Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе




НазваниеРабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе
страница1/2
Дата публикации27.06.2015
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2



Рабочая программа педагога

История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» »

2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

3. Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

4. Приказа Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» от 19 декабря 2012 года №1067

5. Учебного плана образовательного учреждения на 2013-2014 год .

Главная цель изучения истории - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи обучения.

Предметные задачи:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

Межпредметные задачи:

  • овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.

Личностные задачи:

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях ис­тории. При этом отбор фактологического материала осу­ществляется таким образом, чтобы он способствовал воспита­нию гражданских и патриотических качеств учащихся, содей­ствовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поис­ка и расширения знаний по истории своей Родины.

В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Шестиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе. В то же время при построении курсов истории учитывается в первую очередь не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.

Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.

В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.

Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.

Для полноценной реализации дисциплины используются УМК по истории России Данилова А.А., Косулиной Л.Г., истории средних веков Агибаловой Е.В., Донского Г.М.

Программа рассчитана на 68 часов+2 часа – резервное время.

Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: первое полугодие изучается история России – 38 часов ,второе полугодие – история средних веков- 30 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории. Предполагается последовательное изучение двух курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Результатом изучения истории в 6 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

По результатам изучения дисциплины учащиеся должны:

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
    Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;

  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  • работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  • описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  • анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие   явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  • работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • применять знания и умения в общении, социальной среде:
    применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

  • применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:

  • целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • пониманием исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • опытом оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • собственными суждениями об историческом наследии народов России и мира;

  • нормами социального поведения;

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • ориентирами для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.


Содержание программы
Основу курса истории в 6 классе составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI в. 42 часа

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории Рос­сии. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

ТЕМА 1. Древняя Русь (15 часов)

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на терри­тории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Про­исхождение восточных славян. Крупнейшие племенные сою­зы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотно­шения восточных славян с соседними племенами и государ­ствами.

Основные понятия темы

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное зем­леделие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

Формирование Древнерусского государства. Предпосыл­ки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новго­род и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Оль­ги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины при­нятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярос­лав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земель­ные отношения. Основные социальные слои древнерусско­го общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Сис­тема местного управления. Внешняя политика Ярослава Муд­рого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярос­лава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие­ве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусско­го искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Зна­чение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерус­ской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Основные понятия темы

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, лето­пись, былина, патриотизм.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ (12 часов)

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древ­нерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образо­вание самостоятельных княжеств и земель. Характер полити­ческой власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Пос­ледствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточ­ных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внут­ренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйствен­ные особенности Северо-Западной Руси. Особенности соци­альной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственнос­ти на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотноше­ния между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чин­гисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Ге­роическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое зна­чение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. По­ходы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалти­ки. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынско­го владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государ­ства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государ­ства. Конфессиональная политика литовских князей. Значе­ние присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное един­ство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведе­ниях культуры. «Слово о полку Игореве».

Основные понятия темы

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордын­ский выход, ярлык.

ТЕМА 3. РУСЬ МОСКОВСКАЯ (13 ЧАСОВ)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. При­чины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотноше­ния Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—сере­дине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордын­ского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоедине­ние Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в полити­ческом строе и управлении. Усиление великокняжеской влас­ти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церков­ное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефаль­ной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические ус­ловия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся куль­туры великорусской народности. Отражение в литературе по­литических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «За-донщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная ли­тература, «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные соору­жения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государ­ства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы

Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Сто­главый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические ус­пехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астра­ханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливон­ской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской вой­ны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполи­тического курса. Сущность и цели опричной политики. Оп­ричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ли­вонской войны.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие науч­ных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публи­цистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зод­чество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дво­ряне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.


История России - 6 класс (42 часа)

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс

Источник планирования: ДаниловА.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока, форма проведения

Методы обучения

УУД

Домашнее задание

план

факт

1







1

Введение

комбинированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли при­роды в жизни общества.

характеризовать источники по российской истории.

использовать историческую карту для объяснения своеобра­зия геополитического положения России

Стр. 4-6

Тема 1: Древняя Русь (15ч.)

1,2







2

Восточные славяне

комбинированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

показывать на карте расселение древнего человека на тер­ритории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Се­верного Причерноморья.

описывать условия жизни, занятия, верования земледель­ческих и кочевых племен, народов древних государств.

приводить примеры межэтнических контактов и взаимодей­ствий

§1

3,4







2

Быт и религия восточных славян

комбинированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

§1




5







1

Соседи восточных славян

интегрированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

описывать жизнь и быт, верования славян.

объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, по­людье.

раскрывать причины и называть время образования Древ­нерусского государства.

показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с со­седними племенами и государствами.

актуализировать знания из курсов всеобщей истории о воз­никновении христианства и основных его постулатах.

давать оценку значения принятия христианства на Руси.

характеризовать политический строй Древней Руси, внут­реннюю и внешнюю политику русских князей в конце X - пер­вой трети XII в.

рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха.

составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.

рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладно­го искусства и др.

осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город»

§2




6







1

Формирование Древнерусского государства

комбинированный

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)




§3

7







1

Первые киевские князья

практикум

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

§4

8







1

Владимир Святославич. Принятие христианства

комбинированный

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)

§5

9,

10







2

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

комбинированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

§7

11







1

Культура Древней Руси

интегрированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

§6

12







1

Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол.

комбинированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

§7

13







1

Быт и нравы Древней Руси.

комбинированный

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)

§8

14







1

Повторительно-обобщающий урок: «Древняя Русь»

дуэль

исследовательские методы: (работа в мини-группах)

систематизировать исторический материал. высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества

§1-8

15







1

Тест 1: Древняя Русь в IX-XII вв.

комбинированный

репродуктивный метод (тестирование)

систематизировать исторический материал. высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества




Тема 2: Политическая раздробленность на Руси (12 ч.)

1







1

Начало раздробления Древнерусского государства

комбинированный

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)

объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков.

называть хронологические рамки периода раздробленности.

раскрывать причины и последствия раздробленности.

показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси.

характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры от­дельных княжеств и земель (в том числе с использованием ре­гионального материала).

участвовать в ролевой игре «Путешествие в древний Новгород».

изучать материалы, свидетельствующие о походах монголь­ских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения.

рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом по­боище.

составлять характеристику Александра Невского.

§9

2.3







2

Главные политические центры Руси

интегрированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

§10-11

4







1

Нашествие с Востока

комбинированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

§12

5







1

Борьба Руси с западными завоевателями

комбинированный

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)

§13

6







1

Русь и Золотая Орда

комбинированный

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)

§14

7







1

Русь и Литва

комбинированный

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)

§15

8,9







2

Культура русских земель XII-XIII вв.

комбинированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

§16

10.11







2

Повторительно-обобщающий урок: «Политическая раздробленность Руси»

парный опрос

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

систематизировать исторический материал; оценивать ос­новные события и явления истории Удельной Руси.

характеризовать общие черты и особенности раздроблен­ности на Руси и в Западной Европе

§9-16




12







1

Тест 2: Русские земли в XII-XIII вв.

комбинированный

репродуктивный метод (тестирование)

систематизировать исторический материал; оценивать ос­новные события и явления истории Удельной Руси.

характеризовать общие черты и особенности раздроблен­ности на Руси и в Западной Европе

§9-16

Тема 3: Русь Московская (13 ч.)

1







1

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

комбинированный

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)

показывать на исторической карте территорию Северо-Вос­точной Руси, основные центры собирания русских земель, тер­риториальный рост Московского княжества.

раскрывать причины и следствия объединения русских зе­мель вокруг Москвы.

высказывать и аргументировать оценку деятельности Ива­на Калиты.

рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, от­рывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

раскрывать значение Куликовской битвы.

оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

показывать на исторической карте рост территории Москов­ской Руси.

Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой. объяснять причины и последствия феодальной войны.

объяснять смысл понятия централизованное государство.

указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

§17

2







1

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

комбинированный

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)

§18

3







1

Куликовская битва

мозговой штурм

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)

§18

4







1

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV вв.

репортаж

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

§19

5







1

Повторительно-обобщающий урок: «Русь Московская»

викторина

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

оценивать основные события и явления в истории Московс­кой Руси XV-XVI вв., роль отдельных исторических личностей.

сопоставлять факты образования централизованных госу­дарств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное

§17-19

6







1

Тест 3: Объединение русских земель вокруг Москвы.

комбинированный

репродуктивный метод (тестирование)

оценивать основные события и явления в истории Московс­кой Руси XV-XVI вв., роль отдельных исторических личностей.

сопоставлять факты образования централизованных госу­дарств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное




7







1

Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества

комбинированный

исследовательские методы: (работа в мини-группах)

объяснять значение создания единого Русского государства.

выявлять на основе текста и схем учебника изменения в по­литическом строе Руси, системе управления страной.

составлять характеристику Ивана III.

сравнивать вотчинное и поместное землевладение.

изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать со­держащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.

раскрывать роль православной церкви в становлении и раз­витии российской государственности.

характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжес­кой властью.

объяснять значение понятий ересь, «Москва - Третий Рим».

приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.

составлять систематическую таблицу о достижениях культу­ры Руси в XIV-XV вв.

проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала).

характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.

объяснять значение понятий приказ, Земский собор, стре­лецкое войско, заповедные лета.

характеризовать основные мероприятия и значение ре­форм 1 550-х гг.

изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, по­литике власти.

объяснять причины, сущность и последствия опричнины.

определять свое отношение к опричному террору на осно­ве анализа документов, отрывков из работ историков.

составлять характеристику Ивана IV Грозного.

Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, вос­создающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнени­ями о нем как правителе и человеке.

использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.

объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, орга­низуя походы и военные действия на южных, западных и вос­точных рубежах Московской Руси.

раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства.

представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного.

объяснять значение учреждения патриаршества.

систематизировать материал об основных процессах соци­ально-экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощении крестьян, укреплении самодержавия и др.).

составлять описание памятников материальной и художест­венной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства.

характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в.

осуществлять поиск информации для сообщений о памят­никах культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона).

рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., ис­пользуя информацию из источников (отрывков из «Домостроя», изобразительных материалов и др.).

§20

8







1

Московское государство в конце XV-начале XVI в.

комбинированный

исследовательские методы: (работа в мини-группах)

§21

9







1

Церковь и государство в конце XV – начале XVI вв.

комбинированный

проблемное обучение: (постановка проблемы и пути ее решения)

§22

10,

11







2

Российское государство в годы правления Ивана Грозного

комбинированный

эвристические методы: (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем)

§23-27

12







1

Культура России XIV-XVI вв.

комбинированный

исследовательские методы: (решение новых познавательных проблем)

§28

13







1

Итоговый тест.

комбинированный

репродуктивный метод (тестирование)

участвовать в оформлении альбома, посвященного памят­никам культуры родного края изучаемого периода.

обобщать и систематизировать исторический материал.

оценивать основные события и явления в истории Московс­кой Руси XV-XVI вв.

§20-28

1







1

Итоговый урок курса












  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа основного общего образования по истории
М.: Просвещение, 2009. Предлагаемая программа ориентирована на учебники Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История средних веков»,...

Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа интегрированного учебного курса «История России...
М.: Просвещение, 2009; Н. В. Загладин, С. И. Козленко, Х. Т. Загладина «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен...

Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе...
«История», а также Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004. и авторской программы к учебнику «Данилов...

Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по истории средних веков...
Рабочая программа учебного предмета «История средних веков – 6 класс» составлена в соответствии с требованиями

Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков...
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования

Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа по истории для VI класса составлена на основе федерального...
А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Агибалова Е. В. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа по истории. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века составлена на основе федерального...

Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа по предмету «История» 10 класс
Программа курса и тематическое планирование «История. История России и мира с древнейших времён до наших дней».// Н. В. Загладин,...

Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа педагога косякова Лариса Викторовна категория первая...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования мо РФ 2004 г и авторской программы «История России...

Рабочая программа педагога История России с древнейших времен. История средних веков. 6 класс. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе iconРабочая программа по курсу «История России» 6 класс
Морф 2004г и авторской программы «История России 6-9 класс» под ред. А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2007 г...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru