Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе




НазваниеПояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе
страница1/5
Дата публикации06.04.2014
Размер0.53 Mb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/Бутяева Г.Р. /

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Журавлёва Н.В./

ФИО

«__»____________201___г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Тюгеевская СОШ»

________________/А.И. Черяшов/

ФИО

Приказ № ______

от «__»______________201___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

история

МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

8 класс

Учитель: Рыжова О.И.

Вторая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___________

от «__»___________201_ г.

2012 год

Раздел I. Пояснительная записка по истории 8 класса

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями на 2010год.

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года; ( http // mon.gov.ru/work/obr/dok/)

  • регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений РеспубликиТатарстан (БУП РТ), реализующих программы начального и основного общего образования ,утверждённого приказом Министерства образования и науки республики Татарстан № 4154/12 от 09.07.2012 года;

  • федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию , на 2012-2013учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885,зарегистрированным в Минюсте России 21 февраля 2012 года № 23290);

  • учебного плана МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан принятом на заседании педагогического совета протокол № 1 от 25 августа 2012 г.;

  • Положения о составлении рабочих программ по МБОУ «Тюгеевская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района Республики Татарстан

  • Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004г. Авторы Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев -«Дрофа», 2007г.

  • В соответствии с методическим письмом МО и Н РТ №7831/9 от 16 октября 2009;

  • И.М. Фокеевой «Национально-региональный компонент исторического образования» .Казань ,Тарих ,2009.



На изучение истории в 8 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 3 курса – Всеобщей истории, истории России и истории Татарстана и татарского народа:

всеобщая история – 24 часа,

история России – 36 часов и

истории Татарстана и татарского народа 10 часов (интегрировано).

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирования у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем в республике Татарстан, где живы традиции наших предков, поэтому в содержании рабочей программы для 8 класса введен компонент образовательного учреждения 10ч

При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесён к элементам дополнительного содержания

Программа курсов включает материал по истории мира, России и Татарстана в XIX – нач. XX вв

Новая история, «История татарского народа и Татарстана» интегрированы в курс «История Отечества». Новая история обозначена * , История Татарстана обозначена курсивом .

Тема моего самообразования : «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на уроках истории».Я стараюсь ,чтобы на уроках истории происходил процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримости к врагам России.

Патриотизм (от греч. ра{П5 - родина) - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; Любовь к родине.

Раскрывая цели исторического образования в школе, отдельные авторы, отрицая воспитание патриотизма как одну из его целей, ссылаются на Запад - там де давно отошли от этого.

Во-первых, не употребить в сформулированных целях изучения истории слово патриотизм - не значит не воспитывать его на практике обучения.

Во-вторых, ценности Запада всегда отличались и отличаются от российских, сколько мы бы ни говорили, что надо жить только по общечеловеческим критериям.

В-третьих, в России с древнейших времен патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д. В «Повести временных лет», например, имеет место описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам...» Какой же смысл отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавшего наше Отечество?

В японских учебниках истории давно записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи можно встретить в США, Китае и многих других странах. Причем, это не просто записи. В этих строчках заложена концептуальная линия воспитания детей.

В России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. учебники истории изобилуют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркиванием некоторых достижений народа в различных сферах жизнедеятельности и т.д. Ни в одном из них не указаны даже праздники - государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми днями и вокруг которых, ведется мощная патриотическая работа в школе.

Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого.

Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на известные издержки, не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близких предков. В этой связи необходимо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси - России - СССР -'Российской Федерации, независимо от того, каким было государство - княжеским, царским, буржуазным или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают огромное уважение.

Гражданское и Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных иллюстрациях для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто •бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, тем не менее на смерть шли. Известный педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя» (Сухомлинский В.А. Письма к сыну. -С. 35).

Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.

Гражданское и Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании непримиримости к недоброжелателям и врагам Отечества.

В этом направлении воспитания требуют исправления ошибки, допущенные соответствующими органами власти и некоторыми средствами массовой информации, активно внушавшими российскому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжелателей.

Какие силы относятся к враждебным для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто всячески и всесторонне (экономически, политически, экологически, идеологически и т.п.) подрывают устои России, наносят ей часто непоправимый вред. Нельзя снимать со счетов и международный терроризм, который в активнейшей форме проявил себя в чеченских и дагестанских событиях в 90-е гг.

Учитель, хорошо зная концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной жизни, заостряет нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на конкретных примерах показывает подросткам, юношам и девушкам «кто есть кто» и «с кем дружить, а с кем служить».

Гражданское и Патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся.

Цели курса :

Главной целью реализации программы является обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию на повышенном уровне через курсы, подготовка к участию в олимпиадах разных уровней.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

В тематическом планировании выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания).

Данная рабочая программа ориентирована на следующие основные цели и задачи курса:

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

– освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

– овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

– формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

– применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям

Требования к уровню подготовки учащихся должны знать/уметь:

- факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;

-особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;

- взаимосвязь и особенности истории мира, России, татарского народа;

- периодизацию всемирной истории и отечественной;

- современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной, отечественной и татарской истории;

-особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Должны уметь:

- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации;

- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно – исторического процесса;

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);

- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников.

Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.

Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.

Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

Раздел II. критерии оценки знаний учащихся

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизве-дении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся.

1.Обществоведческий, исторический диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.

2. Устный опрос. Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.

  1. «5» – выполнил всё задание правильно;

  2. «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

  3. «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

  4. «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

3. Выполнение тестовых заданий.
3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Выполните задания: а) Определите черты разных экономических систем.
б) заполните таблицу:

Тип экономической системы

Характерные черты

























Ваша оценка: «5»— полностью выполнил все задание
«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)
«3» – правильно выполнил только половину заданий
«2» – в задании много ошибок, не выполнил задание

5. Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать явление. Один ученик может дать определение явления, назвать его признаки, отметить роль в жизни общества. . При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в обществе в связи с этим явлением. В ответе проявляются более глубокие знания, творчество.
Ответ первого ученика в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой . Обучающиеся должны понимать, что учитель оценивает не только репродукцию, но и творческий подход.

6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:

  1. Полнота использования учебного материала.

  2. Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один разделЛогика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

  3. Наглядность (наличие символов, .; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).

  4. Грамотность (терминологическая и орфографическая).

  5. Отсутствие сложных предложений, только опорные слова, словосочетания, символы.

  6. Самостоятельность при составлении.

8. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.

  1. «5» – выполнил все задания правильно;

  2. «4» - выполнил все задания, иногда ошибался;

  3. «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;

  4. «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

9. Критерии оценки работы учащихся в проектной группе, команде и др.

  1. умение распределить работу в команде;

  2. умение выслушать друг друга;

  3. согласованность действий;

  4. правильность и полнота выступлений.

  5. активность

  6. умение спорить и отстаивать свою точку зрения

10. Отчет после экскурсии, реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

  1. полноту раскрытия темы;

  2. наличие рисунков и схем (при необходимости);

  3. аккуратность исполнения.

  4. Адаптированноть выступления (не просто чтение)

11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.

Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может объективно оценить работу учеников, если он изначально четко определил цели и критерии оценки. И у учеников не будет вопросов, если они заранее знают условия оценивания.

11. Тестирование в формате ГИА и ЕГЭ.

Оценивание в соответствии со шкалой ФИПИ.

Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может объективно оценить работу учеников, если он изначально четко определил цели и критерии оценки. И у учеников не будет вопросов, если они заранее знают условия оценивания.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана
Данная рабочая программа разработана составлена с учётом возрастных особенностей учащихся, в соответствии со спецификой учебного...

Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка данная рабочая программа разработана на основе
Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного...

Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков...
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования

Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 6 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...

Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа по курсу “Первый салют” Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации...

Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по Новой истории (7 класс)...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...

Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Разработана в соответствии с Примерной программой по литературе 8 класса, на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе...

Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Разработана в соответствии с Примерной программой по литературе 5 класса, на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе...

Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по русской...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 -ого класса и реализуется на основе следующих документов

Пояснительная записка по истории 8 класса Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству для 4-го класса
Данная программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений для


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru