Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год




НазваниеРабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год
страница1/5
Дата публикации27.06.2015
Размер1 Mb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №3


«Согласовано»

на РМО учителей

русского языка и литературы

29.08.2013

Принята

на заседании Педсовета

МОУ БООШ №3

Протокол №1 от 31.08.2013

«Утверждаю»

Директор школы

_____________Белоножка С.И.

31.08.2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Культура общения»

для 5-9 классов

на 2013-2014 учебный год
Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

МКОУБООШ №3

Балакирева О.С.

Бутурлиновка-2013


I. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по культуре общения для 5-9-х классов на 2013-2014 учебный год

составлена на основе авторской программы «Культура общения. 5-9 классы» (Воронеж, 2008), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И.А.Стернина.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет все участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета

Организационно—планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную часть) учебного курса и дает возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Таким образом, рабочая программа представляет широкие возможности для реализации различных к построению учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета.

Культура общения - учебная дисциплина регионального компонента, формирующая адекватное коммуникативное поведение молодого поколения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше? как эффективней?).
Цели и задачи изучения культуры общения

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – совокупность присущих ему как личности норм и традиций общения.

Основные задачи предмета «Культура общения» сводятся к следующему:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций и тенденций современного общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин затруднений и конфликтов, возникающих в общении людей в целом и в их личной коммуникативной практике, знании собственных коммуникативных характеристик (получаемых путём коммуникативного тестирования) и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

  • научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

  • сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи;

  • обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.



Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у обучающихся:

  • устойчивых риторических навыков,

  • устойчивых навыков культуры устной речи,

  • навыков эффективного общения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • понятие поведения, понятие этикета, назначение этикета, почему надо вести себя этикетно, понятие этикета общения, понятие культуры речи и её назначение для человека;

Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя в стандартных поведенческих и коммуникативных ситуациях – при приветствии, прощании, поздравлении и др., уметь употреблять формулы речевого этикета соответственно возрасту и ситуации общения.

Знания умения и навыки, приобретаемые в процессе изучения предмета «Культура общения»

К концу 9 класса обучающиеся должны знать:

Понятия законов, правил и приемов общения; отличия нормативных правил от правил речевого воздействия; виды законов общения, формулировки законов общения; принципы и правила бесконфликтного общения; понятие речевого воздействия; понятия спора, конфликта, скандала, правила эффективного спора; национальные особенности русского общения и общения других народов мира; правила эффективного слушания; приемы стимуляции активного слушания; универсальные требования к деловому общению; правила общения при собеседовании с работодателем; особенности телефонного разговор, требования к деловому телефонному разговору; правила этикета телефонного разговора; требования к отдельным этапам делового телефонного разговора; приемы эффективного делового общения по телефону; требования к деловым документам разных видов.

Обучающиеся должны уметь:

использовать правила и приемы речевого воздействия; использовать правила бесконфликтного общения; анализировать коммуникативную ситуацию с точки зрения проявляющихся коммуникативных законов;

усиливать и защищать свою коммуникативную позицию;

ослаблять коммуникативную позицию собеседника;

отличать споры по существенным и несущественным вопросам;

использовать в практике правила эффективного спора.

Составлять типичные деловые письма

Используемые методы, приёмы и формы обучения культуре общения

В преподавании культуры общения выделяются два основных подхода – деятельностный и рецептивно-аналитический.

Деятельностный подход основан на максимальной включенности учащегося к учебную деятельность на уроке, использовании игр, ролевых игр, тренингов, имитационной деятельности учащихся, разыгрывании сценок, диалогов и т.д. Деятельностный подход наиболее эффективен тогда, когда необходимо закрепить умение и сформировать навык коммуникативного поведения.

Реализация деятельностного подхода в обучении предполагает использование таких приёмов как:

- воспроизведение текста-эталона;

- пересказ устного или письменного текста;

- выступление перед обучающимися своего класса;

- разыгрывание коммуникативной ситуации (для последующего анализа в классе);

- тестирование, анкетирование учащихся;

- «сжатие» и устное резюмирование прослушанного текста, реплики собеседника и т.д.

Реализация рецептивно-аналитического подхода в обучении культуре общения предполагает использование таких приёмов и форм, как:

- демонстрация эталонных коммуникативных образцов;

- демонстрация негативных коммуникативных образцов;

- коммуникативная модификация образцов.

Формами обучения могут быть лекция, лекция-беседа, лекция-обсуждение, аналитический практикум, видеосеминар, сочинение, письменный коммуникативный анализ ситуации и др.

ПЯТЫЙ КЛАСС

Этикет и речевой этикет

(19 часов)

Рабочая программа по культуре общения для 5-9-х классов на 2013-2014 учебный год

составлена на основе авторской программы «Культура общения. 5-9 классы» (Воронеж, 2008), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И.А.Стернина.
Изучение культуры общения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование коммуникативной грамотностиобучающихся;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков,;
- освоение знаний об основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса сводятся к следующему:
1.Сформировать коммуникативную грамотность обучающихся
2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации
3. Вооружить обучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции.
Место предмета «Культура общения » в учебном плане МКОУ Бутурлиновской ООШ№3. Освоение программного материала по культуре общения в 5 классе происходит за счет часов регионального компонента (0,5 часа в год), уроки запланированы во втором полугодии - 1 час в неделю и ориентировано на 19 учебных недель, всего 19 часов.
Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
Учебно-методическая литература:


  • Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс. Пособие. Воронеж, ВОИПКРО, 2008

  • Культура общения. 5,6,7,8,9 класс. Книга для учителя. Выпуск 1-4/ под редакцией И.А.Стернина. Воронеж, 2002


Дополнительная литература:
.

  • А Пиз, А. Гарнер. Говорите точно… - Москва, Эксмо, 2007г.

  • Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах, Москва, «Цитадель», 2006.

  • Г.В.Дятлева, С.А.Хворостухина. Энциклопедия этикета, Изд. 2-е, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006



Структура курса «Культура общения» 5 класс





Наименование раздела


Всего часов


1

Этикет

8

2

Ролевое поведение

11

Всего

19

Данное распределение часов не соответствует распределению авторской программе, авторская программа предусматривает на изучения курса «Культура общения» в 5 классе 17 часов. Увеличение на 2 часа произошло, т.к. данный курс изучается во втором полугодии. Добавлен 1 час на обобщение изученного и 1 час резервного времени
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса

знать:

  • Понятия: вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, этикет, речевой этикет, этикет внешнего вида, этикет поведения, этикет личной переписки, языковой паспорт человека, интеллигентный человек; законы и правила общения, понятие ролевого поведения, виды ролей; понятия похвала, комплимент, лесть.

  • Принципы этикетного поведения и общения;

  • Функции и виды этикета;

  • Национальные особенности этикета;

  • Составляющие внешнего вида человека;

  • Функции одежды, виды одежды по назначению;

  • Функции речевого этикета;

  • Формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;

  • Функции письма, виды писем;

  • Правила оформления и написания писем;

  • Правила выполнения стандартных ролей – ученика, сына, дочери, внука, брата, сестры, друга, подруги, одноклассника, соседа, мальчика, девочки, гостя, пассажира;

  • Причины конфликтов с одноклассниками и ровесниками.


уметь:

  • Анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;

  • Строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением; использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;

  • Определять и исправлять нарушения в этикете своего внешнего вида;

  • Соотносить внешний вид и ситуацию общения;

  • Произнести похвалу, комплимент и ответить на них;

  • Правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;

  • Не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре общения для 5-классника.

  • Объяснять смысл поговорок и пословиц;

  • Правильно ставить ударение в словах.Различать значение слов и правильно их употреблять;

  • Определять родовую отнесенность слов: Уметь образовать форму множественного числа родительного падежа существительных:

  • Уметь образовывать форму множественного числа существительных:

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •   организации собственного досуга и участия в культурной жизни на основе развития культурного общения и интереса к окружающим.


Календарно-тематическое планирование 5 класс (19 часов)

урока

Тема

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Этикет – 8 часов

1

Понятие поведения. Мы живем среди людей.

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с учебным предметом «Культура общения»; познакомить с понятиями вежливость, воспитанность, принципами культурного поведения.

Формирование представления обучающихся о культурном поведении и общении с окружающими,


Упражнения по речевой гимнастике,

решение этикетных ситуаций

Стр.7 , задание 3,4 устно







2

Этикет и этикетка

1

Урок усвоения новых знаний

.Познакомить с понятием и функцией этикета, происхождение слова «этикет», понятие норм этикета

Развитие навыков строить свое поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета; формирование и развитие нравственных, эстетических качеств личности.


Выразительное чтение стихотворения, решение этикетных ситуаций

Стр. 11 Правило выучить, стр.14 зад 4 (устно)







3

История этикета. Национальные особенности этикета

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с историей возникновения этикета; с основными видами и функциями этикета, его национальными особенностями

Формированию представления об истории появления этикета,

Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса к предмету

Сочинить по образцу пословицы, объяснить смысл пословиц

Стр.23 зад.6







4

Этикет внешнего вида.

Правила моды

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с понятием этикет внешнего вида, с элементами, составляющими внешний вид человека,

Иметь представление об этикете внешнего вида,


решение этикетных ситуаций,

Стр29, упр.4







5

Основные функции одежды. Правила моды

1

Урок усвоения новых знаний

Дать определение понятия вкуса и правил моды. Раскрыть основные виды и функции одежды.

Знать понятиями вкуса, моды;;

Уметь соотносить свой внешний вид и ситуацию общения;

Развивать навыки определять и исправлять нарушения в этикете своего внешнего вида;


Упражнения по речевой гимнастике, составление правил моды для 5 -классников

Подобрать одежду для разных ситуаций







6

Понятие речевого этикета.

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с понятием и функциями речевого этикета

Знать функции речевого этикета; формул речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;

навыки применения формул речевого этикета в повседневных ситуациях общения;

Формировать и развивать навыки.


Применения речевых формул в соответствии с ситуацией, возрастом и положением собеседника

Выучить определения, стр.52 зад. 3







7

Языковой паспорт человека.

1

Урок усвоения новых знаний

Дать определение языкового паспорта человека и понятия интеллигентного человека

представления языкового паспорта человека;

Способствовать формированию представления соблюдения речевого этикета интеллигентным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях;

.

Формулы речевого этикета в повседневных ситуациях

, упражнения по речевой гимнастике

Конспект







8

Этикет личной переписки.

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с понятием этикета личной переписки, правилами оформления и написания писем

Дать определение этикета личной переписки;

Помочь раскрыть основные виды писем;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета личной переписки;

Развивать навыки правильного оформления писем различного типа в соответствии с адресатом и поводом;


Соблюдение норм и правил оформления и написания писем;

навыки культуры речи

Стр 61, зад.5,6

Составить письмо другу, взрослому человеку или семье







Ролевое поведение- 11 часов

9

Почему нужны правила общения.

1

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие правил и законов общения. Показать необходимость и «работу» законов общения в повседневных ситуациях общения.



Формировать у учащихся представление о понятии правил и законов общения

Познакомить с различными

причинами возникновения конфликтов

Способствовать формированию представления соблюдения этикета общения воспитанным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета общения;

Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.


Закончить предложения:

1)Воспитанный человек.-это тот..

2)воспитанный человек всегда

(никогда)…..

Решение этикетных задач


Стр. 79, зад.7,8 (устно),








10

Законы общения.

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с основными законами общения. Показать необходимость и «работу» законов общения в повседневных ситуациях общения.

Формировать у учащихся представление о понятии правил и законов общения

Познакомить с различными

причинами возникновения конфликтов

Способствовать формированию представления соблюдения этикета общения воспитанным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета общения;

Развивать навыки культуры речи

Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

Применение законов в повседневной жизни, упражнения по речевой гимнастике

Знать законы общения







11

Понятие ролевого поведения. Взрослые и дети

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с понятием ролевого поведения; показать основные виды ролей.

Формировать у учащихся представление о ролевом поведении;

Познакомить с видами ролей;

Способствовать формированию представления соблюдения этикета общения воспитанным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях;

Способствовать формированию навыков «выполнения» ролевого поведения в соответствии с коммуникативной ситуацией;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи

Способствовать формированию  и развитию познавательного интереса учащихся к предмету

Чтение скороговорок, решение этикетных ситуаций, выполнение теста










12

Роль друга и одноклассницы

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с ролевым поведением ученика; познакомить с правилами выполнения стандартных ролей – ученика, сына, дочери, одноклассника

Формировать у учащихся навык правильно соотносить роль и ситуацию общения;

Способствовать формированию представления соблюдения этикета общения воспитанным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях;

Способствовать формированию навыков «выполнения» ролевого поведения в соответствии с коммуникативной ситуацией;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи


Решение этикетных ситуаций, выразительное чтение стих-ия

Подготовить правила поведения







13

Трудные роли мальчика и девочки.

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с ролевым поведением мальчика и девочки; познакомить с правилами выполнения стандартных ролей – мальчик, девочка, друг, подруга, одноклассники.

Показать учащимся разницу в выполнении ролевого поведения мальчиков и девочек;

Помочь выявить общее в ролевом поведении мальчиков и девочек;

Помочь выяснить причины возникновения конфликтов в отношениях мальчиков и девочек;

Развивать навыки определять и исправлять нарушения в собственном поведении;


Подбор пословиц по разным этикетным ситуациям, выразительное чтение стих-ия










14

Ролевое поведение в общественных местах

1

Урок усвоения новых знаний

Поведение на улице. Кратковременная роль: прохожий, пешеход. Стандартный сценарий ситуации: подготовка к выходу на улицу, движение по улице

Поведение в транспорте. Кратковременная роль: пассажир..

Поведение в магазине. Кратковременная роль: покупатель. Правила исполнения роли покупателя: вход в магазин, выбор покупки, соблюдение очереди, разговор с кассиром и продавцом

Определение цели. Правила поведения в транспорте: для ожидающих транспорт, для входящих в транспорт, для тех, кто едет в транспорте, для выходящих из транспорта Способствовать формированию представления соблюдения этикета общения воспитанным человеком в стандартных коммуникативных ситуациях.


упражнения по речевой гимнастике, решение этикетных ситуаций










15

Поведение в театре и на празднике

1

Урок усвоения новых знаний

Поведение в театре, кинотеатре, музее, на выставке, экскурсии. Кратковременная роль: зритель.


Способствовать формированию навыков «выполнения» ролевого поведения в соответствии с коммуникативной ситуацией;

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи

Правила поведения в ситуациях:

сборы в театр, перед спектаклем,

поведение во время спектакля, антракт, окончание представления










16

Поведение в гостях

1

Урок усвоения новых знаний

Поведение в гостях. Прием гостей. Кратковременная роль: хозяин. Приглашение в гости. Подготовка к приему гостей. Угощение и развлечение гостей. Игры, танцы. Правила поведения во время игры.

Незваный гость.

Приход гостей. Кратковременная роль: гость.

Развивать навыки анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм и ситуации общения;

Развивать навыки культуры речи


Русские пословицы о гостеприимстве и поведении в гостях. Темы для общения с гостями










17

Обобщение изученного по темам

1

Повтори-

тельно-обощаб

щий урок

Этикетное нормы и правила поведения

Способствовать формированию навыков «выполнения» ролевого поведения в соответствии с коммуникативной ситуацией

Решение этикетных задач

Подготовится к зачету







18

Итоговый зачет по темам

1

Урок контроля







упражнения по речевой гимнастике, решение этикетных задач

Зачет







19

Резервный урок



























ШЕСТОЙ КЛАСС

Монолог и диалог

(19 часов)

Рабочая программа по культуре общения для 5-9-х классов на 2013-2014 учебный год

составлена на основе авторской программы «Культура общения. 5-9 классы» (Воронеж, 2008), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И.А.Стернина.
Изучение культуры общения в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование коммуникативной грамотности обучающихся ;
- освоение знаний об основных нормах ведения диалога и монолога,

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи курса сводятся к следующему:
1.Сформировать коммуникативную грамотность обучающихся
2. Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации
3. Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной компетенции.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, публичная защита результатов учебной или исследовательской работы, выступление на конференции, защита реферата, мультимедийной презентации, учебный диалог.
Место предмета «Культура общения » в учебном плане МКОУ БООШ№3. Освоение программного материала по культуре общения в 6 классе происходит за счет часов регионального компонента (0,5 часа в год ), уроки запланированы во втором полугодии - 1 час в неделю и ориентировано на 19 учебных недель, всего 19 часов.

Учебно-методическая литература:


  • Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 6 класс. Пособие. Воронеж, ВОИПКРО, 2008 Культура общения. 6 класс. Книга для учителя. Выпуск 1-4/ под редакцией И.А.Стернина. Воронеж, 2007


Дополнительная литература:


  • Г.В.Дятлева, С.А.Хворостухина. Энциклопедия этикета, Изд. 2-е, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006


Рабочая программа реализует идею межпредметных связей при обучении культуре общения, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

Структура курса «Культура общения» 6 класс.





Наименование раздела


Всего часов


1

Диалог

5

2

Монолог

14

Всего

19
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа учебного предмета «Культура общения. 5 класс»
«Культура общения. 5 класс» составлена на основе программы И. А. Стернина «Культура общения» воипкпро для общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету «Литература» 5 класс
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по информатике для 10-11 классов на 2013-2014 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Соловьихинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по геометрии для 10 «б» класса на 2012-2013 учебный год
Программа по предмету «Геометрии» для I0 классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с требованиями нормативно-правовых...

Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по геометрии для 8 «А» класса на 2013 -2014 учебный год
Программа составлена на основе Примерной программы для общеобразовательных учреждений по геометрии для 7-9 классов

Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год icon31 августа 2013 год 31 августа 2013 год рабочая программа по музыке...
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов

Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая учебная программа Ляпиной Ирины Николаевны (учитель начальных...
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 9 классов...
Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы

Рабочая программа по предмету «Культура общения» для 5-9 классов на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану маоу сош №2 мо г. Алапаевска на 2013 2014 учебный год
Учебный план 7 – 11-х классов маоу сош №2 на 2013-2014 учебный год составлен в соответствии с требованиями следующих нормативных...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru