Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы




Скачать 87.67 Kb.
НазваниеДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Дата публикации25.02.2014
Размер87.67 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Верзакова Н.Н.,

директор МКОУ Сажинская СОШ
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России именно образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, ибо наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

Уклад Сажинской школы позволяет обучающимся:

  • изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

  • осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни

  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности.

В воспитывающий школьный уклад мы включаем:

-информационно-образовательную среду, где основная воспитывающая нагрузка ложится на школьную библиотеку как информационно- поисковую систему; информационные стенды, входящие в оформление; сайт школы; историко-краеведческий музей;

-традиции школы, о которых пойдет речь далее;

- систему организации воспитательной работы;

- систему взаимодействия с другими объектами образования.

Это среда как основа становления духовного и интеллектуального потенциала личности, условия для:

- саморазвития человека, как субъекта деятельности, как личности;

-развития одаренных детей;

-приобщения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, во все сферы жизнедеятельности школы;

-развития школьного самоуправления;

-развития досуговой деятельности;

-формирования воспитательного пространства в сельском социуме.

Школьная библиотека – информационный центр организации духовно-нравственного воспитания, где классные руководители и учителя школы могут получить квалифицированную консультацию по поиску информации по вопросам воспитания, им помогут найти нужный материал не только на бумажных носителях, но и в электронном виде. Здесь постоянно работают тематические выставки, проводятся беседы. В библиотеке подобран материал о поэтах нашего села, имеется подборка их книг.
В школе все должно обладать воспитательным потенциалом. Это начинается с входа в МКОУ «Сажинская СОШ», где размещены три памятные доски, посвященные выпускникам школы, которые отличились во время ВОВ, в событиях последних десятилетий истории России. Наша школа выпустила 2 Героев Советского Союза, героя, который отличился во время событий в Чечне. Школа начинает улицу, названную в честь Героя Советского Союза Чухарева В.Ф. В 2012 году были установлены на фасаде школы2 памятные доски, их установили 22 февраля. Появилась традиция: проводить в этот день митинг около школы, вспоминать имена героев, возлагать цветы, гирлянды славы.

Большое внимание в школе обращается на воспитание гражданственности, патриотизма. Ежегодный Вечер встречи выпускников нашей школы, Дни памяти героев, Неделя памяти, месячник защитника Отечества, ежегодные праздники- встречи с ветеранами войны и труда, фестивали «Поздравь ветерана», «Солдатская песня», смотр строя и песни, акции «Капелька добра» с участием волонтерского отряда, детской организации «САД» и т.д.

В рамках 140-летнего юбилея открытия образовательного учреждения в с. Сажино, проводились конкурсы, в декабре проведена научно-практическая конференция «Шаг в прошлое», где представлены проекты детей не только о школе, но и истории России. Школьной комиссией был отмечен проект группы ребят из 9 класса, посвященный истории нашего села, школы, ими создан фильм, который вошел в сценарий Вечера встречи 2013 года. Очень яркой была коллективная работа обучающихся 6 класса на тему: «Сельский самородок», где ребята рассказали о Ватолине И.И, талантливом гармонисте, коллекционере русской гармони, мастере по восстановлению этого исконно русского инструмента, участнике Трошинского фестиваля, призере областных фольклорных конкурсов. Созданный детьми электронный альбом передан семье Ватолиных, в модельную библиотеку села, в школьный музей.

Команда обучающихся и педагогов школы 2года участвовала в межтерриториальной выставке-ярмарке «Моя малая родина», где не раз были отмечены дипломами фестиваля.

В школе работает историко- краеведческий музей, который внесен в областной реестр, краеведы школы не раз занимали призовые места по патриотической и краеведческой тематике. Уникальность нашего музея в том, что он пополняется экспонатами, которые находят и передают в дар музею все участники образовательного процесса, сельские умельцы помогаю юным краеведам восстанавливать исторические находки. В музее имеются очень редкие экспонаты. На базе музея работает кружок краеведов, проводятся экскурсии, уроки. Ежегодно мы проводим экскурсии для ветеранов школы, выпускников разных лет. Члены краеведческого кружка принимали участие в областном форуме «Мы-уральцы». Опыт работы школы в данном направлении явился основой программы духовно-нравственного воспитания .

Интересно организована краеведческая работа в 4 классе (классный руководитель- Неволина З.Е.), где ведется активная переписка с выпускниками нашей школы в рамках знакомства с биографиями выпускников, явивших собой достойный пример гражданственности и патриотизма( Прохоров Станислав Прокопьевич, десантник, живет в Новороссийске, участвовал в боевых действиях в Чечне и Югославии, Имаев Владимир Упаевич, капитан 3 ранга; класс получил от выпускников книгу, а Имаеву ребята послали корабль, сделанный своими руками.). Ребята этого класса подготовили презентации, материалы переданы в школьный музей.

В течение двух последних лет активно используется такая форма работы с обучающимися, как экскурсии в краеведческие музеи, посещение выставок ( камней, головных уборов), экскурсии в город Екатеринбург(киностудия,планетарий).

В этом учебном году в рамках месячника, посвященного защитникам отечества, каждый класс получил краеведческое задание по определенной теме. Данная форма работы позволила школьному музею собрать уникальную информацию о тружениках тыла (одна из работ была участницей общероссийского конкурса), детях войны. В рамках месячника мы также сохраняем традицию - не только встречаться с теми, кто отслужил в рядах российской армии, мы обязательно отправляем поздравительные открытки тем ребятам, кто служит.

С 1990 года в школе ежегодно проводится Неделя памяти, проводится фестиваль «Поздравь ветерана», праздник- встреча в школе с участниками войны и тружениками тыла, готовим сценарий и проводим митинг около памятника, организуем спортивные соревнования. В 2005 году оформили и подарили каждому участнику войны фотоальбом, где помещены фотографии встреч в школе.

В 2011 году в селе зародилась еще одна интересная традиция в дополнение к ежегодному кубку по футболу на приз Героев Советского Союза, который всегда проходит на школьном стадионе, участие команды ветеранов села в спортивных мероприятиях района. В этой команде и наши дети. Руководитель Совета ветеранов села уже дважды вручал награды за спортивные достижения обучающихся на школьных линейках. С руководителем Совета ветеранов у школы налажено сотрудничество, мы постоянно организуем совместные мероприятия (линейка о героях нашей территории, трудовые десанты к памятникам, содержание в надлежащем состоянии могил ветеранов и т.д.)

Составлен план проведения научно-практических конференций: «Шаг в прошлое», «Мир вокруг нас», «Шаг в науку», где ребята представляют свои проекты. В плане школы на учебный год спланированы конкурсы, предметные Недели. Работы детей украшают школу, регулярно устраиваются выставки работ обучающихся. В школе проходят индивидуальные выставки детей и выпускников школы, которые продолжают обучение в высших учебных заведениях. (Чесноков Максим, Чухарева Екатерина, Светлолобова Мария).

Ежегодно на базе школы организуется районный военно-спортивный лагерь, работа которого заканчивается митингом около памятника в центре села, где участвуют представители сельской администрации, Совета ветеранов, ветераны войны. Юноши показывают достижения в строевой подготовке, возлагают гирлянду славы.

В нашей школе накоплен богатый опыт работы и по воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Школьный экологический отряд «Капельки» в 2011-2012 году занял второе место в области среди экологических отрядов, за счет полученных отрядом денежных средств был оборудованы родники в с. Сажино, д. Конево. Участниками данного отряда созданы проекты об истории петровского, сергеевсого, старообрядческого родников. Обучающиеся школы большую работу проводят по очистке берегов реки Бугалышки, соснового леса около школы, лесных полян. В 2011 году команда школы участвовала в межтерриториальной конференции на базе КПК «Лес и человек» и была отмечена дипломом презентация о лесах окрестностей села Сажино.

Еще одно направление, которое постоянно в поле зрения: работа детского самоуправления (школьная организация «САД») под руководством старшей вожатой Гордеевой Н.С., дети принимают активное участие в районных и областных лидерских сборах, участвуют в организации и проведении школьных праздников; вожатский отряд каждое лето работает в лагере с дневным пребыванием, что помогает профессионально определиться этим ребятам. Большинство выпускников, выбравших педагогическую профессию, прошли школу вожатых. Активно работает волонтёрский отряд. Отряд реально помогает тем, кто в этом нуждается, шефствует над ДШГ, проводит концерты для пациентов реабилитационного центра пожилых людей. Детская организация взаимодействует с детскими организациями многих школ района в разных проектах. 14 февраля 2013 года на базе нашей школы мы проводили бал «Я встретил Вас…», где принимали участие представители школ п. Арти, с. Сухановка и Свердловское. Члены Совета актива провели 5 мастер-классов, организовали бал, различные конкурсы.

Выпускники школы очень любят свою школу, ежегодно у нас полный зал на Вечере встречи, в социальных сетях организовали группу выпускников Сажинской школы.

Эффективность воспитательной системы школы зависит от 4 факторов:

-педагогических кадров, являющихся генератором и организатором воспитательных идей школы;

-самих детей, являющихся субъектами системы воспитания;

-родителей, выступающих в качестве одного из субъектов школьного воспитания;

- окружающей школу среды. Но в первую очередь сама школа, ее воспитательная система, сложившиеся в ней традиции, свойственный только ей особый школьный уклад.

Сельская территория-это непростая территория, но не смотря ни на что у нас несколько лет нет преступлений среди обучающихся, занятость около 70%, выпускники школы поступают в учреждения сельскохозяйственной направленности, наметилась тенденция- возвращение молодых семей в село, молодые люди, которые работают на современной технике в ООО «Ударник», строят дома на новой улице. Несколько десятков лет не было ни одного случая, чтобы юноши отказались служить, они всегда идут с желанием. Школа гордится своими выпускниками, они успешно работают в разных отраслях, многие определились свое место в родном районе.

Только в 2012 году трем выпускникам нашей школы присуждена премия губернатора Свердловской области, 3 выпускника учатся в аспирантуре.

О результатах своей деятельности школа отчитывается на совете при администрации села, на отчетной сельской конференции, на Дне села, на школьных мероприятиях, на заседаниях Совета школы.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания сформулировано основополагающее положение для организации воспитательной работы, это определение воспитательного идеала: «Современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ».

Организуя духовно-нравственное воспитание, как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, усвоения системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации, педагогический коллектив школы, родители, общественность сельского социума продолжает работу по поиску более эффективных форм взаимодействия.

Духовно-нравственное развитие осуществляется в процессе социализации, что предполагает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы iconПрограмма экспериментальной деятельности Духовно нравственное воспитание...
...

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы iconДуховно-нравственное воспитание на уроках английского языка
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества,...

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы iconЗанятия и уроки (Духовно-нравственное воспитание) Мажаева Т. Н
Мажаева Т. Н. «Солнце семьи». Занятие по духовно-нравственному воспитание// Завуч начальной школы. – 2011. №2. с. 19-25

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы iconДоклад на тему «Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе»
В наше непростое время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особое значение

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы icon«Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи». Логинова Н. В....
Логинова Н. В. Сохранитель основы нашей нравственности …Деятельность лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания. // Научно-просветительский...

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы iconВ. А. Сухомлинский Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается...
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества,...

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы iconДуховно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников...
Х направлений работы с подрастающим поколением остаётся духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Сейчас, в период...

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы iconДуховно-нравственное воспитание школьников
Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова...

Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы icon«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы»
Вузах: усиление духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-учащегося;...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru