М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2




Скачать 12.95 Mb.
НазваниеМ. К. Кантор Учебник рисования, том. 2
страница1/136
Дата публикации15.07.2013
Размер12.95 Mb.
ТипУчебник
5-bal.ru > История > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   136

М.К.Кантор

Учебник рисования, том. 2


Летописи такого рода появляются в русской литературе раз в столетие. Писатель берет на себя ответственность за время и, собирая воедино то, что произошло с каждым из его современников, соединяя личный опыт с историческим, создает эпическое полотно, которое сохраняет все детали, но придает им общий смысл и внятность. Все мы ждали книгу, которая бы объяснила, что же с миром и с нами случилось, и одновременно доказала, что случившееся есть тема художественная, что хаос может оформиться в художественный образ эпохи. Теперь такая книга есть. Это роман Максима Кантора «Учебник рисования».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

23


Существуют картины, написанные поверх других, - художник использует былую картину просто как основу, как грунт. Случалось, живописец брал законченную картину, чтобы писать поверх нее - просто от недостатка холста. Чаще всего так поступают с собственной картиной, если признают ее негодной, но бывали случаи, когда художник брал чужой холст и писал поверх него. Разумеется, это предполагает достаточно высокую самооценку художника и, во всяком случае, неуважительное отношение к труду предшественника. Рассказывают, что Модильяни, не имея возможности приобрести чистый холст, заходил к знакомому торговцу картинами, который давал ему выбрать чужую картину для работы - среди тех, что не находили спроса. Согласно рассказу, Модильяни, прежде чем забрать чужой холст, долго к нему присматривался и, если находил хоть что-нибудь достойное внимания, не мог позволить себе записать чужую картину. Иногда он проводил часы, разглядывая чужие - вероятно, не самые выдающиеся - картины, и, после колебаний, так и не решался ничего взять. Видите, показывал он на деталь в чужом холсте, какой интересный фрагмент - его нельзя уничтожать. Напротив того, Пикассо славился бесцеремонностью, он не мог себя сдержать и покрывал живописью любую поверхность - в том числе картины друзей. Его, как говорят, было опасно оставить в чужой мастерской: он мог записать чужой холст, не говоря о том, что рисовал на полу, дверях и стенах.

Известны случаи, когда мастер заканчивал набросок ученика (как, например, Рембрандт - неоконченные ландшафты Сегерса) или, напротив, когда великий ученик довершал недоделанное мастером (так Тициан заканчивал «Сельский концерт» Джорджоне).

Подобную возможность - то есть исправить или вовсе покрыть другой живописью законченный холст - появилась только с изобретением масляной живописи; ранее такой возможности не существовало. Иконописец не только не мог писать поверх чужой иконы, но даже не способен был изменить что-либо в своей собственной. Художник, исполняющий фреску, должен был бы сколоть штукатурку и заново грунтовать стену - захоти он писать иной вариант. Подобной возможности лишен скульптор, рубящий из мрамора - каждый удар по камню лишает его возможности пересмотреть решение; эта возможность отсутствует у художника, кладущего мозаику, режущего деревянную гравюру, льющего бронзу.

Масляная живопись, таким образом, предстает как наибольший соблазн для изменений и искажений. Это абсолютно автономная вещь, предмет, независимый от окружения, - в отличие от иконы, скульптуры, фрески, живопись может существовать, где угодно. Именно свобода делает масляную живопись наиболее уязвимой: картина может оказаться в руках человека, который захочет ее исправить, улучшить или уничтожить. Масляная живопись уязвима так же, как слова, которые, будучи раз произнесены, могут быть с легкостью взяты назад.

Ничто так не провоцирует на изменения или даже на создание новой работы, как чужая, не слишком законченная живопись. Опытному живописцу достаточно тронуть кистью в двух-трех местах, чтобы оживить поверхность, опытный живописец может оценить в чужой картине возможности, скрытые от самого автора, и он-то хорошо будет знать, как заставить заиграть цвет, как сделать из чужой картины - шедевр, но шедевр свой. Случалось, что иные художники заблуждались на свой счет и недооценивали то, что, по их мнению, может стать основой для их собственной живописи.

Существует лишь один способ предотвратить возможную судьбу картины: подобно слову, произнесенному столь страстно, что его невозможно уже взять назад, краска и цвет должны быть столь определенны и внятны, чтобы и тень мысли о том, что это набросок, не могла посетить ничью голову. Помимо прочего, сильные и резкие суждения неудобны в обращении - их неудобно как произносить, так и брать назад, а резкие, пастозные, яркие мазки (как, например, у Ван Гога) плохо подходят для грунта под чужую живопись.

История искусств сохранила память о том, что картины Ван Гога продавались как «холсты, бывшие в употреблении».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   136

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 iconМаксим Карлович Кантор Совок и веник (сборник)
Максим Кантор – из тех немногих людей, кто непредвзято пытается разобраться в том, что происходит – со страной и миром, с народом...

М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 iconУрок поэтапного рисования карандашом для детей рисунки кошек Еще...
Другие темы из этого раздела смотрите здесь — Уроки рисования карандашом — техника пошагового рисования для детей. Рисунки машин,...

М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 iconПлан-конспект урока «Основы рисования в редактореFlash»
Информатика и икт. 10 класс: базовый уровень. Учебник для 10 класса. Н. Д. Угринович

М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 iconПрограмма по развитию изобразительного творчества у дошкольников...
Тематическое планирование занятий по развитию изобразительного творчества посредством нетрадиционных техник рисования

М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 iconТема "Использование вспомогательных алгоритмов для рисования орнаментов в исполнителе Чертежник"
Обеспечить понимание учащимися возможности разбиения сложной задачи на простые подзадачи, использования вспомогательных алгоритмов...

М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 iconПрограмма курса по выбору для учащихся 9 классов «Уроки рисования в Inkscape»
...

М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 iconЗакон республики абхазия
Хш том 7; 10 апреля 1998 г. №421-с-хш том 8; 29 июня 1998 г. №445-с-хш том 9; 30 июня 2000 г. №570-с-хш том 14; 18 января 2002 г....

М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 iconПояснительная записка Характеристика класса
Учебник: Окружающий мир. 2 класс; учебник в 2 частях; М.: Академкнига/Учебник,2012г

М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 iconВедущие программы профессиональные художники! Они объясняют основные...
Ведущие программы профессиональные художники! Они объясняют основные принципы рисования: от наброска карандашом до умения увидеть...

М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 iconОбразовательное пространство субъекта учебно-профессиональной деятельности:...
Охватывает различные предметные области. Выделены основные типы действий, совершаемых в проектировочной работе, определены ее основные...


Учебный материал


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru