Закон Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологического аудита»




Скачать 250.18 Kb.
НазваниеЗакон Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологического аудита»
страница1/3
Дата публикации12.10.2014
Размер250.18 Kb.
ТипЗакон
5-bal.ru > География > Закон
  1   2   3
Аналитическая справка

об исполнении законодательства Республики Казахстан, регулирующего общественные отношения в области охраны окружающей среды

В последние годы деятельность министерства была направлена на реализацию Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы. На первом этапе реализации Концепции (2004-2007 годы) предусматривается снижение уровня загрязнения окружающей среды и выработка плана действий по его стабилизации.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2004 года № 131 «О Плане мероприятий на 2004-2006 годы по реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы» начата реализация утвержденных постановлениями Правительства Республики Казахстан программ «Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2005-2007 годы» и по борьбе с опустыниванием в Республике Казахстан на 2005-2015 годы, а также региональных экологических программ областей городов Астаны и Алматы на 2005-2007 годы.

Согласованы проекты Среднесрочных планов социально-экономического развития областей, городов Астаны и Алматы на 2006-2008 годы.

По инициативе министерства природоохранные мероприятия впервые включены в качестве приоритетных в Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 годы и Среднесрочную фискальную политику Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы.

Руководством министерства и его структурных подразделений в составе межведомственных информационно-пропагандистских групп проведена работа в регионах по пропаганде и разъяснению основных положений Послания Главы государства народу Казахстана.

В 2005 году приняты разработанные министерством:

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологического аудита», который будет способствовать внедрению на предприятиях новых экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, а также сертификации их по международным стандартам;

Закон Республики Казахстан «Об обязательном экологическом страховании»;

Закон Республики Казахстан «О ратификации Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря»;

Закон Республики Казахстан «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (с поправками, внесенными в нее Парижским протоколом от 3 декабря 1982 года, и поправками, внесенными в Режине 28 мая 1987 года)».

Продолжается работа по реформированию природоохранного законодательства. В этой связи разработана и одобрена Правительством Концепция реформирования экологического законодательства с максимальным его приближением к международным стандартам. В настоящее время на ее основе разработан проект Экологического кодекса Республики Казахстан. Его основная задача - обобщить на законодательном уровне все вопросы экологии, основанные на принципиально новых подходах к охране окружающей среды.

С 2005 года разграничены функции между центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды и местными исполнительными органами в части организации и проведения государственной экологической экспертизы.

При этом за центральным исполнительным органом закреплена экологическая экспертиза стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов, за местными исполнительными органами - организация и проведение экологической экспертизы субъектов области (города республиканского значения, столицы) за исключением стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 января 2006 года № 116 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» местным исполнительным органам переданы следующие функции:

1) осуществление и координация работ по реализации государственной политики в области охраны окружающей среды;

2) осуществление государственного управления в области охраны атмосферного воздуха;

3) расчет ставок платежей за загрязнение окружающей среды;

4) предоставление доступа к экологической информации и информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха;

5) разработка и представление уполномоченному органу в области охраны окружающей среды предложений и инвестиционных проектов по решению актуальных экологических проблем;

6) осуществление мер по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств;

7) выдача решений на отвод земельного участка на складирование, уничтожение и захоронение отходов (по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и специально уполномоченными государственными органами Республики Казахстан, осуществляющими функции охраны окружающей среды и управления природопользованием);

8) выделение мест размещения отходов производства и потребления, загрязняющих атмосферный воздух (по согласованию с местными представительными органами областей, города республиканского значения, столицы, территориальными подразделениями центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и уполномоченным органом в области здравоохранения);

9) определение и регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в градостроительстве с учетом розы ветров и в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

10) обеспечение контроля за содержанием населенных пунктов (совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологической службы и уполномоченным органом в области охраны окружающей среды);

11) принятие решения о предоставлении природных ресурсов в природопользование;

12) предоставление информации об использовании природных ресурсов в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

13) распределение лимитов водопользования среди водопользователей;

14) реализация мероприятий по субсидированию стоимости услуг по доставке воды сельскохозяйственным товаропроизводителям и подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения.

2 июня 2005 года на Байконуре подписано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации по экологии и природопользованию на территории комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией. Утверждена структура представительства министерства на Байконуре.

8 декабря 2005 года состоялось первое заседание Совета по устойчивому развитию под представительством Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К., на котором рассмотрен ход реализации Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы и утвержден план работы Совета по устойчивому развитию на 2006 год.

Кроме этого, в 2005 году были проведены заседания Комиссии по стабилизации качества окружающей среды по вопросам: «Об отработке единых подходов к вопросам экологической безопасности нефтяных операций и дополнительных экологических требований к хозяйственной деятельности в Каспийской заповедной зоне, согласно Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря» и «О состоянии и мерах по повышению эффективности очистки сточных вод в крупных городах республики».

Рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 февраля 2005 года, разработан проект Программы развития Щучинско-Боровской курортной зоны на 2006-2008 годы, который направлен на утверждение в акимат Акмолинской области.

Приняты постановления Правительства Республики Казахстан:

«Об утверждении Правил объявления чрезвычайной экологической ситуации» от 5 мая 2005 года № 431;

«О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 681» от 22 июня 2005 года № 617.

Разработан и внесен в Правительство Республики Казахстан 27 декабря 2005 года проект постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил установления экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды».

Приказом министерства от 11 апреля 2006 года № 109-п утверждены базовые ставки платы за загрязнение окружающей среды, приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции 12 апреля 2006 года № 4187.

Во исполнение поручений протокола совещания Министерством:

в адрес Министерства экономики и бюджетного планирования направлена заявка на привлечение несвязанного гранта на разработку новой методики и Программы перехода на международные экологические стандарты.

Заявка включена в утвержденный Министерством экономики и бюджетного планирования Перечень приоритетных проектов для привлечения несвязанных грантов на 2006 год.

Разработаны и утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2005 года № 674 «Правила отнесения мероприятий к мероприятиям по охране окружающей среды».

Приказом министерства утверждены «Экологические требования в области охраны и использования земельных ресурсов (в том числе земель сельскохозяйственного назначения)».

В составе РГП «Казгидромет» создан Центр экологического мониторинга с региональными подразделениями в Приаралье, на Балхаше и Каспии, которые оснащаются новейшим автоматическим оборудованием.

Создана система прогнозирования штормовых сгонно-нагонных явлений в северо-восточной части Каспийского моря. Прогноз на 3 суток оправдывается, в среднем, на 92%, на 5 суток - на 86%.

Под контролем министерства в г. Кызылорде завершено строительство станции биологической очистки сточных вод стоимостью 1,67 млрд. тенге. Начаты подготовительные работы по строительству главных напорных коллекторов с канализационно-насосными станциями 1 и 12 до станции биологической очистки. Общая стоимость строительства составит 755 млн. тенге.

С 25 по 27 мая 2005 года в г. Алматы проведена Вторая Конференция Сторон Орхусской конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. В ней приняли участие министры и вице - министры охраны окружающей среды стран-сторон Орхусской конвенции, послы, представители депутатского корпуса, неправительственных организаций, средств массовой информации, наблюдатели, всего более 500 человек. Главным итогом конференции стало принятие Алматинской поправки к Конвенции, касающейся генетически модифицированных организмов. Завершилась Конференция принятием Алматинской декларации.

В целях проведения подготовительных работ по ратификации Протокола о регистрах выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской конвенции подписан приказ министерства от 15 ноября 2005 года «О создании национальной координационной группы по Протоколу РВПЗ».

30 октября 2005 года в г. Алматы состоялся II Международный экологический форум «Балхаш-2005», где участниками были приняты:

резолюция Международного экологического Форума «Балхаш-2005»;

обращение к главам государств, правительств и международным организациям по проблемам Балхаш-Алакольского региона.

В настоящее время в целях решения водно-экологических проблем данного региона дорабатывается проект Программы «Обеспечение устойчивого развития Балхаш-Алакольского бассейна на 2007-2009 годы».

Министерство внедрило такую форму партнерских отношений с природопользователями, как подписание с ними меморандумов о взаимопонимании и взаимодействии при участии акимов областей.

В 2005 году были подписаны следующие Меморандумы:

Меморандум о взаимодействии и взаимопонимании между МООС РК, акиматом Акмолинской области, ТОО «Степногорский горно-химический комбинат», ТОО «Джет-7», АО «Степногорский подшипниковый завод», ОАО «ГМК Казахалтын», 6 апреля 2005 года;

Меморандум о взаимном сотрудничестве между МООС РК и АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», 27 июля 2005 года;

Меморандум о взаимопонимании между МООС РК, акимом Западно-Казахстанской области и компанией «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», 29 июня 2005 года;

Меморандум о взаимопонимании и взаимодействии между МООС РК, акиматом Карагандинской области, АО «Миттал Стил Темиртау», подписан 15 марта 2005 года в целях продолжения реализации природоохранных мер, закрепленных в Меморандуме от 31 июля 2003 года.

В соответствии с Меморандумом, подписанным с АО «Казцинк», на площадке Усть-Каменогорского металлургического комплекса завершено строительство установки фирмы «Хальдор Топсе», что позволило снизить выбросы сернистого газа в атмосферный воздух до 48%. Установка введена в эксплуатацию в 2005 году, при планировании ввода в 2007 году.

На АО «Миттал Стил Темиртау» завершено строительство установки непрерывной разливки стали, с пуском ее первой очереди повысились технические показатели, и будет достигнут большой эколого-экономический эффект. В целом, на 2000 тонн будут снижены выбросы в атмосферу по пыли, оксиду углерода и диоксиду серы. В соответствии с контрактом, подписанным между международной корпорацией LNM-Group и Правительством Казахстана предприятию были предоставлены налоговые послабления, в том числе и оплата за использование природных ресурсов, в ноябре 2005 года срок контракта истек. С 2005 года корпорацией разработаны все необходимые документы в области охраны окружающей среды, разработаны тома ПДВ, ПДС, получены необходимые лицензии и разрешения. Начиная с ноября 2005 года предприятие платит в бюджет 600 миллионов тенге нормативной платы в год.

ТОО «АЕ8 Экибастуз» закончил капитальный ремонт системы пылеулавливания, что снизит выбросы золы на 1,5 тыс. тонн в год. Установлена и введена в эксплуатацию система дополнительных электродов на котлоагрегатах, которая снизит выбросы оксидов серы на 30-32%.

В Центре переподготовки и повышения кадров в области охраны окружающей среды и природопользования около 400 специалистов прошли повышение квалификации и получили сертификаты, в том числе представители крупных природопользователей таких, как АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», компания «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», АО «АктобеМунайГаз», АО «НК «Казахстан темир жолы».

Министерство проявляет инициативу по внедрению международных стандартов качества продукции - ИСО-9000 и систем управления окружающей средой ИСО-14000, путем включения этих мероприятий в совместные меморандумы, а также в рекомендации проводимых проверок.

По ИСО-9000 уже сертифицировано более 200 предприятий, а по ИСО-14000 - 8 (среди них: Ульбинский металлургический завод, Аксуский и Актюбинский ферросплавные заводы, Донской горно-обогатительный комбинат). Сертификационный аудит на соответствие международным стандартам ЙСО-14001 прошли более 30 предприятий. Еще более десятка предприятий ведут работу в данном направлении.

В 2005 году впервые проведен республиканский конкурс на звание «Экологически чистый город». Статус «Экологически чистый город» присвоен г. Аральску Кызылординской области, г. Есику Алматинской области и г. Аксу Павлодарской области. Призерам вручены дипломы и ценные призы.

Приказами министерства от 27 января 2005 года № 09-п утверждены План действий по усилению борьбы с экологическими правонарушениями на 2005-2006 годы и от 2 февраля 2005 года № 32-п Концепция развития эколого-аналитического контроля в области охраны окружающей среды в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.
Платежи за загрязнение окружающей среды и их расходование

Объем поступления платежей за загрязнение окружающей среды и средств от инспекционной деятельности (штрафы, иски, санкции, взыскания) в 2005 году составил 26556,9 млн. тенге. По сравнению с 2003 и 2004 годами прирост составляет 116% и 67,6% соответственно.

Наибольшие поступления наблюдаются в Западно-Казахстанской (5494,6 млн. тенге), Актюбинской (4864,6 млн. тенге), Атырауской (4546,2 млн. тенге), Кызылординской (2275,1 млн. тенге) и Павлодарской областях (1416,4 млн. тенге).

Незначительные поступления - в Акмолинской (384,5 млн. тенге), Жамбылской (432,5 млн. тенге) и Южно-Казахстанской (468,9 млн. тенге).

Финансирование природоохранных мероприятий в целом по республике составило 3750,9 млн. тенге или 15% от объема поступления платежей, что демонстрирует незаинтересованность местных исполнительных органов в решении проблем окружающей среды.

В 2005 году объем средств, направляемых на финансирование природоохранных мероприятий, по сравнению с 2003 и 2004 годами увеличился на 13,2% и 13,1% соответственно. Однако анализ объема финансирования природоохранных мероприятий в соотношении с объемом поступления средств показывает уменьшение в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 5,1%.

Наибольшее финансирование природоохранных мероприятий (более 50% от поступления платежей) наблюдается в Восточно-Казахстанской области (63,2%), г. Алматы (54,1%), Северо-Казахстанской (51,8%) и Костанайской областях (49,9%).

Незначительное финансирование природоохранных мероприятий наблюдается в Актюбинской (3,1%), Западно-Казахстанской (4,4%) и Кызылординской областях (7,3%).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологического аудита» iconЗакона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в...
Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 29 января 2012 года № нк-06/635-И">