Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка»




Скачать 89.76 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка»
Дата публикации16.11.2013
Размер89.76 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Информатика > Урок
Углова Татьяна Викторовна, учитель информатики

МКОУ «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»
Бинарный урок по информатике и алгебре в 9 классе

Тема: Моделирование в электронных таблицах.

Способы решения квадратных уравнений.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по информатике и математике с применением компьютерных технологий.

Цель урока: формирование представлений о применении моделирования в электронных таблицах для изучения различных способов решения квадратных уравнений.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Квадратные уравнения» (по математике);

  • обобщить и систематизировать знания и умения работы обучающихся с программой Microsoft Excel (по информатике);

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, коммуникативные умения.

Оборудование к уроку: компьютерный класс с локальной сетью и выходом в Интернет, мультимедиапроектор, музыка для оргмомента, лабораторная работа (Excel), презентация, карточки-информаторы.

План урока:

  1. Организационный момент — 2 мин

  2. Актуализация знаний по математике - 10 мин

  3. Историческая справка - 3 мин

  4. Моделирование по информатике

    1. Постановка задачи – 1 мин

    2. Разработка модели – 3 мин

    3. Компьютерный эксперимент – 8 мин

    4. Анализ результатов моделирования – 2 мин

  5. Физкультминутка — 1 мин

  6. Самостоятельная работа за компьютерами – 10 мин

  7. Подведение итогов урока — 2 мин

  8. Домашнее задание — 1 мин

  9. Рефлексия — 2 мин

Ход урока:

    1. Организационный момент. (Звучит «Космическая музыка» группы ВИА «Зодиак», на фоне этой музыки говорит учитель.)

(Слайд№1) Здравствуйте, ребята! Урок у нас сегодня не совсем обычный. Мы с вами отправляемся в виртуальное космическое путешествие на планету «Квадратные уравнения». Сегодня каждый из вас почувствует себя в роли исследователя, а главным нашим инструментом - помощником будет компьютер, а также багаж наших знаний и умений. По математике умение решать квадратные уравнения, по информатике умение работать в электронных таблицах.

Продолжаем изучать одну из самых интересных, научно-обоснованных тем курса информатики – Моделирование. Сегодня мы проведем исследовательскую работу на планете «Квадратные уравнения» по способам решения квадратных уравнений, используя возможности электронных таблиц в компьютере. Постараемся выяснить, как в древности решали квадратные уравнения, исследуем некоторые способы решений квадратных уравнений в настоящее время.

    1. Актуализация знаний по математике.

Для того чтобы нас хорошо встретили на планете, необходимо вспомнить и повторить материал про обитателей планеты – квадратные уравнения. (К доске приглашаются два “теоретика”, из числа учащихся успевающих на “отлично”).
Диалог (3 мин.)
– Давай поговорим о квадратных уравнениях?

– Пожалуй, ведь сегодня мы повторяем эту тему.

– Какое уравнение называется квадратным? (Слайд №2)

– Квадратным уравнением называется уравнение вида ах2 + вх + с = 0 , где х – переменная, а, в, с – некоторые числа, причём а ≠ 0.

– Ты отметил, что а, в, с – некоторые числа, причём а ≠ 0, а что произойдёт, если в = 0 или с = 0, вдруг они оба станут равны 0?

– Думаю, что ты и сам можешь ответить на этот несложный вопрос.

– Так слушай! Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов, в или с, равен нулю, то такое уравнении называется неполным квадратным уравнением.

– А каким способом можно решить неполное квадратное уравнение? (Слайд №3)

– Пусть с = 0, тогда уравнение имеет вид ах2 + вх = 0 . Такие уравнения обычно решают разложением его левой части на множители. Записываем решение: х (ах + в) = 0 – оно имеет два корня: 0 и – в/а.

– Позволь продолжу! Пусть в = 0, тогда уравнение имеет вид ах2 + с = 0.

ах2 = – с, х2 = –с/а. |x| =√ – c/а. Если – с/а > 0, то уравнение имеет два корня и не имеет корней, если – с/а < 0.

– Остался случай, когда в = с = 0, т.е. уравнение имеет вид ах2 = 0. Такое уравнение имеет один корень, равный 0.

– Что-то мы с тобой разговорились, давай предложим ребятам решить устно неполные квадратные уравнения. (Слайд №4)

(Далее всем учащимся предлагается решить устно неполные квадратные уравнения с целью повторить навыки решения таких уравнений.

На выполнение этого задания даётся 3 минуты)

  1. х2 - 25 = 0,

  2. 2 - 16х = 0,

  3. 5,8х2 = 0,

  4. х2 + 2012= 0,

  5. 2 - 1 = 0,

  6. х2 - 3х = 0,

  7. 5/9 х2 = 0,

  8. 2 + 36 = 0,

  9. 20 + 5х2 = 0.

Учитель: (Слайд №5) Ребята, здесь вы видите уравнение, определённые по какому-то признаку. Как вы думаете, какое уравнение из этой группы является лишним? (Второе)

  1. x2 – 7х + 2 = 0

  2. 2 – 2х + 5 = 0

  3. x2 + х – 2 = 0

  4. х2 – 4х +3 = 0

– Какое квадратное уравнение называют приведенным?

– Каким способом можно решить приведенное квадратное уравнение? (По формуле корней квадратного уравнения и по обратной теореме Виета)

Вопрос классу: Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета. (Слайд №6)

Итак, двигаемся дальше. Вспомним алгоритм решения полных квадратных уравнений! (Слайд №7)


    1. Историческая справка

Учитель: Теперь мы легко решаем любые квадратные уравнения, применяя общую формулу, умеем определять число корней уравнения по дискриминанту. А когда-то поиск решения отдельных видов квадратных уравнений затягивался на века. Обратимся к историческому путеводителю.

(Слайд №8) Первые упоминания о способах решения уравнений, которые мы сейчас называем квадратными относятся во второму тысячелетию до н.э. Это эпоха расцвета Вавилонии и Древнего Египта. Древние все известные им приемы решения уравнений выражали в геометрической форме.

(Слайд №9) Первое тысячелетие н.э. – Римские завоевательные войны. К этому периоду относится творчество Диофанта. Его трактат “Арифметика” содержит ряд задач, решаемых при помощи квадратных уравнений.

(Слайд №10) В IX веке великий математик Аль-Хорезми в Трактате “Алгебра” классифицирует квадратные уравнения. Для нас это время знаковое тем, что приблизительно в это время образуется древнерусское государство Киевская Русь.

Все это время не было единого подхода к решению уравнений.

(Слайд №11)И только в XVI веке французский юрист, тайный советник короля Франции и математик Франсуа Виет впервые вводит в обращение буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для обозначения коэффициентов уравнения. Тем самым заложил основы буквенной алгебры. Его знаменитая теорема дает нам возможность устно найти корни квадратного уравнения и всегда проверить их верность. (Слайд №12)

Давайте посмотрим древний метод решения квадратных уравнений «Как Аль-Хорезми решал квадратные уравнения» (ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c9a9b61-b2d6-4be2-92bd-6748a14b8c8a/M22D2.swf)

IV. Моделирование

    1. Постановка задачи

Задача нашей исследовательской работы: Вычислить корни квадратного уравнения тремя различными способами, используя электронную таблицу Excel. Сравнить время, потраченное на каждый способ решения уравнения.

Для начала давайте вспомним этапы моделирования. (Этапы моделирования выводятся на экран, Слайд №13)

1. Постановка задачи

2. Разработка модели

3. Компьютерный эксперимент

4. Анализ результатов моделирования

Цель моделирования: вычислить корни квадратного уравнения тремя предлагаемыми способами, сравнить: время выполнения работы над каждым из способов, результативность способов, точность способов. (Слайд №14)

2) Разработка модели (Повторение)

Корни квадратного уравнения будем вычислять, используя электронные таблицы. Предлагаю рассмотреть три способа решения квадратных уравнений: графический, алгебраический – по формуле, подбором параметра.

Графический способ (Слайд №15)

Для удобства вычислений уравнению присваивают имя функции: уравнение х2 +8х-3=это функция у(х)= х2 + 8х -2 и значение функции равно нулю при некотором значении х, то х – искомый корень уравнения. Этот способ очень прост. По известному уравнению вычисляются несколько значений функции (значение переменной х изменяется с определенным шагом: на рисунке это 0,5) и строится примерный график функции. Естественно, чем меньше шаг, тем точнее график. Самое доступное средство – электронная таблица Excel. По графику можно найти корень уравнения – это точка пересечения графика функции с осью абсцисс.

Алгебраический способ – по формуле (Слайд №16)

Обычный способ нахождения корней квадратного уравнения, через дискриминант и формулы корней. Для этого вы используете знания и умения по информатике по вводу формул в ячейки.

Подбор параметров (Слайд №17)

Первый способ автоматического нахождения корней: способ подбора параметров в электронной таблице Excel. Можно воспользоваться уже введенной формулой для построения графика, а затем выбрать в меню Сервис – Подбор параметра. В появившемся диалоговом окне в поле Установить в ячейке ввести адрес В5; в поле Значение 0; в поле Изменяя значение ячейки ввести адрес А5, в которой будет производиться подбор значения аргумента. Нажать ОК. На панели Результат подбора параметра будет выведена информация о величине значения функции 0,000715, а в ячейке аргумента А5 появится подобранное значение -8,2427. Аналогично подбираем параметр в ячейке В6 и А6.

3) Компьютерный эксперимент (лабораторная работа) (Слайд №18)

Присаживаемся за компьютеры.

(Каждый обучающийся получает карточку - информатор «Лабораторная работа по теме «Способы решения квадратных уравнений»». Учитель объясняет задания лабораторной работы, показывая на экране. Шаблон лабораторной работы заранее загружен в сетевую папку «Для учеников». Дети открывают работу и сразу же сохраняют файл лабораторной работы под своей фамилией. Учитель контролирует, обращая внимание на открытую сетевую папку «Работы учеников» (на экране) все ли работы сохранены. После этого ученики приступают к выполнению работы на компьютере.)

Вычисляем корни квадратного уравнения, следуя инструкциям в карточке. Обязательно записываем время начала и окончания вычислений. На четвертом листе «Вывод» обязательно запишите свои выводы по предлагаемой форме. Давайте сравним время. Начинаем, желаю успехов!
4) Анализ результатов моделирования (выводы)

(Вывод по лабораторной работе. По желанию любого из обучающихся, учитель открывает его файл – отчет с главного компьютера и демонстрирует на экране. Ученик показывает свою работу, называет найденные корни уравнения, делает выводы об эффективности применения данных способов к решению квадратного уравнения).
V. Физкультминутка (физические упражнения, проводит один из учеников для всего класса) (Слайд №19)

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо встать.
VI. Самостоятельная работа за компьютерами

(В файле «Лабораторная работа» на пятом листе, обучающиеся самостоятельно решают предложенные 7 квадратных уравнений алгебраическим способом, следуя указаниям карточки – информатора)
VII. Подведение итогов.

Вот и закончилось наше виртуальное космическое путешествие на планету «Квадратные уравнения». Мы ещё раз вспомнили виды квадратных уравнений, способы их решения, провели компьютерный эксперимент, а также узнали исторические сведения о решении квадратных уравнений.

(Учитель комментирует оценки за урок обучающимся, которые активно работали устно, выполняли анализ лабораторной работы, «теоретикам» за выступление по алгебре.)

Все вы получите ещё по одной оценке по алгебре и информатике за лабораторную и самостоятельную работу, выполненную на компьютере.
VIII. Домашнее задание (Слайд №20)

Вычислите корень линейного уравнения 2х+7=0 тремя способами: графическим, алгебраическим и подбором параметра; оформить в программе Excel на одном листе (принести на съёмном носителе).
IX. Рефлексия. (Слайд №21)

(Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, лабораторную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока.) Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы высказали свое мнение о проведенном уроке. Для этого предлагаю по цепочке высказать своё мнение:

  • Я узнал...

  • Я научился...

  • Я понял, что могу...

  • Мне понравилось...

  • Для меня стало новым...

  • Меня удивило...

  • У меня получилось...

  • Я приобрёл...

  • Мне захотелось...

  • Меня воодушевило...



Список использованной литературы и Интернет-источников:

  1. Макарова, Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория /Под ред.Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.

  2. Макарова, Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию /Под ред.Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.

  3. Мордкович, А.Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. / под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2010.

  4. http://music.yandex.ru/

  5. http://school-collection.edu.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка» iconРегламент пленарное заседание Доклады до 30 мин. Выступления до 10...
Мы рады приветствовать вас в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края!

Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка» iconРегламент работы: Докладчикам до 20 мин. Выступающим до 5 мин. Справки,...
Председатель: заместитель главы администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края, председатель комиссии В. Ф....

Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка» iconРегламент: доклад 15 мин., сообщение до 10 мин., выступление в дискуссии до 5 мин
Международный научный форум преподавателей русского языка России, стран Ближнего Востока и Северной Африки 10-16 ноября 2006 г

Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка» iconДоклад №303 на 26
ША, Канады, Израиля, Великобритании, Польши, Литвы, Австралии, реально (+ волонтеры и гости) до 1500 чел. Докладов более 200 (несколько...

Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка» icon1. Общие положения  Учащиеся должны приходить в школу не позднее 8ч. 25 мин
С 8ч. 25 мин до ч. 50 мин вход в школу закрыт на технический перерыв. Учащиеся, систематически опаздывающие в школу, могут быть вызваны...

Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка» iconПрограмма саратов 2012 Регламент работы конференции Доклад на пленарном...
О возможных причинах возникновения колебаний электропроводности водных растворов

Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка» iconПрограмма саратов 2012 Регламент работы конференции Доклад на пленарном...
Совершенствование технических средств клипсования колбасных изделий применением силовой электромагнитной системы

Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка» iconПрограмма саратов 2012 Регламент работы конференции Доклад на пленарном...
Совершенствование технологической линии производства сыра путем разработки сыроизготовителя

Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка» iconПрограмма саратов 2013 Регламент работы конференции Доклад на пленарном...
Анализ конструкций транспортеров, используемых для перемещения животных, и направлений автоматизации их работы

Самостоятельная работа за компьютерами 10 мин Подведение итогов урока 2 мин Домашнее задание 1 мин Рефлексия 2 мин Ход урока: Организационный момент. Звучит «Космическая музыка» iconПрограмма саратов 2012 Регламент работы конференции Доклад на пленарном...
Обзор и классификация, транспортирующих машин, применяемых на современных птицеводческих предприятиях


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru