Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации




Скачать 210.13 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Дата публикации25.05.2014
Размер210.13 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
5-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400.62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики и прикладной математики

Программа дисциплины «Безопасность информационных сетей»

для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика

подготовки бакалавра

Автор программы: Тимофеева О.П.

Одобрена на заседании кафедры «Базовая кафедра МЕРА» «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой Н.И. Кащеев
Рекомендована секцией УМС «Прикладная математика» «___»____________ 2012г.

Председатель
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г.

Председатель Н.С. Петрухин

Нижний Новгород, 2012 г.

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Безопасность информационных сетей».

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика», утвержденным в 2012 году.

2 Цели освоения дисциплины


Дисциплина «Безопасность информационных сетей» служит для приобретения знаний по защите информации и автоматизированных систем в управлении безопасностью. Эти знания необходимы для формирования концептуальных основ защиты информации и организации правового обеспечения защиты информации.

Целью освоения данной дисциплины является начальная правовая подготовка студентов по основным вопросам информационной безопасности, обучение основам защиты автоматизированных систем.

В ходе практических занятий по данной дисциплине студенты должны получить базовые практические навыки применения изучаемых теоретических принципов и подходов.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • Задачи информатизации общества и проблемы защиты информации.

  • Системную классификацию информации в зависимости от области ее использования и уровня конфиденциальности обрабатываемой информации.

  • Унификацию структуры информационного потока.

  • Унификация процедур обработки информации.

  • Правовое регулирование и организацию работ по защите информации.

  • Управление государственной системой защиты информации.

  • Руководящие нормативно-технические, методические и организационные документы в области информационной безопасности.

  • Наличие угроз и их специфику в различных типах АС.

  • Виды защиты информационных ресурсов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профиля подготовки бакалавра.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    • Формулировать задачу управления защитой информации.

    • Выбирать и комбинировать программно-аппаратные средства для наиболее эффективной защитой информации.

    • Создавать программно-аппаратные диспетчера доступа.

    • Создавать системы разграничения доступа.

    • Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов.



5Тематический план учебной дисциплины





Наименование тем

Всего

часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Введение














2.

Цели и задачи информатизации общества

4

2




2

3.

Объективные предпосылки индустриализации информационных процессов.

10

2




8

4.

Основные концепции защиты информации в автоматизированных системах. Теория защиты и основные концепции защиты информации в АС.

17

2

5

10

5.

Угрозы и защита информации

10

2




8

6.

Основы правовой защиты информации. Организационно-правовое обеспечение защиты информации

5

2

0

3

7.

Защита информации в АС

15

2

3

10

8.

Структура проблемы информационной безопасности. Законы РФ о защите информации

10

2

7

1

9.

Субъекты и объекты правонарушений

10

2

2

6

10.

Правовые аспекты защиты информации

10

3




7

11

Компьютерные правонарушения

4

2




2

12.

Объективные предпосылки индустриализации информационных процессов

3

1

2







108

24

24

60


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3







Текущий

Реферат




4







Письменная работа объемом не менее 15 печатных страниц.

Домашнее задание

*

*

*




80 минут на одно задание.

Итоговый

зачет







*




Письменный экзамен 4 часа: 1 теоретический вопрос и 1 задача в билете.


6.1Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль осуществляется в виде еженедельного домашнего задания и оценки работы студентов на практических занятиях. Для выяснения уровня усвоения теоретического материала после каждого пройденного раздела проводится семинар. Текущий контроль для каждого студента подразумевает подготовку реферата по заранее выбранной и согласованной с преподавателем теме. Работа над рефератом ведется на протяжении 4 недель в течение 2 модуля.

Итоговый контроль: зачет на последней неделе 3 модуля. Учитываются результаты домашней работы и реферата. Оценка определяется в соответствии с п. 10.

7Содержание дисциплины



Тема 1. Введение

Предмет дисциплины. Цель дисциплины, ее основные задачи. Место дисциплины в системе наук о безопасности жизнедеятельности. Основная учебная и методическая литература.

Основная литература

  1. Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

  2. Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

  1. Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

  2. Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.


Тема 2. Цели и задачи информатизации общества

Научно-методический базис, периодизация информации и задачи процесса защиты информации. Задачи информатизации и информационного обеспечения различных сфер деятельности. Классификация информационных потоков.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.

Тема 3. Объективные предпосылки индустриализации информационных процессов.

Общие сведения об основных положениях теории защиты информации, традиционные меры защиты информации и основные концепции защиты информации в АС. Анализ и классификация организационных и программных структур АС. Анализ возможных угроз, их специфика в различных типах АС. Систематизация видов защиты и схема обеспечения защиты информации.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 4. Основные концепции защиты информации в автоматизированных системах. Теория защиты и основные концепции

Организационно-правовое обеспечение защиты информации, закрепляющее права и обязанности граждан, коллективов и государства на информацию. Руководящие нормативно-технические документы. Защита геоинформации и оценка ее состояния. Защита информации на предприятии

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 5. Угрозы и защита информации
Наиболее распространенные угрозы. Анализ возможных каналов утечки информации.

Основные определения и критерии классификации угроз. Классификация угроз по способу осуществления. Случайные угрозы. Преднамеренные умышленные угрозы. Традиционный шпионаж и диверсии. Несанкционированный доступ к информации. Электромагнитные излучения и наводки

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 6. Основы правовой защиты информации. Организационно-правовое обеспечение за щиты информации

Общее содержание организационно-правового обеспечения. Обзор российского законодательства в области информационной безопасности. Правовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной безопасности.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема7. Защита информации в АС

Классификация способов атак на компьютерные сети. Нападения на политику безопасности и процедуры административного управления. Недостатки защиты от несанкционированных действий пользователей и программ. Недостатки защиты от потери информации и нарушения работоспособности компьютерной системы. Недостатки административного управления сетью.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 8. Структура проблемы информационной безопасности. Законы РФ о защите информации
Обзор российского законодательства в области информационной безопасности. Правовая защита программного обеспечения. Защита программного обеспечения авторским правом.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 9. Субъекты и объекты правонарушений

Классификация способов атак на компьютерные сети. Нападения на политику безопасности и процедуры административного управления

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 10. Правовые аспекты защиты информации.

Правовая защита программного обеспечения. Защита программного обеспечения авторским правом

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 11. Компьютерные правонарушения

Описание проблем. Борьба с вирусами. Борьба со спамом. Средства фильтрации почтовых серверов. Атаки на конфиденциальность писем. Основные методы и средства защиты от атак на электронную переписку. Защита корпоративной почтовой системы. Электронная цифровая подпись.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема12. Объективные предпосылки индустриализации информационных процессов

Полиморфизм. Статический и динамический полиморфизм. Множественное наследование.

Сегментация сети с помощью мостов. Технология функционирования моста. Сегментация сложных локальных сетей. Применение коммутаторов. Иерархическая коммутация. Построение маршрутизированных сетей. Роль маршрутизаторов в масштабировании сетей. Объединение локальных сетей и подключение к глобальным сетям. Алгоритмы и протоколы маршрутизации.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.


8Образовательные технологии


Традиционное чтение лекций. Решение задач по тематике лекций. Обсуждение прикладных и алгоритмических аспектов решаемых задач.

Методические рекомендации преподавателю


Темы индивидуальных заданий для проведения практических занятий, вопросов для тестирования теоретических знаний и экзаменационных вопросов и задач должны являться уникальными для каждого нового учебного года.

Методические указания студентам


Для более глубокого усвоения курса предполагается использование студентами дополнительной литературы, работа в библиотеке, поиск информации в сети Интернет.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примеры домашних заданий:

  • Составить общую схему защиты информации.

  • Выполнить защиту информации персонального компьютера.

  • Составить схему защиты информации АРМ.

  • Составить схему защиты информации предприятия, учреждения.

  • Составить общую схему защиты информации внутренних информационных потоков.

  • Составить общую схему защиты информации внешних информационных потоков.

  • Составить схему защиты информации с использованием паролей.

  • Предложить технологию защиты информации от сетевых «червей».

  • Предложить технологию защиты информации от спама.

  • Предложить технологию защиты информации от «троянских коней».


Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов:

  • Дать понятия этапам разработки системы защиты.

  • Технические решения защиты информации.

  • Дать понятия основным классам угроз.

  • Дать понятия уязвимости компьютерных систем.

  • Дать понятия классам информационных угроз.

  • Дать понятия стратегии защиты информации.

  • Дать понятия способам защиты информации.

  • Какие существуют законы в области БИ.

  • Какие существуют виды угроз.

  • Каким образом осуществляется защита в корпоративных системах.

  • Какие существуют компьютерные вирусы

  • Что такое спам. Его виды, характеристики.

  • Какие существуют способы защиты от «троянских коней» в системе ПО.

  • Какие существуют классы угроз ПО.

  • Какие существуют современные средства защиты ИО.

  • Дать характеристику сетевым» червям».


10Порядок формирования оценок по дисциплине


Контроль знаний студентов включает формы текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в течение трех модулей. В рамках учебного курса предусмотрены различные формы текущего контроля знаний и работы студентов на практических занятиях: домашние задания (после каждого практического занятия, каждое по 80 минут) и реферат в первом модуле. Каждая форма текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале, оценка выставляется в рабочую ведомость преподавателя. Формы итогового контроля – зачет по окончании третьего модуля. Каждая форма итогового контроля оценивается так же по 10-балльной шкале.

Домашнее задание:

оценка в 10 баллов проставляется в исключительных случаях самостоятельно проведенной работы, результаты которой могут в дальнейшем использоваться в учебном процессе или в исследовательской работе студента;

оценка в 8-9 баллов проставляется при самостоятельно разработанном или удачно адаптированном и отлично представленном исследовании по выбранной тематике;

оценка в 6-7 баллов проставляется при своевременно выполненном и самостоятельно представленном исследовании по выбранной тематике;

оценка в 4-5 баллов проставляется при частичном, несамостоятельном участии в выполнении работ над заданием;

оценка в 2-3 балла проставляется, когда студент не может самостоятельно представить работу или когда работа носит явные признаки заимствований (работу предлагается переделать);

оценка в 1 балл проставляется при наличии каких-либо демонстративных проявлений безграмотности и неэтичного отношения к работе.

Реферат:

высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется если реферат написан по уникальной теме, не охватываемой данным курсом. Содержит материал, интересный для предоставления другим студентам в рамках курса. Проведено изучение как минимум 6 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Реферат содержит обширное исследование темы, собственные выводы и размышления;

почти отличная оценка в 8 баллов проставляется если реферат описан по интересной теме, проведено исследование как минимум 5 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Реферат имеет достаточный объем, тема полностью раскрыта и подкреплена собсвенными выводами.

оценка в 6-7 баллов выставляется если для написания реферата проведено исследование как минимум 3 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Тема раскрыта в достаточном объеме.

оценка в 4-5 баллов проставляется в случаях, когда реферат написан только по одному литературному источнику (за исключением интернет-ресурсов). Реферат содержит только факты и информацию, доступную в источнике и ресурсах сети интернет, не содержит собсвенных исследований и выводов по теме. Объем реферата не достаточный для полного раскрытия темы.

оценка в 2-3 балла проставляется, когда реферат написан исключительно из источников, доступных в сети интернет, не содержит информации, доступной в специализированной литературе что свидетельствует о том, что студент не изучил предложенную тему в полной мере. Реферат имеет чрезвычайно краткий объем и не содержит полезной информации.

оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с нераскрытой темой реферата и отсутствием достаточного объема выполненной работы, имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине.

Зачет:

На экзамене, представляющем собой письменные ответы на вопросы и решение задачи с последующим собеседованием, оценка проставляется следующим образом:

высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется при отличном выполнении заданий (полных, с примерами и возможными обобщениями ответах на вопросы, при правильном решении задачи и детальном ее представлении);

почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах на вопросы и решении задачи, но при отсутствии примеров и обобщений, а также детального представления решаемой задачи;

оценка в 7 баллов проставляется при правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при отсутствии пояснений и обобщений, а также детального представления решаемой задачи;

оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы или неточностях в решении задачи непринципиального характера (описки и случайные ошибки);

оценка в 4-5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах на вопросы и в решении задачи имеются существенные неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании изучаемой дисциплины;

оценка в 2-3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи;

оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с неправильными ответами на вопросы и решением задачи имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине.

По результатам устного собеседования с преподавателем возможны корректировки оценки в ту или иную сторону.
Аудиторная работа (Оауд):
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность на уроке, правильное решение задач. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - (Оауд).
Результирующая оценка за дисциплину (Орезульт):
Результирующая оценка за дисциплину по 10-бальной шкале рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5 *Оэкз
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = 0,6* Отекущий + 0,4* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = 0,4·Ореферат + 0,2·Одз1 + 0,2·Одз2 + 0,2·Одз3
Способ округления оценок – арифметический.
Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной шкалам

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

1 – неудовлетворительно




2 – очень плохо

неудовлетворительно – 2

3 – плохо




4 – удовлетворительно

5 – весьма удовлетворительно

удовлетворительно – 3

6 – хорошо

7– очень хорошо

хорошо – 4

8 – почти отлично




9 – отлично

отлично – 5

10 – блестяще








11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Основная литература





  1. Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

  2. Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

  3. Тихонов В.А., Райх В.В. Информационная безопасность: концептуальные, правовые, организационные и технические аспекты: учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2006.

11.2Дополнительная литература


  1. Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

  2. Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.

  3. Зима В.М., Молдовян А.А., Молдовян Н.А. Безопасность глобальных сетевых технологий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.

  4. Милославская Н.Г. Интрасети: доступ в Internet, защита. - М.: ЮНИТИ, 2010.

  5. Завгородский В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах. - М.: Логос, 2010.



12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Мультимедийное оборудование – ноутбук, экран, проектор.

Используется ПО в компьютерном классе НИИТ. В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород студентам предоставляется возможность самостоятельной работы с электронными ресурсами информации, периодической литературой.

Автор программы Тимофеева О.П..

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Социология» для направления 010400. 62 "Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400. 68 «Прикладная...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400....

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «философия» по направлениям подготовки: 090102....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, ассистентов и студентов направления 010400. 62 Прикладная...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистров

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconРоссийской федерации
Рекомендовано методической комиссией факультета вмк для студентов ннгу, обучающихся по направлениям подготовки 010500 «Прикладная...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru