Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию




НазваниеМоу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию
страница1/6
Дата публикации05.09.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6

2012

МОУ

«Гуманитарно-педагогический лицей»

Ухта


Ухта


Путь в профессию



Путь в профессию: Методические рекомендации для молодых преподавателей (по материалам публикаций периодических изданий) / Сост. Л.В. Кобец, О.В. Перцукова. – Ухта: МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей», 2012. – 28. с.: ил.
Брошюра включает подборку статей, ориентированных на профессиональный рост российских преподавателей. Представленный материал поможет молодому специалисту найти ответы на острые вопросы, связанные с началом педагогической деятельности. Практические советы известных российских специалистов поддержат начинающего учителя, помогут в общении с подростками, в организации урока и внеклассного мероприятия.

« Наш новый учитель »

«Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании».

А. Дистервег
Обновление современной школы, бесспорно, начинается с учителя.

Труд учителя – это сложнейшая психическая деятельность. Им должен быть человек образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, с критическим и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики.

Психологическая служба Санкт-Петербургского РГПУ им. А.И. Герцена составила «Портрет педагога на фоне поколения» на основе проведённых исследований 2011 года. Несколько десятков начинающих учителей было опрошено о проблемах профессиональной самореализации...




Социологи отметили, что сегодня большинство молодых работников уверены в своих способностях, они амбициозны, ориентированы на быстрый карьерный рост, высокий заработок и социальный статус. [1]

Но молодые люди, ориентированные на работу в сфере образования, на этом фоне выглядят несколько иначе. Для них важно приносить пользу, решать задачи, кото-

рые значительно влияют на общество в целом и его будущее: «Работа очень важная и нужная для общества», «От воспитательно-педагогической деятельности зависит будущее наших детей». Служение как мотив педагогической деятельности присутствует почти у всех молодых педагогов, а четверть из них считают его основным для самореализации в профессии.

У молодых педагогов, в отличие от их сверстников в целом, меньше выражено стремление соперничать, соревноваться, поэтому им не так страшно в чем-то ошибаться. Хотя у них и выражена потребность в одобрении, все же социальный «неуспех», отсутствие «джентльменского набора» – «Дом–Машина–Дача» – не воспринимается как трагедия. Мышление молодых педагогов не так стереотипно, как у их сверстников; они реже оценивают людей по категоричному принципу «Черное–Белое», особенно по мере накопления профессионального опыта.

Около половины молодых педагогов утверждают, что ими в работе движут удовольствие, интерес, радость, любовь к детям: «Невозможно выразить то удовлетворение, когда ты передаешь знания ученику и видишь успешность своей работы». Дети привносят в жизнь педагога свое, новое, у них многому можно научиться. Молодой учитель говорит: «…моменты, когда дети в чем-то тебя превосходят, – самые приятные в жизни учителя»…

Наталия Жукова

Елена Советова

Первые трудности …


Деятельность учителя состоит из трех взаимосвязанных пространств [14]:

  • педагогической деятельности;

  • психолого-педагогического общения;

  • личности учителя.

Эти три пространства объединены общей задачей развития личности ученика. Вместе с тем они не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения. Весь комплекс проблем, с которыми сталкивается молодой учитель в своей работе, касается этих пространств.
Первая трудность связана с правильной, методически грамотной организацией урока. Мы предлагаем воспользоваться некоторыми советами. Такой материал будет полезен не только начинающему специалисту, но и педагогу со стажем работы.

Советы молодому учителю при подготовке к уроку




Учесть особенности учащихся класса:

  • успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);

  • отношение к предмету;

  • темп работы;

  • сформированность учебных умений;

  • общая подготовленность;

  • отношение к разным видам учебной деятельности;

  • отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

  • общая дисциплина.


Учесть свои индивидуальные особенности:

  • тип нервной системы;

  • коммуникативность;

  • эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

  • управление восприятием нового учебного материала;

  • умение преодолеть плохое настроение;

  • уверенность в своих знаниях, умениях;

  • наличие умения импровизировать;

  • умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе аудио- и видеотехникой, компьютером и проекционным оборудованием.








Что сделать?

  1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

  1. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Ознакомиться с их содержанием.

  2. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.

  3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.

  4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.

  5. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик в ходе занятия, знать и уметь после него.

  6. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке ребята.

  7. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.

  8. Записать предусматриваемый ход урока в план занятия и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного.








О чём помнить?

    1. Надо быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.

    1. Надо быть доброжелательным, не оскорблять детей, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знают, не понимают, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

    2. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

    3. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как ребята их поняли.

    4. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания – сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

    5. Помнить, что показателями внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

    6. Экономить время, начинать и заканчивать урок со звонком, не допускать длинных вступлений, «проработок» отдельных учеников.

    7. Предъявленное требование следует обязательно реализовать. Ни одно из них на уроке не нужно декларировать.

  1. Поддерживать интенсивный, но посильный для большинства темп занятия.

  2. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.




Вторая трудность в педагогической деятельности – это дисциплина и порядок на уроке. Молодой учитель иногда тратит на это больше сил, чем на подачу материала. Сначала надо заставить двадцать человек сидеть по струнке и только затем – что-то преподавать. Предлагаем несколько правил, которые должны помочь.
Правило 1.

Создать дисциплину – найти всем работу!




Не кричать, когда ученику уже нечего делать, а загрузить конкретными заданиями.

Вот работа, вот время, не позволяющее расслабляться, – и вот оценка. Для этого и существует продуманная модель, схема урока. А лучший способ «развалить» дисциплину – незанятое время. Один из возможных путей к такому исходу – устный опрос. Это, как правило, время дуракаваляния. Один отвечает у доски, остальные ничего не делают.
Правило 2.

Учитель – хозяин территории!

Учитель обязан быть хозяином в классе. Это не имеет отношения к демократизму: хороший хирург не советуется с больным, хороший механик не слушает мнений хозяина сломанной машины. Без результата нет никакой демократии. Здесь – класс, работа. Педагог занят своим делом и обязан получить результат. Он должен понимать, что плод его усилий – работа учеников, хотят они этого или нет. Дети ценят умение научить и заставить учиться, если нужно. Но если учитель не умеет учить, его не примут всерьез.
Правило 3.

Сказал – сделал!

Если учитель хочет уважения от детей, то он должен уважать себя. А это значит – отвечать за то, что сказал. Проблем с дисциплиной не будет, если педагог говорит только то, что делает. И делает, что говорит! Если он сказал: «Выгоню!» – то ученик должен выйти из класса. Да, за это можно получить замечание или даже выговор от завуча или директора, но это потом. Если сказал: «Всем – два!» – то нужно брать журнал или дневники и ставить всем, что обещал. Через определенное время учитель научится не болтать лишнего.
Правило 4.

Администрации жаловаться нельзя!

Педагог, знающий себе цену, не пойдет жаловаться. Он будет решать проблемы дисциплины сам. Пусть он применит самые жесткие меры, но его зауважают. Ведь честный человек справляется с трудностями напрямую, без посредников. А если учитель все же приведет на урок директора или завуча, то ребята его не примут всерьез, для них он окажется слабаком – и проблемы с дисциплиной будут всегда!

Следующая группа проблем связана с психолого-педагогическим общением, то есть взаимодействием учителя и учащегося. Для этого педагогу необходимы соответствующие знания, умения и навыки. Основными компонентами здесь являются: обмен информацией – коммуникация; обмен действиями – интерактивный компонент; восприятие и понимание другого человека – перцептивный компонент.




Детей учат не наставления педагога, а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение1, успех служат ключом к результатам обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.

Приведем правила педагогического общения:

  • Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только дурные мотивы.

  • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

  • Ребята склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

  • Совместная деятельность сближает людей.

  • Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.


Предлагаем рекомендации для молодых специалистов по эффективному взаимодействию учителя и учащихся:

    • Ваше появление в классе должно быть бодрым, уверенным, энергичным.

    • Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.

    • Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.

    • Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.

    • Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).

    • Продуктивность общения.

    • Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля ведения диалога, умение организовать единство коммуникаций и метода воздействий.

    • Речь – яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная.

    • Мимика – энергичная, яркая, педагогически целесообразная.

    • Движения – выразительные, адекватная жестикуляция, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов.

В заключение хочется отметить, что, как бы ни были важны для молодого учителя в профессиональном и человеческом плане проблемы, с которыми он сталкивается в процессе своей работы, ему важно помнить, что основным объектом его труда являются ученики.


Филипп Меркулов

Тайники профессии


«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».

В.О. Ключевский

Молодой педагог накануне своего первого учебного года…

Теперь он войдет в школу не в качестве ученика или стажера, а полноправным штатным сотрудником, с многочисленными обязанностями и непомерной ответственностью.

Сколько вопросов, сомнений, страхов… С чего начать? [6]




Представляя будущий учебный год, новых незнакомых учеников, стоит ответить самому себе на несколько вопросов, чтобы осознанно выстраивать стратегию поведения, выбирать приемлемые для вас формы работы.

Сразу решите: допустим ли шум в классе? Какого уровня? В каких ситуациях тишина в самом деле необходима? Когда шум неизбежен? Будут ли вас смущать замечания коллег по поводу вашей неспособности поддерживать дисциплину?

Может, от каких-то чрезмерно энергичных игровых занятий стоит пока воздержаться? Заодно выясните, кто работает по соседству, какова слышимость в кабинетах. Очевидно, во время контрольных ваши ученики не должны кричать на весь коридор.

Каким способом вы сможете остановить шум в классе, если понадобится перейти к другой форме работы?

Всегда ли в кабинете должен быть порядок? В каких ситуациях допустимы беспорядок, мусор на полу, беспорядочно расставленные стулья и парты? Кто (дежурные? представители команд? добровольцы? нарушители дисциплины?) и когда (в последние пять минут урока или на перемене будет наводить чистоту после коллективного изготовления грандиозного макета или классной газеты?

Что в кабинете станет знаком вашего присутствия? Что коллеги и, главное, ученики смогут узнать о новом учителе, переступив порог? Вы педант? Любитель цветов или собак? Ценитель и коллекционер детских работ? Найдите место и форму для самого важного сообщения.

Вам наверняка важно мнение учеников. Каким способом они смогут высказать вам свои пожелания: почтовый ящик для записок? доска объявлений и стопка стикеров? множество карточек с вашим электронным адресом на полочке, чтобы ребята сообщали вам, к примеру, о сложностях с выполнением домашнего задания или объясняли непублично причины пропущенного урока?

Перед началом учебного года дети заранее собирают портфели, готовят летние задания. У педагогов тоже есть задание на первое сентября:


  • Придумайте заранее пару незанудных и эффективных способов привлечь внимание учеников (шутка, неожиданный вопрос, загадочная запись на доске, небольшой фрагмент видео- или аудиоматериалов…).

  • Приготовьте несколько комплектов карточек на повторение пройденного с подробными инструкциями по выполнению. Если пока что ребята не готовы слушать вас, пусть работают самостоятельно (или в небольших группах). Обсуждать результаты и трудности они будут гораздо внимательнее.

  • Дети часто начинают шуметь во время неизбежных организационных пауз на уроке. Приготовьте небольшие задания, которые могли бы занять учеников, пока вы собираете или раздаете тетради, готовите оборудование для опытов.

  • Потренируйтесь говорить чуть медленнее и ниже, чем вы привыкли. От волнения человек начинает тараторить и пищать. Тренировка поможет сохранить естественный тембр голоса и темп речи.

  • Пластика, язык жестов, мимика – важные составляющие коммуникации. Поэтому старайтесь двигаться по классу. А для этого придется предусмотреть проходы между рядами или сдвинутыми для групповой работы партами. Проверьте дома перед зеркалом, как выглядят со стороны ваше возмущение, восторг. Возможно, от каких-то привычных жестов, интонаций лучше отказаться?

  • Придумайте, каким способом на первых уроках вы расскажете ребятам о себе. Как они смогут показать вам себя? Причем с лучшей стороны…

  • Вспомните смешные истории из своего школьного детства, уместные (и поучительные шутки). Пусть на каждом уроке у вас будет хоть одна веселая минутка. Соберите забавные фразы (их можно писать по утрам на доске), смешные картинки, имеющие отношение к теме урока.

  • Доброжелательная атмосфера в коллективе складывается из мелочей. Например, повесьте на свободной стене лист «Для спасибо и хороших новостей» и привяжите к нему фломастер на длинном шнурке. Здесь пишется что-то совсем простое: про новый велосипед, помощь в решении трудной задачки... Главное условие – писать не о себе, о других людях. Листы меняются время от времени. А для тех, кто оставил больше всего сообщений (самые внимательные и доброжелательные в классе), можно приготовить сюрпризы.

  • Не планируйте на первый день важные разговоры. Все равно никто не сосредоточен. Сначала приятное знакомство, а через 2–3 урока – серьезные договоренности, сложные темы.

  • Постарайтесь разговаривать, общаться со всеми детьми, а не только с теми, которые сами охотно идут на контакт. Хотя бы раз в неделю вспомните всех учеников. Есть ли среди них те, с кем вы не сказали и двух слов в последнее время? Придумайте, о чем поговорить с ними завтра. И кстати, уж не избегает ли вас этот мальчишка? Боится? Стесняется? Вы его обидели чем-то?


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию iconМуниципального образования городского округа «ухта» «ухта» кар кытшлöн...
О внесении изменений в постановление администрации мого «Ухта» от 20. 05. 2014 №821 «О подготовке организаций муниципального образования...

Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию iconМуниципального образования городского округа «ухта» «ухта» кар кытшлöн...
Российской Федерации, статьёй 6 Федерального закона от 26. 12. 2008 №294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...

Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию iconПрограмма Элективного курса "Путь в профессию" для учащихся 9-го класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ликургская основная общеобразовательная школа Буйского муниципального района Костромской...

Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию icon5. Статистическая информация о деятельности отдела экономического...
О экономического роста, улучшение качества жизни населения в мого «Ухта». Данная цель нашла отражение в Концепции социально-экономического...

Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию iconВведение в профессию
К212 Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. 288 с. Isbn 5-89357-079-0

Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию iconМбоу «Новомлынская сош» Учитель математики Баструкова М. В. Урок к семенару 17. 04. 12
«Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это путь самый легкий и путь опыта- это самый...

Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию iconУчебный план моу «Гуманитарно-педагогический лицей» на 2012 -2013уч год. Учебные

Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию iconСтатья отнесена к разделу
Воспитательную работу проводить исходя из того, что доброта путь к человеку, красота путь к гармонии, правда путь в истине

Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию iconМуниципального образования городского округа «ухта» «ухта» кар кытшлöн...
На основании Федерального закона от 13. 03. 1995 №32-фз «О днях воинской славы и памятных датах России», в целях организации и проведения...

Моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Ухта Путь в профессию Путь в профессию iconАдминистративный регламент предоставления муниципальной услуги по...
Мого «Ухта», порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие администрация...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru