Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор




Скачать 147.8 Kb.
НазваниеТехнология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор
Дата публикации08.08.2013
Размер147.8 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием ЭОР

Учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию деятельности;

— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу; синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Основой обучения на основе метода проектов могут являться вариативные ЭУМ разного типа, а также дополнительные источники информации.

ЭУМ могут быть использованы:

  • при определении замысла проекта;

  • на этапе определения плана выполнения проекта;

  • на этапе поиска информации;

  • на этапе подготовки конечного продукта для презентации.

В этом случае учитель выполняет следующие действия:

  • Формулирует проблему/организует проблемную ситуацию.

  • Организует деятельность учащихся в соответствии с этапами проектной деятельности.

  • Оказывает помощь и осуществляет консультирование учащихся.

В педагогической науке и практике разработаны различные подходы к организации проектной деятельности учащихся.

Подготовка и реализация проекта включает в себя следующие этапы:

  • этап ориентирования. В зависимости от направления проекта (школьный, внешкольный, вновь образованный) этап ориентирования длится 3 – 4 недели.

  • фаза индивидуального и коллективного обсуждения. На этом этапе важно показать отличие Продуктивного Обучения от традиционного школьного обучения: приобретение нового опыта, возможность сделать какой–нибудь «продукт» и при этом получать образование.

  • фаза создания групп общения, в которых обсуждаются различные темы и проекты и могут быть введены новые формы работы. Такая работа требует от педагогов проведения интенсивной коллективной работы, чтобы в группе создавалась атмосфера доверия и могли развиваться социальные и коммуникативные формы.

  • фаза анализа личного опыта

  • этап разработки

  • фаза разработки индивидуальных задач

  • фаза анализа личного опыта учащихся

  • фаза разработки коллективных задач

  • определение целей

  • определение ресурсов. Именно на этом этапе разработки в качестве ресурсов учащимся могут быть предложены ЭУМ.

  • этап реализации проекта

  • обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации. В процессе выборов методов исследования учащиеся осваивают общенаучные логические методы (обобщения, анализа, синтеза, сравнения). Данные методы учащиеся осваивают при работе с практическими и контролирующими ЭУМ.

  • самостоятельная работа учащихся над задачами

  • промежуточные обсуждения достигнутых результатов

  • оформление проекта

  • этап презентации результатов проекта

Подготовка презентации. При подготовке презентаций своих проектов учащиеся могут использовать фрагменты ЭУМ. Причем на ранних этапах введения данной технологии в образовательный процесс и в случае применения ее на первой ступени основной школы с младшими подростками возможным становится применение приемов и заданий, помогающим учащимся развить умения готовить презентацию разработанных «продуктов» деятельности учащихся.

Примером подобного приема с применением ЭУМ может служить дидактический прием «WEB-квест».

Прием «WEB-квест»

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Веб-квест (webquest), как правило, представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого могут быть использованы ЭУМ.

Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала ЭУМ, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

Примеры вариантов проектов разработанных при помощи данного приема: детективная история, плакат, виртуальная выставка, головоломка, таинственная история и т.д.

Веб-квест состоит из следующих разделов:

Введение – краткое описание темы веб-квеста.

Задание – формулировка проблемной задачи, примеры ЭОР, которые являются ресурсами для решения данной задачи и описание формы представления конечного результата.

Заключение - взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся, выполнив данный веб-квест.




Технология организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в урочной и внеурочной деятельности

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.

Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и др.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «патент на открытие», урок открытых мыслей и т.п.

Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. Осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования).

В рамках технологии организации исследовательской деятельности учащихся с использованием ЭУМ может быть использован прием «Предъявление доказательств».
Прием «Предъявление доказательств».

Данный графический инструмент предполагает, что учащиеся в процессе работы над проектом собирают аргументы, которые подтверждают или опровергают какое-либо утверждение, а затем данные «за» и «против», и делают окончательные выводы.

В результате использования инструмента учащиеся набирают кейс как положительных, так и отрицательных аргументов.

Преимущества инструмента для учащихся

Совместная работа учащихся с использованием данного средства способствует формированию мышления на высоком уровне.

Демонстрирование доказательств обеспечивает обсуждение и понимание множества идей.

Данное средство допускает интерактивную и динамичную зрительную наглядность мыслительной деятельности.

Учащиеся должны быть аккуратными в распознавании, оценке и трактовке доказательств, так же как и в их анализе, поддерживая или опровергая выдвинутое утверждение.

Группа может анализировать материалы другой группы, усиливая при этом вербальные навыки аргументации.

Доказательства учащиеся подбирают к утверждениям имеющимся в ЭУМ.

Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе вышеперечисленные варианты, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

Исследовательская практика. Некоторые школы включают в свои образовательные программы исследовательскую практику учащихся. Исследовательская практика учащихся может проводиться в самой школе, на базе внешних учреждений образования и науки или в полевых условиях.

Целями этой практики являются:

  • совершенствование навыков исследовательской работы;

  • формирование исследовательской компетентности;

  • углубление знаний в выбранных предметных областях;

  • формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;

  • самоопределение в выборе будущей специальности;

  • знакомство с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами;

  • формирование коммуникативных навыков работы со специалистами.

Исследовательская практика может быть организована на базе научного учреждения или в школе и включать следующие шаги:

  • экскурсия по лабораториям, знакомство со специалистами, с технологическими процессами, оборудованием;

  • предложение тем исследования (при подборе тем следует руководствоваться целями практики, посильностью задания для учащегося 10 класса, обеспечить несколько вариантов тем, прокомментировать каждую из них);

  • изучение учащимися данных тем с использованием ЭУМ;

  • осуществление выбора темы;

  • изучение учащимися ЭУМ с целью расширения осведомлённости по проблеме;

  • конкретизация идей;

  • поиск возможностей; проектирование основных этапов исследования (цель ® что нужно сделать? ® что для этого понадобится? ® какова последовательность действий? ® каков возможный результат? ® каковы возможные затруднения?);

  • составление учащимися плана-графика работ;

  • осуществление руководства практической деятельностью (в процессе руководства рекомендуется проводить обсуждение промежуточных результатов исследований);

  • анализ и оценка учащимися полученных результатов;

  • оформление статьи – отчёта о результатах исследования; рецензирование статьи руководителем исследовательской практики; оценка исследовательской практики ученика.

Основные параметры оценки:

  • теоретическое видение проблемы;

  • сформированность исследовательских умений и практических навыков;

  • культура оформления статьи.

Выпускная экзаменационная работа. Существует практика сдачи переводных и выпускных экзаменов в форме защиты выпускной экзаменационной работы.

Выпускная экзаменационная работа – это учебно-исследовательское ученическое произведение на определённую тему.

Основными целями ВЭР являются: систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника; развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач.

ВЭР – это не пересказ источников, литературы, а достаточно самостоятельный исследовательский труд, включающий в себя:

    1. выдвижение проблемы (т. е. постановка вопроса, требующего ответа);

    2. выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов;

    3. установление новых связей между известными явлениями;

    4. новую постановку известной проблемы;

    5. оригинальные выводы;

    6. рекомендации об использовании выявленных материалов и выводов в учебном процессе.

Процесс подготовки и выполнения ВЭР включает несколько основных этапов:

  • выбор темы;

  • составление плана работы;

  • выбор методики работы над источниками и литературой;

  • составление календарного плана выполнения работы;

  • сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала;

  • письменное изложение результатов исследования;

  • формулировка выводов;

  • проверка текста научным руководителем, составление им отзыва о работе;

  • внесение исправление и литературная обработка рукописи;

  • оформление работы, составление библиографии, приложений, оформление титульного листа;

  • рецензирование ВЭР;

  • подготовка к защите: написание текста выступления, отбор необходимых материалов (схем, диаграмм, таблиц, иллюстраций) для демонстрации во время защиты.

Образовательные экспедиции. Интегративные образовательные экспедиции (ИОЭ) – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера.

Основная идея проекта ИОЭ – создание системы интегративных образовательных экспедиций по историко-культурным и литературным местам России, в ходе которых происходит знакомство с памятниками живописи, архитектуры, скульптуры и зодчества, дворцовой, усадебной и парковой архитектурой. Экспедиции способствуют духовно-нравственному, эмоционально-ценностному развитию личности и воспитанию патриотического чувства у её участников.

Основные цели проекта:

- пробуждение у учащихся чувства национальной гордости, патриотизма;

- реализация основной воспитательной задачи школы - воспитание свободной и ответственной личности, способной строить жизнь, достойную человека;

- расширение духовного опыта учащихся и педагогов путём восприятия «живого знания»: от эмпирической действительности через познание и переживание увиденного к пониманию;

- пробуждение у учащихся интереса к изучению художественного и научного наследия российских писателей, художников, архитекторов, скульпторов, путешественников, ученых и так далее, к изучению их биографий и творческого наследия;

- включение учащихся в исследовательскую деятельность литературоведческого, культурологического, географического, исторического и социологического характера.

Этапы ИОЭ:

1 этап - подготовительный, он включает в себя изучение эпохи, знакомство с биографиями писателей, художников, путешественников, ученых и их творческим и научным наследием. Реализация этого этапа предполагает подготовку и проведение учащимися совместно с учителем «заочной экскурсии». Уже на этом этапе учащиеся делают свои маленькие «открытия» и делятся ими со своими одноклассниками. Рождается активное внутреннее стремление к познанию нового, которое воплощается в желании школьника увидеть своими глазами литературные, культурные, исторические места России, связанные с жизнью и творчеством выдающихся людей нашей Родины. Участники предстоящей экспедиции составляют её проект, определяют индивидуальные (или групповые) исследовательские задания.

2 этап - экспедиционный, это само путешествие во времени и пространстве, оно включает сбор необходимых для выполнения проекта материалов, впечатлений, наблюдений, переживаний. Этот этап осуществляется «здесь и сейчас».

3 этап - исследовательский, на этом этапе происходит обобщение, систематизация и оформление материалов, собранных в ИОЭ, выполнение заданий экспедиции, написание учебно-исследовательской работы, подготовка к её публичной защите. Кроме того, после возвращения из интегративной образовательной экспедиции может быть организована работа спецсеминара, занятия которого обобщают, расширяют и углубляют какой-либо аспект экспедиции.

4 этап - рефлексивный, где каждый участник ИОЭ (и педагог, и гимназист) оценивает личную значимость данной экспедиции и выполненной проектной работы.

Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ. УНИО как сообщество детей и взрослых несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить в УНИО опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а так же приложения своих творческих сил в области искусства, литературы.

Участие старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Независимо от различных видов исследовательской деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования:

  • Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения

  • Выбор темы исследования

  • Выбор цели исследования

  • Определение задач по достижению цели

  • Определение методов исследования

  • Сбор собственного материала

  • Анализ и обобщение собранного материала

  • Собственные выводы.

В целом технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть представлена следующим образом (таблица 1):

Таблица 1. Технология организации учебного исследования учащихся

Как возникают темы исследований?

Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения

Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки

Рекомендуемый учителем список тем исследований

Собственные вопросы и интересы учащихся

Как воплотить исследование?

Подбор научного руководителя

Составление плана или проекта будущей работы

Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент

Написание работы

Анализ полученного материала, систематизация, классификация

Синтез

Обобщение, выводы

Первая оценка работы

Первое чтение работы научным руководителем

Консультации

Презентация замысла исследования

Подготовка к презентации работы

Редактирование окончательного варианта работы

Составление тезисов

Оформление наглядного материала

Презентация результатов исследования

Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.

Рассмотрим различные модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Модель 1. «Обучение исследованию»

Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.

Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.

Шаг 1. Столкновение с проблемой.

Шаг 2. Сбор данных – «верификация»

Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование.

Шаг 4. Построение объяснения.

Шаг 5. Анализ хода исследования.

Модель 2. «Приглашение к исследованию»

Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.

Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.

Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.

Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования

Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.
Модель 3. «Систематическое исследование»

Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.

Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.

Шаг 1. Определение проблемы.

Шаг 2. Выдвижение гипотезы.

Шаг 3. Выбор источников информации.

Шаг 4. Анализ и синтез данных.

Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.

Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами.

ЭОР нового поколения позволяют обеспечить развитие творческого мышления, навыков самообразования и интерактивного взаимодействия, что может быть реализовано в процессе реализации современных педагогических технологий.

Приведенные выше примеры лишь иллюстрируют возможности ЭОР нового поколения в условиях построения инновационного образовательного процесса. Спектр педагогических технологий, в которые могут быть включены ЭОР нового поколения достаточно широк. Среди них можно назвать: технологии рефлексивного, игрового, проблемного обучения, группового взаимодействия, кейс–технологию и т.п.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор iconТехнологическая карта урока — введение нового материала с использованием...

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор iconТема урока «Разнообразие моллюсков»
Проект урока с использованием эор в самостоятельной учебной деятельности учащихся

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор iconСамостоятельная работа 5 Тема: Методические аспекты проектирования...
...

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор iconПроектирование урока с использованием эор. Особенности организации и методики
Использование на уроке информационных технологий требует от учителя тщательной подготовки. Опираясь на дидактические, психологические,...

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор iconУрок русского языка с использованием эор на тему: «Гласные и согласные звуки и их буквы»
Ной чертой сложившейся к настоящему времени в отечественной школе ситуации с использованием в учебном процессе информационных технологий,...

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор iconЗадачи проекта Этапы проведения проекта Форма организации детей Виды...
В ходе индивидуальной и групповой работы над проектом учащиеся изучают материалы Интернета о заинтересовавших их исчезающих животных...

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор iconДополнительная профессиональная образовательная программа повышения...
Эор) и современных информационно-коммуникационных технологий (икт) в работе учителя-предметника, сформировать практические навыки...

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор iconМетодическое пособие по организации проектной деятельности учащихся Сургут 2011
Методическое пособие предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения, применяющих в своей деятельности технологию...

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор iconКонспект урока с использованием презентации
Номинации: урок с использованием презентации, урок с использованием специализированных эор, воспроизведение которых дидактически...

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием эор iconПояснительная записка программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному...
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru