Вф гоу мгиу




НазваниеВф гоу мгиу
страница1/10
Дата публикации22.07.2013
Размер1.68 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОУ ВПО Московского государственного индустриального университета в г. Вязьме, Смоленской области

(ВФ ГОУ МГИУ)



Новые образовательные технологии в системе обучения
Материалы научно-методической конференции

Вязьма

2009г.




ББК 74.58

Н-76


Новые образовательные технологии в системе обучения:

Материалы научно-методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2008 - 156с.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:

Л.В. Бармашова, к.э.н., доцент.

Н.Е. Павлов, к.п.н., доцент;

К.А. Кузьмин, к.п.н., доцент;

В.М. Степаненкова, к.п.н., доцент.

Технический редактор:

Р.О. Дубовик

Корректор:

Н.В. Никитина


ISBN 978-5-902327-62-2


Напечатано в Редакционно-издательском центре ВФ ГОУ МГИУ, г. Вязьма, ул. Просвещения, д. 6 А.

Тираж 500 экз.

Подписано в печать 01.02.2009г.




ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ
Андреева Л.Н., ст. преподаватель ВФ ГОУ МГИУ

Интенсивность развития современного общества требует адаптации образовательного процесса к запросам и потребностям личности, создания условий для ее социальной активности, способности успешно жить и работать в новых условиях на основе развитой профессиональной культуры.

В настоящее время приобретенные знания быстро устаревают. Поэтому все большее распространение получают разнообразные инновационные формы обучения. Рынок образовательных услуг требует совершенствования и внедрения в практику новых научно и методически обоснованных форм организации обучения, где главной задачей в процессе профессионального обучения является расширение его возможностей в самостоятельном процессе познавательной деятельности.

Дистанционное обучение в России бурно развивается вот уже в течение почти 15 лет, охватывая все больше регионов и учебных заведений. Следовательно, как и во всех цивилизованных странах, дистанционное обучение у нас вроде бы есть. Но при этом «дистанционка» как форма обучения не закреплена законодательно и развивается не благодаря, а вопреки официальному признанию. Парадокс заключается в том, что дистанционное обучение именуется сегодня «дистанционной технологией»… Рассмотрим некоторые аспекты данной проблемы. В чем главное отличие дистанционного обучения от традиционного?

Дистанционное обучение – форма или технология? В научных публикациях последних лет ДО рассматривается и как технология, и как форма обучения. И та, и другая точка зрения имеют своих сторонников и оппонентов. Все зависит от того, что мы понимаем под дистанционным обучением. Если речь идет о разновидности традиционного обучения, в процессе которого применяются «нетрадиционные» (дистанционные) формы организации занятий, то можно условно говорить о дистанционных технологиях. Если мы говорим о принципиально новых подходах к организации занятий с обучающимися – обучении на расстоянии с применением, прежде всего, интернет-Fтехнологий, то необходимо рассматривать ДО как форму, отличную и от дневного (очного), и от заочного обучения. Такая точка зрения сложилась у многих ученых, изучающих зарубежный (прежде всего, американский) опыт дистанционного образования.

Ряд депутатов Государственной думы, официальные лица Министерства образования и науки в своих выступлениях ставят знак равенства между технологиями и дистанционным обучением (ДО), при этом отрицая статус ДО как самостоятельной системы обучения. Официальная точка зрения Минобрнауки до сих пор не может подготовить нормативно-правовой базы ДО, толкает учебные заведения на различные ухищрения, чтобы реализовывать дистанционные образовательные программы, как того требует жизнь. Реальная практика ушла далеко вперед от управленческих подходов образовательного ведомства, ибо сама жизнь диктует необходимость применения новых форм обучения. Получается двойной подход, следовательно, двойная политика в этой области, что порождает и двойные стандарты. Причин выжидательно-осторожной позиции Минобрнауки РФ несколько. Основная заключается в том, что ряд крупных вузов (прежде всего, московских), начиная реализовывать свои программы по заочной (дистанционной) форме в 90-е гг., «наломали дров», главным образом в регионах, не создав для образовательного процесса надлежащих материальных условий, не подготовив профессиональный преподавательский состав для работы в этой системе. Таким образом, ДО превратилось в изощренный способ поборов с населения. Отсюда – скептическое отношение населения, прежде всего работодателя, к дистанционной форме получения знаний и, как следствие, официальные запреты на ее реализацию. В России мощная система ДО создается не благодаря поддержке официальных органов управления, а вопреки их запретам и ограничениям. А в вузах, где уделяется серьезное внимание реформированию существующей системы обучения, дистанционное обучение пробивает себе дорогу в полном смысле этого слова.

Обучение «лицом к лицу» в реальном времени, реализуемое в форме классноурочной системы в течение более чем трехсот лет, несомненно, прошло этапы модернизации и гуманизации. Например, традиционная лекция имеет множество разновидностей: лекция с элементами деловой игры, лекция-тренинг, лекция с проблемными вопросами и т.д. Семинарские занятия, организуемые с включением «кейс-стади» (конкретных учебных ситуаций), деловые и ролевые игры, семинары-тренинги – далеко не полный перечень новшеств, которые, безусловно, способствуют повышению интереса обучающихся к учебному материалу. В последние годы эффективность аудиторных занятий усиливается применением аудиовизуальных, инфокоммуникационных технологий презентационных материалов, интернет-источников, электронных учебных пособий, видеосюжетов и т.д.). Несмотря на внедрение в учебный процесс инноваций, практически не меняется главное – видение в обучающемся субъекта собственного учения.

Вместе с тем современная парадигма личностно-ориентированного обучения, несмотря на ее востребованность в новых социально-экономических условиях, на практике реализуется весьма слабо. Всего лишь около трети обучающихся проявляют личностную активность в учебном процессе, большинство мотивированы не на самостоятельное учение, а на получение готовой информации через преподавателя. Необходимо признать, что традиционное обучение в определенной степени порождает иждивенческое отношение к учебе. К этому необходимо добавить, что далеко не все преподаватели способны преподносить материал интересно. Талантливый преподаватель не просто должен владеть учебным материалом, он должен уметь вовлечь всю аудиторию в совместную деятельность, побуждая мыслить, рассуждать, выступать, спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Таких педагогов, увы, немного, поэтому эффективность традиционного обучения невысока. Необходимо к тому же учесть, что знания, получаемые студентами в начале обучения, к моменту окончания вуза по многим отраслям (экономика, право, менеджмент и др.) устаревают.

«Дистанционное обучение» – обучение на расстоянии – явление в педагогике не новое. С 60-х гг. прошлого столетия в Великобритании, США, Австралии и в других западных странах блестяще развиваются различные формы дистанционного обучения. Давно поняли определенные преимущества и приоритеты ДО наши соседи на Украине, в Казахстане и в других странах – бывших союзных республиках. Суть и последствия развития ДО в этом обширном регионе: во-первых, «дистант» развивается по западным моделям, что имеет как плюсы, так и минусы, связанные с разным менталитетом народов и разными целями, культурными ценностями; во-вторых, наблюдалась явная экспансия западных образовательных технологий и услуг; в-третьих, многие вузы начали внедрять дистанционные технологии обучения без диагностики и учета местных особенностей, специфики образовательной среды учебного заведения.

Между тем при построении модели дистанционного обучения в вузе необходимо прежде всего проанализировать по определенным параметрам готовность учебного заведения к использованию дистанционных технологий. Успешное развитие дистанционных технологий зависит от правильно организованной образовательной среды (ОСДО), под которой понимается совокупность психолого-педагогических, материально-технических, природно-социальных и организационно-педагогических условий, в которых протекают обучение и воспитание, оказание образовательных услуг, реализуемых с применением дистанционных технологий.

Бытует мнение, что неконтактная форма обучения выполняет лишь задачу передачи информации с использованием различных носителей (аудио, видео, Интернет) или кейсовых технологий. Преподаватели, приверженные традиционным технологиям, в вину дистанционной форме организации учебного процесса ставят отсутствие возможностей для воспитательной работы с обучающимися.

ДО при правильной его постановке – непревзойденное средство развития эстетических чувств и этических норм взаимоотношений. Пользуясь материалами

Интернета, общаясь по электронной почте, обучающиеся встраиваются в общепринятую систему отношений, то есть в строго продуманный педагогический дизайн, который, безусловно, должен быть освоен и обеспечен преподавателями-тьюторами. Система ДО как никакая другая обеспечивает информационную культуру личности, расширяет кругозор и дает ощущение своей причастности к миру больших идей, к информационному сообществу.

Известный приказ Министерства образования и науки РФ №137 от 6 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г.) определил порядок использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, организованном по любой форме (очной, заочной), однако этот приказ, по убеждению руководителей образовательных учреждений, носит декларативный характер и не подтвержден существующим законодательством, что оставляет возможность наказания за невыполнение нормативных норм тех учреждений, которые будут пытаться обучать дистанционно.

Образование должно опережать развитие общества, а не «плестись в хвосте» общественного развития, готовя кадры для завтрашнего дня. Настала пора мощного внедрения в образовательный процесс ИКТ, а потому – скорейшего принятия нормативно-правовой базы дистанционного обучения.
Литература

  1. Д. Ахметова, Х. Гайнутдинов. Системный подход к обеспечению качества ДО. // Высшее образование в России. –2004. – № 9.

  2. Д. Ахметова. Парадоксы дистанционного обучения// Высшее образование в России. –2004. – № 3.

  3. А. Бондарькова. Креативная педагогическая технология в условиях ДО // Высшее образование в России. –2004. – № 2.

  4. Р.Гареев Профессионально- творческое саморазвитие студентов // Высшее образование в России. –2004. – № 9.

  5. С. Моченов. Информатизация — ключ к повышению качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. –2004. – № 2.



СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Антонова Ю.В., ассистент ВФ ГОУ МГИУ

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему - создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества.

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

Позитивная возможность современных Internet–технологий - возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн–лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.

Еще одна возможность, которую успешно используют современные педагоги, - развитие и поощрение творческого потенциала учащихся.

Уже с 1995 г. в России разрабатывается система дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО - это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.

Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу. Гибкие условия формирования собственной образовательной программы привлекают государственных служащих, инженеров, педагогов, а так же людей, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них. Свобода в выборе времени, места и темпов обучения привлекают огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены в следствии невозможности прерывания основной деятельности. В основном это работа или уход за ребенком или больным.

Для укрепления конкурентоспособности России на международном рынке образовательных услуг в нашей стране ведется разработка глобальной международной программы «Открытая образовательная система XXI века». В данной программе система открытого образования определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества».

Одним из препятствий более быстрого развития сети данного вида образовательных услуг является низкая степень осведомленности населения России о возможностях современных информационных технологий в сфере образования.

Однако, несмотря на это, дистанционное образование на базе компьютерных телекоммуникаций становится все более популярным.

Дистанционное обучение (ДО) – технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако это не совсем так. Когда речь идет о процессе дистанционного обучения, то предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их постоянное общение. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от различных форм заочного обучения, систем и программ самообразования, представленными автономными курсами на дисках, при работе с компьютерными программами. В этом же ряду следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т. д., где не предусматривается взаимодействия учителя, учащихся между собой. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не вполне оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого учащегося (в широком понимании этого слова) с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях.

Понятие дистанционное обучение применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические средства и формы взаимодействия. Сейчас в качестве средств обучения при дистанционном образовании используются: кейс – технологии, сетевые технологии обучения.

Сетевые технологии - технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет как для обеспечения студентов учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми. Сетевые технологии – самая популярная и перспективная форма взаимодействия на настоящий момент.

Разработка курсов дистанционного обучения - более трудоемкая задача, чем создание нового учебника или учебного пособия, поскольку в этом случае необходима детальная проработка действий учителя и учащихся в новой информационно-предметной среде. Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс (электронный учебник) предназначен действительно для обучения, т. е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора содержания и его организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Интернет подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование, организация будут существенно иные.

В условиях дистанционного обучения различные виды и формы дифференциации обусловлены самой спецификой обучения в сетях, где подчас собираются в группы учащиеся разного уровня обученности.

Вместе с тем, при разработке курсов необходимо учитывать четкую ориентацию на возраст потенциальных обучаемых. Стиль изложения, иллюстрирование курса, отбор содержания, задания, вся организация процесса обучения определяются возрастными особенностями обучаемых.

Особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, имеют также непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, мультимедийные, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.

Информационно-предметная среда базового дистанционного обучения обычно включает в себя:

курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных сайтах;

виртуальные библиотеки;

базы данных образовательных ресурсов;

телекоммуникационные проекты;

виртуальные методические объединения преподавателей;

телеконференции, форумы для преподавателей и студентов;

консультационные виртуальные.

Контроль деятельности студентов в дистанционной форме осуществляется в виде исходных, промежуточных, итоговых тестов, контрольных работ, рефератов, докладов, защит проектов. Выбор вида тестирования, вида контроля диктуется спецификой познавательной задачи, учебного предмета или познавательной области, возрастными особенностями обучаемых.

Таким образом, описанные возможности ДО позволяют каждому педагогу выбирать свой путь и технологию их применения. В то же время, широкое внедрение информационных технологий способствует формированию единого образовательного пространства, в которое педагог может быть и сам включен как субъект обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вф гоу мгиу iconВф гоу мгиу
Филиал гоу впо московского государственного индустриального университета в г. Вязьме, Смоленской области

Вф гоу мгиу iconЛекция по дисциплине «Технологические энергоносители предприятий»
Преподаватель: Усанова Ольга Юрьевна, к т н., доцент кафедры промышленной теплоэнергетики (37) гоу мгиу

Вф гоу мгиу iconРешением Ученого совета
Уставом гоу «Оренбургский государственный университет» (далее гоу огу), Положением об итоговой государственной аттестации студентов...

Вф гоу мгиу iconЗа отчетный 2008 год в крф мгиу была проведена следующая научно-исследовательская работа

Вф гоу мгиу iconУтверждено
Нил ги) создана в соответствии с решением Ученого совета гоу впо «БрГУ» №11 от 25 июня 2005 г и приказом ректора гоу впо «БрГУ»№148...

Вф гоу мгиу iconРешением Ученого совета
Гоу огу), Положением о промежуточной аттестации студентов гоу огу от 04. 12. 2002г. №28, Положением о Бузулукском гуманитарно-технологическом...

Вф гоу мгиу iconУчебное пособие
Викторова Т. С., Парфенов С. Д. Системы компьютерной графики. Учебное пособие, том 13 Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме,...

Вф гоу мгиу iconУтверждаю Директор гоу сош №11
Спецкурсы по выбору учащихся 7 11 классов в гоу сош №11 в 2011 2012 учебном году

Вф гоу мгиу iconМетодические указания москва 2011 Герасин А. Н., Отварухина Н. С
Методические указания по написанию выпускной квалификационной работы для бакалавров, обучающихся по направлениям: «Экономика» и «Менеджмент»...

Вф гоу мгиу iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
Государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования реорганизовать гоу спо кунцевский радиомеханический...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru