Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе




Скачать 47.62 Kb.
НазваниеПроблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе
Дата публикации31.07.2013
Размер47.62 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
Суворова Галия Дамировна

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.
Согласно концепции модернизации российского образования до 2010 года, образование должно быть ориентировано "не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Согласно региональному (областному) компоненту государственного образовательного стандарта СПО, в основе организации обучения, предъявлении результата должен содержаться компетентностный подход, включающий ключевые, специальные, полипрофессиональные составляющие в качестве результата образования. Каким образом обеспечить подготовку специалиста, мобильного, грамотного, успешного профессионала, способного идти в ногу со временем? Это ключевой вопрос всего процесса профессиональной подготовки.

Остановлюсь на формировании одной из ключевых компетенций - умению осуществлять самооценку собственной деятельности, ее эффективности и результативности, т. е. умению рефлексировать свою деятельность, учитывая свой опыт и личностно-деловые качества, представлять результаты своей деятельности, что способствует совершенствованию владения умениями и навыками самовоспитания, саморазвития.

Проблема: отбор приемов и методов, элементов технологий, способствующих сначала мотивации, а в последствии и развитию потребности обучающихся в проведении рефлексии любой (в частности собственной) деятельности; выявление и создание условий, обеспечивающих адекватность взаимооценки и самооценки.

В своей педагогической деятельности для формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся применяю элементы нескольких технологий – технологии развития критического мышления (подробнее Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., Издательский центр «Академия», 2002.), технологии саморегулируюшего обучения, рефлексивного управления познавательной деятельностью. Представлю элементы последней из перечисленных.

Организация осознания собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности. Следуя логике рефлексивного управления, каждую встречу со студентами начинаю с совместного определения круга изученных вопросов, постановке новых задач, уделяя серьезное внимание необходимости приобретения нового знания, определенного умения каждым. В процессе работы инициирую предъявление индивидуального опыта, что выражается в разнообразии мнений, суждений. Совместно приходим к пониманию сути вопроса, принятию и осознанию новой информации каждым. В конце встречи (изучения темы) акцентируем внимание на востребованные теоретические факты, приобретенные умения. Приведу примеры заданий из рабочих тетрадей по различным темам:

- Какие из предложенных заданий вызвали затруднения? Каковы, на Ваш взгляд, причины?

Продолжите фразы: Я умею …Я знаю…Мне необходимо повторить…Оцениваю свою деятельность__, т.к…Вопрос педагогу…

1. Какие алгоритмы для исследования свойств функции Вы знаете? Обменяйтесь мнениями в парах.2. Сможете ли Вы сейчас воспроизвести эти алгоритмы? Сделайте это. 3. На какие моменты Вам нужно обратить внимание? Почему? Я оцениваю свои теоретические знания на отметку_, практические умения на__.

1. Какие занятия были наиболее продуктивны для Вас? 2. Что было трудно для восприятия и понимания?

3. Что бы Вы изменили в данном методическом пособии? 4. Оцените Ваши достижения по данной теме.

Конечно, не сразу "письменные" ответы четкие и понятные даже для того, кто отвечает. Для первоначальной выработки такого рода умений использую рефлексивные листы 1) "Большая часть материала мне не понятна", "Часть вопросов мне не понятна, но я смогу САМ разобраться после работы с учебными пособиями", "Мне понятны все рассмотренные вопросы, я смогу выполнить задания"; 2) "Сегодня я был внимательным слушателем и исполнителем", "Сегодня я был активен", "На следующей встрече я обязательно буду более активен". По окончании встречи каждый оценивает себя по указанным параметрам.

С первых занятий совместно вырабатываем критерии оценивания устного ответа, творческой работы (презентации, кроссворда, сайта, теста, шпаргалки и т. п.). Оценивая результаты, прошу студентов комментировать собственную точку зрения. Развивая умения оценивать деятельность, используем взаимооценку, например: 1. Обменяйтесь тетрадями, оцените работу по пятибалльной шкале. 2. Что Вы можете посоветовать тому, чью работу проверяли? 3. Какое из предложенных заданий оказалось для Вас наиболее трудны? Почему?

Хочется обратить внимание на осуществление преемственности использования методов, средств, приемов рефлексивного управления как в процессе обучения так и в период промежуточной аттестации студентов. На кафедре математики по всем дисциплинам, выносимым на промежуточную аттестацию, разработаны матрицы самооценки и оценки преподавателем устного ответа, защиты рабочих программ, представления творческих работ. С 2006 – 2007 уч. года самооценку проводят все абитуриенты на вступительном экзамене по математике, после чего совместно с преподавателем обсуждаются результаты, вырабатываются предложения по улучшению результатов.

Технологию саморегулирующего обучения использую не чаще 1 – 2 раз в год. Проанализировав представленные блоки , Вы убедитесь в том, что более частое ее использование не целесообразно.

Блок 1. Формулировка задания. Предлагается педагогом на «практическом языке», т. е. в форме предъявления результата деятельности. Блок 2. Информационное обеспечение: проработать литературу (список без указания страниц и параграфов предлагается педагогом); перечислить умения и навыки, необходимые для выполнения поставленной задачи. (Делается перед выполнением работы!); предложить дополнительные источники информации с указанием выходных данных, обосновать эффективность предложенных источников (Почему Вы предпочли предложенные источники ?) (В процессе отбора и обработки информации); какие изученные теоретические сведения необходимы для выполнения поставленной задачи? (Выполняется после или в процессе обработки найденной информации) ; предложите свой вопрос (теоретического или практического характера к поставленной задаче).

Блок 3. Планирование. Какие действия Вам необходимо совершить для выполнения задания? (Выполняется в период осмысления и «принятия» задания, в период работы с информационными источниками – уточняется, корректируется, в процессе написания отчета – «отшлифовывается»). На что ВАМ следует обратить особое внимание? Как организуете самоконтроль?

Блок 4. Оценивание. Кого Вы берете в эксперты? Выполнить письменный отчет -отзыв о проделанной работе по блокам 1 - 4. Оцените свою деятельность по пятибалльной шкале, обоснуйте. Укажите «сильные» и «слабые» стороны работы. Каков Ваш личный вклад для выполнения задания? Каковы Ваши достижения, изменения, «приращения»?

Образовательным результатом обучения является только тот, который осознан обучающимся. Если же человек не понимает, что он делал и чему научился, не может сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный продукт находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе iconТемы для данного проекта «Роль современных образовательных технологий...
Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку 5

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе iconОбеспечение перспективного развития образовательного процесса, его...
Единая методическая тема – модернизация комплексного учебно – методического обеспечения образовательного процесса – как условие реализации...

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе iconФормирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как...
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам,...

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе icon«авторский сайт (блог) в образовательном процессе»
Проанализированы преимущества и недостатки использования в образовательном процессе. Представлен пример одного из образовательных...

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе iconЗанятие на развитие познавательной активности детей в процессе формирования...
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора,...

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе iconМеждисциплинарные связи и новые методы преподавания гуманитарных...
Енций выпускников вузов в явном виде практически не раскрывается даже в последних документах Болонского процесса. На официальном...

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе iconО проведении Всероссийского авторского образовательного семинара
«Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе» (система «Школа Жизни») академика Ш. А. Амонашвили

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе iconЭ. Хаббард
«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе реализации фгос ноо в мбоу сош №36»

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе iconДоклад с мультимедийной презентацией. (заместитель директора по увр...
Обосновать значимость компетентностного подхода для социализации личности выпускника в рамках владения ключевыми компетенциями

Проблема формирования рефлексивно-оценочных умений обучающихся в процессе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе iconУчет особенностей темперамента и репрезентативной системы обучающихся...
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru