Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте




Скачать 47.95 Kb.
НазваниеТопоним европа в лингвокогнитивном аспекте
Дата публикации30.01.2014
Размер47.95 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > История > Документы
ТОПОНИМ ЕВРОПА В ЛИНГВОКОГНИТИВНОМ АСПЕКТЕ

Е. В.ВЫБОРНЫХ
Борисоглебский государственный педагогический институт, историко-филологический факультет

(доклад на XLV научной студенческой конференции по топонимике. 24.03.2010 г.)
Современная научная парадигма включает в себя многоаспектное изучение топонимов в рамках разных наук: истории, географии, сопутствующих им дисциплин, а также и лингвистики. Как отмечает А. В. Суперанская, во второй половине XX века произошёл гигантский скачок в изучении имени собственного (Суперанская 2008, с. 3). В поле зрения учёных попали многие категории новых имён, внимание лингвистов переключилось на изучение имён собственных, и топонимов в частности, в организации художественного текста. Новым и малоисследованным является лингвокогнитивный аспект изучения топонимов, позволяющий выявить ментально-культурные смыслы, связанные с национально-значимыми топонимами, так как топонимы относятся к древнему словарному фонду, отличаются историко-культурным своеобразием и выступают своего рода трансляторами национальной культуры.
Объектом нашего изучения является топоконцепт Европа. Прежде чем перейти к описанию структуры данного топоконцепта, стоит уточнить, что же понимается нами под понятием концепт. Концепт – это ментальная единица, обладающая относительно упорядоченной внутренней структурой, состоящей из энциклопедической информации об отражаемом предмете или явлении, из интерпретации данной информации общественным сознанием и отношения общественного сознания к данному явлению или предмету (Попова, Стернин 2007, с. 24). Отметим, что энциклопедическую составляющую концепта можно выявить с помощью анализа словарей и справочников, а для выявления других зон концепта необходимы другие методики.
Нами был проведён свободный ассоциативный эксперимент с целью выявить содержание концепта Европа в русском языковом сознании. Испытуемым предлагалось записать 2-3 первых пришедших им в голову реакций (слов, словосочетаний) на слово-стимул Европа. При обработке результатов эксперимента учитывались все ассоциаты, в том числе единичные. В эксперименте участвовали 170 испытуемых. Получено 294 ассоциативных реакции, из них 170 первичных. Выявленные реакции были ранжированы по частотному признаку и построено ассоциативное поле концепта Европа.
По материалам эксперимента, концепт Европа имеет зонную организацию и имеет следующие зоны.
Информационное содержание, представленное следующими зонами: ландшафтно-географическая, маркирующая географические координаты концепта Европа, определяющая его место как географической реалии (Азия – 12, материк – 10, часть света – 7, Запад – 4, континент – 4, запад – 3, Евразия – 1, западная часть материка – 1, земля – 1, планета – 1 (возможно, имелся в виду спутник Юпитера), территория – 1, территория западных стран – 1, самый крупный континент – 1, сторона света – 1, часть Азии – 1, часть земного шара – 1, часть материка Евразия – 1), сюда же включаем некоторые ассоциаты – номинации географических предметов (карта – 4, глобус – 3, карта мира – 1). Осмысление Европы как единицы физической географии демонстрируют и реакции, именующие конкретные локусы: наименование государств, расположенных в Европе (Франция – 9, Германия – 7, Англия, Италия – 5, Россия – 3, Великобритания – 1, Турция – 1); названия европейских городов (Париж – 12, Лондон – 2, Милан – 1, Москва – 1); рек (река Сена – 2); горных массивов (Альпы – 1), а также наименования этносов, проживающих на территории Европы (европейцы – 1, немцы – 1).
Историко-культурная зона. Европа в сознании современного россиянина закодирована как центр культурной жизни (культура – 5, дворцы – 2, античная мифология – 1, вечеринка – 1, замки – 1, музыка – 1, небоскрёбы – 1, памятники – 1, рок – 1, средневековые памятники – 1), спорта (футбол – 3, чемпионат – 2, спорт – 1), центр моды и туризма (мода – 6, отдых – 5, море – 2, вояж – 1, евротуры – 1, гламур – 1, духи – 1, курорт – 1, одежда – 1, путешествие – 1, туристы – 1, шик – 1, шмотки – 1, шопинг – 1), место, отмеченное известными достопримечательностями (Голливуд – 1) (путают с США), Эйфелева башня – 1).
Политико-экономическая зона. Европа осмысляется как важная составляющая современной политической жизни (Европейский союз – 2, английская королева – 1, ВТО – 1, NATO – 1), а также персонифицированно (Пётр I – 2, Гельмут Коль – 1, Жак (Рене) Ширак – 1) и воспринимается как важный центр экономики и бизнеса (евро – 6, бизнес – 1, деньги – 1, доллар – 2, дорого – 1, золото – 1, индустрия – 1, экономика – 1).
Интерпретационное поле топоконцепта Европа представлено обширно-богатой оценочной зоной. Концепт выступает как положительно коннотированный. Европа рассматривается информантами как образец цивилизации, источник прогресса, устроенности, порядка (цивилизация – 12, прогресс – 3, богатство – 2, жизнь – 2, чистота – 2, благоустройство – 1, величие – 1, замечательное – 1, интересная – 1, комфорт – 1, красивая – 1, лучшая жизнь – 1, лучше – 1, много нового – 1, много нового и интересного – 1, мощные улицы – 1, нововведения – 1, новшества – 1, новые технологии – 1, образец – 1, порядок – 1, продвинутость – 1, развитая – 1, развитость – 1, развитые страны – 1, современный – 1, столпотворение – 1, суета – 1).
Следует отметить, что в ряде случаев Европа концептуализирована как часть древней оппозиции «родной – чужой», выступая репрезентантом чужого пространства (заграница – 6, зарубеж – 2, иностранный язык – 2, враг – 1, граница – 1, далеко – 1, далёкая – 1, другая жизнь – 1, неродное – 1, нерусская – 1). В основе такого противопоставления лежит древнейшая дихотомия «свой – чужой», согласно которой родная культура – это и щит, охраняющий национальное своеобразие народа, и глухой забор, отгораживающий от других народов и культур (Тер-Минасова 2000, с. 20). Вместе с тем эта чужая жизнь, мироустройство и уровень жизни в сравнении с российской действительностью оценивается как лучшее.
Зона паремиологии в эксперименте отсутствует.
Таким образом, экспериментальное изучение концепта Европа позволило выявить когнитивные признаки, структурирующие концепт, определить важнейшие для современного сознания носителей русского языка и культуры зоны концепта, как: ландшафтно-географическая (36 %) и оценочная зона (21 %). Эти данные говорят о том, что данный топоконцепт является актуальным для сознания и культуры носителей русского языка.
Для полного лингвокогнитивного описания концепта Европа могут быть привлечены и иные методики: выявление его исторического содержания на основе изучения этимологических словарей, структурирование когнитивных признаков на основе изучения лексикографических источников, определение особенностей концептуализации в художественных текстах. Возможно, эти методики позволят выявить новые когнитивные признаки топоконцепта, являющиеся важными для национального сознания. Кроме того, привлечение для концептуального анализа значительного репертуара текстов разных хронологических срезов, этимологических данных позволит выявить динамику формирования анализируемого концепта.

________________________________

1) Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка: научное издание. – 2-е изд., переработ. и доп. – Воронеж: Истоки, 2007. – 250 с.

2) Суперанская А. В. Ономастика начала XXI века / Отв. ред. Н. В. Васильева. – М.: Ин-т языкознания РАН, 2008.

3) Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000. – 624 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте iconПрограмма дисциплины европа в V xvii вв.  для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров...

Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте iconВсероссийская научно-практическая конференция «Психологическое развитие...
Кафедра специальной и клинической психологии Челябинского государственного университета предлагают принять участие во Всероссийской...

Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте iconПрограмма спецкурса «История экономической мысли в демографическом...
Г. Д. Гловели. Программа спецкурса «История экономической мысли в демографическом аспекте»

Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте iconТезисы докладов
Международная конференция «Российский Императорский Двор и Европа. Диалоги культур»

Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте iconДоклад Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан...
Доклад Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан на международной конференции «Европа – Западный Китай»

Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте iconХарчевникова А. А
Формирование надпредметных качеств личности при обучении физике в аспекте ноосферного образования

Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте iconНазвание работы
Анализ произведения Рубена Давида Гонсалеса Гаоьего "Я сижу на берегу" в жанровом аспекте

Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте iconПрограмма дисциплины утверждаю
Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному

Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте iconПрограмма дисциплины утверждаю
Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному

Топоним европа в лингвокогнитивном аспекте iconКурсовая работа «Особенности самоотношения в контексте я-концепции...
«Особенности самоотношения в контексте я-концепции и локуса контроля, как мотивационного компонента коренных и приезжих жителей города...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru