Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы




НазваниеВоспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы
страница1/19
Дата публикации29.08.2016
Размер2.96 Mb.
ТипАвтореферат
5-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи

ТРЕГУБОВА ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Специальность 13.00.01 - общая педагогика,

история педагогики и образования
ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Рогожникова Раиса Анатольевна

Пермь 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ



18

1.1.

Экологическая культура: понятие, сущность, структура

18

1.2.

Образовательная среда школы и педагогические условия

ее создания


43

1.3.

Модель процесса воспитания экологической культуры

у подростков в условиях образовательной среды школы


69

Выводы по первой главе

94

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ


98

2.1.

Подготовительный и констатирующий этапы экспериментальной работы


98

2.2.

Апробация модели процесса воспитания экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы


112

2.3.

Анализ результатов экспериментальной работы по апробации модели процесса воспитания экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы



168

Выводы по второй главе

177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

180

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

185

ПРИЛОЖЕНИЯ

211


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией его содержания и структуры. Они затрагивают все сферы, в том числе и решения задач воспитания экологической культуры, развития экологического образования учащихся. В основных направлениях государственной политики в области экологического развития России до 2030 года определены некоторые механизмы решения данного вопроса, связанные с обеспечением направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения и включением вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

Идеология развития общества, в основе жизнедеятельности которого лежит ответственность за сохранение биосферы, вносит существенные коррективы в отношения человека и природы, заставляет переосмыслить все достижения мировой цивилизации.

Создание нового отношения человека к природе вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой и направленное на коэволюцию биосферы и человечества.  Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры,  формирование которой начинается с детства и продолжается всю жизнь. Главным показателем экологической культуры личности является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей [65],[149].

О необходимости развития экологического образования говорится в таких документах, как Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (2002), Указ Президента РФ № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (2008), «Концепция общего экологического образования для устойчивого развития» (2010), «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012).

ФГОС основного общего образования (2010г.) к личностным результатам освоения основной образовательной программы относит и формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Важнейшим условием реализации основной образовательной программы школы является создание образовательной среды. Проблема создания образовательной среды, в том числе направленной на воспитание экологической культуры подростков, в образовательной организации является не до конца решенной в теории и практике образовательных организаций и заслуживает пристального внимания. К сожалению, лишь в единичных образовательных организациях делаются попытки ее создания.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема воспитания экологической культуры школьников широко обсуждается в педагогической науке. Направления исследований в решении данной проблемы отражены в различных аспектах:

  • методологические основы и условия реализации экологического образования в трудах философов (Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.), педагогов (Е.Н. Дзятковская, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.); психологов (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.);

  • социально-философский подход к взаимодействию природы и общества (В.И.Вернадский, Э.В.Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, М.С.Каган, В.А.Кобылянский, Д.С.Лихачев, Н.Н.Моисеев, В.И. Медведев, Д.Ф. Разенкова и др.);

  • концептуальные подходы развития системы экологического образования (С.В. Алексеев, А.Н.Захлебный, В.А.Кобылянский);

  • вопросы преемственности и создания системы непрерывного экологического образования (И.Т. Гайсин, С.Г.Гильмиярова, В.И. Огоньков, Н.М.Чернова и др.);

  • теоретическое обоснование и пути реализации содержания экологического образования в средней школе (С.В.Алексеев, Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, О.С.Наумова и др.);

  • подходы к определению структуры экологической культуры (Н.С. Дежникова, С.Д. Дерябо, Б.Т.Лихачев, В.Ю.Львова, Н.М. Мамедов, Г.В.Шейнис, В.А.Ясвин и др.);

  • теория и практика формирования экологической культуры учащихся (В. А. Игнатова, Т.В. Кучер, К.А.Романова, О.Ю.Тимофеева, З.А.Хусаинов, А.В.Филинов и др.); в системе дополнительного образования (Р.В. Кельбас, Н.А.Иванова и др.); в условиях детско-юношеских объединений (А.Ю. Соловьев, А.В. Стромова);

  • педагогические условия становления экологической культуры школьников (Г.Б.Барышникова, Н.В. Ульянова и др.);

  • туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков (И.Л.Беккер, И.А.Самарина, Е.А.Игумнова, Е.И. Полянская, С.П.Фокин и др.), младших подростков (Р.А.Рогожникова, Л.Р.Тараканова и др.);

Анализ научной литературы, диссертаций по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что, не смотря на существенные шаги по решению проблемы экологического воспитания школьников, отдельные аспекты воспитания экологической культуры у подростков не достаточно разработаны в теории педагогики. В частности, необходим поиск и обоснование организационных и педагогических условий образовательной среды школы, способствующих воспитанию экологической культуры у подростков. Особую актуальность приобретает развитие теоретического и методического обеспечения экологического образования, главной целью которого является воспитание у учащихся данного личностного образования.

При анализе проблемы мы пришли к выводу, что подростковый возраст - оптимальный для процесса воспитания у школьников экологической культуры. Такие возрастные особенности подросткового периода, как: возникновение нового отношения к учению - стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, оценки важности и возможности своего участия в решении экологических проблем, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми; возможность применения результатов обучения в решении практической, общественно значимой деятельности, являющейся средством вхождения в мир ценностей; появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления; появление стремления к неизвестному, рискованному, испытанию себя; появление сопротивления, стремления к волевым усилиям, пробуждение активного взаимодействования, экспериментирования с миром социальных отношений, приводящее к исполнению своих нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, дадут реальную возможность для процесса воспитания экологической культуры.

Основная идея исследования заключается в том, что экологическая культура подростка, формируемая в условиях целостной образовательной среды школы, является личностным образованием, базирующемся на развитии когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности, результатом ее формирования является активная реализация субъектной позиции обучающегося.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания у подростков экологической культуры, а также сопоставительный анализ педагогической теории с потребностями педагогической практики позволили установить ряд противоречий:

  • на социально-педагогическом уровне: между возросшими требованиями к уровню экологической культуры подростков и недостаточным теоретическим обоснованием педагогических условий его формирования;

  • на научно-педагогическом уровне: между необходимостью научно-теоретического обоснования процесса воспитания экологической культуры у подростков и недостаточностью исследований по данному направлению в педагогической науке;

  • на научно-методическом уровне: между необходимостью совершенствования процесса воспитания экологической культуры у подростков и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по созданию образовательной среды в школе.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы должны быть педагогические условия и содержание образовательной среды школы, с тем, чтобы обеспечить воспитание экологической культуры у подростков.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы».

Цель исследования: выявление педагогических условий и разработка содержания образовательной среды школы, способствующих воспитанию экологической культуры подростка.

Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры у подростков.

Предмет исследования: условия и содержание образовательной среды школы, способствующие воспитанию экологической культуры у подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что образовательная среда школы будет способствовать воспитанию экологической культуры у подростков, если:

  • будут осуществляться организация единого образовательного пространства путем интеграции различных видов деятельности экологического содержания - учебной, внеурочной и внеклассной; привлечение к образовательной деятельности социальных партнеров и родителей; тьюторское сопровождение обучающихся;

  • содержание образовательной среды школы включает комплекс знаний, умений, навыков экологической направленности, приобретаемых в процессе прохождения подростком индивидуального образовательного маршрута, способствующих обретению им личностного смысла и самореализации в экологической деятельности;

  • формирование компонентов экологической культуры будет происходить гетерохронно на основе прохождения подростком в своем развитии через этапы: демонстрационный, ритуальный, стереотипный, осознанного выбора и творческий.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Уточнить сущность, структуру и содержание понятия «экологическая культура подростка».

  2. Выявить педагогические условия создания образовательной среды в образовательной организации, способствующие формированию экологической культуры обучающихся.

  3. Разработать модель процесса воспитания экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы.

  4. Разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы провести апробацию содержания образовательной среды школы, способствующие формированию экологической культуры обучающихся.

Методологическими основаниями исследования являются:

  • личностно-ориентированный подход (А.Н.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.И.Лещинский, А.В.Петровский, В.В.Сериков, А.В. Хуторской, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская и др.);

  • деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

  • культурологический подход (А.Г.Асмолов, М.М.Бахтин, Ю.В.Белкин, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, М.С.Каган, Н.Б.Крылова, С.В.Кульневич, Ю.М.Лотман, С.Ю.Степанов и др.);

  • средовой подход (Ю.С. Мануйлов, А.Т.Куракин, Л. И. Новикова, В.Д.Семенов, Н.Л.Селиванова, В.И.Слободчиков, Е.А.Ямбург, В.А. Ясвин и др.);

  • целостный и системный подходы к рассмотрению педагогического процесса (Ю.А. Конаржевский, Ф.Ф.Королев, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова и др.).

Теоретической основой исследования выступили:

  • положения о единстве обучения и воспитания (И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Н.Ф.Харламов и др.),

  • идеи реализации воспитания в процессе обучения (Б.М.Гришин, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, Э.И.Моносзон, Е.Н. Шиянов и др.);

  • методологические принципы современной системы экологического образования (Е.Н.Дзятковская, С.Н.Глазачев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.);

  • теоретические аспекты формирования экологического сознания, основанные на психологических аспектах взаимодействия человека с миром природы (А.А.Алдашева, С.Д.Дерябо, В.И.Медведев, В.И.Панов, В.А.Ясвин);

  • теоретические подходы к структуре, анализу и характеристике экологической культуры (Э.В.Гирусов, С.Н.Глазачев, М.С.Каган, Б.Т.Лихачёв, Н.В.Реймерс, К.И.Шилин и др.).

  • идеи вариативности и проектирования образовательной среды (А.Г. Асмолов, А.В.Воронцов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, В.И. Панов, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс исследовательских методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:

  • теоретические - анализ философской, педагогической, психологической, учебно-методической литературы, международной и российской нормативно-правовой базы, передового педагогического опыта по проблеме исследования; синтез, обобщение, интерпретация результатов исследования, моделирование;

  • эмпирические – педагогическое наблюдение, психолого-педагогические, социологические методы сбора информации (анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдение), педагогический эксперимент;

  • математические – шкалирование и ранжирование данных;

  • методы статистической обработки результатов исследования (статистический и сравнительный корреляционный анализы с помощью компьютерных программ Microsoft Excel, Statistica,  Windows 2007 (критерий Стьюдента, Фишера)).

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МАОУ «СОШ № 132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми и МОУ «СОШ № 102 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Перми. Выборка для пилотажного исследования составила 428 человек, учащихся 5 классов МАОУ «СОШ № 109», МБОУ «СОШ № 100», МАОУ «СОШ № 115», МАОУ «СОШ № 132» г. Перми. Возраст – 10-11 лет. Из них 225 девочек, 203 мальчика.

Организация исследования. Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый этап (2007-2008 гг.) - подготовительный: выявлены границы исследования, проведен анализ структуры и сущности процесса воспитания у подростков экологической культуры, осуществлен анализ литературы, существующие гипотетические модели, определена тема, разработана программа исследования.

Второй этап (2008 – 2011 гг.) – опытно-поисковый: разработана модель процесса воспитания у подростков экологической культуры; осуществлен подбор диагностического материала для мониторинга исследуемого процесса; выполнены констатирующие срезы; разработан и внедрен в педагогический процесс комплекс условий воспитания экологической культуры у подростков.

Третий этап (2012 – 2014 гг.) – аналитический: осуществлены апробация теоретико-практических основ опытно-поискового исследования, анализ, систематизация, обобщение данных, полученных в ходе работы; разработаны практические рекомендации для педагогов по воспитанию у учащихся экологической культуры; осуществлено внедрение результатов исследования в практику средних общеобразовательных школ; оформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования.

  1. Разработаны организационные основы поэтапного воспитания экологической культуры у подростков; выделены и описаны этапы воспитания: демонстрационный, ритуальный, стереотипный, этап осознанного выбора, творческий.

  2. Спроектирована модель процесса воспитания экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды, включающая целевой, мотивационный, диагностический, содержательный, процессуальный и результативный блоки.

  3. Разработаны критерии и показатели для выделения уровней экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды, которые определяют сформированность структуры отношения: в когнитивном компоненте - система естественнонаучных и экологических знаний о сущности, структуре и содержании экологической культуры; в эмоциональном - эмоциональное состояние личности в процессе общения с природой, нравственно-эстетическое восприятие природной среды; в деятельностном - наличие системы навыков по охране окружающей среды; характер участия в природоохранной деятельности.

  4. Обоснована возможность индивидуализации образовательной деятельности через применение как традиционных, так и инновационных образовательных практик (краткосрочные курсы по выбору, профессиональные пробы, социальные практики) и осуществлено тьюторское сопровождение образовательного взаимодействия с учащимися в процессе поэтапного воспитания экологической культуры у подростков.

  5. Выявлено гетерохронное развитие компонентов экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы, проявившееся в наибольшей выраженности эмоционального компонента отношения при изначально высоком его уровне.

Теоретическая значимость исследования.

  1. Теоретические аспекты воспитания экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы дополнены новыми теоретическими положениями, раскрывающими возможности образовательной среды для формирования исследуемого качества.

  2. Образовательная среда школы представлена как специально созданная и определенным образом структурированная часть образовательного пространства, включающая совокупность материальных факторов, межличностных отношений, психолого-педагогических условий образовательной деятельности, возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, в целях осуществления процесса воспитания экологической культуры у подростков.

  3. Расширен категориальный аппарат педагогической науки за счет уточнения сущности, структуры и содержания понятия «экологическая культура подростка» в условиях образовательной среды школы, которое рассматривается через сформированность структуры отношений, включающего три сферы личности: эмоциональную, когнитивную и деятельностную.

  4. Расширен круг научных представлений об особенностях организации образовательной среды в общеобразовательной организации, оказывающей стимулирующее действие на активность субъектов процесса воспитания экологической культуры.

  5. Выявлены возможности учебного плана образовательной организации в его инвариантной части за счет включения экологического компонента в предметы естественно-экологического и гуманитарного профилей; в вариативной части – за счет учебного курса «Экология» и инновационных образовательных практик.

Практическая значимость исследования.

  1. Предложен к использованию в образовательной практике критериально-оценочный инструментарий для определения уровня сформированности экологической культуры у подростков.

  2. Апробирована и внедрена в образовательную практику ряда школ Пермского края и города Перми организационно-содержательная модель процесса воспитания экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды.

  3. Реализованы возможности привлечения социального партнерства в образовательное учреждение как механизм повышения эффективности воспитания экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды, в ходе которой деятельность учащихся разворачивается как совокупность самостоятельно выбираемых способов и форм реализации индивидуальных интересов, благодаря чему создано открытое культурное образовательное пространство.

  4. Разработаны авторские программы экологических лагерей, научно-исследовательских экспедиций, туристских походов, которые реализованы в процессе воспитания экологической культуры у подростков.

  5. Материалы исследования могут быть использованы в процессе организации городских и краевых научно-практических конференций, семинаров и мастер-классов для педагогических работников с целью повышения квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Экологическая культура подростка нами рассматривается как интегративное личностное образование, составляющими которого являются: когнитивный компонент, отражающий ценностные ориентации, систему естественнонаучных и экологических знаний, взглядов, убеждений, о природе, явлениях природы, экологических проблемах; эмоциональный компонент, характеризующийся эмоциональным состоянием личности в процессе общения с природой; деятельностный компонент, характеризующийся наличием системы практических навыков по охране окружающей среды, характером участия в природоохранной созидательной деятельности.

  2. Педагогическими условиями создания образовательной среды, направленный на стимулирование самореализации и развития подростков в экологической деятельности в процессе воспитания экологической культуры являются: организация единого образовательного пространства путем интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности экологического содержания; использование педагогических технологий; развитие взаимодействия школы с семьей и социальными партнерами; участие родителей подростков в реализации процесса воспитания экологической культуры; тьюторское сопровождение.

  3. Организационно-содержательная модель процесса воспитания экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды, которая включает следующие этапы: демонстрационный, ритуальный, стереотипный, этап осознанного выбора и творческий. Последовательная реализация этапов выводит подростка на качественно новый уровень экологической культуры: элементарный, средний, высокий. Критерием определения уровня развития экологической культуры является сформированность структуры отношения как интегративного личностного образования. Для каждого критерия разработаны следующие показатели: характер владения экологическими знаниями о природе, понимание значимости для человека экологической культуры; эмоционально-эстетическое восприятие природы; непримиримость к нарушению экологического равновесия, активность и инициатива в природоохранной, экологической деятельности. Разработан диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровни сформированности экологической культуры у подростков.

  4. Содержание образовательной среды школы включает комплекс экологических знаний, умений, навыков, формирующихся на основе интеграции урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. Предметы естественнонаучного и гуманитарного профиля инвариантной части учебного плана наполнены содержанием экологической направленности, которые дополнены учебным курсом «Экология» и инновационными образовательными практиками. Существенной частью содержания образовательной среды является социально-значимая деятельность, связанная с содействием решению экологических проблем, что создает условия для самореализации и развития личности подростка. Соответствующее содержание, методы, формы, технологии воспитания данного интегративного образования учитывают выделенные уровни экологической культуры подростков.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, анализом разноаспектных литературных источников по проблеме исследования; комплексом взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, валидностью и надежностью диагностических методик, продолжительностью опытно-экспериментальной работы, последовательностью ее этапов, экспериментальным подтверждением выдвинутой гипотезы, применением статистических методов обработки данных, содержательным анализом полученных результатов эмпирического исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, ход и результаты исследования были представлены и получили одобрение на международных научно-практических конференциях: «XIV международной экологической конференции молодежи «Эко-2009»» (Москва, 2008), «Современные направления развития педагогической мысли И.Е.Шварца» (Пермь, 2009), «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения» (Пермь, 2012); всероссийских научно-практических конференциях: «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва, 2008), «Теория и практика эколого-просветительской деятельности в природоохранных и образовательных учреждениях Российской Федерации» (Тамбов, 2009), «Всероссийская экологическая конференция» (Москва, 2009), «Экологический туризм. Перспективы развития в центральном регионе России» (Владимир, 2009); всероссийских научно-практических семинарах «Модернизация современного образования: к экологической компетентности – через экологическую деятельность» (Санкт-Петербург, 2006), «Исследовательские проекты как средство развития гражданско-патриотического воспитания» (Санкт-Петербург, 2008), «Экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма педагога нового типа» (Санкт-Петербург, 2010); межрегиональных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы подготовки специалистов для сферы образования» (Пермь, 2009); региональных научно-практических конференциях: «Здоровье и образование. Здоровьесбережение в условиях современного образовательного процесса» (Соликамск, 2007), «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» (Пермь, 2010), «Актуальные проблемы биологии, географии, химии» (Пермь, 2011), «Экологическое образование: новое качество в условиях реализации ФГОС» (Пермь, 2011-2012).

На основе материалов исследования были опубликованы научные статьи (в том числе, включенные в перечень ВАК РФ), методические рекомендации для педагогов и учащихся по организации исследовательской и экспедиционной деятельности. Результаты исследования использовались непосредственно в деятельности автора в общеобразовательной школе, внедрялись через его практическую деятельность в качестве руководителя экспериментальной работы в МАОУ «Плехановская СОШ» города Кунгура Пермского края и МАОУ «СОШ № 108» г.Перми. Материалы исследования использовались в процессе организации городских научно-практических конференций «Мой первый опыт» (для учащихся 1-8 классов г.Перми и Пермского края), при проведении семинаров и мастер-классов для педагогических работников в системе повышения квалификации по проблеме «Управление исследовательской деятельностью учащихся» в рамках сотрудничества Университетского округа Пермского государственного научного исследовательского университета. Результаты исследования обсуждались на аспирантских семинарах и на заседаниях кафедры педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. По теме диссертации опубликовано 24 работы, в том числе - 3 в реестре ВАК РФ.

За время выполнения работы были получены гранты краевых и городских программ по экологическому образованию, организации экологических отрядов, лагерей и экспедиций (2008-2013г.г.). Разработанная в ходе исследования модель процесса воспитания экологической культуры у подростков стала дипломантом Всероссийского конкурса общественных инициатив в области экологического образования и просвещения (2010 г.).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 269 наименований и 11 приложений. Текст диссертации представлен на 184 страницах, иллюстрирован таблицами, диаграммами и рисунками.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы iconВоспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы
Охватывает собой сферу отношений человека и общества к природе">