Использование it-технологии для организации урочной деятельности




НазваниеИспользование it-технологии для организации урочной деятельности
Дата публикации16.11.2014
Размер94.5 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > География > Документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы: Суворова Людмила Сергеевна и Жабина Елена Петровна учителя начальных классов МОУ СОШ п.Новопавловка Петровск-Забайкальского района Забайкальского края (suvorova-lu@mail.ru; zhabina_a@mail.ru)

Аннотация: Настоящий проект является результатом работы по проблеме формирования информационной образовательной среды для овладения базовой информационной грамотностью в начальной школе с межпредметными связями, для обучения творческому общению, стимулирования экспериментально-исследовательской деятельности, повышения уровня мотивации к познанию, изменению форм взаимодействия ученика и учителя

Ключевые слова: информационный ресурс, краеведение, электронное пособие, младший школьник, ИКТ-компетентность, коммуникативность
В рамках регионального компонента на первой ступени обучения коллегией комитета образования, науки и молодёжной политики рекомендовано введение самостоятельного учебного предмета интегрированного характера «Забайкаловедение».

Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Курс носит интегрированный характер, в центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкаловедение» источником знаний выступают книги для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.

Однако на практике мы убедились, что данных источников недостаточно для реализации целей современного образования. В настоящее время современное общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы, технологии их хранения и трансляции и поэтому одним из наиболее приоритетных направлений Российского образования, как отмечено в Концепции модернизации сферы образования Российской Федерации является его информатизация, которая понимается как «процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в системе образования России».1

Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи»2. ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».2

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационная образовательная среда, которая способствует изменению форм взаимодействия ученика и учителя.

Поэтому мы заинтересовались технологией создания электронных пособий, прошли курсовую подготовку по теме «ИКТ-компетентность как основа образования современного педагога» на базе ЗАБКИПКРО, освоили информационно-методический материал по теме «Авторский электронный учебник» в рамках сетевого педагогического проекта, проводимого Томским Государственным педагогическим университетом, начали работу в программах Microsoft Front Page, Nvu, eBook Maestro FREE и создали пособие (http://depositfiles.com/files/e9vxxrcvr) взяв за основу книгу для чтения Корсун О.В., Игумнова Е.А. «Родное Забайкалье».

В созданном пособии выделяется 5 разделов, каждый из которых делится на темы. Учебный материал изложен в сжатой форме и снабжен взаимными ссылками на различные части материала учебника. Каждая тема заканчивается контрольными вопросами, которые позволяют обучающемуся выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал; и творческими заданиями, направленными на формирование у учащихся различных видов универсальных учебных действий. Задания на выбор для выполнения дома содействуют разностороннему изучению учащимися явлений и объектов забайкальской природы, проблеме взаимодействия человека и природы.

Цель применения пособия «Природное наследие Забайкалья»: создать среду для овладения базовой информационной грамотностью в начальной школе с межпредметными связями для формирования у детей целостного восприятия обучения как динамичного познавательного комплекса, использующего «новый портфель инструментов», интеллектуальных и технологических, научить детей творческому общению, стимулировать экспериментально-исследовательскую деятельность, вносить в обучение высокий уровень мотивации к познанию.

Электронное пособие повышает наглядность предъявляемого материала, расширяет рамки урока за счет мультимедиа, повышает экологическую культуру юных забайкальцев, позволяет усилить контроль знаний посредством различных видов тестирования, позволяет эффективно использовать время, отведенное на реализацию части основной образовательной программы, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей, создает образовательную среду, обеспечивающую высокое качество образования.

В основу программы курса положен деятельностный подход. Актуализация и последовательная реализация деятельностного подхода на практике повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания

Организация занятий по курсу основывается на ряде принципов.

Принцип гуманизации: на занятиях необходимо создавать атмосферу доверия и сотрудничества; учитель старается предоставить возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и личный опыт, реализовать себя в разных видах познавательной деятельности, а также в играх и в процессе создания творческих работ.

Принцип научности и принцип доступности выдержан в традиционном отборе содержания курса.

Принцип единства логического и эмоционально-чувственного познания окружающей природной среды выражается в сочетании естественнонаучных методов с гуманитарными при изучении природы.

Принцип практической направленности заключается в ориентире учителя при реализации программы курса не только на содействие учащимся в овладении знаниями и умениями, но и на создание условий для развития коммуникативной компетенции как интегрированной общепредметной компетенции, направленной на непрерывное образование в современном информационном обществе. В курсе акцентируется внимание на развитие личного опыта человеко- и природосберегающей деятельности школьников в процессе занятий в социоприродном окружении школы. Важно опираться на личный опыт школьников при раскрытии каких-либо закономерностей или решении конкретных экологических проблем. В такой ситуации учащиеся осознают уникальность собственного опыта и приучаются сберегать его в сознании как основу для новых знаний и осмысленных действий.

Принцип креативности: в курсе предусмотрены задания на организацию творческой деятельности учащихся, в процессе которой человек наряду с материальными и духовными ценностями создаёт и самого себя как личность.

Принцип активизации межличностного общения учащихся заключается в процессе реализации курса посредством различных заданий и упражнений, работы с книгой для чтения, взаимодействия с родителями и другими людьми как источником знаний о Забайкалье, направленных на формирование у младших школьников коммуникативной компетенции как одного из факторов успешности обучения в последующие годы.

Принцип структурирования содержания на основе рефлексии: содействие учащемуся в осознании цели каждой темы и от неё – к осознанию результата обучения (каждое занятии предполагает цели для учащихся в виде вопроса: «Чему я научусь?», заканчивается же занятие целенаправленно разработанными учителем рефлексивными вопросами или упражнениями).

Созданное нами электронное пособие «Природное наследие Забайкалья» активно дополняет традиционные инструменты обучения цифровыми.

«Природное наследие Забайкалья» обогатило организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Одновременно с освоением учебного содержания по предмету происходит обучение использованию ИКТ и, следовательно, формирование как предметных так и метапредметных результатов обучения. ЭП учитель может использовать:

  • Для создания проблемной ситуации с последующим обсуждением и организацией поиска решения.

  • Для работы на уроке и подготовке заданий, выступления детей.

  • При подготовки индивидуальных заданий.

  • Для организации проектных, исследовательских работ, индивидуальных или групповых выступлений (презентация с помощью ИКТ)

Информационная среда начальной школы в отрыве от компьютера не рассматривается, так как информационная активность в учебной деятельности может проявляться только во взаимодействии «учитель-ученик-компьютер», любая другая активность ребёнка без компьютера не актуальна и не отражает потребности информационного общества. Урок краеведения проводим в компьютерном классе. Два ученика работают с одним компьютером, выполняя задание. При этом один ученик работает с тетрадью, второй с электронным учебником. Через 15 минут они обязательно меняются видами деятельности. Возможна работа в малых группах до 4 учеников. В каждой группе распределяем роли и выбираем руководителя: каждый школьник должен хорошо знать, какую часть проекта (мини-исследования), он выполняет и за что отвечает. Эта работа является очень эффективной, так как ориентирована на формирование у младших школьников умений коллективной деятельности и таких УУД как:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • осуществлять поиск средств ее осуществления;

  • решать проблемы творческого и поискового характера, планировать;

  • контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использовать ИКТ для решения познавательных задач и т. д.

В рамках информационной деятельности в начальной школе нами организуются медиауроки с использованием компьютера и телевизора с большим экраном; исследование, сбор и обработка информации с привлечением цифрового оборудования: теле-, аудио-, видеосредств обучения; использование интернет-коллекций ЦОР, CD-медиатек.

Используя данное пособие ожидаем следующие результаты:

Для учащихся

  • Использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономические приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ.

  • Организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

  • Вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств.

  • Владеть компьютерным письмом на русском языке.

  • Сканировать рисунки и тексты.

  • Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера.

  • Готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.

  • Планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Для учителей

  • Повышение ИКТ-компетенции

  • Расширение коллекции ЭОР

Ресурсное обеспечение необходимое для работы с пособием:

  • Научно-методическая литература.

  • Учебный кабинет, компьютерный класс.

  • Программы создания и редактирования ЭП, программы обработки информации для Web-страниц.

Время идёт, и программы быстро устаревают. И учебный материал, и форма представления.

В настоящее время в наших классах идет подготовка и сбор материалов для создания ЭП «Чемпионы Забайкальской природы». Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.

От того, насколько эффективно построена система обучения детей в начальной школе с использованием ИКТ, будет зависеть их успешность в информационном обществе.

Формирование информационной активности детей с электронными пособиями дает готовность выпускника начальной школы активно включиться в информационную деятельность, формирует навыки компьютерной работы, участия в дистанционных образовательных конкурсах.
Литература

  1. Концепция модернизации сферы образования Российской Федерации

  2. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации 1999 – 2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.

  3. Программа по Забайкаловедению

  4. ЭП «Природное наследие Забайкалья»

  5. Корсун О.В., Игумнова Е.А. Книга для чтения «Родное Забайкалье»

  6. Игумнова Е.А., Барахоева И.Б. Рабочая тетрадь «Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование it-технологии для организации урочной деятельности iconЗадачами
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологии для организации урочной и внеурочной деятельности...

Использование it-технологии для организации урочной деятельности iconЗаседание мо «Эффективное использование электронно-образовательных...
На заседании мо «Эффективное использование электронно-образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности» представлены...

Использование it-технологии для организации урочной деятельности iconИспользование мультимедийных технологий в урочной и внеурочной деятельности...
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия...

Использование it-технологии для организации урочной деятельности iconУрок физической культуры в школе является ведущей формой организации...
Игровые технологии в урочной деятельности как средства развития познавательной активности учащихся

Использование it-технологии для организации урочной деятельности iconМетодическая разработка на тему: «Использование dvd фильмов в урочной...
«Использование dvd фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.»

Использование it-технологии для организации урочной деятельности iconРасширение методов урочной деятельности через икт на уроках биологии
Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных...

Использование it-технологии для организации урочной деятельности iconРасширение методов урочной деятельности через икт на уроках биологии
Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных...

Использование it-технологии для организации урочной деятельности iconСетевые конкурсы портала "Образование 0" как одно из эффективных...
И для этого имеется немало эффективных технологий. Одна из них – интеграция (объединение) урочной и внеурочной деятельности. Я преподаю...

Использование it-технологии для организации урочной деятельности icon«Формирование акмеологической позиции ученика при создании проектов»
Представить опыт организации проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности

Использование it-технологии для организации урочной деятельности iconУчебно-исследовательской образовательной технологии для развития...
Реализация учебно-исследовательской образовательной технологии для развития системно-аналитической деятельности учащихся


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru