3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и




Скачать 334.85 Kb.
Название3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и
страница1/3
Дата публикации23.07.2013
Размер334.85 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3
Структура и содержание компьютерной грамотности школьников

3.2. исходные цели и задачи школьного курса оивт. понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники», как об этом было объявлено в первой программе введенного в школу нового учебного курса [32], являлось «... всестороннее и глубокое овладение молодежью вычислительной техникой», что рассматривалось как важный фактор ускорения научно-технического прогресса в стране. Объяснением этому служило наметившееся к тому времени широкое распространение персональных ЭВМ в различных сферах деятельности людей, приведшее к лавинообразному росту числа пользователей, работающих в режиме непосредственного контакта с компьютером. Основная цель курса «Основы информатики и вычислительной техники» (см. пояснительную записку к упомянутой выше учебной программе) состояла в формировании представлений об основных правилах и методах реализации решения задачи на ЭВМ и элементарных умений пользоваться микрокомпьютерами для решения задач; в ознакомлении учащихся с ролью ЭВМ в современном общественном производстве и перспективами развития вычислительной техники. Предполагалось, что введение курса ОИВТ создаст предпосылки для изучения ряда естественно-научных предметов на качественно ином уровне, поскольку возможность применения учащимися ЭВМ на уроках должна существенно повысить наглядность обучения; моделирование на ЭВМ сложных объектов и процессов сделает усвоение учебного материала более доступным, значительно расширит познавательные возможности школьников, существенно активизирует их самостоятельную учебную деятельность. В качестве исходной характеристики конкретных целей обучения информатике в средних учебных заведениях уже в первой программе курса ОИВТ была объявлена компьютерная грамотность учащихся. Понятие компьютерной грамотности формировалось вместе с введением в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники» и сразу же встало в ряд новых понятий школьной дидактики. Попытка сформулировать требования к компьютерной грамотности учащихся сделана уже в пояснительной записке к первой программе [32, с. 8], однако, в более систематизированном изложении компоненты компьютерной грамотности описаны в адресованном учителю первом методическом руководстве по преподаванию курса ОИВТ в школе [11]; здесь выделялись следующие группы компонентов, составляющих содержание компьютерной грамотности школьников [11, с. 8): • понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ЭВМ; основы программирования на одном из языков программирования; • практические навыки обращения с ЭВМ; • принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов; • применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека. Анализ перечисленных компонентов показывает, что появление понятия компьютерной грамотности (КГ) явилось результатом Ниже приведено ставшее впоследствии достаточно устойчивым наполнение понятия «компьютерная грамотность», которое сложилось в толкованиях специалистов и педагогов вскоре после появления первой программы курса ОИВТ, пробных учебных пособий для учащихся и методических руководств для учителей [5, 8, 17, 27, 28 и др.]. 1. Умение «общаться» с компьютером. Общение с ПК на «пользовательском уровне» — это в основном умение подготовить компьютер к работе, запускать и останавливать его, умение работать за дисплеем, т.е. овладеть клавиатурой, уметь вводить числа и переменные, корректировать введенные данные, вводить, отлаживать и запускать программу. Сюда же могут быть отнесены и навыки работы с простейшими сервисными программами, такими как редактор текстов, графический редактор, электронная таблица, разнообразные игровые программы, а также работа с компьютером в режиме диалога (в частности обучающего, в том числе и за пределами курса информатики). Примечательно, что по своему характеру эти знания, умения и навыки могут быть доступны младшим школьникам и даже дошкольникам. 2. Составление простейших программ для компьютера. Подготовка программистов не является целью общеобразовательной школы, однако понимание основных принципов программирования Для ЭВМ должно входить в систему общего образования. Процесс этот может быть постепенным и растянутым во времени. Начальные навыки составления самостоятельных программ, включающие организацию ветвлений и циклов, основываются на компонентах алгоритмической культуры, которые могут быть сформированы на простых и наглядных «допрограммистских» средствах. В старших звеньях обучения возможно ознакомление с расширения понятия алгоритмической культуры (АК) учащихся (см. подраздел 1.1) путем добавления таких «машинных» компонентов, как умение обращаться (или, на жаргоне информатиков — общаться) с ЭВМ, знание устройства и принципов действия ЭВМ, а также роли ЭВМ в современном обществе. Эта естественная преемственная связь понятия КГ с понятием АК явно подчеркивалась и в пояснительной записке к программе нового курса, одна из задач которого объявлялась как «систематизация и завершение алгоритмической линии курса алгебры восьмилетней школы» (см. [32, с. 5]), и в адресованных учителю методических рекомендациях, определявших в качестве первой методической задачи курса ОИВТ задачу «завершить формирование ведущих компонентов алгоритмической культуры школьников как основы формирования компьютерной грамотности» [12, с. 3]. Обозначим для наглядности этот эволюционный переход формулой: несколькими различными языками программирования (по меньшей мере, в условиях углубленного изучения предмета). На этом уровне, однако, не столько важен выбор языка, на котором будут написаны программы, сколько прочность фундаментальных знаний, необходимых для разработки лежащих в их основе алгоритмов. Добавить свое объявление Чудеса веб-камеры! Так можно определить цвет Вашей ауры! info-centr.su Многие этого даже не подозревают! Узнайте о Ваших скрытых силах! info-centr.su Не для слабонервных! Какими способностями Вы обладаете? Откройте в себе новые возможности! Online info-centr.su 3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ. В этом компоненте компьютерной грамотности выделяются две основные составляющие: а) структура ПК и функции егб основных устройств; б) физические основы и принципы действия основных элементов компьютера. Этот компонент имеет важнейшее мировоззренческое значение, хотя и труден для освоения учащимися. Изначально считалось, что «сведения об этом, включаемые в курс информатики, должны иметь прикладной характер, быть ориентированы прежде всего на потребности пользователя, помогать ему оценить возможности отдельной машины или сравнить различные компьютеры. Это не исключает, конечно, того, что в курсе физики могут подробно рассматриваться различные физические явления, лежащие в основе функционирования ЭВМ, а в курсе математики или в фундаментальных разделах курса информатики — наиболее общие и абстрактные положения, относящиеся к принципам ее работы» [5]. 4. Представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации. Формирование этого компонента компьютерной грамотности также не является задачей исключительно курса информатики и выходит за его пределы. Сферы применения и роль ЭВМ в повышении эффективности труда целесообразно раскрывать учащимся в процессе практического использования компьютера для решения различных задач в ряде учебных предметов. При этом необходимо, чтобы совокупность этих задач по возможности охватывала все основные сферы применения ЭВМ. Школьный компьютер может быть использован учащимися для вычислительных работ в курсах математики, физики, химии, анализа данных учебного эксперимента и поиска закономерностей при проведении лабораторных работ, исследования функций в курсе алгебры, построения и анализа математических моделей, физических, химических, биологических и других явлений и процессов. В курсе географии, истории и ряда других гуманитарных предметов персональная ЭВМ может использоваться школьниками как информационная система, банк данных, автоматизированный справочник. Зародившись на первом этапе введения предмета в школу, понятие КГ по сей день активно «работает» в методической литературе. Сокращенно четырехкомпонентная структура компьютерной грамотности, описанная выше, может быть обозначена совокупностью четырех ключевых слов: общение, программирование, устройство, применение. Нетрудно заметить, что даже при сохранении всех компонентов компьютерной грамотности усиленное акцентирование внимания на том или ином из них может приводить к существенному изменению конечной цели преподавания предмета информатики. Если, к примеру, начнет доминировать компонент общение, то курс становится преимущественно пользовательским, нацеленным, в частности, на освоение компьютерных технологий. При доминирующей компоненте программирование цели курса сведутся к подготовке программистов и т.д.

Формы обучения.

  • Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:

    • познавательного и воспитательного общения;

    • взаимодействия;

    • отношений обучающего и обучаемых.

  • Результатом такого взаимодействия является:

    • профессиональное совершенствование педагога;

    • усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;

    • развитие психических процессов учеников и студентов;

    • развитие нравственных качеств учеников и студентов.

  • Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:

  • Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

    • содержания;

    • обучающих средств;

    • методов обучения.

Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у обучающихся системные знания и личностные качества. Система разнообразных обучающих форм, пронизанная и скрепленная ведущими идеями раздела, темы и едиными видами деятельности, обеспечивает усвоение системы изучаемой науки, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков.
     Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, коллективные занятия. Поэтому и система форм может включать коллективные, индивидуальные и другие занятия. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися. Содержание науки и особенности обучающихся, в первую очередь возрастные, требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.

Особенности и признаки классно-урочной системы обучения

Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения

  • Основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (длительностью 45 минут)

  • Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя

  • Ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине

  • Класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не меняется)

  • Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий

  • Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы

  • Учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями

  • Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине

  • Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов

  • Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут)

  • Практическое занятие - это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза

  • В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента

  • Учебная группа - это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой сохраняется, как правило, на весь учебный год)

  • Совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе

  • Курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписания учебных занятий

  • Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы

  • Каждый семестр заканчивается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам

  • Обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (возможна защита диплома)

Функции форм обучения:
     1. Обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи обучаемым знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.
     2. Воспитательная. Данная функция обеспечивается введением обучающихся с помощью системы обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические.
     3. Организационная, которая состоит в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям обучающихся требует от обучающего четкой организационно-методической подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.
     4. Психологическая - состоит в выработке у обучающихся определенного деятельностного биоритма, привычки работать в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в учениках психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил.
     5. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов.
     6. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность учащихся, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе - своей процесс коллективной познавательной деятельности. Учащиеся познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем, обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности обучаемых.
     7. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют распределения всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.
     8. Стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их психики и организма. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

  1. Урок как основная форма обучения информатики.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и iconПерспективы обучения основам компьютерной грамотности учащихся V-X...
Программы обучения основам компьютерной грамотности. Источники и обоснование выбора содержания программы

3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и iconПрограмма курса «Miкрометрика» (2003-04)
Цели и задачи курса: (цели) дать достаточно полное представление ученикам об экономике как науке и, возможно самое главное, помочь...

3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и iconХаннанова Т. А. Психодидактические основы влияния цифровых технологий...
«Формирование функциональной математической грамотности учащихся на содержании курса физики для основной школы»

3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и iconЦентр Образования «Личность»
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...

3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по обществознанию...
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по английскому языку...
Ебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета Английского языка; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и iconПояснительная записка Введение рабочая программа по географии для...
Стика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета географии; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по технологии для...
Тика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета технологии; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и iconПояснительная записка Введение рабочая программа по географии для...
Тика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета географии; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

3 исходные цели и задачи школьного курса оивт понятие компьютерной грамотности учащихся Стратегической целью введения в школу предмета Основы информатики и icon2. Организация преподавания школьного курса информатики
Школьный кабинет информатики. Локальная сеть. Функции и обязанности заведующего кабинетом информатики. Санитарно-гигиенические нормы....


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru