«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов»




Скачать 133.49 Kb.
Название«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов»
Дата публикации06.09.2014
Размер133.49 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы


Мастер-класс Барабановой З.П.

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов».

«Единственный путь, ведущий к знанию

это деятельность».
Бернард Шоу

Цель: представить педагогический опыт организации проектного обучения.

Задачи:

1. Показать основные этапы организации проектного обучения;

2.Представить опыт организации проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности

3.Провести рефлексию занятия.

Ход мастер-класса

Сегодня нашему обществу нужны творческие личности, которые могут и хотят быть активными, сознательными строителями своей жизни. Соответственно, развитие личности ученика в условиях образовательного процесса, достижение им вершин в учении и других видах деятельности, являются важнейшими задачами образования. Проблема повышения качества образования неразрывно связана с проблемой изменения качества человека, с его опережающим развитием в системе образования. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод: необходимо изменить не только содержание и объем информации, а стратегию обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Чтобы соответствовать современным требованиям к развитию личности, ученику необходимо стать субъектом своего образования, активно стремящимся достичь вершин в своей деятельности, готовым и способным заниматься своим самосовершенствованием, готовым и способным к творчеству.

На мой взгляд, представляется важным формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов, которая могла бы выступить предпосылкой и показателем личностной зрелости ученика как человека, как будущего профессионала.

Каковы же основные признаки акмеологической позиции ученика при создании проектов:

  • Субъектность. как личностная активность ученика в освоении разных форм общественной жизни и различных видов деятельности (как учебной, так и социальной);

  • Адаптивность как умение принимать условия среды, использовать их в целях личностного развития;

  • Сформированность гуманистических ценностей как системы регулирующей поведение и деятельность личности, определяющей не только мотивационно-потребностную сферу, но и направленность личности на реализацию своего потенциала в социуме;

  • Стремление к самореализации как полному раскрытию своих способностей, которое возможно лишь в общественно значимой деятельности.

Данные характеристики акмеологической позиции ученика должны своевременно активизироваться педагогами на каждой ступени школьного обучения и обеспечивать его готовность к жизненному самоопределению, построению собственной программы жизни, к выбору для себя ценностных приоритетов и критериев успеха.

Следовательно, акмеологическая позиция ученика - это личностная ориентация на успех в различных видах деятельности, в межличностных отношениях как в процессе обучения и воспитания, так и в дальнейшем развитии своего творческого потенциала. Акмеологическая позиция - есть форма активности личности.

Ведущими условиями формирования акмеологической позиции при создании проектов являются:

  • развитие акмеологической позиции самого педагога;

  • ориентация в процессе обучения на социально-педагогический, компетентностный, деятельностный, личностно ориентированный подходы, способствующие становлению личности;

  • создание развивающей акмеологической среды, способствующей личностному росту ученика и становлению личностной и социальной зрелости;

  • педагогическая поддержка, как основной принцип взаимодействия педагога и ученика в образовательном процессе.

Что такое проектная деятельность (теоретический аспект)

К приоритетным направлениям образования сегодня относятся современные образовательные технологии, информатизация образования, воспитание социально-адаптированной личности. Все эти направления как нельзя лучше соотносятся с темой школы: «Совершенствование условий для самоопределения и самореализации личности в адаптивной школе: акмеологический подход». Чтобы личность была социально-адаптированной, владела современными ИКТ, умела самостоятельно добывать информацию, владела навыками проектирования, в школе в системе должна проводиться работа над формированием исследовательской деятельности и проектными технологиями.

Использование метода проектов в школе отвечает всем требованиям современного образования:

  • •проблематизация учебного материала;

  • •познавательная активность ребенка;

  • •связь обучения с жизненным опытом ребенка;

  • •организация обучения как деятельности (игровой, трудовой)

Существует много классификаций проектов. Типология проектов:
1) По доминирующей деятельности учащихся:

практико – ориентированные,

исследовательские,

информационные,

творческие,

ролево – игровые

2) По продолжительности:

мини – проекты,

краткосрочные,

средней продолжительности,

долгосрочные (годовые)

3) По количеству участников:

индивидуальные (личностные),

парные,

групповые

4) По охвату предметов:

монопроект,

межпредметный проект

Использование метода проектов в педагогической деятельности возможно, если учитель готов к смене социальных ролей: учитель становится партнером и координатором, если ученик овладел основными предметными знаниями, а также если и учитель, и ученик готовы к исследовательской деятельности и владеют ИКТ.

Анатомия проекта: 6 П – проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация проекта, портфолио. Наиболее трудная задача – это правильно выделить проблему.

Проблема – это социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, входить в состав учебного материала, носить исследовательский характер.

Первый этап работы - определяется объект и предмет исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования — то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Цель проекта – модель желаемого конечного результата. Цель проекта может быть определена с помощью глаголов: доказать, записать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, проверить, продемонстрировать, проследить, разработать, рассчитать, собрать, создать, сравнить, установить и т.д.

Задачи проекта - это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Далее выдвигается гипотеза.

Гипотеза в проекте — это предположение, в котором дается предполагаемый вывод о существовании объекта, связи или причины явления. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом. Она формулируется в виде определенных отношений между двумя событиями или явлениями.

Второй этап работы над проектом – это планирование. На этом этапе учащиеся распределяются по группам, определяются ответственные, сроки консультаций, конечный продукт проекта.

Третий этап работы – поиск информации. Ее можно прочитать в книге (справочная, учебная литература, словари, справочники, документальные источники);

–поискать информацию в Интернете;

–задать вопросы родителям, специалистам;

–подумать самостоятельно;

–провести интервью с участниками событий, анкетирование;

–посмотреть по телевизору;

Этап исследования может происходить с помощью различных методов – эмпирических: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и  теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод, хронологический метод, социологические методы (интервью, соц. опрос, анкетирование)

Продукт – это результат работы над проектом. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, атласа, видеофильма, выставки, газеты, игры, карты, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, буклета, праздника, путеводителя, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии и т.д.

Представлять продукт проекта можно на научной конференции, в виде научного доклада, деловой, ролевой игры, защиты на ученом совете и т.д.

Работа над исследовательским или творческим проектом всегда заканчивается этапом рефлексии: с каким настроением работал, было ли мне комфортно, доволен ли я собой; насколько мне комфортно работалось с руководителем, в паре с товарищем, в социуме, я достиг цели, мне этот материал необходим, в чем я затруднялся, как мне преодолеть свои проблемы.

Какие трудности возникают при организации проектной учебной деятельности на уроке:

•Из поля зрения выпадает слабый ученик;

•Степень участия каждого участника проекта;

•Контроль всех этапов работы;

•Связать все части проекта воедино;

Перспективы работы: разнообразить виды проектов (социальные, семейные, межпредметные, сетевые)

Таким образом, исследовательская деятельность и проектное обучение развивает множество умений и навыков таких, как рефлексивные, оценочные, информационные, менеджерские, коммуникативные, презентационные и т.д.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были: простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся; разнообразными по содержанию; интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности.

Для проведения самостоятельного научного исследования учащийся должен уметь:

  • Выделять и ставить проблему (выбор темы исследования).

  • Искать возможные варианты решения.

  • Собирать материал.

  • Обобщать полученные данные.

  • Оформлять проект (сообщение, доклад, макет и др.)

  • Защищать проект.

Я помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.

Правила выбора темы:

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).

Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в районных научно-практических конференциях.

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.

Групповая работа

Практическое занятие:

а) Составить алгоритм выполнения проекта (Приложение 1)

б) Составить памятку начинающему исследователю (Приложение 2)

в) Составить пожелания рецензенту (Приложение 3)

г) Рассмотреть деятельность учителя и ученика при выполнении исследования (Приложение 4)

Рефлексия участников.

- Цели прихода на мастер-класс.

- Что взял полезного.

- Хочется ли что-то отметить.

Слово ведущего

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.

К положительным моментам можно отнести универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это: рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; навыки оценочной самостоятельности; умения и навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения и навыки.

Негативные стороны исследовательской технологии:

неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы; сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; риск неудачного окончания работы; повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя; невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

Занятие проектной деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях, работа над проектом способствует формированию акмеологической позиции у школьника.

При проектном методе я научилась организации и планированию, поняла важность и необходимость проектирования для формирования акмеологической позиции школьника. Я поняла, что проектная деятельность совмещает инновационные педагогические технологии, повышает качество знаний, способствует формированию творческих и познавательных способностей, готовит к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, способствует формированию активной жизненной позиции.

Приложение 1

Творческий проект

Алгоритм выполнения проекта

1. Сбор информации

2. Эксперимент

3. Систематизация и структуризация информации

4. Исследование

5. Оформление работы

6.Фото и видео зарисовки

7. Интервьюирование

8. Наблюдения

9. Презентация

10.Практическое применение новых знаний

11. Публичное выступление

Приложение 2

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования

  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

  • Сделай выводы.

  • Оформи результаты своей работы.

  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Приложение 3

Рецензенту

1.Доброжелательно высказать общее впечатление о работе.

2.Оценить знание материала, осмысленность его изложения.

3.Оценить логику изложения, взаимосвязь частей.

4.Оценить умение доказывать.

5.Оценить умение сравнивать, выделять главное.

6.Учитывать наличие литературного обзора, а также правильно оформленных библиографических ссылок.

7.Учитывать корректность выводов, культуру оформления материалов (текст, доклад, наглядный материал).

Приложение 4

Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта.

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительный

Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Обсуждают предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели

2. Планирование, организация деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах

Устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе

3. Исследование (осуществление деятельности)

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации

Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализирует информацию, готовят материалы к презентации

4. Представление, отчёт, презентация проекта

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчёта

Обсуждают найденный способ решения

проблемы, участвуют в оценке путём

коллективного

обсуждения и самооценок

В заключение мастер-класса для получения обратной связи участникам выдается раздаточный материал ( приложение 5). Необходимо соотнести цель и задачи исследования (1 группа), методы исследования (2 группа) и продукты исследования(3 группа):


Цель и задачи

Продукт

Методы

 

Доказать
Выяснить

Объяснить

Определить

Систематизировать

Создать

Нарисовать

Описать

Продемонстрировать

Подготовить

Иллюстрировать

Изучить

Разработать

Выставка

Газета

Игра

Костюм

Макет

Серия иллюстраций

Инсценировка

Дидактический материал

Словарь

Мультимедийная презентация

Сценарий

Наблюдение

Сравнение


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов» iconТематическое планирование 1четверть Тема: «Искусство в твоём доме»
Уметь: в доступной форме подчеркиватькрасоту материалов,форм и конструкций при создании «проектов» тканей

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов» icon1. Анализ и формирование эффективной управленческой позиции
Возможности снижения личных (временных, энергетических, эмоциональных) затрат при осуществлении управленческой деятельности

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов» iconМетод проектов на уроках географии
При овладении учителем методом проектов необходимо, прежде всего понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов...

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов» iconВ. А. Сухомлинский От учителя основной фигуры педагогического процесса...
От учителя – основной фигуры педагогического процесса – зависит, какое влияние на здоровье ученика оказывает его пребывание в школе,...

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов» iconАнализ воспитательной работы мбоу оош №6 г. Моздока За 2011-2012 учебный год
...

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов» iconСтруктура такого проекта может быть обозначена следующим образом
Знание типологии проектов, используемых в сетях или в обычном учебном процессе, может оказать существенную помощь педагогам при разработке...

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов» iconДоклад председателя Государственного комитета Республики Башкортостан...
О создании организационной структуры по реализации инвестиционных проектов в рамках дцп

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов» icon«Здесь не курят»
Цели: Создать условия для формирования личной негативной позиции ученика по отношению к курению через воздействие на его информационное...

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов» icon«Системы автоматизированного проектирования при создании ракетно-космической техники»
Системы автоматизированного проектирования при создании ракетно-космической техники”, который состоится 22 декабря 2005 г на аэрокосмическом...

«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов» iconМетодика кто я?
Оцениваемые ууд: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности;...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru