Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы




Скачать 72.95 Kb.
НазваниеОсновные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы
Дата публикации25.07.2013
Размер72.95 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > География > Документы
Скворцова Наталья Игоревна,

заведующая отделом сопровождения профориентационной работы и работы с одаренными детьми МБУ города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ Г. КОСТРОМЫ




«Выбор занятия, профессии в современном обществе исключительно дело случая. В этой области царит полнейший хаос, объясняющийся тем, что необходимость заработка заставляет браться за первое подвернувшееся под руку дело. При таком положении вещей общество не получает и доли того, что могла бы дать личность при более правильной организации распределения труда. Еще больший терпит ущерб сама личность, … ибо труд без творчества есть рабство. Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию».

Н.С. Пряжников


Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходиться заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.

Профессиональная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Психологический словарь определяет, профессиональную ориентацию (профориентацию) как «систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии». Она по своей сути представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля.

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях города Костромы строится на основании «Муниципальной модели профориентационной работы», разработанной в соответствии с «Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 27.09.1996 г. и со Стратегией развития непрерывного профессионального образования в Костромской области, утвержденной распоряжением администрации Костромской области 26.11.2010 года.

Основными задачами профориентационной работы с учащимися является:

- повышение уровня информированности о социально-экономической ситуации и тенденциях на региональном рынке труда;

- формирование информационной основы для принятия решения о выборе профессионального пути, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной переориентации и переподготовке, как средству повышения конкурентоспособности;

- коррекция представлений о профессиональных перспективах и адекватных социальных установках и ориентациях;

- получение учащимися конкретных знаний о себе и освоение ими некоторых методов и приемов психологического познания себя и другого человека.

Профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений включает в себя следующие направления.

1. Организация предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-11-х классов в виде реализации дополнительных образовательных программам на базе общеобразовательных учреждений и учреждений НПО и СПО с привлечением кадрового потенциала учреждений профессионального образования (средняя общеобразовательная школа №38 – Энергетический техникум им. Ф.В. Чижова, средняя общеобразовательная школа №13 – Костромской механико-технологический техникум, Лицей №20 – Костромской машиностроительный техникум, средняя общеобразовательная школа № 29 – Костромской автотранспортный колледж).

Создание образовательной сети, кооперация (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений позволит старшеклассникам одного общеобразовательного учреждения при необходимости воспользоваться образовательными услугами других общеобразовательных учреждений или учреждений дополнительного образования, учреждений начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования, что обеспечит более полную реализацию их интересов и познавательных потребностей. Учреждения и преподаватели системы профессионального образования могут стать важным компонентом образовательных сетей, реализующим профильные и особенно элективные курсы, учебные проекты. Это позволит существенно расширить спектр таких курсов и новых форм образовательного процесса, повысить качество и эффективность общего образования. В сентябре 2012 года составлены методические рекомендации по организации взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений НПО, СПО и ВПО с целью совершенствования работы по построению индивидуальной профессиональной траектории школьников. Планируется и дальнейшее расширение образовательной сети.

В рамках предпрофильной подготовки в школах города ведутся элективные курсы, направленные на подготовку учащихся к осознанному выбору своего профессионального пути: «Мой выбор», «Основы профессионального самоопределения», «Путь к успеху», «Твоя профессиональная карьера», «Путь в профессию».

2. Проведение диагностик («Карта интересов», «Ориентир», «Самопознание») по изучению состояния познавательных интересов, профессиональных склонностей и предпочтений, групповых и индивидуальных консультаций для учащихся 9-11-х классов общеобразовательных учреждений города и их родителей по вопросам построения индивидуальной профессиональной траектории учащихся;

3. Проведение презентационных мероприятий, направленных на знакомство учащихся с учреждениями профессионального образования, региональным рынком труда и востребованными профессиями (тематические экскурсии на предприятия города, Дни открытых дверей и Дни рабочих профессий на базе учреждений НПО и СПО).



p1040124
p1020561



p1020541
cimg4543


p1020456
p1000911


4. Реализация конкурсных программ для учащихся, направленных на осознанный выбор профессий. В марте 2012 года организована и проведена ежегодная муниципальная профориентационная акция «Карьера в России». В рамках акции были проведены три творческих конкурса для учащихся общеобразовательных учреждений города разных возрастных категорий:

  • Профессиональное древо моей семьи (для учащихся 4-6 классов).

  • Профессиональный герб моей семьи (для учащихся 6-8 классов).


веселова лариса
винтоняк олеся
049





  • «Я нужен в городе своем!» - конкурс агитбригад по рабочим профессиям (для учащихся 9-11 классов), который нацелен на формирование положительного эмоционального отношения к рабочим профессиям.



219
085

299
067



В акции приняли участие более 900 школьников из всех общеобразовательных учреждений города.

В 2012-2013 учебном году в рамках акции «Карьера в России» впервые будет проведен творческий конкурс «Атлас семейных профессий». Учащиеся 4-6 классов общеобразовательных учреждений выполнят проект по созданию справочника семейных профессий.

5. Организационно-методическое сопровождение ведения комплексной профориентационной работы в образовательных учреждениях города Костромы (работа кабинетов профориентации, консультационных пунктов, школьных справочных служб; классные часы по теме «Основные принципы выбора профессии»;родительские собрания по вопросам основных правил выбора профессии, особенностей ситуации на региональном рынке труда). Работа с родителями имеет одно из важнейших значений в решении поставленных задач. В декабре месяце пройдет общегородское родительское собрание «Дорога в завтра!», с целью повышения компетентности родителей по вопросу формирования навыков профессионального самоопределения учащихся.

6. Информационно - методическая помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений города Костромы в организации профориентационной работы с учащимися. С этой целью разработаны и распространены буклеты и брошюры («Шпаргалка поступающему», «Профессию на раз, два, три себе подбери», «10 ошибок при выборе профессии», «Профессиограммы рабочих профессий, наиболее востребованных на региональном рынке труда», «Словарь новых профессий», «Пути получения рабочей профессии»), проведены семинары «Формирование у школьников положительного эмоционального отношения к рабочим профессиям и профессионально значимой мотивации», «Реализация механизмов развития кадрового потенциала, востребованного на региональном рынке труда», «Развитие сетевого взаимодействия школ и учреждений НПО, СПО и ВПО в рамках организации работы по построению индивидуальной профессиональной траектории школьников».

Расширение возможностей выбора профессионального пути, вида занятости, повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения, повышение «стоимости» неверного решения создают объективные предпосылки для повышения значимости квалифицированной помощи о процессе профессионального становления. В последнее время тенденция такова, что все большее число молодых людей осознают необходимость получения квалифицированной помощи и рекомендаций специалистов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы iconПрограмма «Создание системы психолого-педагогической поддержки профессионального...
«Создание системы психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся школы»

Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы iconИтоги реализации программы «Создание системы психолого-педагогической...
Программа «Создание системы психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся школы» реализована в запланированные...

Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы iconПлан работы маоу дод «Детская музыкальная школа №1 им. Л. Н. Толстого»...
Обеспечение необходимых условий для профессионального самоопределения детей в области художественно-эстетического направления

Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы iconПрограмма элективного курса по профориентации «Основы выбора профессии...
Программа профессионального самоопределения старшеклассников ориентирована на уча­щихся 9-х классов и предусматривает изучение научных...

Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы iconИнформация моу приволжская сош №3 о работе по формированию здорового...
Основную цель работы мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа...

Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы iconТема: Пропорция. Пахомова Елена Анатольевна учитель математики мбоу сош №18 города Белгорода
Обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в изменённой и новой ситуациях; способствовать формированию у учащихся...

Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы iconПлан-конспект урока сила Лоренца Егоров Георгий Викторович мбоу «Лицей №110»
Усвоение нового материала. Формирование навыков работы с компьютером; развитие логического мышления учащихся, по формированию умения...

Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы iconI. Основные направления работы на 2012-2013 учебный год 3
Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы iconОсновные направления совершенствования исполнительской техники учащихся в классе гитары
Развитие технического мастерства юного исполнителя – одна из самых сложных проблем музыкальной педагогики, которая обусловлена необходимостью...

Основные направления работы по формированию навыков профессионального самоопределения учащихся школ г. Костромы iconПряжников Н. С. П77 Методы активизации профессионального и личностного...
П77 Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство Московского...


Учебный материал


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru