Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками»




Скачать 122.1 Kb.
НазваниеДоклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками»
Дата публикации27.07.2013
Размер122.1 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Информатика > Доклад
Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности . Проектная работа со школьниками»

Это тот вид внеурочной деятельности который я считаю одним из самых значимых и актуальных в работе с детьми в современной школе, так как исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы.

Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальном звене. Проектная работа требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования, а это означает ,что школьники приобретают практические навыки работы с различными материалами, учатся добывать, проверять достоверность, анализировать, выбирать и кратко излагать информацию.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Работа над проектом

Проект- самостоятельная работа учащихся, осуществляемая с помощью педагога-руководителя (супервизора).

Этапы работы методом проекта.

В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С. Полат выделяет следующие:1

№ №

Этапы

работы над

проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность учащихся


Деятельность учителя


11
Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся

2 2

Планирование

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за деятельностью учащихся

33

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

44

Формулирование результатов или выводов

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Консультирует учащихся.

55

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

66

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности.

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

Н.Ю. Пахомова предлагает осуществлять проектную деятельность в 4 этапа:2

  • Погружение в проект;

  • Организация деятельности;

  • Осуществление деятельности;

  • Презентация результатов.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений, это делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

. Проектная деятельность может научить детей умению:

• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;

• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;

• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;

• планировать свою работу;

• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);

• развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;

• решению профориентационных задач.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

• Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.

• Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.

• Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных.

Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).

Самым важным и самым трудным в проекте является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности ( это учащиеся 5–6-х классов), помимо супервизора, помощь должны оказывать более опытные в проектной деятельности старшеклассники. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора — кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие, инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.

Роль учителя весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен помочь учащимся ответить на ряд вопросов:

  1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей?

  2. Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

  3. Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?

  4. Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

. Необходимо помочь автору или авторам будущего проекта найти ответы на все эти вопросы, Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Оценка результатов работы над проектом.

Одной из особенностей работы над проектом является оценка результата работы, которая всегда должна начинаться с самооценки учеником своей работы, конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает супервизор, но в выпускных классах учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами.

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы. В школах Международного бакалавриата разработана четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

Примерный перечень критериев выглядит так:

– Обоснование и постановка цели,

планирование путей ее достижения.

– Полнота использованной информации,

разнообразие ее источников.

– Творческий и аналитический подход к работе.

– Соответствие требованиям оформления

письменной части работы.

– Анализ процесса и результата работы.

– Личная заинтересованность автора,

его вовлеченность в работу.

– Качество проведения презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

Замечательный опыт дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и 3–5 минут — ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты, все это даёт бесценный опыт который будет затем реализован после окончания школы на Вузовской ступени обучения.

Краткое описание проекта «Кинологическая служба в годы Великой Отечественной Войны»

Проект-« Кинологическая служба в годы Великой Отечественной Войны», создан группой учеников 6,7,9 классов МОУ « Гимназия № 10» г. Пушкино Московской области ( над проектом работали 4 ученика: Дмитриева Мария, Рахмановский Андрей, Аверьянова Дарья и Колесникова Елизавета)

Руководителем проекта( супервизором) стала учитель биологии МОУ « Гимназия №10» Печенкина В.А. Существенную помощь в создании проекта оказала куратор 7 класса Прудникова Э.Ю.

Проектная деятельность осуществлялась в рамках общегимназического проекта посвященного 70- летию битвы под Москвой. Работа над проектом продолжалась с мая 2011 года по ноябрь 2011 года. Итогом работы группы( продуктом проекта) стала презентация «Живое оружие Красной Армии», тридцать пять слайдов рассказывающих об истории формирования кинологической службы в России( в частности о создании в г. Дмитрове уникального кинологического центра «Звезда»), о подготовке собак военных специальностей , об использовании их на фронтах Великой Отечественной Войны, о роли кинологической службы в битве за Москву и о подвигах совершенных этими уникальными бойцами Красной Армии в годы войны.

На защите общешкольного проекта работа « Живое оружие Красной Армии» получила высокую оценку и была выдвинута для участия в районной краеведческой конференции состоявшейся 23 ноября 2011 г в городе Пушкино на базе СОШ № 2, где так же была отмечена , как одна из самых интересных проектных работ 2011 года.

Рабочая группа проекта « Живое оружие Красной Армии» продолжает знакомить со своей презентацией учеников гимназии№10 ( выступая на классных часах) и учащихся школ пушкинского района выступая на краеведческих мероприятиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в дополнительном образовании, и как способ организации жизни в подростковых объединениях. Применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.

Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Учителю массовой педагогической практики метод проектов, безусловно, по силам, но после специального обучения. Обучение учителей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

-8-

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – С. 38.

2.  Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — С. 31.

3. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004

4. Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. — М., 1997.

5. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый старый подход // Здоровье детей. 2003. № 17.

6. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альма-нах, - 2002. - № 11.
7.Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004 // Школьный психолог. 2004. № 30.

1 Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – с. 74.


2


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками» iconИнформационно-коммуникационные технологии на урок
Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки, Маслобоева Надежда Михайловна (Нижнеилимский район, моу «Общеобразовательная...

Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками» iconПояснительная записка Программа курса «Информационно-коммуникационные...
Программа курса «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности» рассчитана на опытного пользователя,...

Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками» iconУрока – The days of the week. Образовательные задачи
На уроке учитель использует информационно-коммуникационные технологии, технологии обучения в сотрудничестве (работа в группах и индивидуально),...

Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками» iconПояснительная записка к авторскому курсу внеурочной деятельности...
Программа реализуется по учебному плану 1 час в неделю, соответственно 33 часов в год

Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками» iconМетодика проведения нестандартных уроков по курсу «Информатика и...
Методика проведения нестандартных уроков по курсу «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками» iconДоклад на тему: «Информатизация образовательной среды школы»
Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей...

Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками» iconВнедрение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
...

Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками» icon«Информационно-коммуникационные технологии в работе с дошкольниками»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности...

Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками» iconПлан –конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)
Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные...

Доклад «Информационно- коммуникационные технологии во внеурочной деятельности. Проектная работа со школьниками» iconО проектной деятельности со школьниками
Одним из способов дополнительного образования учащегося является проектная деятельность


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru