перевод содержания религиозных текстов и понятий на художественный язык, язык образов, действий, что обеспечивает приращение смыслов. Урок 21 в учебнике «Основы исламской культуры» содержит следующее задание: «Попробуйте объяснить на примерах смысл поговорки «С хорошим другом горы свернешь, с плохим другом горя хлебнешь».

5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки 16—17 «Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение (урок 31—33) презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.

В учебниках предусмотрены задания, не предполагающие однозначного ответа, ориентированные на понимание различных точек зрения. Например, учебник «Основы исламской культуры», урок 21 содержит задание: «Обсудите в классе такую ситуацию: взрослым не нравится твой друг, они запрещают вам общаться. Как поступить? Ведь неправильно не слушать взрослых, но и дружбу не предают».

6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:

— разные учебники имеют общие 1 и 30 уроки, в которых выражена задача каждого модуля — приобщение к традициям многонационального народа России;

— большая система творческих заданий, обеспечивающая деятельностный, развивающий характер обучения, коллективную работу обучающихся, старших и младших;

— организация школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», завершающего изучение комплексного курса.

3.3. Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Достижение этих результатов обеспечивается всем содержанием учебников, их методической структурой, единством учебной и внеучебной деятельности.

4. Особенности предметного содержания:

4.1. Соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возможности для формирования базовых национальных ценностей.

Содержание учебников организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса в границах каждого модуля является воспитание личности гражданина России на основе избранной им духовной/культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модулей: Россия, патриотизм, нравственность, духовность, традиционная религия.

4.2. Возможности для формирования УДД.

Обеспечиваются развивающим, творческим характером организации учебного содержания, включение в учебных процесс текстов различных стилей и жанров, единством теории и личного опыта обучающихся и их родителей, других взрослых.

5. Особенности методического обеспечения завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России».

5.1. Возможности методического аппарата учебников, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании младших школьников.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующими особенностями методического аппарата учебников:

— согласованностью всех модулей по основным целям, базовым ценностям, порядку изложения учебного материала, что позволяет выстраивать понятийные, содержательные связи между модулями. Например, в учебнике «Основы исламской культуры», урок 9 содержится задание: «Какие Божественные Писания вам известны? С именами каких пророков они связана? Что объединяет Божественные Писания? Чему они учат людей?»

— выстраиванием связей между отдельными модулями и другими учебными предметами. Например, учебник «Основы исламской культуры», урок 9 предусматривает задание: «Как вы думаете, почему А.С.Пушкин проявил интерес к исламу? Обсудите в классе свои предложения»;

— представлением учебного содержания одновременно в виде учебника и электронного приложения к нему;

— использование технологий активного, диалогового обучения, предусматривающих поиск обучающимися дополнительной информации и включение в образовательный процесс родителей и других взрослых;

5.2. Возможности методического аппарата завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России», направленные на использование современных методов и технологий организации учебно - воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности.

Для методической организации внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» разработана «Книга для родителей», разъясняющая родителям (законным представителя) обучающихся особенности и задачи курса и то, как они могут помочь своим детям в изучении данного курса.

6. Содержание учебников учитывает возрастные особенности развития детей. В этой связи учебники красочно иллюстрированы, разработаны в соответствии с требованиями к учебникам. Вместе с тем, необходимо учитывать, что 10—11 лет — младший подростковый возраст. У ребенка появляется чувство взрослости. Содержание учебников удовлетворяет эту потребность младшего подростка во взрослости, поскольку направлено на диалогическое осмысление жизненно важных вопросов о смысле жизни, о добре и зле и др., значимых в мире взрослых.

Содержание учебников призвано обеспечивать духовно-нравственное развитие школьника. В этом смысле оно способствует укреплению духовного и социально-психологического здоровья школьников.

7. Заключение. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой компактную современную образовательную систему, направленную на духовно-нравственное развитие обучающихся, обеспечивающую единство обучения и воспитания школьников, согласование педагогических усилий семьи и школы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России» iconРабочая программа составлена на основе Рабочей программы предметной линии учебников «Сферы»
Рабочей программы предметной линии учебников «Сферы» 5-9 класс. В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М. Просвещение, 2011

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России» iconПрограмма по окружающему миру о. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Л. Г. Кудрова
При отборе учебного материала по окружающему миру, разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной...

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России» iconПояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4...
Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе...

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России» iconПояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4...
Реализация идеологической основы фгос — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе...

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России» iconПояснительная записка к завершенной предметной линии, реализуемой...
«Биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов» Авторы: Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, С. Г. Мамонтов Издательство «бином....

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России» iconПояснительная записка к системе учебников «Перспектива» (для 1−4...
Реализация идеологической основы фгос − «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в системе...

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России» iconПрограмма по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями...
При отборе учебного материала по окружающему миру, разработке языка изложения, методического аппарата учебников завершенной предметной...

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России» iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России» iconРабочая программа по английскому языку для 5 класса разработана в...
Федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования и рабочими программами...

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Духовно-нравственная культура народов России» iconУчебно-методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы...
Основы духовно-нравственной культуры народов России в Федеральный перечень вошли 10 учебников


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru