Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год




Скачать 342.55 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год
страница1/2
Дата публикации12.08.2014
Размер342.55 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 22

Утверждено:

Директор ГБОУ СОШ № 22

Титова Л.И. / _________/

от «________»_________2013 г.

Рассмотрено:

Зам.директора по УВР

Мазур И.И. / _________/

от «________»__________2013 г.

Согласовано:

на заседании ШМО

протокол №______________

от «________»________2013 г.


Рабочая программа по географии для 9 класса

на 2013/2014учебный год
Разработана на основе учебника по географии для 9 класса, автор В.П. Дронов и др., 2011

Учитель: Костыря Оксана Владимировна

Срок реализации: 2013 - 2014 гг.

Москва, 2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

  • методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2006 г.);

  • авторской программы по географии для 9 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2010г)

Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

  • сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

  • сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;

  • продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу

Практические работы

№ 1. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

№ 2. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

№ 3. Характеристика угольного бассейна России.

№ 4. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

№ 5. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур.

№ 6. Определение главных районов животноводства.

№ 7. Анализ разных видов районирования России.

№ 8. Сравнение географического положения районов страны и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

№9. Выявление и анализ условий для развития Европейского Севера.

№ 10. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири.

№ 11. Анализ взаимодействия природы и человека.

№ 12. Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран мира.
Творческие работы

  1. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства.

  2. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.

  3. Анализ работы транспорта в Москве, предложения по её улучшению.

  4. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.

  5. Описание народных помыслов Центральной России.

  6. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.

  7. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.

  8. Этническая культура народов Северного Кавказа.

  9. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.

  10. Народные промыслы Урала.

  11. Современные проблемы коренных народов Севера.

  12. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.



Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты обучения):

В результате изучения данного предмета в 9 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государства;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;


уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

  • ПРОГРАММА КУРСА

  • Введение – 1 час

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год iconРабочая программа по географии для 8 класса на 2013/2014учебный год
Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по географии. М.:...

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год iconРабочая программа по литературе в 5 а классе на 2013 2014учебный год
Данная рабочая программа по литературе предназначена для учащихся 5а класса мобу сош №74 и рассчитана на 2013/2014учебный год

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год iconРабочая программа по географии на 2013-2014учебный год
Учебник -география. Начальный курс. 6 класс. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, Дрофа,2013

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год iconРабочая программа по природоведению для 5 класса на 2013/2014учебный год
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год iconРабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник...

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год iconРабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс.»...
Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год iconРабочая программа по географии для 6 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год iconРабочая программа по географии для 6 класса на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год iconРабочая программа по географии для 7 класса на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по географии для 9 класса на 2013/2014учебный год iconРабочая программа по географии для 10 класса на 2012-2013 учебный год


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru