Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999




НазваниеПриводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999
страница1/25
Дата публикации31.07.2013
Размер2.78 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


В. В. Карева.
История Средних веков
Приводится по изданию: В.В. Карева. История Средних веков. М.: ПСТБИ. 1999


I. РАННИЙ ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА

1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв.

2. Северные соседи Римской Империи: кельты, германцы, славяне

3. Великое переселение народов. Образование варварских государств

4. Понятие и сущность западноевропейского феодализма

5. Государство, право, Церковь в феодальном обществе

6. Периодизация истории Средних веков в Западной Европе

7. Периодизация истории Средних веков в Византии

8. Этнос и территория Византии

9. Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг

10. Империя Карла Великого. Внешняя и внутренняя политика. Союз Карла Великого и папства

11. Священная Римская Империя германских императоров

12. «Каролингское Возрождение»

13. Средневековая культура
II. КЛАССИЧЕСКИЙ И ПОЗДНИЙ ПЕРИОДЫ ФЕОДАЛИЗМА

1. Русско-византийские отношения IX-XV вв.

2. Монашеское движение в Западной Европе (Бенедиктинцы. Клюнийцы. Цистерцианцы. Августины).

3. Ереси. Нищенствующие ордена. Инквизиция. Папство XIV-XVI вв.

4. Крестовые походы

5. Средневековый город

6. Норманнское завоевание Англии

7. Английский парламент

8. Образование национальных государств. Франция XI-XV вв.

9. Столетняя война

10. Жанна д'Арк

11. Реформация и контрреформация

12. Кризис феодализма и народные движения.

13. Возрождение
ПРИЛОЖЕНИЯ

Периодизация истории Средних веков Западной Европы и Византии

Хронология истории Средних веков

Библиография

I. РАННИЙ ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА

1. Кризис рабовладельческого строя Римской Империи в III-V вв.

В античности (рабовладельческий период) Римская империя была самым крупным и могущественным государством, подчинявшим себе не только те страны, которые входили в ее состав, но оказывавшим влияние и на отдаленные северные области Европы. Римская империя эволюционировала, и ее существование было долгим, в конце концов, как и любая империя, она распалась.

Уже в III в. в Римской империи обнаруживаются серьезные признаки глубочайшего кризиса, пронизавшего абсолютно все области ее бытия.

Кризис охватил аграрную сферу империи. В III в. становится особенно ясным, что низкая производительность рабского труда не может обеспечить государству нормального экономического функционирования. К тому же, начиная с этого времени, прекращаются некогда победоносные войны, не происходит пополнения рабской силы, и, следовательно, нет пополнения рынка труда. Побеги, заговоры и восстания рабов также не способствовали укреплению и развитию рабовладельческой экономики. Все эти моменты делали экономику Римской империи, основанную на рабском труде, абсолютно нерентабельной, и в итоге привели к полному застою производительных сил и разорению рабовладельцев-землевладельцев.

Власти Римской империи начали искать выход из социально-экономического кризиса. Были смягчены условия рабского труда, но это не привело к ликвидации кризиса в экономике. Начались лихорадочные поиски новых экономических форм, которые могли бы оживить экономику империи. Среди этих новых форм была система колоната. В начале Римской республики и затем в империи колонами называли свободных крестьян, арендаторов, которые снимали в аренду участки земли в латифундиях (крупных поместьях рабовладельцев-землевладельцев). Независимое римское крестьянство, несмотря на некоторую поддержку со стороны государства, не было в состоянии систематически вести свое хозяйство в тех условиях, в которые оно было поставлено. Поэтому часто крестьянские земли переходили к землевладельцам-рабовладельцам. Но в связи с общим кризисом аграрной экономики владельцы латифундий тоже не могли вести свое хозяйство рентабельно, выжимая из земли все, что только можно. Ни смягчение рабства, ни система колоната не помогли вывести сельское хозяйство из кризиса, и снова начинаются поиски новых путей оздоровления экономики. Рабовладельцы-землевладельцы начинают сдавать свои земли в аренду крестьянам, причем арендаторами зачастую являются те же самые обезземеленные крестьяне. Но и такая форма выведения страны из аграрного кризиса не имела должного эффекта.

Все эти попытки не привели ни к чему, более того: с течением времени система колоната все больше и больше начинает приближаться к форме крепостничества. В итоге колон из свободного крестьянина превращается в зависимого. В 332 г. император Константин I Великий (306-337) в интересах крупных землевладельцев издает указ, который запрещал колонам покидать виллы (т.е. латифундии, поместья) крупных рабовладельцев-землевладельцев. В этом же указе была статья об обязательном возвращении беглых, колонов. В разных по масштабу и богатству поместьях закрепощение (точнее, прикрепление) крестьян происходило не одновременно. В первую очередь прикрепление крестьян к земле происходило в самых богатых латифундиях, которые принадлежали императорам и сенаторам-магнатам, и только затем процесс спускается в более мелкие поместья.

Таким образом колон попал в двойственное положение: с одной стороны, по закону, он не раб, а гражданин Римской империи, и в качестве гражданина он платит государству налог. Но с другой стороны, по указу императора Константина I Великого он прикреплен к поместью своего землевладельца, т.е. уже не свободен. Историки рассматривают колона этого периода как предшественника будущих крепостных феодального строя.

Была еще одна попытка поднять экономику Римской империи: рабовладельцы-землевладельцы начали отпускать своих рабов, и появился довольно значительный слой вольноотпущенников. Рабовладельцы также начинают наделять своих рабов землей, хозяйством, инвентарем, скотом и т.д. Этот новый социальный слой вольноотпущенников получил название «рабы с хижинами». Условия их существования были чрезвычайно близки к положению крепостных крестьян будущего феодального строя. Рабы с хижинами должны были нести определенные оброки в пользу своего господина. Как правило, это был поземельный оброк (барщина).

Наконец, был еще один, третий социальный слой империи, на который власти : делали ставку в попытках реанимировать экономику – варвары-поселенцы. По своему экономическому и социальному статусу они приближались к положению колонов. Они также получали хозяйство от рабовладельцев-землевладельцев и за это несли в их пользу определенные повинности – в первую очередь оброк. В это же время появляется новая форма повинности зависимых крестьян – барщина.

Кризис охватил не только аграрную сферу, но и всю городскую структуру империи. В деревне кризисом были охвачены оба главных класса рабовладельческого периода: крестьяне и землевладельцы-рабовладельцы. В городах в глубокой кризисной ситуации оказались многочисленные свободные ремесленники. Поскольку в деревне в это время идет натурализация хозяйства, т.е. все большее приближение к будущим формам феодализма, покупательная способность землевладельца рабовладельца значительно уменьшается. Продукция городских свободных ремесленников не находит рынков сбыта, что вело ремесло к кризису.

Кризис переживает и торговля (важнейший аспект городского хозяйства). В III-IV вв. торговый баланс Западной Римской империи в Средиземноморье практически сводится к нулю. Ведущая роль торговли в Средиземноморье постепенно переходит к Восточной Римской империи.

В связи с общим упадком городского хозяйства в Римской империи обнаруживаются новые формы зависимости. В этот период в городах проживало много мелких и средних рабовладельцев-землевладельцев. Как правило, они были членами городских курий и назывались куриалами. В создавшейся обстановке куриалы пытались освободиться от своей должности (они несли ответственность за уплату налогов городского населения). Правительственные реформы сделали должность куриала наследственной и тем самым прикрепили куриалов к городу. Несмотря на то, что куриал принадлежал к господствующему классу, если он осмеливался самовольно покинуть свою должность, т.е. покинуть курию, город и бежать в свое поместье, его обязаны были вернуть. Репрессии на этом не заканчивались – за самовольную отлучку куриал мог быть заточен в тюрьму на долгие годы.

Ремесленники также подверглись процессу закрепощения – закрепощения городу. В III-IV вв. в Римской империи ремесленники принудительно объединялись в советы, получившие название коллегий. Члены коллегий назывались коллегиатами. Как и все остальные городские слои населения, коллегиаты указом императора были лишены права покидать город. Если коллегиат осмеливался нарушить этот запрет, то он насильно возвращался в город и с ним поступали еще более жестоко, чем с куриалами: его клеймили каленым железом, чтобы все видели, что этот человек совершил противоправный поступок.

Коллегиаты были принуждаемы поставлять рабовладельцу свою продукцию, и в правительственных документах этих бывших свободных ремесленников красноречиво называли «рабами государства».

Правительственные реформы реально приводили к упадку городской экономики, и по мере упадка городов и возврата к натуральному хозяйству в деревне начинает меняться характер хозяйства рабовладельца-землевладельца. Из латифундии оно постепенно превращается в виллу, из виллы – в поместье (кастеллюм), причем внешний облик владений также меняется. Дом, в котором жил рабовладелец-землевладелец, по своему облику все больше приближается к средневековому замку. У магната появилось войско, тюрьма. Менее богатые соседи начинают искать его покровительства. Ищут у него защиты и крестьяне – от притязаний других магнатов, разоряющих и захватывающих их земли. Получив согласие магната на покровительство и защиту, крестьяне выставляли на своих полях знаки – камни с соответствующей надписью о том, что это хозяйство находится под покровительством такого-то магната.

Чтобы поддержать господствующий класс империи – рабовладельцев, их приходящие в упадок хозяйства, имперское правительство пошло навстречу магнатам, наделив их обширнейшими иммунитетными правами. За ними был закреплен полицейский надзор, сбор налогов, право суда (уголовные дела из судопроизводства рабовладельцев-магнатов были изъяты). Им поручался сбор ополчения. Так частная власть рабовладельца-землевладельца-магната приобретает на закате Римской империи государственный, публично-правовой характер. Римский рабовладелец-землевладелец конца Империи становится в значительной степени государем, владыкой в своем кастеллюме и примыкающей к нему округе.

Правительство предпринимает целый ряд попыток преодолеть кризис не только в экономике, но ив сфере власти. Так, императоры Диоклетиан (284-305) и Константин I Великий проводят ряд реформ, которые должны были укрепить в первую очередь центральную власть и во вторую – финансово-административный аппарат империи. Взимание налогов в натуральной форме, проведение периодических переписей земель и населения в целях урегулирования налогового обложения, нормирование заработной платы, нормирование цен на товары, восстановление золотого обращения (был введен в обращение солид), юридическое оформление закрепощения крестьян-колонов, ремесленников-коллегиатов и т.д. – эти меры свидетельствуют о серьезных попытках центральной власти империи не только предотвратить окончательный распад государства, но и возродить, укрепить его.

В области реформирования центральной власти ясно проступает двойственность реформы. С одной стороны, императоры пытаются усилить свою власть, придавая ей диктаторские черты. Для этого вместо принципата (высшей структуры власти, сохранявшей республиканские черты) Диоклетиан вводит новую политическую систему – доминат, систему неограниченного самодержавия. Император Диоклетиан требовал своего полного обожествления и принесения жертв. При Диоклетиане происходили жестокие гонения и преследования христиан, которые не могли признать императора Богом, при всей своей лояльности к Риму.

При императорах Диоклетиане и Константине I Великом усиливается бюрократический аппарат. Сенат при этих императорах теряет свое значение, практически он перестает существовать. Власть Сената переходит к совету – консистории.

При этих императорах была увеличена регулярная армия, которая практически формировалась из наемников-варваров.

Имперские реформы власти, направленные к ее централизации, несли в себе явный парадокс, явное противоречие: стремясь к централизации, реформы приводили к децентрализаторским результатам. Диоклетиан делит Римскую империю на четыре крупных провинции между двумя Августами и двумя Цезарями. Каждый из этих четырех правителей имеет свой аппарат управления, столицу, войско и независимость от Рима, от центральной власти.

Константин I Великий возвращается к единодержавию, ликвидируя разделение империи. Но после смерти императора Феодосия I в 395 г. империя окончательно делится на два геополитических пространства – Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (впоследствии Византию), которые с самого начала находились в непримиримо-враждебных отношениях до самой гибели Западной Римской империи.

В 395 г. в связи с глубочайшим кризисом политический центр империи перемещается в Восточную Римскую империю, в Константинополь. Так зародился Новый Рим – Второй Рим. Одной из реформ Константина, которая преследовала цель духовно-идеологического укрепления империи, было дарование Медиоланским (Миланским) эдиктом Константина и Лициния в 313 г. свободы христианского вероисповедания. В 380 г. при императоре Феодосии Великом (379-395) христианство становится государственной религией («Эдикт о кафолической вере»).

В системе государственных структур империи начинает складываться новая церковная организация. В IV веке в Церкви сложился епископат. Римская Церковь развернула широкую миссионерскую деятельность в варварских племенах. В IV-VII вв. многие варвары приняли христианство в его арианской форме. В VII в. практически весь варварский мир Западной Европы был обращен в латинизированное христианство.

В церковной структуре складывается знаменитая пентархия. В епископате империи наиболее значительными и влиятельными были епископы Рима, Александрии, Константинополя, Антиохии и Иерусалима. В V в. епископы этих городов получили титул патриархов (римский и александрийский патриархи назывались также папами). Церковь имела свою иерархию («лестницу властей»). Патриархам подчинялись митрополиты и архиепископы, последним – епископы, управлявшие епархиями. Епархии состояли из приходов, которые управлялись священниками-пресвитерами.

Говоря о кризисе Римской империи, необходимо иметь в виду не только экономический, политический, религиозный кризис, но и социальный кризис, последствия которого особенно остро скажутся в период Великого переселения народов. Жертвами социального кризиса империи накануне ее падения стали угнетенные и отверженные слои римского населения – рабы, колоны, ремесленники. Основной костяк социального переворота в империи составляли эти силы. Обширную империю охватили восстания, из которых в первую очередь необходимо отметить восстание багаудов в Галлии и Испании в III-IV вв., движение циркумцеллионов в Северной Африке в IV-V вв., волнения скамаров в Реции, Паннонии и Норике в сер. V в.

Угнетенные массы империи, объединившись с соседями-варварами (главным образом, германцами), затем с племенами, вторгавшимися на территорию Западной Римской империи в период Великого переселения народов, сыграли серьезную роль в упадке и гибели Римской империи в 476 г.

2. Северные соседи Римской Империи: кельты, германцы, славяне

Из всех многочисленных варварских племен, живших к северу от Римской империи, выделяются три основных этноса, которые сыграли главную роль в Великом переселении народов и гибели Римской империи, а также в формировании феодальной средневековой Европы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999 iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История средних веков озо цели и...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами...

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999 iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами...

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999 iconРабочая программа по История Средних веков Класс: 6
Программы курса «История средних веков» для 6 классов оу м. А. Бойцов. М.: Русское слово, 2006 год

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999 iconРабочая программа по истории Средних веков для 6 класса включает...
«Всеобщая история. История средних веков» учебник для 6 класса. – М.: Русское слово. Программа отвечает требованиям нового федерального...

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999 iconПлан-конспект урока по истории Средних веков в 6 классе по теме: Народы доколумбовой Америки
Учебник: Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений....

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999 iconРабочая программа по курсу "история Средних веков" для 6 класса общеобразовательной...
России, рекомендованной Министерством образования рф; обязательного минимума знаний по истории; учебно-методического комплекта «История...

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999 iconКалендарно-тематическое планирование по курсу «История средних веков» для 6 класс
Тематическое планирование составлено на основе программы В. А. Ведюшкина «История Средних веков, 6 класс», м.: Просвещение, 2008

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999 iconПояснительная записка к рабочей программе по истории средних веков...
Рабочая программа учебного предмета «История средних веков – 6 класс» составлена в соответствии с требованиями

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999 iconУрок окружающего мира в 4 классе по программе «школа 2100» Тема :...
Научить отличать эпоху Средних веков от других эпох, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся...

Приводится по изданию: В. В. Карева. История Средних веков. М.: Пстби. 1999 iconУрок №1 «Что изучает история Средних веков?» Цели
Цели: Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории Средних веков


Учебный материал


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru