Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся




Скачать 91.85 Kb.
НазваниеКлассный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся
Дата публикации09.11.2014
Размер91.85 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
КЛАССНЫЙ САЙТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Авторы: Жабина Елена Петровна и Суворова Людмила Сергеевна учителя начальных классов МОУ СОШ п.Новопавловка Петровск-Забайкальского района Забайкальского края (zhabina_a@mail.ru; suvorova-lu@mail.ru)

Аннотация: В содержании работы предлагается идея разработки специализированного классного сайта, как средства стимулирования творческого и учебного потенциала, формирования микроклимата школьного коллектива. Актуальность проекта состоит в том, что для творчески работающего учителя необходимы сервисы, обеспечивающие развитие самоуправления, самостоятельности, т.е. подготовка каждого школьника к жизни в обществе.

Ключевые слова: Классный сайт, социализация, образовательная среда, общение, информационная грамотность, ИКТ-компетентность, взаимодействие, образовательный ресурс.
Нам с классным сайтом интересней стало жить,

Там много нового мы можем для себя открыть,

Спасибо нашим «классным», благодарны мы судьбе,

За страничку в интернете, где нет места грусти и тоске.

Развитие современного мира непрерывно движется по нарастающей. На смену традиционному образованию приходит открытое, предоставляющее человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющее учиться непрерывно. Интернет из физической совокупности связанных между собой компьютеров давно уже превратился в феномен культуры и, в частности, в образовательную среду. Для Забайкальского края первой социальной сетью, объединившей всех участников образовательного процесса, стала система электронных дневников и журналов http://dnevnik.ru. Всех учащихся, учителей, родителей заносят в базу данных школы, присваивают им логины и пароли. Каждый учитель работает с электронным журналом, выставляя оценки, и отмечая отсутствующих. Электронные дневники позволяют работать как с одарёнными детьми, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Классный руководитель может тоже наблюдать за процессом учебы своего класса. Каждый учащийся может просмотреть свои оценки по предметам, свой рейтинг по предмету, в школе и в параллели. Родитель видит оценки только своего ребенка, а не всего класса.

Для творческих педагогов в образовании все-таки необходимы другие сервисы, обеспечивающие стабильную коммуникацию между участниками образовательного процесса. Перед классным руководителем стоит множество задач. Одна из наиболее важных – развитие самоуправления, т.е. развитие самостоятельности, чувства ответственности за свои поступки, умения работать в коллективе, управлять и подчиняться, т.е. подготовка каждого школьника к жизни в обществе или его социализации. Мощным воспитательным средством всегда были человеческие отношения. Легко работается в тех классах, где между учащимися царят дружелюбие, взаимопонимание, умение выслушать мнение одноклассника, внести дельное предложение по проведению какого-то дела. Естественно, что все эти умения и навыки не возникают сами по себе, а воспитываются родителями, учителями. Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда).

Современная жизнь предполагает стремительно меняющиеся условия социальной, политической обстановки, головокружительные скорости технических достижений, на основе которых происходит преобразование традиционных форм деятельности человека и возникновения новых. Таким реалиям нужен самостоятельный, социально адаптированный человек, хорошо ориентирующийся в быстроменяющемся мире, умеющий строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, адекватно оценивать ситуацию, делать выводы, принимать правильные решения на основе полученных новых знаний. Поэтому успешная социализация учащихся является, сегодня основной педагогической идеей школы.

Эта идея может осуществляться в рамках изучения любого предмета школьного курса, воспитательной деятельности педагогов, но особых результатов можно добиться, применяя на уроках, во внеурочной деятельности, средства информационно-коммуникационных технологий. При этом нужно учесть, что именно школа закладывает фундамент профессионального, гражданского, социального становления современного человека.

И, так как, современный период развития общества характеризуется все более набирающим силу процессом информатизации, одним из критериев социализации школьников следует считать умение использовать компьютерную технику и средства ИКТ для решения широкого спектра прикладных задач и переработки огромного количества информации.

Опыт работы показал, что если учащиеся не в полной мере обладают информационной грамотностью, то это не способствует их полной социализации в современном обществе.

Вследствие этого была определена проблема: использование средств ИКТ в деятельности учащихся для успешной социализации школьников.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования фиксирует особый тип результатов образования – личностные результаты, – напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, как и во многих ключевых образовательных документах наших дней. При этом молчаливо предполагается, что смысл понятия социализации – вхождение человека в общество – ясен и очевиден всем

В День российской Конституции с ежегодным посланием к Федеральному собранию В.В. Путин отметил, что «влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У неё появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее, и школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать всё это.

Возникает новая проблема, с которой человечество ранее никогда не сталкивалось. Процесс усвоения ребенком социального опыта, происходит не только в организованной семейной среде, но и через средства массовой информации, особенно через Интернет. Интернет доступен практически в любой точке планеты, поэтому влияние «всемирной паутины» отрицать невозможно, как и то, что ее воздействие может иметь не только позитивные, но и негативные последствия.

Как и все новое, информатизация социального пространства привлекает и облегчает общение и процесс обучения, но в то же время имеет свои «подводные камни».

Являясь участником и активным пользователем социальных сетей, ученик может расширить круг своих интересов, обрести новых знакомых. Однако здесь его подстерегает определенная опасность: он может попасть под влияние отдельных неформальных групп, целью которых является вовлечение человека во что-то аморальное или противозаконное. Поэтому основная задача педагогов в условиях развития информационного общества – научить подрастающее поколение грамотно использовать возможности ИКТ, подчинить информационные технологии себе, а не попасть, наоборот, под их влияние.

Нужно учить детей в любом возрасте не только делать что-то самому, но и работать в команде. Вместе веселее строить запруды на ручье или шалаш под кустом, длинную дорогу через всю песочницу, или рыть колодец в песке на берегу. Эти «бессмысленные» с точки зрения многих взрослых занятия дают ребёнку бесценный опыт сотрудничества. Дети очень ценят время, когда они могут работать вместе, поэтому одним из механизмов внедрения модели успешной социализации детей в нашей школе стала разработка Интернет-сайта учащихся 3-х классов «Фантазёры из Новопавловки» http://children3class.ucoz.ru/

Целью воспитательной работы в плане социализации мы поставили межклассное общение посредством разработки и поддержки специализированного интернет-сайта учащихся 3-х классов «Фантазёры из Новопавловки»

В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:

• Научить грамотно использовать информационное пространство.

• Установить новые связи в образовательном Интернет – пространстве посредством активного обмена информацией

В идеальной ситуации классный сайт становится «портретом» класса. Но создать такой «портрет» зачастую оказывается не просто.

Сайт, отражая школьную и внеклассную жизнь учащихся, во многом определяет их психологический настрой, формирует микроклимат школьного коллектива, стимулирует творческую и учебную деятельность школьников.

В рамках сайта успешно используются такие формы делового общения, как интервью, опросы, анкетирование. Они уместны для организации общения детей между собой, детей и взрослых.

Формы организации детского познавательного общения на сайте:

  • коллективное обсуждение прочитанного, увиденного, услышанного;

  • диспут;

  • решение проблемных ситуаций;

  • анализ выступлений и докладов;

  • познавательные игры;

  • групповые творческие и исследовательские задания и пр.

У школьников при такой организации есть реальная возможность приобретать коммуникативные навыки. Обсуждая общечеловеческие проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя.

Классный сайт должен содержать, по нашему убеждению, разностороннюю и полезную для ребенка и родителей информацию. Оформление классного сайта – процесс сугубо творческий, не имеющий строгих ограничений и предписаний.

С помощью сайта классный руководитель спокойно общается с учащимися класса, их родителями. Всем известно, что свободного времени ни у кого нет.

Что же содержит наш сайт «Фантазёры из Новопавловки»?

  • Меню, куда входит внутренняя структура сайта: информация о сайте, блог с каталогами статей и файлов, фотоальбом, гостевая книга, где вы оставите отзыв, посетив наш сайт.

  • Друзья – это сайты, к которым ребята чаще всего обращаются (дневник, сайт школы, ЭМУ, сайты учителей начальных классов)

  • Для неформального общения создан мини-чат.

  • Второй контейнер (правая часть) посвящен занятиям по интересам. Здесь каждый ребенок может найти все, что его душе угодно. И тренажеры для развития предметных умений, и удовлетворит свой интерес в познании окружающего мира в разделе «О природе».

Если необходимо узнать значение слова или подобрать синонимический ряд, то ребята всегда могут обратиться к блоку «Словари».

Сколько вопросов и споров вызвал раздел «Читателям», где учащиеся выполняли различные викторины, знакомятся с произведениями художественной литературы.

Не забыли и об эстетическом воспитании этому посвящены: «Блог мастериц», «Музыка и пение».

Мы помним, что родители это также члены нашего коллектива, поэтому и для них созданы интересные ссылки. Все ссылки открываются в новых кладках, поэтому ребенок всегда может вернуться на свой сайт.

Если вы спросите, а как же игры, то на многих из этих сайтов есть разделы «Развлечение», где игры соответствуют возрасту младшего школьника.

На сайте обсуждаем совместные дела, автор предлагает тему, остальные оставляют свои комментарии в любое удобное для них время, если вопрос один, то не нужно специально из-за него организовывать родительское собрание. У учеников имеется возможность размещать свои проекты в разделе «Домовая книга», пользоваться цифровыми образовательными ресурсами и оставлять комментарии, участвовать в тематических сообществах и конкурсах, проводимых в режиме онлайн.

В разделе «Фотоальбомы» мы размещаем фотоотчеты о любом событии, прошедшем в классе, и опять же все остальные его комментируют.

Сайт дает возможность создать несколько страниц, например класс, родители, наше творчество, и т. д.

Заботиться о структуре сайта — задача учителя, а не детей.

Созданная навигация является средством, с помощью которого ребята могут быстро перейти в нужное им место на сайте. Чем более эффективной будет навигация, тем вероятнее, что больше людей заинтересуются сайтом.

Основные пункты системы навигации остаются неизменными и отображаются прежде других элементов сайта, чтобы посетители быстрее могли сделать выбор и перейти на нужную страничку.

Подчеркнутый текст — это гиперссылка.

Мы понимаем что, сайт должен быть «говорящим», т.е. содержание его и блог меняться, отражая различные стороны жизни коллектива.

Интерес детей к сайту необходимо поддерживать регулярной сменой материалов. Это хлопотно и непросто. Но если нам удастся научить детей работать с сайтом, то наши усилия сведутся к минимуму. Стремимся, чтобы сайт стал «местом гордости» детей за свои достижения, служил стимулом добиваться новых высот, лучших результатов, вызывал желание проявлять своё творчество и инициативу в оформлении сайта. Для детей такая форма обучения и воспитания новая, и поэтому они с интересом участвуют в проекте. Для нас, как учителей, конечно же, нагрузка увеличилась, но мы тоже с удовольствием занимаемся этим делом, потому что такая работа тоже является новой и эффективной. Надеемся, что в следующем учебном году нам уже намного легче будет работать с четвероклассниками.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремлённости каждого участника: ребёнка-родителей-педагога. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации.

За сетевой педагогикой будущее. Это еще один, пока еще не используемый полностью, ресурс обновления школьного образования.
Литература


  1. «Рекомендации по внедрению моделей успешной социализации детей в общеобразовательных учреждениях субъектов РФ»- Москва, 2013 г

  2. «Проблемы социализации молодежи» С.П. Иваненков, кандидат философских наук

  3. «Задачи социализации в новом ФГОС»: Д.В. Григорьев, директор Центра образования №825
    к.п..н., доцент, г. Москва

  4. «Понятие социализации» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%E8%E7%E0%F6%E8%FF

5. «Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения» http://rafalchuk.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9:klassruk&catid=2:2011-06-14-01-04-25&Itemid=6
6. «Классный уголок как одно из средств социализации школьников» http://www.proshkolu.ru/user/teplouhova51/file/3538172/
7. Из опыта работы классного руководителя "Формирование социально активной личности подростка" http://festival.1september.ru/articles/588772/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся iconСамостоятельно добывать знания, самим находить ответы на вопросы...
Использование адаптивной технологии на уроках русского языка как одно из условий успешной социализации школьников с овз

Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся iconПояснительная записка 7 Содержание программы 24 Приложение 32 Список...
Программа развития успешной социализации личности «Театр и мы» в мбоу «сош№53 уиоп» на 2012-2017 учебный год

Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся сош №16 на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации,...

Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся iconРешение математических задач, как одно из средств патриотического воспитания обучающихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»...

Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся на ступени основного...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. 12

Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся iconДоклад на тему : «Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников...
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка

Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
«Создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся и воспитанников, способных к успешной социализации в обществе...

Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся iconБиблиотечные уроки школьного библиотекаря
Оу как к личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными социальными компетенциями, необходимыми для успешной...

Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся iconПрограмма воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся должна содержать
...

Классный сайт как одно из средств успешной социализации обучающихся iconПрограмма по сохранению физического, психического, социально-нравственного...
...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru