Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна




Скачать 131.4 Kb.
НазваниеУчитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна
Дата публикации15.07.2013
Размер131.4 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > История > Документы




Московская область, г. Юбилейный,

МОУ «Гимназия №3»,

учитель истории и обществознания

Мигунова Галина Моисеевна.

Значение домашнего задания в учебной деятельности гимназиста.
Если наши дети хотят быть людьми

в самом деле образованными,

они должны приобретать образова­ние

самостоятельными занятиями.

Н. Г. Чернышевский.

 

Почему в системе образования одним из острых вопросов является вопрос выполнения до­машнего задания?

Во-первых, потому, что  дети  учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке до­машних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается  с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.

  Во-вторых, само содержание домашнего задания нап­равлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Данные психологических исследований показывают, что если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на до­машнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют резуль­татам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уро­ками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых спо­собных учеников, которые не выполняют домашнее задание. Что же такое домашнее задание? Это — задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер.

Главное назначение домашнего задания:

    • - воспитание волевых усилий учащегося, ответственности и самостоятельности;

    • - овладение навыками учебного труда, выраженное в различных  способах учебной работы;

    • -формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

    • -формирование исследовательских умений учащегося (сопоставле­ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Домашнее задание выполняет различные функции:

  1. одной из главных является функция выравнивания знаний и умений учащегося, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

  2. вторая функция - это стимулирование познава­тельного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предме­ту или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

  3. третья функция - развитие самостоятельности учащегося, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное за­дание

Нужно всегда помнить, что к дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся относятся следующие приёмы:

  • в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание учащихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;

  • не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от учащихся размышлений и творческих усилий;

  • по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задание дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;

  • давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;

  • приучать учащихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.

Домашние задания даются по двум причинам:

  1. закрепить изученный на уроке материал,

  2. подготовить основу для изучения нового.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблагодар­ное и нереальное

занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления - это­му должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры. Домашнее задание должно учить учащегося рассуждать, разговаривать, советоваться  с самим со­бой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», ре­шать конфликт между истиной и фактом. Известный психолог Д.Б. Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически пос­тепенно должна стираться грань между классными и  домашними задания­ми с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».



Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда

Из опыта работы

Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

 


Домашнее задание как правило даю в начале урока, объясняя алгоритм его выполнения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);



Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;


Задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

В младших классах с интересом выполняют задание «Нарисовать ответ по теме», «Совершить путешествие в изучаемую страну».

В старших классах с большим интересом выполняют задания по теме « Роль личности в истории», давая характеристику выдающимся историческим личностям.

Часто учащиеся сами предлагают тему, по которой хотели бы выполнить самостоятельно задание. Например, «Народные промыслы Подмосковья» или «Тема народничества в произведениях И.Репина» с подготовкой презентации вопроса.

Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его ис­полнения

Задания, которые необходимо выполнить к следующему уроку,

опережающие задания: на четверть (гуманитарная, социально-экономическая группы – защита реферата или проекта); на неделю ( написать сочинение-эссе, нарисовать плакат, подготовить сообщение…)

Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.


Проверяется на каждом уроке, если письменное задание – проверка тетрадей, если не у всего класса, то обязательно у 5-6 учащихся. Если задания выполнены достойно, иногда практикую приглашения в параллельный класс ( из 8 «А» в 8 «Д»). Всегда такие выступление перед другим классом выслушивается с интересом, повышает самооценку того, кто выступает.



В обучении чрезвычайно важно обеспечить положительные эмоции по отношению к учебной деятельности, ее содержанию, формам и методам ее осуществления. Особое внимание следует уделить методам мотивации стимулирования подготовки домашнего задания. Следует иметь в виду, что если «мотив-мотор деятельности», то интерес – это «топливо» для мотора.

Оживить урок истории, сделать его увлекательным, вовлечь учащихся в творческий процесс осмысления изложенного позволяет использование метода ретроальтернативистики (построение альтернативных сценариев развития реальных событий в прошлом). Это в самом прямом смысле нечто вроде наглядного пособия уроков истории. Эту идею я взяла из статьи И.В. Бестужева-Лада «Философия истории на школьном уровне», журнал «Преподавание истории в школе.-2001 №7.. Автор выделяет поворотные пункты, своего рода «пороги», в истории России, когда эта история вполне могла бы пойти совершенно другим путем (с его личной позиции).

Даю такие задания: подумать:

    • реформы Петра I

      • (могла ли Московская Русь стать Россией без реформ Петра I?)

    • восстание декабристов

      • (если бы декабристам удалось свергнуть Николая I?)

    • освобождение крестьян

      • (если бы Николаю I наследовал сразу Александр III?


За годы работы таких примеров набралось значительно больше:

  1. Смутное время (если бы Лжедмитрию удалось надолго удержаться на русском престоле

  2. Если бы Николай II оказался реформатором

  3. А если бы Черненко не продвинул Горбачёва и т.д.

  4. Что было бы если бы не произошла октябрьская революция?

Эти вопросы – эффективные тренинги формирования критического мышления у учащихся, развития их индивидуальности и творческих способностей. В то же время, это прекрасная основа для построения проблемных ситуаций на уроке, которые несут в себе мощный развивающий потенциал. Известно, что «История не терпит сослагательное наклонение!». Поэтому переигрывать в использовании вопроса «что было бы, если бы…» не стоит. Однако, следует признать, что это достаточно эффективный педагогический прием, ориентированный на развитие умственных способностей учащихся и более заинтересованного их отношения к подготовке домашнего задания.

На более глубокое изучение процессов, происходивших и происходящих в российском обществе, учащихся нацеливает исследование парадоксов. Домашним заданием могут быть такие задания, подумать и попробовать объяснить:

    • пародоксальность канонизации князей Глеба и Бориса, убитых в междоусобии в 1015г.;

    • борьба русских князей друг против друга в период монголо-татарского ига. Казалось бы, в условиях нашествия монголов, когда русские земли вынуждены были более двух столетий выплачивать дань завоевателям, князья должны были объединиться и сбросить иго. Однако этого длительное время не происходило. Мало того, князья часто воевали друг с другом, привлекая в качестве союзников тех же монголо-татар;

    • научно-технический прогресс и благосостояние народа. В большинстве стран научно-технический прогресс отражает материальное благосостояние народа: чем он выше, тем лучше людям живется. Но в СССР изобретают атомную бомбу почти одновременно с США, а уровень жизни населения двух стран просто несопоставим. Опережая развитые страны мира, СССР первым осуществляет запуск искусственного спутника Земли и первого человека в космос, а значительная часть народа находится за чертой бедности, жизнь многих находится примерно на уровне начала XX века.

Использование метода ретроальтернативистики и исследование парадоксов способствует развитию умений проводить аналогии, анализировать, сопоставлять и сравнивать, делать обобщения и выводы, находить новые факты и аргументы. Такого рода деятельность интенсифицирует развитие учащихся, делает их мышление более гибким.

При изучении тем «Внешняя политика» часто использую такой игровой приём при подготовке домашнего задания – представьте себе, что вы журналист и возьмите интервью у ….. Например, при изучении темы «Внешняя политика Александра II» учащиеся 8 классов справились довольно таки интересно с данным заданием, чаще всего задавали вопросы:

« Можно ли было избежать необходимости продажи Аляски?. Чем можно объяснить сближение России и Германии? Какие надежды вы возлагаете на «Союз трёх императоров? Почему Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?» При выполнении задания, обязательным условием было и знание ответа на поставленные вопросы. Умение задавать вопросы, очень важно для учащихся.

Всегда помню о том, что учащимся целесообразно задавать вопросы следующего плана:  сформулируйте, установите, соотнесите, покажите взаимосвязь, объясните цель применения, классифицируйте, объясните причины, что произойдёт, если, есть ли другая причина, выскажите критические замечания. Т.е. домашнее задание должно носить проблемный характер и вызывать желание разрешить эту проблему.

При подготовке к обобщающим урокам даются вопросы, например, при завершении темы «Эпоха петровских реформ» необходимо доказать, что Россия превращается в европейскую державу, но это поверхностная европеизация ( «Мы европейские слова и азиатские поступки», « Россия – страна этикеток, названия такие же, а суть иная»)

Индивидуальный процесс усвоения знаний протекает гораздо более успешно, когда он осуществляется в рамках группового обучения, при таком подходе решающей формой учебной работы является коллективная познавательная деятельность. Домашнее задание на группу я даю заранее и результатом такой работы бывают или компьютерные презентации к урокам (их накопилось уже достаточно много) или бумажные презентации( идёт накопление материала для кабинета) Коллективная познавательная деятельность ярко проявляется и при работе над проектами ( в 7 классах – « Знакомьтесь: Россия», «Юбилейный моя малая родина»; в 5 классах «Путешествие по древним Афинам», в 8 классах « Народные промыслы Подмосковья», в 9 классах «История первой мировой войны» и др.)

Всегда необходимо искать новые формы подачи домашнего задания. Например, при изучении определённого периода истории, я всегда с учащимися обсуждаю вопрос о роли личности в истории, они доказывают положительные и отрицательные стороны этой роли. Во время проведения всероссийского проекта «Имя России», я использовала игровой момент: представить себя участником проекта «Имя России» и высказать свою точку зрения по теме проекта: «Возможно ли имя России - Иван Грозный» в 10 классах, «Возможно ли имя России- Николай II» в 11 классах. Это значительно оживило уроки, и действительно индивидуальные возможности учащихся приумножились. Такой приём я использую и сейчас. Иногда задания видоизменяю. Например, при завершении изучения темы «Реформы Александра II» одному варианту на дом было дано задание подготовить доказательства, что реформы Александра II коренным образом изменили судьбу России, а другому варианту, напротив, существенной роли эти реформы не сыграли.

В профильных группах я использовала такую форму подачи домашнего задания как подготовка к заседанию «круглого стола», где каждому давалась возможность высказать свою точку зрения по поднятой проблеме, аргументировать её и попытаться предложить решение проблемы. Кроме этого в конце учебного года я организовывала уроки – конференции, каждый выступал с рефератом по теме, над которой работали в течение года.

Все возможно, если дать учащимся возможность выбора. Например, возможность выбора творческих домашних заданий. При подготовке к открытому уроку по теме «Россия в изгнании» в 11 классах именно творческая группа предложила такую форму, как презентация газеты «Эхо» (газета русского зарубежья); при проведении уроков по теме «Великая Отечественная война», старшеклассники выпустили три газеты, отражающие события каждого периода войны. При оформлении каждая группа проявляла своё творчество.

Домашним заданием может быть и написание сочинения – эссе, пока это одна из сложных форм работы для многих учащихся.Но, тем не менее, мы должны признать, что такая форма как нельзя лучше отражает уровень критического мышления наших учащихся, создаёт условия для выявления их индивидуальности. Критически мыслящий учащийся находит собственное решение проблемы и подкрепляет это реше­ние разумными, обоснованными до­водами. Здесь проявляется самостоятельное мышление, уровень теоретических знаний ( есть такое выражение «трудно думать с пустой головой», чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья" - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций). Именно благодаря критическому мышлению традици­онный процесс познания обретает индивидуальность и становится ос­мысленным, непрерывным и продук­тивным.

  Кроме вышеуказанных приёмов подачи домашнего задания, использую и такие:

I. К урокам изучения нового материала
1) прочитать параграф ( объяснение нового материала должно начинаться с определённой базы)

2) выбрать из нового материала новые понятия и найти определение к ним ( на примере темы «Эпоха Петра Первого» - потешные войска, азовские походы, Великое посольство, нарвская конфузия, рекрутская повинность, военная экономика, табель о рангах и т.д. В 5 классах при подготовке нового урока «Путешествие по древним Афинам», пятиклассники готовили дома определение понятий – акрополь, орхестра, скене, стиль, и т.д.

II. К урокам обобщения
1) Ответы на специально поставленные вопросы
2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;
4) Подборка дополнительного материала по теме;

III. К урокам обучения применять знания
1) Практические работы (изготовление презентаций, пособий, карточек, таблиц );
2) Решение задач нестандартных ( в рабочих тетрадях по истории и обществознанию по всем классам)

  1. Составить пространственный конспект к теме. Например, «Походы Александра Македонского на Восток», «Племена восточных славян» и т.д.
    IV. К урокам контроля и проверки знаний
    1) Письменные ответы на вопросы к параграфам и документам учебника
    2) заполнение рабочих тетрадей по предметам.

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Примеров разнообразия видов домашних заданий множество, но каждый учитель знает, что этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребенка. Естественно, что любой учитель прикладывает максимум сил для того, чтобы его учащиеся получили глубокие и прочные знания. Но при всей важности знаний необходимо признать, что главным, «первичным» является здоровье ребенка, а всё остальное, в том числе и знания, «вторично». Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой то степени сохранить здоровье учащихся.

И в завершении хочу предложить информацию по материалам сайта: http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=8745&Itemid=143 . «Учителю на заметку»:
1. Прежде всего задайте себе следующие вопросы и может быть вы пересмотрите свое отношение к нему:
-Зачем я задаю домашнее задание своим ученика?
- Как я относился к домашнему, когда был учеником и почему?
- Что мне нравилось в домашнем задании?
2. Домашнее задание должно быть «в удовольствие», тогда оно вызовет интерес у учащегося.
3. На дом задается только то, что было уже закреплено на уроке и не вызовет затруднений во время выполнения у учащихся.
4. Старайтесь, чтобы домашнее задание оставляло место для творчества.
5. Домашнее задание должно быть разумным и не требовать много времени для выполнения (45 минут).
6. Никогда не позволяйте себе давать домашнее задание без комментариев и без того, чтобы добиться понимания каждым учеником сути задания. Обязательно попросите одного или двух учеников повторить задание. ( Попробуйте проиграть диалог «Разговор по телефону», где ученики должны объяснить больному товарищу, что надо делать дома).
7. Домашнее задание должно быть посильно.
8. Всегда записывайте домашнее задание на доске.
9. Не забывайте проверять домашнее задание, так как и учащиеся и родители заинтересованы в получении информации об успешности выполненного задания

10. Давайте учащимся шанс продемонстрировать успешное выполнение домашнего задания. Делайте акцент не на тех учащихся, которые не выполнили его, а хвалите тех, кто выполнил домашнее задание.
11.Не забывайте проверять домашнее задание, так как это снижает мотивацию к его выполнению.
12. Для проверки домашнего задания используйте взаимопроверку, при которой учащиеся сравнивают свои работы, исправляют ошибки друг друга, объясняя правила, которыми они пользовались.
13 Планируйте так домашнее задание, чтобы оно было связано с материалом следующего урока и могло бы стать разминкой и подготовкой к нему.
14. Обращайте внимание не только на содержательную часть домашнего задания, но и на то, какие общеучебные навыки и умения будут необходимы учащимся для его выполнения. Просите учащихся анализировать свою работу.


Значение домашнего задания в учебной деятельности гимназиста.

Выступление

на заседании гуманитарной кафедры

МОУ «Гимназия №3»

учителя истории и обществознания

Мигуновой Галины Моисеевны

Г.Юбилейный

2011 год

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна iconУрок «Источники легитимной власти»
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...

Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна iconАнализ работы мо учителей истории, обществознания, химии, биологии,...
Иванова З. А., учитель истории и обществознания, руководитель мо, стаж работы 25 лет, учитель 1 квалификационной категории, председатель...

Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна iconАнализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла...
Бойко Лидия Викторовна, Марцинкевич Галина Николаевна – учителя русского языка и литературы; Смыкова Светлана Ивановна – учитель...

Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна iconАнализ работы методического объединения учителей русского языка,...
Гриценко И. П. – заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания высшей категории

Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна iconРазработка урока по истории, подготовила учитель истории и обществознания...
Разработка урока по истории, подготовила учитель истории и обществознания Бурменская О. В

Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна iconАктивизация познавательной деятельности учащихся через интерактивное...
Учитель истории и обществознания коукши во «Борисоглебский кадетский корпус» Шаньшерова В. В

Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна iconМожет изучаться в курсе политологии (профильный курс, элективный...
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...

Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна iconУрок обществознания в 7 классе
Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания моу сош №3 г. Калининграда

Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна iconГалина Лариса Валерьевна
Использование икт на уроках истории и обществознания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I и II вида

Учитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна iconБюджетное образовательное учреждение шекснинского муниципального района
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru