Рабочая программа по географии 8 класс




Скачать 437.34 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии 8 класс
страница1/2
Дата публикации14.05.2014
Размер437.34 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»


Согласовано:

Зам. директора по УВР

Т. В. Лямкина

«____» ___________ 2013 г.

Подпись: ________________

Утверждаю:

Директор школы:

С. Ю. Кудрявцева

Приказ № _____

От «____» __________ 2013 г.

Подпись: _________________

Рабочая программа по географии

8 класс

на 2013–2014 учебный год






Составитель:

Васягина И. С.

учитель географии

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _________

От «___» ______________ 2013 г.

Руководитель ШМО

_______________________

Подпись: ____________________




Саранск

2013

1. Пояснительная записка
На этапе второй ступени обучения преподается курс «География России» 8класс, который задуман как центральный в системе  географического образования и предполагает комплексное изучение природы территории России. Программа составлена для учащихся 8 А класса на 2013–2014 учебный год. Программа рассчитана на 68 часов обучения, предполагает 14  практических работ, 5 контрольных и проверочных работ 1 мероприятие и 2 экскурсии. Программа составлена по учебнику: Баринова И. И. География России. Природа. 8 кл. – М. : Дрофа, 2009. – 303 с.

Главная  цель –   сформировать у школьников целостный географический  образ природы России  на основе ее комплексного изучения. 

Задачи:

1.                научить оценивать географическое положение, природно-ресурсный потенциал страны, с точки зрения их  влияния на развитие экономики,

2.                познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории страны,

3.                выделить основные особенности природы и населения крупнейшего государства мира,

4.                создать образ малой Родины через изучение своего края.

Курс географии в 8 классе формирует представления главных особенностях природы и природных ресурсах России, о природных комплексах России. А так же знакомит с взаимодействием человека и природы в России. И на их основе изучаются особенности территории Республики Мордовия и г. Саранска.
2. Общая характеристика учебного курса география 8 класса.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует несколько подходов к изучению курса «География России». Рабочая программа данного курса – традиционная, предусматривающая изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Это предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России.

Для реализации программы созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

3. Место географии в базисном учебном (образовательном) плане.
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов, 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

В структурном отношении курс состоит из введения и 4 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Особенности природы и природные ресурсы России», III - «Природные комплексы России», IV - «Человек и природа».

В курсе «Природа России» в первом разделе изучается материал о положении России на карте мира, особенности этого положения. Во втором разделе курса характеризуются особенности природы России, состояние географических сред. В третьем разделе внимание уделено природному районированию страны: причинам районирования и природным регионам России. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%). Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях географической оболочки и отдельных сред, особенностей природного районирования территории. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса географии в 8 классе.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • продолжение формирования ценностной ориентации учащихся, отражающей их индивидуально-личностные позиции:

– гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

– осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

– осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

– осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

–осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • продолжение формирования гармонично развитых социальных чувств и качеств:

– умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

– патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

– уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

– готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Метапредметными результатами изучения курса «География» в 8 классе является начало формирования универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:

1. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

2. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

  • Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

1. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

2. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

3. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

  • Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса «География» в 8 классе являются следующие умения:

– осознание роли географии впознании окружающего мира:

– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

– объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

– определять причины и следствия геоэкологических проблем;

– приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

– использование географических умений:

– анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

– прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

– составлять рекомендации по решению географических проблем.

– использование карт как моделей:

– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

– определять по картам местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

5. Содержание программы:
Наша Родина на карте – 5 ч. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Освоение и изучение территории России.

Мира Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые – 6 ч. Особенности рельефа. Геологическое строение России. Минеральные ресурсы. Развитие форм рельефа.

Климат и климатические ресурсы – 5 ч. Климат России. Типы климатов нашей страны. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

Внутренние воды и водные ресурсы – 4 ч. Разнообразие внутренних вод России. Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.

Почвы и почвенные ресурсы – 4 ч. Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 4 ч. Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.

Природное районирование – 10 ч. Многообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.

Природа Регионов России – 21 ч. Природа всех регионов России.

Человек и природа – 9 ч. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России.

6. Учебно-тематическое планирование


Разделы программы, темы

Количество часов

из них количество часов

практические работы

контрольные и проверочные работы

экскурсии

(мероприятия)

Наша Родина на карте Мира

5

2





Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

6

1



1

Климат и климатические ресурсы

5

2





Внутренние воды и водные ресурсы

4

1





Почвы и почвенные ресурсы

4

1





Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

4

1

1



Природное районирование

10

2

1

1

Природа Регионов России

21

2



––

Человек и природа

9

2

3

1

Итого

68

14

5

3
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии 8 класс iconРабочая программа по географии Класс: 11
Программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов по географии

Рабочая программа по географии 8 класс iconРабочая программа по географии составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа по географии составлена на основе авторской программы Седых Л. Г. «Начальный курс географии. 6 класс» и учебника...

Рабочая программа по географии 8 класс iconРабочая программа по географии Класс: 7
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...

Рабочая программа по географии 8 класс iconРабочая программа по географии 6-9 класс
Программа: Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авторская программа Алексеева...

Рабочая программа по географии 8 класс iconРабочая программа Курса «География. Земля и люди». 7 класс Линия...
Программа: примерные программы по географии 6-9 классы, М., Просвещение, 2010; программа по географии 6 -9 классов под редакцией...

Рабочая программа по географии 8 класс icon«14 августа» 2013 г рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов...

Рабочая программа по географии 8 класс iconРабочая программа по географии для 9 класса Составитель: учитель географии высшей
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования,...

Рабочая программа по географии 8 класс iconРабочая программа по географии, 5 класс джумаевой аминат алиевны
«Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева,...

Рабочая программа по географии 8 класс iconРабочая программа по предмету «география» ( 7 -к класс ) учителя географии
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы

Рабочая программа по географии 8 класс iconРабочая программа по географии на 2012-2013 уч. Г. 9 Класс
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru