Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха»




Скачать 150.03 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха»
Дата публикации06.02.2014
Размер150.03 Kb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > История > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 1

___________ Л.Г.Андреева

«___» _______20___ г.


«Рекомендовано»

Председатель НМС МОУ «СОШ № 1»

_________В.П.Болтунова


Программа элективного курса

по основам исторической антропологии

«Человек и эпоха»
Рассчитан на учащихся 10 класса (16 лет).

Направленность: общекультурная, духовно-нравственная

Срок реализации: 1 год




Автор-составитель:

Яшина Н.М. – учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 1»
Гусь-Хрустальный

2010 год

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество часов курса может быть увеличено за счет изучения дополнительного материала, а также расширения данного материала).

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.

Цель элективного курса «Человек и эпоха» – расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции.

Задачи курса:

1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;

5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

– анализ и сопоставление фактов;

– работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;

– анализ документов;

– оформление сообщений и рефератов.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:

– определять достоверность исторических фактов;

– устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;

– сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;

– высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:

  • лекции с последующим опросом;

  • лекции с обсуждением документов;

  • беседы;

  • семинары;

  • дискуссии;

  • практические работы;

  • «мозговой штурм»;

  • викторины.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:

– умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

– умение выдвинуть гипотезу;

– умение делать обобщения;

– умение систематизировать материал;

– умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

– умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

– умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).

– умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

– самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, отбор необходимых фактов;

– представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций рефератов;

– анализ точек зрения современников и историков на деятельность исторических личностей, формирование собственной позиции.

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, рефераты.

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе, электронным образовательным ресурсам, возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Тематическое планирование


п/п

Кол-во часов

Тема

Примечания

Раздел 1

12

Социальное развитие современного общества






1

Социальная структура и социальные отношения

Лекция



3

Социальные институты

Презентация

Видеофильмы

Документы.



2

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Видеофильм Документы.



2

Этнос. Нация

Видеофильм

Документы.



2

Межэтнические отношения и национальная политика

Анимированная презентация.

DVD-фильм.

Документы.



1

Демография в современной России

Анимированная презентация.

Видеофильмы, DVD.

Документы.



2

Молодежь в современном обществе

Презентация. Документы.



1

Тестирование по теме

Видеофильм. Видеофрагменты. Документы.

Раздел 2

9

Политическая жизнь современного общества






1

Государство в политической системе

Видеофильм. Документы.



2

Роль СМИ в политической жизни

Видеофильм. Документы.



1

Политическое сознание. Политическое поведение

Видео-ролики.

Документы.



1

Лидеры и элита в политической жизни

Работа с периодической печатью.

Документы.



1

Выборы в демократическом обществе

Анализ школьных выборов.

Документы.



2

Человек в политической жизни

Психологическое тестирование.

Документы.



1

Повторение и обобщение темы

Эссе.

Раздел 3

8

Духовная культура






1

Духовный мир личности

Документы.



2

Мораль и нравственность

Интернет-ролики.

Документы.



1

Образование

Периодическая печать.

Документы.



2

Место искусства в духовной жизни человека

Просмотр фильма.



1

Массовая культура

Периодическая печать.



1

Повторение

Документы.

Раздел 4

7

Современный этап мирового развития






1

Глобализация и ее проблемы

Видео-ролики



2

Сетевые структуры в мировой политике современности

Работа с Интернетом.



2

Целостность и противоречивость современного общества

Аналитическая работа.



2

Защита презентаций




Итого

36








Литература


  1. Чернова М.Н. Личность в истории. Россия – век 20. – М.: Эксмо, 2005.

  2. История России. ХХ в.: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы / В.А. Мазур, Н.Н. Баранов и др.; Под ред. Главацкого – М.: Дрофа, 1999.

  3. Чернова М.Н., Румянцев В.Я. Работа с документами на уроках истории. – М.: Айрис-пресс, 2008.

  4. Кочегаров К.А., Прокудин Д.В. Политические лидеры России. ХХ век.9-11 классы - ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2010.

  5. Россия. ХХ век. Мультимедиа учебник из 4 частей.- Издательство «Клио Софт»,2001.

  6. Великое наследие: власть, политики, события.(2 СД). Энциклопедическое электронное издание. - ООО «ИД «Равновесие», 2004.

  7. История России. 1945-2008. 11 класс. Электронное приложение к учебнику. - ЗАО «Образование-Медиа», ОАО Издательство «Просвещение», 2008.

  8. Интернет – ресурсы.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 1

___________ Л.Г.Андреева

«___» _______20___ г.


«Рекомендовано»

Председатель НМС МОУ «СОШ № 1»

_________В.П.Болтунова


Программа элективного курса

«ВЗОР (Все знать о Родине)»
Рассчитан на учащихся 9 класса (15 лет).

Направленность: общекультурная, поисково-краеведческая, духовно-нравственная

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

Яшина Н.М. – учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 1»

Гусь-Хрустальный

2010 год

Пояснительная записка

 

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», регионального компонента школьного образования.

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…»

История – это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл кружка «ВЗОР».

Цели программы:

Обучающие:

  • Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно-географических факторах ЧР.

  • Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.

  • Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.

Развивающие:

  • Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.

  • Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.

Воспитывающие:

  • Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.

  • Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.

  • Воспитывать любовь к родному краю.

Задачи:

  1. Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.

  2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.

  3. Знакомить учащихся с историей школы.

  4. Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.

  5. Принимать участие в городской и областной краеведческих конференциях.

  6. Вести сбор материалов об истории школы и города. Продолжать работу по выявлению и развитию интересов учащихся и составить исследовательскую работу по теме: «Моя родословная».

 

Методы и формы познавательной деятельности учащихся

 

  1. организация походов, путешествий и экспедиций;

  2. проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

  3. создание конкретных баз данных по выбранным темам;

  4. составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;

  5. подготовка Книг Памяти;

  6. формирование музейных коллекций;

  7. выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;

  8. участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;

  9. пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.

Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего села, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям.

Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев

 

 

Требования к уровню подготовки

 

Учащиеся должны:

  • Знать историю своего села, школы, свою родословную.

  • Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию. Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана.

  • Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.

  • Овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.

 

Ожидаемый результат:

 

  1. Выступление на городских и областных конкурсах и олимпиадах.

  2. Написание и защита исследовательских и поисковых работ.

 

Тематическое планирование


п/п

Кол-во часов

Тема



1

Наш край к началу 20 века



1

Гусь-Хрустальный к началу 20 века



1

Наш край в начале 20 века



2

Знаменитые люди края



2

Промышленные предприятия



2

Исторические центры города



1

Город в начале 20 века



2

Развитие образование в Гусь-Хрустальном



1

Название старых улиц



1

Соборы города



2

Меценаты нашего края



1

Революционные события



1

Социально-экономическое развитие



2

Экскурсии по Гусь-Хрустальному



1

Мэры Гусь-Хрустального



1

Развитие культуры в Гусь-Хрустальном



1

Развитие медицины



1

Музеи города Гусь-Хрустальный



1

Памятники Гусь-Хрустального



1

Современный город, достижения и проблемы



1

Наши выпускники – «Надежда Мещеры»



2

Владимирский край во 2-ой половине 19 века



2

Памятники истории области 19-20 веков



1

Современные праздники и традиции города



4

Нам есть чем гордиться (защита презентаций)

Итого

36





Методические рекомендации

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

  • теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

  • практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).


Программа предназначена для учащихся средних и старших классов.
Список литературы

  1. Владимирское региональное отделение Межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена» – 10 лет / фот. В. Стохальский.- Владимир: Граф Цеппелин, 200-.- 14 с.: ил.

  2. Гарина Р.В. Ты любая мне, Русь, дорога: повесть, стихи / Р.В. Гарина.- Владимир: ООО «ВладимирПолиграф», 2006.- 159 с.: портр.

  3. Головицын С.К. К.П. Пынеев: очерк жизни и творчества / С.К. Головицын, М.В. Головицына; Александров. худож. музей.- Александров: б.и., 200-.- 160 с., 8 л. ил.
    Илья Муромец.- М.: Вагриус, 2004.- 317 с.- (Русские былины и сказки).

  4. Молодежь – социальный и профессиональный потенциал кооперации: материалы науч. студенч. конф., 12 апр. 2006 г. / Центросоюз РФ, Автономная некоммерч. орг. высшего проф. образования «Рос. ун-т кооперации», Владим. филиал.- Владимир: Собор, 2006.- 371 с.

  5. Поликарпов Ю.В. Герои атомного фронта: посвящается 20-летию со дня чернобыльской катастрофы / Ю. Поликарпов.- Владимир: Транзит-Икс, 2006.- 191 с.: ил. Полякова Т.В. Закон семи: роман / Т. Полякова.- М.: Эксмо, 2006.- 348 с.

  6. Фоминцева Л.А. Божией милостью адмирал Михаил Лазарев / Л.А. Фоминцева.- СПб.: Сатисъ: Держава, 2006.- 286 с.: ил. «Школьные вести»: избранное: материалы деятельности объединения юнкоров «Первопроходцы» школы № 1 г. Петушки / сост. С.Н. Рябова.- Петушки: би. Ч. 3.- 2006.- 157 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» iconПрограмма элективного курса. ( 9 класс)
Программа элективного курса «Лицейские годы А. С. Пушкина» рассчитана на 9 часов, то есть на одну учебную четверть

Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» iconПрограмма элективного курса 9 класс
Настоящая программа рассчитана на изучение элективного курса технологии учащимися 9 классов в течение 24 часов

Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» iconРабочая программа элективного курса учителя биологии и географии...
Рабочая программа элективного курса «Молекулярная биология» для 10 классов составлена на основании следующих документов

Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» iconРабочая программа элективного курса «Культура русской речи» (подготовка к егэ)
По учебнику: «Программа Элективного курса. Русский язык». – 4-е изд., испр и доп. М.: Ооо «тид» «Русское слово рс», 2009Г

Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» iconАвторская программа элективного курса
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса

Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» iconПрограмма элективного курса для 7 класса. ( 32 часа)
...

Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» iconПрограмма элективного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена неблагоприятной экологической обстановкой в стране в целом и в нашем регионе...

Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» iconРабочая программа элективного курса на 2012 2013 учебный год Ф. И. О. учителя
Обухов Д. К., Кириленкова В. Н. Программа элективного курса «Клетки и ткани» / Программы элективных курсов. Биология 10-11 классы....

Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» iconПрограмма Adobe Photoshop в школе 4 Учебная программа элективного...
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 5

Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» iconПрограмма элективного курса «Генетика человека»
Предлагаемая программа элективного курса «Генетика человека» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Курс...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru