Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 




НазваниеОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
страница1/6
Дата публикации28.08.2016
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6

Организация Объединенных Наций




A/HRC/

_unlogo

Генеральная Ассамблея

Distr.: 

Russian

Original: 


Совет по правам человека

Двадцать девятая сессия

Пункт 3 повестки дня

Поощрение и защита всех прав человека,
гражданских, политических, экономических,
социальных и культурных прав,
включая право на развитие


Доклад Специального докладчика по вопросу
о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях Кристофа Хейнца


Использование информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения права на жизнь

Резюме

В настоящем докладе, представленном Совету по правам человека согласно резолюции 26/12, Специальный докладчик по внесудебным казням, казням без надлежащего судебного разбирательства или произвольным казням рассматривает влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на защиту права на жизнь.

Специальный докладчик проводит обзор существующих возможностей применения ИКТ в интересах поощрения, защиты и мониторинга прав человека. Отмечая, что задействование "гражданских свидетелей" может потребовать изменения порядка документирования нарушений прав человека и создать трудности с использованием собираемых и передаваемых ими доказательств, в частности в связи с их проверкой, Специальный докладчик разбирает, каким образом такие материалы помогают в работе различным международным правозащитным механизмам. Он вносит несколько рекомендаций, в том числе рекомендует Управлению Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека назначить специалиста по цифровым доказательствам для оказания ему содействия в оптимальном применении ИКТ.




Содержание

Пункты Стр.

I. Деятельность Специального докладчика 1–34 3

A. Сообщения 3 3

B. Поездки 4–6 3

C. Пресс-релизы 7–22 4

D. Международные и национальные совещания 23–34 5

II. Использование информационно-коммуникационных технологий
в целях обеспечения права на жизнь 35–106 6

A. История вопроса 35–43 6

B. Поощрение и пропаганда прав человека 44–48 9

C. Предупреждение и защита 49–66 10

D. Мониторинг и установление фактов 67–76 15

E. Оценка доказательств, собранных с использованием
информационно-коммуникационных технологий 77–91 18

F. Использование информационно-коммуникационных технологий
правозащитными механизмами 92–106 22

III. Заключение 107–113 26

IV. Рекомендации 114–125 27

A. Рекомендации Организации Объединенных Наций 114–116 27

B. Рекомендации региональным правозащитным механизмам 117 28

C. Рекомендации государствам 118–120 28

D. Рекомендации организациям гражданского общества
и академическим кругам 121–122 29

E. Рекомендации донорам 123 29

F. Рекомендации корпорациям, занимающимся разработкой
технологий и программного обеспечения 124–125 29

I. Деятельность Специального докладчика

1. Специальный докладчик представил свой последний доклад Генеральной Ассамблее в октябре 2014 года. В этом докладе (A/69/265) он рассматривает четыре темы, связанные с защитой права на жизнь, а именно: роль региональных правозащитных систем; применение "менее смертоносных" и беспилотных оружейных систем для целей правоохранительной деятельности, возобновление смертной казни и роль статистических показателей.

2. В июне 2014 года Специальный докладчик представил свой предыдущий доклад Совету по правам человека. В этом докладе (A/HRC/26/36) он затронул вопросы защиты права на жизнь в ходе мероприятий по поддержанию правопорядка, а также необходимость приведения внутреннего законодательства о применении полицией оружия в соответствие с международными стандартами. Он также призвал Совет разработать общие контуры правового режима использования дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов или боевых беспилотников и продолжать держать в поле зрения вопрос об автономных оружейных системах.

А. Сообщения

3. Специальный докладчик высказал замечания по сообщениям, направленным в период с 1 марта 2014 года по 28 февраля 2015 года, а также по ответам, которые были получены в период с 1 мая 2014 года по 30 апреля 2015 года (A/HRC/29/37/Add.5).

В. Поездки

4. С 3 по 7 ноября 2014 года совместно со Специальным докладчиком по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Хуаном Э. Мендесом Специальный докладчик посетил Гамбию (A/HRC/29/37/Add.2).

5. Доклады по итогам поездок Специального докладчика в Индию и Турцию содержатся в документах A/HRC/29/37/Add.3 и 4, а доклад о поездке в Папуа-Новую Гвинею приводится в документе A/HRC/29/37/Add.1

6. После представления Совету по правам человека своего предыдущего доклада Специальный докладчик направил просьбы о посещении их стран правительствам Йемена, Нигерии, Руанды и Украины. Он выражает признательность правительствам Гамбии, Ирака и Йемена за положительный отклик на его просьбы и призывает правительства Египта, Ирана (Исламской Республики), Нигерии, Пакистана, Руанды, Украины и Эритреи дать согласие на его просьбы о посещении этих стран.

С. Пресс-релизы1

7. Приводимые ниже пресс-релизы были выпущены Специальным докладчиком в период с марта 2014 по март 2015 года.

8. 6 марта 2014 года Специальный докладчик выпустил совместное заявление по поводу утверждений о применении чрезмерной силы и насилия в отношении участников протестных акций, журналистов и сотрудников средств массовой информации в Боливарианской Республике Венесуэла.

9. 18 марта 2014 года он выпустил совместное заявление о событиях, которые стали причиной смерти китайского правозащитника.

10. 30 мая 2014 года он выпустил совместное заявление для печати о решении Совета Безопасности не передавать вопрос о положении в Сирийской Арабской Республике в Международный уголовный суд.

11. 12 июня 2014 года он выпустил заявление с призывом к правительству Мексики положить конец совершаемым в стране нарушениям права на жизнь.

12. 2 июля 2014 года совместно с другими мандатариями он обратился с призывом к правительству Шри-Ланки прекратить поощрять проявления ненависти по расовым и религиозным мотивам.

13. 4 июля 2014 года он выпустил совместное заявление, в котором обратился к правительству Непала с призывом внести изменения в законодательство об установлении истины, которое допускало возможность амнистирования виновных в случаях серьезного нарушения прав человека и гуманитарного права.

14. 8 августа 2014 года он выпустил совместное заявление с выражением глубокой озабоченности по поводу нарастания числа случаев ареста и тюремного заключения лиц в Исламской Республике Иран.

15. 12 августа 2014 года он выпустил совместное заявление с выражением обеспокоенности по поводу нависшей опасности массового уничтожения язидов и общин других меньшинств, подверженных нападениям со стороны "Исламского государства Ирака и Эш-Шама" (ИГИШ) в Ираке.

16. 29 сентября 2014 года он выпустил совместное заявление о возможном принятии законопроекта № 85 2013 года, направленного на реструктуризацию и расширение юрисдикции военных судов в Колумбии.

17. 29 сентября 2014 года он выпустил заявление, в котором настоятельно призвал правительство Мексики расследовать гибель 22 человек.

18. 10 октября 2014 года он выпустил совместное заявление с призывом к правительству Мексики расследовать исчезновение 43 студентов в штате Герреро.

19. 26 ноября 2014 года он выпустил совместное заявление с настоятельным призывом к президенту Соединенных Штатов Америки поддержать как можно более широкое опубликование доклада о методах допроса, применяемых Центральным разведывательным управлением.

20. 5 декабря 2014 года он выпустил совместное заявление о решениях большого жюри присяжных в Соединенных Штатах Америки не передавать в суд дела сотрудников полиции, причастных к двум резонансным убийствам.

21. 27 марта 2015 года он выпустил совместное заявление для печати с призывом к Испании выдать или привлечь к ответственности лиц, ответственных за нарушения прав человека.

22. В отчетный период Специальный докладчик также выпустил совместные заявления по вопросам смертной казни в Бангладеш, Египте, Индии, Индонезии, Иране (Исламской Республике), Пакистане, Саудовской Аравии, Соединенных Штатах Америки и Судане.

D. Международные и национальные совещания

23. Деятельность Специального докладчика в период с 26 марта по 22 июля 2014 года освещается в докладе, представленном Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят девятой сессии (A/69/265).

24. 2 сентября 2014 Специальный докладчик выступил в Вене с заявлением по вопросу о смертной казни в Комитете по человеческому измерению Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

25. 15 сентября 2014 года он выступил с лекцией об автономных системах оружия в Стелленбосском институте перспективных исследований в Южной Африке.

26. 18 и 19 сентября 2014 года он принимал участие в организованной Всемирной Организацией здравоохранения и Кембриджским университетом Глобальной конференции по снижению уровня насилия 2014 года в Королевском колледже, Кембридж, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

27. 22 сентября 2014 года он участвовал в групповом обсуждении по теме "Обеспечение использования дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов или ударных беспилотников в ходе контртеррористических и военных операций в соответствии с нормами международного права, включая международное право прав человека и международное гуманитарное право", которое было организовано Советом по правам человека в Женеве.

28. 25 сентября 2014 года он выступил в Осло на организованном парламентом Норвегии семинаре для парламентариев по вопросу применения беспилотников.

29. С 29 сентября по 3 октября 2014 года Специальный докладчик участвовал в 21-м ежегодном совещании мандатариев специальных процедур в Женеве.

30. 8 и 9 октября 2014 года он участвовал в международном рабочем совещании по теме "Укрепление сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и региональными правозащитными механизмами", который был организован Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) в Женеве.

31. 20 октября 2014 года он принял участие в обсуждении, которое состоялась в Колумбийском университете, Нью-Йорк, под эгидой Института по правам человека Колумбийской юридической школы, "Rightlink", Института по изучению прав человека, факультета прав человека и гуманитарной политики Школы международных отношений и публичной политики, а также журнала "Human Rights Law Review".

32. 10 и 11 ноября 2014 года он принимал участие в третьем Джакартском диалоге по проблеме прав человека, посвященном праву на жизнь и мораторию на смертную казнь в странах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), который был организован УВКПЧ, Европейским союзом и представителем Индонезии в Межправительственной комиссии АСЕАН по правам человека в Джакарте.

33. 10 декабря 2014 года он выступил на презентации доклада The War Report 2013: Armed Conflicts and their Consequences ("Доклад о войнах 2013 года: вооруженные конфликты и их последствия") Женевской академией международного гуманитарного права и прав человека в Женеве.

34. 6 февраля 2015 года он выступил на девятом заседании Форума по вопросам безопасности, который был посвящен теме "От беспилотников к роботам-убийцам", и организован Вебстеровским университетом в сотрудничестве с Институтом Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения.

II. Использование информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения права на жизнь

A. История вопроса2

35. В силу того что многие нормы международного права, касающиеся права на жизнь, в основном урегулированы, работа по защите этого права часто связана со спорными фактами и даже с наличием фактов. Люди нарушают право на жизнь не потому, что считают это правомерным, а поскольку надеются, что им не придется оправдываться. Это придает повышенное значение деятельности по установлению фактов и доказательствам.

36. Поскольку для установления фактов требуются специальные знания и соответствующие специалисты, разработка методов правозащитной деятельности проходила в тесной увязке с профессионализацией правозащитной деятельности3. Этот поступательный процесс развивался в рамках так называемых трех поколений сообществ, занимающихся международным мониторингом в области прав человека, каждое из которых использовало свои собственные методы. Во-первых, действуя в интересах международных организаций, группа видных юристов планомерно производила обзор имеющейся информации; во-вторых, при ведущей роли крупных международных неправительственных организаций по правам человека (НПО) в области установления фактов произошли кардинальные изменения, резко расширив ее рамки, но сохранив зависимость такой деятельности от опроса свидетелей, который позволяет получать из первых рук очень подробные сведения, но может требовать много времени и страдать от внешнего вмешательства и необъективности при отборе свидетелей. С течением времени методология второго поколения нашла свое отражение в практике первого поколения, включая специальные процедуры Совета по правам человека. Однако сегодня в этой сфере вновь происходят изменения под влиянием все более широкого круга самых разных оснащенных цифровыми технологиями субъектов, т.е. третьего поколения, включая свидетелей, наблюдателей и активистов, проявляющих более гибкие подходы к установлению фактов и добивающихся более значительных результатов4. Каждое поколение расширяет круг участников расследований нарушений прав человека. Ни одно поколение не отвергло ранее проделанную работу, однако важно, что каждое из них может использовать сильные стороны других, не ставя под сомнение собственные возможности.

37. Стало очевидно, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), т.е. аппаратное и программное обеспечение, которое облегчает сбор, передачу, получение, архивацию и хранение информации, способны играть все более значимую роль в защите всех прав человека, в том числе права на жизнь. Получаемая с их помощью информация может использоваться в целях привлечения виновных к ответственности, однако они могут также обеспечивать гласность или мобилизацию усилий на поддержку лиц, которым угрожает непосредственная опасность.

38. В своей повседневной работе по выявлению незаконных казней и оценке утверждений о таких казнях Специальный докладчик подобно многим другим участникам деятельности в этой области испытывает все большую зависимость от информации, получаемой с помощью упомянутой технологии. В качестве примера можно сослаться на использование видеозаписей с мобильных телефонов, сделанных во время гражданской войны в Шри-Ланке, для оказания на государство и международное сообщество давления в интересах проведения более обстоятельного расследования предполагаемых широкомасштабных нарушений многих прав человека, включая право на жизнь (A/HRC/17/ 28/Add.1). Аналогичным образом при подготовке доклада Совету по правам человека по вопросу о безопасности журналистов стало понятно, какую широкую известность приобрели журналисты из числа гражданских лиц и социальные сети благодаря использованию этих технологий для освещения и документирования нарушений в различных районах мира (A/HRC/20/22 и Corr.1).

39. Расширение цифрового потенциала во многом повышает способность простых людей участвовать в мониторинге прав человека. Цифровые ИКТ создают возможности для формирования плюрализма мнений, способного демократизировать процесс установления фактов в области прав человека, а также предоставляют механизмы социальной подотчетности, которыми могут пользоваться граждане для привлечения к ответственности государств и других субъектов5. Социальные сети раскрывают перед гражданами широкий диапазон возможностей для придания огласке засвидетельствованных ими нарушений прав человека, зачастую минуя официальные межправительственные или неправительственные структуры. Это имеет далеко идущие последствия для устоявшейся структуры распределения ролей в мониторинге прав человека, поскольку ныне в этой работе принимают участие как никогда широкое сообщество наблюдателей-правозащитников. При этом также открываются новые возможности в таких условиях, которые иначе не допускают контроля. В обстоятельствах, когда физическое присутствие лиц, занимающихся расследованием нарушений прав человека, может быть затруднено, разумное применение ИКТ может помочь восполнить недостаток информации о ситуациях, представляющих повышенный интерес для правозащитного сообщества.

40. Вместе с тем с точки зрения защиты прав человека развитие ИКТ не следует рассматривать как безусловное благо. В цифровом пространстве возможности государств для слежки за гражданским обществом и вмешательства в его деятельность многократно возрастают, и Совет должен проявлять осмотрительность по отношению к опасностям и возможностям ИКТ6. Применение технологий правозащитниками и другими лицами может подвергать их разнообразным рискам, которые многие могут не осознавать.

41. Для полной реализации потенциала ИКТ в интересах правозащитной деятельности необходимо разобрать вопрос о цифровом неравенстве с точки зрения доступа к технологиям и цифровой грамотности. С одной стороны, ИКТ способствуют развитию плюрализма в сфере правозащитной деятельности, позволяя начинающим дополнять профессионалов; но − с другой, они могут служить новыми факторами интеграции сообщества или его размежевания, которые зачастую соответствуют таким ранее существовавшим препятствиям для доступа к ресурсам и власти, как знание языка, образование, финансовое благополучие или пол7. Кроме того, давая шанс высказывать свое мнение, плюрализм также позволяет и быть услышанным. Возможность быть услышанным структурами, занимающимися установлением фактов в области прав человека, может зависеть от способности того или иного лица добывать поддающуюся проверке информацию, каковая в свою очередь определяется его цифровой грамотностью и цифровыми следами8. Наличие более доступной цифровой информации о нарушениях прав человека в том или ином отдельно взятом контексте и регионе может обернуться тем, что таким нарушениям будет уделяться больше внимания, нежели другим более вопиющим, но менее заметным нарушениям.

42. Вполне очевидно, что в случае их рационального использования ИКТ могут способствовать более надежной защите прав человека, включая право на жизнь. Различные элементы более широкой системы Организации Объединенных Наций уделяют все больше времени и ресурсов интегрированию потенциала ИКТ в рамках своих методов работы. Управление по координации гуманитарных вопросов и Департамент операций по поддержанию мира разрабатывают перспективные методики кризисного мониторинга и картографирования. Международный уголовный суд проанализировал свои подходы к рассмотрению цифровых доказательств. Тем не менее представляется, что полный потенциал таких новых инструментов до сих пор систематически не изучался и не освоен международным правозащитным сообществом (см. A/65/321, пункты 3−10).

43. В настоящем докладе Специальный докладчик показывает, в частности, какие возможности и трудности создают ИКТ для основных аспектов правозащитной деятельности, т.е. для поощрения, защиты и мониторинга прав человека либо для установления фактов с целью обеспечения подотчетности в случае совершения того или иного нарушения. Хотя влияние ИКТ и социальных сетей на правозащитную деятельность рассматривается в других материалах, оно будет вкратце освещено в настоящем докладе, равно как и роль технологии в упрощении мер физической защиты и обеспечения безопасности в цифровой среде, которые имеют важное значение в контексте его мандата. Специальный докладчик затем разберет вопрос об использовании ИКТ для сбора информации о нарушениях в целях усиления подотчетности и об исследовании существующих проблем, включая проблему проверки. Наконец Специальный докладчик рассмотрит, в какой мере цифровые доказательства используются в тех или иных компонентах международного механизма защиты прав человека.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о деятельности Добровольного фонда для финансовой...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях*

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Передовая практика и основные проблемы в области предотвращения и ликвидации калечащих операций на женских половых органах

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Доклад Специального докладчика по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми, Марии Грации Джаммаринаро

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Совет просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека обновить доклад Управления Верховного комиссара...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
В настоящем докладе, представляемом в соответствии с резолюцией 24/6 Совета, Специальный докладчик вкратце сообщает о своей деятельности,...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, учрежденная в соответствии с резолюцией 5/1 от 18 июня 2007 года, провела...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/29/28 Генеральная Ассамблея Distr.:  28 April 2015 Russian
Доклад Рабочей группы по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Обзор по Гайане состоялся на пятнадцатом заседании 28 января 2015 года. Делегацию Гайаны возглавляла Каролин Родригес-Биркетт. На...

Организация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original:  iconОрганизация Объединенных Наций A/hrc/ Генеральная Ассамблея Distr.:  Russian Original: 
Обзор по Турции состоялся на 13-м заседании 27 января 2015 года. Делегацию Турции возглавлял заместитель премьер-министра Бюлент...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru