Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ




НазваниеПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ
страница1/11
Дата публикации10.03.2014
Размер1.1 Mb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ под редакцией: 5 класс: А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2008 г.; 6 класс: Агибалова, Донсков и др. «История средних веков», Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2007г. Данилов А.А., Косулина Л.Г.,Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 6-11 классы – М. «Просвещение» 2009г.7,8 класс: А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2007г.Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 6-11 классы – М. «Просвещение» 2009г.9 класс:Данилов А.А., Косулина Л.Г.,Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 6-11 классы – М. «Просвещение» 2009г. О.С. Сорока-Цюпа и др. Новейшая история зарубежных стран 20-начало 21 века. Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2007г.

Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе (при учебной нагрузке 2 часа в неделю 68 часов в год).

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории Отечества и современности;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому нашей истории, культуре народов, проживающих на территории нашей страны.

Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д.

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной истории, в том числе региональной (в программе предусмотрены часы для изучения истории Алтайского края ), лучшей познавательной деятельности учащихся.

Главной целью изучения истории на ступени основного общего образования является:

обучение, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Изучение «История» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Цели формирования: овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

Цели образования: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.

Цели воспитания: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Цели формирования ключевых компетенций: применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачами изучения истории в основной школе являются:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Основные задачи учебного предмета «ИСТОРИЯ»

1. Реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход в образовательном процессе.

2. Содействовать овладению обучающимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.

3. Осваивать основные понятия учебного предмета «История».

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

Общая характеристика учебного предмета «История»

Назначение учебного предмета «История»

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации.

В рабочей программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания, которое играет значимую роль в подготовке обучающихся 5—9 классов к жизни в современном обществе, дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

История представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления;

изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей.

 Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

 Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет обучающимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков.

 Знание обучающимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Поликультурный аспект отслеживается на каждом из этапов отечественной и всемирной истории и содействует реализации задач, связанных с воспитанием чувств патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного отношения к истории и культуре народов России и мира.

Место учебного предмета «История»

в Базисном учебном (образовательном) плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования:

 в 5 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

 в 6 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

 в 7 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

 в 8 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю;

 в 9 классе 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Таким образом: предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 340 часов .

Основные содержательные линии программы изучения истории на ступени основного общего образования реализуются в рамках курсов:

«История древнего мира»,

«История средних веков»,

«Новая история зарубежных стран»,

«Новейшая и современная история зарубежных стран»,

«История России с древности до XV века»,

«История России XVI-XVIII в.в.»,

«Истории России. 19 век»,

«Новейшая и современная история России».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Результатом изучения истории в основной школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие (в т.ч. убеждения и качества):

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;

  • правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5 – 9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или

- нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать (устно или письменно) об исторических

событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

-использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание учебного предмета, курса

Отбор учебного материала для содержания рабочей программы по истории для основной школы осуществлялся с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9-х классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Структура курса и последовательность предъявления материала. Рабочая программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5-9-х классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная история.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования....

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ iconПояснительная записка рабочая программа составлена основе Примерной...
Дрофа, 2008. – 150 с.; авторских программ: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной/Программы общеобразовательных...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ iconПояснительная записка к рабочей программе по истории (6 класс) рабочая...
М.: «Просвещение», 2008 г и в соответствии с Федеральным государственным стандартом, Примерной программой основного общего образования...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ iconРабочая программа по истории 7 класс Пояснительная записка. Статус...
«История России 6-9 кл.» под ред. А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2009, «Новая история 7-8 кл.» под ред. А....

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также на...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ iconЛевандовский А. А. История России. XIX век //Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по истории в 8 общеобразовательном классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ iconПояснительная записка Настоящая рабочая (учебная) программа по истории...
Муниципальное образовательное учреждение «Далисичская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной учебной программы по истории и авторских программ iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена...
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом и на основе примерной программы среднего...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru