Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»




Скачать 168.51 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Дата публикации24.07.2013
Размер168.51 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
5-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет бизнес-информатики и прикладной математики
Программа дисциплины

Русский язык и культура речи



для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика»

подготовки бакалавра


Автор программы:

Батищева Т.С., доц., tbatishcheva@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации 27.08.2012г.

Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________
Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «27» августа 2012г.

Председатель В.Г.Зусман _______________________
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «23» октября 2012г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________

Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика». Уровень подготовки: бакалавр.

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет»;

  • Рабочим учебным планом университета на 2012/2013 по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика», 1курс.

2 Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • упорядочить представления о коммуникативных качествах речи, функциональных стилях русского языка, способах и приемах использования языковых ресурсов;

  • усвоить грамматические особенности официально-делового стиля и этикетные формулы делового письма;

  • усвоить речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, языковые формулы официальных, служебных, распорядительных документов;

  • освоить язык и стиль коммерческой корреспонденции, язык и стиль инструктивно-методических документов; речевой этикет в документе; правила и парадоксы делового этикета; международный деловой этикет;

  • иметь представление о современных аспектах речевой деятельности человека, обладать навыками устной публичной речи;

  • усвоить правила этикета на официальных мероприятиях;

  • освоить правила ведения телефонного разговора;

  • знать техники и виды подготовки к написанию текстов;

  • виды и жанры научных (аналитических) текстов.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен к письменной и устной коммуникации на государственном языке и

необходимое знание второго языка, владение иностранным языком на уровне,

достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных

источников информации

ИК-1

  • может ясно и логично изложить свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать свою позицию, владеет нормами культуры речи и речевого этикета

Лекционные и семинарские занятия, самостоятельное освоение специальных лингвистических вопросов на основе изучения научной литературы, анализ предложенных текстов

Умеет ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, способен

понимать и анализировать культурные, мировоззренческие, социально и личностно

значимые философские проблемы

СЛК-3


осознает место культуры речи в системе общечеловеческих ценностей, может с позиций культуры речи понимать и анализировать культурные, мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Лекционные и семинарские занятия, самостоятельное освоение специальных лингвистических вопросов на основе изучения научной литературы, анализ предложенных текстов

Владеет культурой мышления и публичного выступления, умеет

аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

СЛК-5

знает лингвистические понятия культуры речи и речевого этикета, умеет использовать основные принципы риторики, создает тексты разных функциональных стилей

Лекционные и семинарские занятия, самостоятельное освоение специальных лингвистических вопросов на основе изучения научной литературы, анализ предложенных текстов

4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для студентов направления «Прикладная математика и информатика» данная дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки бакалавра.

    Изучение данной дисциплины базируется на общей эрудированности студентов.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

иметь понятие о современном русском литературном языке, его нормах; владеть лингвистическими понятиями норма, речевая культура, совещание, презентация, договор (контракт), деловое письмо, организационно-распорядительная документация, этикет (речевой, деловой, национальный); уметь профессионально общаться в области избранной специальности; иметь навык поиска и оценки информации; развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.); повысить культуру разговорной речи, обучиться речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений; иметь представление об изменчивости словарного фонда и историческом составе русской лексики, архаизмов, диалектизмов; жаргонизмов; неологизмов. уметь осуществлять анализ текста: характеризовать этимологический состав лексики, определять наличие в тексте терминологии и процедурной лексики, анализировать деловой текст на всех уровнях: словообразования, лексическом, морфологическом, синтаксическом (синтаксис предложения и синтаксис текста); находить \ подбирать синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. должен уметь правильно писать деловые письма; должен владеть азами ораторского искусства (презентации, выступления, защита эссе и т.д.); должен владеть основами международного делового и речевого этикета. Знать основ-ные правила его соблюдения. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех дисциплин, подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.); написании творческих работ и деловых писем.
5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Нормы и стилистические ресурсы русского литературного языка. Культура речи. Коммуникативные качества речи. Речь как деятельность. Структура речевой деятельности. Виды и формы речи.

24

2

2




20

2

Жанры речи. Основные монологические жанры деловой речи. Жанры-полилоги деловой речи. Речевые фигуры и тропы. Текст как единица речи. Типы текстов.

21

2

2




17

3

Формы деловой коммуникации. Деловая беседа по телефону. Телефон как средство делового общения.

21

2

2




17

4

Культура речи как характеристика социального поведения человека и один из главных показателей его общей культуры. Нормы речевого социокультурного поведения - речевого этикета и ритуалов. Русский речевой этикет. Система обращений.

Международный речевой \ деловой этикет. Правила и парадоксы делового этикета.

21

2

2




17

5

Прагматические аспекты культуры речи как умения пользоваться языком: мастерство публичного выступления, речевая культура научного, делового и производственного общения.

21

2

2




17




Итого

108

10

10




88


6 Формы контроля знаний студентов 2012/13


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

3

Текущий

(неделя)

работа студентов на семинарских занятиях




Активное участие в анализе текстов, ответы на вопросы преподавателя

Итоговый

Зачет

*

Устный



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Для того чтобы получить зачет, студент должен продемонстрировать знание предмета, умение различать тексты в соответствии со стилем, знание отличительных особенностей текстов научного стиля, умение в написании тех или иных документов, текстов разных жанров, освоение правил письменной коммуникации.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

При проведении контроля осуществляется следующая дистанционная поддержка: выдача заданий к семинарским занятиям, разбор текстов.

7 Содержание дисциплины

Лекция 1. Нормы и стилистические ресурсы русского литературного языка. Зависимость речи от стиля, жанра, вида, ситуативных детерминант (целей и задач общения, статуса собеседника, условий, времени, места действия и др.). Стилистическая и жанровая целесообразность использования языковых средств в речи.

Культура речи. Коммуникативные качества речи: 1. правильность (языковая норма), 2. точность (причины ее нарушения: незнание значений слов, незнание фразеологизмов, незнание смысловых оттенков значений слова, паронимы, нарушение лексической сочетаемости слов, стилистическая окраска слова), 3. чистота, 4. логичность (понятийная, предметная), 5. выразительность, 6. эмоциональная окрашенность, 7. уместность речи. 8. богатство (разнообразие).




Речь как деятельность. Структура речевой деятельности: подготовка высказывания, структурирование высказывания, переход к внешней речи.


Виды и формы речи. (2 часа)

Литература:

  1. Звонова С.А. Пермь 2010. 1. Стилистические ресурсы русского языка в области лексики и фразеологии

  2. Соловьёва Н.Н. М.: Оникс, Мир и Образование, 2009. - 160 с.

  3. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.

Лекция 2. Жанры речи: монолог, диалог, полилог. Жанры текста: текст-побуждение; текст-ретроспекция; оценочный текст; контактоустанавливающий текст.

Текст как единица речи. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Основные монологические жанры деловой речи. Жанры-полилоги деловой речи.

Речевые фигуры и тропы. (2 часа)

Литература:

  1. С.В.Андреева, Речевые единицы устной русской речи: Система; Зоны употребления

  2. В.П.Москвин, Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь. ЭРОС

  3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.

  4. Д. А. Голованова, Е. В. Михайлова, Е. А. Щербаева. Русский язык и культура речи. Шпаргалка. М: 2009. - 40 с.Русский язык и культура речи. Шпаргалка

Лекция 3. Формы деловой коммуникации. Деловая беседа по телефону. Телефон как средство делового общения. Тест «Культура телефонного общения». (2 часа)

Литература:

  1. Скаженик Е.Н.Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

  2. Оскар Яковлевич Гойхман, Татьяна Михайловна Надеина. Речевая коммуникация. Учебник.

  3. Е.Н. Скаженик. Практикум по деловому общению. Формы деловой коммуникации. Деловая беседа по телефону.

  4. Н.А. Акишина в своей книге «Речевой этикет русского телефонного разговора»


Лекция 4. Культура речи как характеристика социального поведения человека и один из главных показателей его общей культуры.

Нормы речевого социокультурного поведения - речевого этикета и ритуалов.

Речевой этикет. Границы явления речевого этикета. Речевой этикет и речевая ситуация: Ты- и Вы- формы общения. Формы речевого этикета: употребления местоимений, Выбор формы залога глагола, выбор вида глагола, вводные слова и обороты.

Паралингвистические аспекты речевого этикета. Речевой этикет в исторической и этнокультурной перспективе. Русский речевой этикет. Система обращений.

Этика деловых отношений. Международный речевой / деловой этикет. (2 часа)

Литература:

  1. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник. 1999.

  2. А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий. Культура русской речи. Методические рекомендации.

  3. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RECHEVO_ETIKET.html

  4. http://etiket.dljavseh.ru/Oblasti_jetiketa/Delovoj_jetiket_v_raznyh_stranah.html Деловой этикет в разных странах.

Лекция 5. Прагматические аспекты культуры речи как умения пользоваться языком: мастерство публичного выступления, речевая культура научного, делового и производственного общения. (2 часа)

Литература:

  1. Анисимова Т.В. Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учебное пособие. М.: Альпина Бизнес Бук, 2008.

  2. И.Н.Кузнецов. Практикум по риторике. Учебно-справочное пособие. Мн: Современное слово, 2004. — 352 c.

  3. Корнилова Е.Е. «Риторика для делового человека». М., 2001.

8 Образовательные технологии


На семинарских занятиях используются различные виды учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач.

9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Для оценки текущей успеваемости студентов на семинарских занятиях предлагается решить практические задания, например, проанализировать текст, найти и исправить логические ошибки и т.д.



    9.1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу или для самопроверки студентов:

  1. Функциональные стили русского языка.

  2. Особенности словоупотребления в официально-деловом стиле.

  3. Грамматические особенности официально-делового стиля.

  4. Этикетные формулы делового письма.

  5. Особенности креативного письма.

  6. Нормы и стилистические ресурсы русского литературного языка.

  7. Коммуникативные качества речи.

  8. Виды, формы и жанры речи.

  9. Жанры-полилоги деловой речи.

  10. Формы деловой коммуникации.

  11. Деловая беседа по телефону.

  12. Телефон как средство делового общения.

  13. Культура речи как характеристика социального поведения человека и один из главных показателей его общей культуры.

  14. Речевой этикет. Границы явления речевого этикета.

  15. Этика деловых отношений.

  16. Международный речевой / деловой этикет.

10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность ответов и т.д. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленнаяй = 0,5·Оаудиторная + 0,5·Осам.работа

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,5·Озачет + 0,5·Онакопленная

Способ округления оценок – арифметический.

При пересдаче студент не может получить возможность компенсировать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

1. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б.Голуб. - М.: Логос, 2011.

11.2 Основная литература


  1. Боженкова Р. К. Боженкова Н. А. Шаклеин В. М. Русский язык и культура речи. Учебник. М.: Флинта, 2011. - 608 с.




  1. Дунев А.И. Русский язык и культура речи. Учебник для ВУЗов. Высшая Школа, 2009, 496 с.

             

11.3. Дополнительная литература

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988

  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, Тетра Системс 2001 г.

  3. Звонова С.А. Стилистические ресурсы русского языка в области лексики и фразеологии. Пермь 2010.

  4. Соловьёва Н.Н. М.: Оникс, Мир и Образование, 2009. - 160 с.

  5. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов.

  6. С.В.Андреева, Речевые единицы устной русской речи: Система; Зоны употребления

  7. В.П.Москвин, Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь. ЭРОС

  8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.

  9. Д. А. Голованова, Е. В. Михайлова, Е. А. Щербаева. Русский язык и культура речи. Шпаргалка. М: 2009. - 40 с.Русский язык и культура речи. Шпаргалка

  10. Скаженик Е.Н.Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

  11. Гойхман, О.Я Речевая коммуиккация: учебник / О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  12. Е.Н. Скаженик. Практикум по деловому общению. Формы деловой коммуникации. Деловая беседа по телефону.

  13. Н.А. Акишина в своей книге «Речевой этикет русского телефонного разговора».

  14. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. Управление персоналом. Учебник, 1999.

  15. А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий. Культура русской речи. Методические рекомендации.

  16. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RECHEVO_ETIKET.html

  17. http://etiket.dljavseh.ru/Oblasti_jetiketa/Delovoj_jetiket_v_raznyh_stranah.html. Деловой этикет в разных странах.

  18. Анисимова Т.В. Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учебное пособие. М.: Альпина Бизнес Бук, 2008.

  19. И.Н.Кузнецов. Практикум по риторике. Учебно-справочное пособие. Мн: Современное слово, 2004. — 352 c.

  20. Корнилова Е.Е. «Риторика для делового человека». М., 2001.

  21. Андреев В. И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, 1993.

  22. Безменова Н. А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. М.. 1989.

  23. Шатин Ю. В. Живая риторика. Жуковский. 2000

  24. 2 (12) Август 2001 Государственная служба

  25. "Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2008, N12. Грамматические нормы официально-делового стиля.

12 Материально-техническое обеспечение дисциплины


На занятиях используется проектор (для лекций или семинаров), подсобные материалы для проведения ролевых игр.
Автор программы Т.С. Батищева


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400....

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Социология» для направления 010400. 62 "Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Принятие индивидуальных и коллективных решений»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 «Прикладная...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Принятие индивидуальных и коллективных решений»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 «Прикладная...

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300....

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПравительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400. 68 «Прикладная...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru