Геополитика Учебная программа и методические рекомендации




Скачать 228.04 Kb.
НазваниеГеополитика Учебная программа и методические рекомендации
Дата публикации10.05.2014
Размер228.04 Kb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > География > Программа


институт международных

социально-гуманитарных связей


утверждаю

Проректор по учебной работе


__________________________

«___»________________200 г.


М.А. Буданов




геополитика


Учебная программа и методические рекомендации


Москва – 2008




ббк 66.4(0)


Буданов М.А. Геополитика: Учебная программа и методические рекомендации. – М.: ИМСГС, 2008.
Учебная дисциплина «Геополитика» является синтетическим комплексом гуманитарных знаний, призванным обеспечить средне- и долгосрочное прогнозирование политического развития стран и регионов. Прогноз осуществляется на основе анализа географических, экономических и этно-религиозных условий, а также исторической эволюции этих условий.

Программа адресована студентам, обучающимся по специальностям «Государственное и муниципальное управление».

©М.А. Буданов, 2008

©ИМСГС


  1. Цели и задачи учебной дисциплины


Геополитика – синтетическая научная дисциплина, призванная выявить и изучить закономерности пространственных отношений регионов, государств, народов. Можно также понимать геополитику как «тип политического проектирования, стремящийся мобилизовать народы и элиты при помощи географических образов (моделей) с заложенным в них зарядом политических ориентаций и установок» (В. Цымбурский). Первостепенной особенностью геополитики является её сугубо прикладной характер, на неё возлагается задача обеспечения максимально адекватного средне- и долгосрочного прогнозирования развития государств в соответствии с географическими, внешнеполитическими, этно-конфессиональными и проч. факторами. Достичь подобного результата можно лишь при комплексном исследовании эмпирических данных, поставляемых целым рядом фундаментальных и прикладных научных дисциплин: географией, экономикой, политологией, социологией, демографией, этнологией и других наук. чтобы эти разносторонние сведения не превращались в беспорядочное нагромождение знаний, классическая геополитика выдвигает несколько систематизирующих концепций и методик анализа геополитического могущества государства, а также вероятных угроз его существованию и развитию. государство в геополитической картине мира выступает не только как субъект международных отношений, но и как исторически сложившийся социальный организм, развитие которого детерминировано многообразными географическими и культурными условиями.

В числе достижений геополитической науки, выдержавших испытание временем, верифицированных политической практикой в разных странах, стоят такие оригинальные геополитические концепции и доктрины, как концепция планетарного дуализма (мировое противостояние сил Суши и Моря), концепция номоса Карла Шмита, геополитическая модель международных отношений Макиндера-Спайкмена. Последняя доктрина признана и взята на вооружение практически всеми существующими геополитическими школами.

Цель научной дисциплины. Целью данного курса является формирование у учащихся целостного представления о предмете, функциях и методах современной геополитики.

основные задачи, ставящиеся при изучении курса:

  • Сформировать у студентов научное представление о предметном поле и прогностических возможностях современной геополитики

  • Ознакомить учащихся с основными геополитическими концепциями и доктринами, их аналитическими методиками

  • Сформировать и закрепить умение анализировать геополитические условия и возможности государства на основе имеющихся в науке систем критериев и оценок.

Курс рассчитан на 72 ч. аудиторных занятий. Итоговый контроль проводится в форме устного экзамена.

Помимо аудиторных занятий предусматривается объёмная самоподготовка студентов, включающая чтение и конспектирование учебной и дополнительной литературы по темам семинарских занятий, подготовку индивидуальных или коллективных рефератов и докладов на заданные темы, проведение анализа отдельных исторических документов в форме написания эссе, самостоятельный подбор документальных материалов для подготовки ролевых исторических игр на семинарах.


  1. Примерный тематический план

Наименование темы


всего


В том числе часов


Д/о

в/о

з




Лекц.

Семинары

Самост. работа

Д/о

В/о

З/о

Д/о

В/о

З/о

Д/о

В/о

З/о

Введение

2

2

2

2

2

2

-

-

-

-

-

-

  1. Теоретические основы геополитики.

8







4







4
















  1. Континентально-европейское направление геополитической науки

8







4







4
















  1. Атлантическая школа геополитики и её ответвления

8







4







4
















4. Развитие геополитической науки в России

8







4







4
















5. Геополитика современной России

8







4







4
















6. Геополитика Североатлантического региона

8







4







4
















7. Геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона

8







4







4
















8. Геополитические процессы в арабо-мусульманском мире

8







4







4
















9. Геополитические процессы в Латинской, Америке Индии и на Африканском континенте

6







4







2
















Всего

72







36







36







48









  1. Содержание дисциплины



Введение в курс «Геополитика»

Существующие определения геополитики. Главные отличия геополитики от политической географии, связи и расхождения геополитики с концепциями географического детерминизма.

Зарождение геополитических идей. Идеи географического детерминизма в трудах античных авторов – Геродот, Фукидид (оба – V в. до н.э.), Полибий (II в. до н.э.) и др., идея климатических зон у Парменида (VI в. до н.э.), концепция самодовления государства Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Развитие географического детерминизма в средние века: работа Константина Багрянородного (908-959) «Об управлении империей», взгляды Ибн Хальдуна. (1332-1406). Идеи географического детерминизма в Новое время: Ж. Боден (1530-1596), Ш. Монтескье (1689-1755). Расцвет географического детерминизма в Германии в первой половине XIX в. – А. Гумбольдт (1769-1859), К. Риттер (1779-1858), работа Г. Гегеля (1770-1831) «Географическая основа всемирной истории».

Рождение геополитической науки: научная деятельность Ф. Ратцеля, Р Челлена. Оформление в конце XIX-XX в. главных геополитических школ – континентальной и атлантической. Основные черты российской геополитики.

  1. Теоретические основы геополитики

Объект и предмет геополитики, её теоретические источники. Основные законы и категории геополитики. Существующие методологические подходы в современной геополитической науке, методы главных геополитических школ. Функции геополитики. Среды геополитических отношений (суша, море, воздушное, космическое и информационное пространства). Факторы геополитической ситуации.

Концепция планетарного дуализма, история её возникновения и практическое применение. Основные геополитические парадигмы: национально-государственная, идеологическая, цивилизационная.

Вопросы и задания для самопроверки

1). Каковы объект и предмет геополитики?

2). В чём заключается разница между учением географического детерминизма и геополитикой?

3). Перечислите наиболее распространённые методы в современной геополитической науке.

4). В чём состоят функции геополитики?

5). Назовите среды геополитических отношений в современном мире.

6). Что такое планетарный дуализм?

Литература

Учебные пособия


Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник. /под ред. проф. В.И. Староверова. М., 2007. с. 6-42.

Василенко И.А. Геополитика: Учеб. пособие. М., 2003. С. 9-29.
Дополнительная литература
Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 2000. с. 11-29, 91-96.

Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Учебник для вузов. М., 2000. С. 7-14.


  1. Континентально-европейское направление геополитической науки


Исторические условия возникновения континентальной геополитики в конце XIX-начале XX в. «Органическая школа» Ф. Ратцеля; обзор его основных трудов: «Земля и жизнь. Сравнительное землеведение», «Антропогеография» (1882), «Политическая география» (1897). Взаимосвязь географической среды обитания, образа жизни и политической организации народа. Концепция почвы и пространства; биологизация процесса развития государств. Концепция мировой державы. Законы экспансии (пространственного роста государств). Р. Челлен – автор термина «геополитика»; работа «Государство как форма жизни» (1916). Идея неизбежного роста государств и борьбы за пространство; концепция континентального государства применительно к Германии; планетарное господство как естественная цель эволюции континентального государства; закон автаркии. Теория «Срединной Европы» Ф. Науманна; пангерманский интеграционный проект.

Имперская геоидеология К. Хаусхофера. Необходимость геополитической ориентации Германии на Восток – «Новый Евразийский порядок»; идея «Континентального блока» Берлин-Москва-Токио; концепция «Большого пространства». Коррекция основных взглядов Хаусхофера в условиях нацистского режима в Германии и после поражения во второй мировой войне; концепция панрегионов, прогноз смены меридианального направления планетарной экспансии широтными во второй половине XX в. К. Шмитт, «Земля и Море» (1942), «Номос Земли» (1950); концепция «номоса», развитие идеи взаимосвязи пространства и политической системы народа; противостояние Суши и Моря как главное содержание новой и новейшей истории; отождествление «номоса» Суши с традиционным обществом; концепция «тотального государства»; принцип имперской интеграции. Попытки осмысления поражения Германии в категориях континентальной геополитики.

Послевоенная континентальная геополитика. А. де Бенуа и геополитическая школа «новых правых» во Франции; проект Ж. Тириара «Европа от Дублина до Владивостока».

Вопросы и задания для самопроверки

1). В чём сущность «органической школы» Ф. Ратцеля?

2). какова научная ценность основных идей Ф. Ратцеля и Р. Челлена?

3). В чём новизна основных идей К. Хаусхофера и К. Шмита в рамках континентального направления геополитики?

4). Каковы причины невостребованности в нацистской внешней политике концепции «Нового Евразийского порядка» К. Хаусхофера?

Литература

Учебные пособия


Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник. /под ред. проф. В.И. Староверова. М., 2007. с. 43-55,76-80,102-105.

Василенко И.А. Геополитика: Учеб. пособие. М., 2003. С. 30-47.

Дополнительная литература

Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 2000. С. 33-42,68-81.


  1. Атлантическая школа геополитики и её ответвления


Исторические особенности англо-американской школы. А. Мэхен, «Заинтересованность Америки в морской силе в настоящем и будущем» (1897), «Проблема Азии и её воздействие на международную политику» (1900), «Морская сила и её отношение к войне» (1905). Морская сила как особый тип цивилизации; взаимосвязь морской торговли и внешнеполитического могущества; универсальные критерии Мэхена для анализа позиции и геополитического статуса государства; достижение мирового могущества – основная цель США, геостратегические препятствия на этом историческом пути; применение «принципа анаконды» в планетарном масштабе. Х. Макиндер, «Географическая ось истории» (1904). Планетарная модель геополитических процессов, основанная на делении мира – а) осевой ареал, б). внутренний и в). внешний полумесяцы; прогноз глобального противостоянии атлантических и континентальных сил. Оригинальная геополитическая периодизация мировой истории. В. де ля Бланш, концепция поссибилизма; цивилизационное тяготение Франции к участию в «Морской Силе» атлантизма. Н. Спайкмен, «Стратегия Америки в мировой политике» (1942), «География мира» (1944). Новая атлантическая стратегия, концепция «срединного океана»; пересмотр и коррекция макиндеровской геополитической модели; взаимосвязь системы взглядов Спайкмена и военностратегической доктрины США; десять критериев оценки геополитического могущества государства; идея геополитического покровительства.

Неоатлантизм послевоенной эпохи: Д. Мэйниг, У. Кирк, Г. Киссинджер (доктрина Linkage); концепция дисконтинуальных поясов С. Коэна («География и политика в разделённом мире»). К. Грэй «Геополитика ядерной эры». Прикладной характер атлантической геополитики и причины её эффективности. Алармистское направление в неоатлантизме: прогнозы глобального развития С. Хантингтона. Оптимистический прогноз развития атлантического сообщества З. Бжезинского.

Мондиализм и универсальные сценарии развития человечества: теория конвергенции, концепция «золотого миллиарда» и пути её воплощения в современном мире. Концепция Ф. Фукуямы цивилизационной универсализации Запада и Востока; концепция «геоэкономики» Ж. Аттали.

Вопросы и задания для самопроверки

1). В чём заключается сущность главных идей атлантизма? Какво коренное отличие атлантизма от континентальных школ геополитики?

2). В чём новизна основных идей А. Мэхена?

3). Опишите планетарную модель геополитических процессов Х. Макиндера.

4). Каковы отличия формулы мирового могущества Спайкмена от макиндеровской формулы?

5). В чём расхождения и какова общая идеологическая платформа прогнозов мондиалистов и неоатлантистов?

Литература

Учебная литература


Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник. /под ред. проф. В.И. Староверова. М., 2007. с. 55-76, 81-102.

Василенко И.А. Геополитика: Учеб. пособие. М., 2003. С. 48-61.

Дополнительная литература

Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 2000. С. 43-67.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2006.

Фукуяма Ф.. Конец истории и последний человек. М., 2006.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998.

ван Кревельд, Мартин. Трансформация войны. М., 2005.


  1. Развитие геополитической науки в России


Геополитическая проблематика в трудах русских мыслителей XIX-начала ХХ в. (В.М. Головин, А.С. Хомяков, Ф.И. Тютчев, В.П. Семёнов-Тян-Шанский, Л.И. Мечников и др.). Д.А. Милютин: географические и стратегические закономерности развития государства. Н.Я. Данилевский «Россия и Европа»: теория культурно-исторических типов (локальных цивилизаций), географический детерминизм их роста и соперничества. Е.Н. Квашнин-Самарин «Морская идея в Русской земле»: выявление принципов и условий морского могущества государства. Евразийская школа - П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Л.Н. Гумилёв и др. Геополитические и этнические условия государственного развития России; византийское и туранское влияние на русскую государственность; становление России как идеократического государства. Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва, истоическая и геополитическая суть этногенеза.

Современные геополитические школы в России. Основные положения работ А. Дугина, С. Переслегина, С. Кургиняна, Л. Ивашова, К. Гаджиева и др.

Вопросы и задания для самопроверки

1). Каков вклад русских мыслителей XIX-начала ХХ в. в современную геополитическую науку?

2). Изложите основные идеи работы Н. Данилевского «Россия и Европа».

3). В чём заключается сущность главных положений евразийской школы?

4). Почему в сегодняшней российской геополитической науке господствуют неоевразийские воззрения?

Литература

Учебная литература


Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник. /под ред. проф. В.И. Староверова. М., 2007. с. 108-158.

Василенко И.А. Геополитика: Учеб. пособие. М., 2003. С. 62-128.

Дополнительная литература

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Люб. изд.

Менделеев Д.И. Заветные мысли. Люб. изд.

Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993.


  1. геополитика современной России


Геополитические последствия распада СССР. Трансформация роли России в международных отношениях в 1990-е и в 2000-е годы: самоустранение и попытки вернуть влияние на Балканах, на Ближнем Востоке и др. регионах. Россия на постсоветском пространстве; выстраивание и отмирание структур СНГ, значение и возможные пути развития российско-белорусской интеграции; утрата позиций в Закавказье и Украине.

Противоречия в отношениях с западными странами, Россия и НАТО; Россия и Евросоюз. «Старая» и «новая» Европа в системе российских геополитических приоритетов. Российские интересы и возможности на Балканах. Новые вызовы российским интересам на Дальнем Востоке. Перспективы и проблемы в отношениях с Китаем, Японией. Россия и исламский мир. Вызовы безопасности на южных рубежах нашей страны. Значение российско-иранского сотрудничества. Место России в борьбе с международным терроризмом.

Возможные сценарии развития России в ближайшие два десятилетия: интеграция в западное сообщество; укрепление в статусе региональной державы; распад. Объективные геополитические условия современной эпохи: назревание энергетического и экологического кризисов мирового масштаба; экономическая и информационная глобализация; однополярный мир и военно-политическое доминирование США; рост экономического и политического влияния стран-лидеров «третьего мира»; межрегиональный демографический сдвиг. Геополитические факторы: повышение значимости информационных и космических технологий, международный терроризм, рост антизападных настроений в «третьем мире» и др.

Основные показатели геополитического состояния сегодняшней России:

  • конфигурация и стабильность внешних границ;

  • векторы экономического развития;

  • политическая стабильность и качество элиты;

  • военный потенциал, состояние и перспективы развития вооружённых сил;

  • положение в областях образования и здравоохранения, изменение качества народонаселения в 1990-е гг.;

  • социальное самочувствие и демографическая ситуация;

  • этно-конфессиональные взаимоотношения внутри страны.

Кратко- и среднесрочные прогнозы развития России, опубликованные в стране и за рубежом.

Вопросы и задания для самопроверки

1). Что потеряла и приобрела Россия в результате распада СССР?

2). Проанализируйте геополитическое положение современной России на основе принятых в современной науке систем оценок и критериев.

3). Какие геополитические проблемы стоят перед Россией в XXI веке?

4). Перечислите основные геополитические условия и факторы современной эпохи.

5). Какую роль может выбрать Россия на постсоветском пространстве в свете последних «цветных революций» в ряде бывших республик СССР?

6). Каковы наиболее вероятные сценарии развития России в кратко- и среднесрочной перспективе?
Литература

Учебная литература


Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник. /под ред. проф. В.И. Староверова. М., 2007. с. 160-281.

Василенко И.А. Геополитика: Учеб. пособие. М., 2003. С. 148-157.

Дополнительная литература

Алексеева И.В., Зеленов Е.И., Якунин В.И. Геополитика в России: Между Востоком и Западом. СПб., 2001.

Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 2000. С. 165-293.


  1. Геополитика Североатлантического региона


Концепция атлантической цивилизации; историко-культурная общность стран Западной Европы и Северной Америки. Обстоятельства и причины создания Североатлантического альянса; его основные противоречия сегодня. Американская гегемония в Европе, её сторонники и противники. Франко-германский и британский взгляды на общеевропейскую дипломатию на Ближнем Востоке и на Балканах.

Возможные сценарии евроинтеграции в ближайшем будущем. Маастрихтский договор и судьба Европейской конституции. Несовместимость национальных и общеевропейских геополитических и экономических интересов; проблемы, порождённые вхождением в Евросоюз восточноевропейских стран. демографический и этнокультурный факторы в странах «Старой Европы», нарастающее влияние ислама.

Вопросы и задания для самопроверки


1). В чём заключаются причины общности глобальных геополитических интересов США и стран Западной Европы?

2). Проанализируйте геополитическое положение современных США и их европейских союзников на основе принятых в современной науке систем оценок и критериев. В чём, по-вашему, кроются причины мирвой гегемонии Америки сегодня?

3). Каковы главные аспекты отношений России со странами Восточной Европы?

4). Возможно ли в среднесрочной перспективе вступление России в европейские структуры (ЕС, НАТО)? Поясните свою точку зрения.

Литература

Учебная литература


Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник. /под ред. проф. В.И. Староверова. М., 2007. с. 282-354.

Василенко И.А. Геополитика: Учеб. пособие. М., 2003. С. 157-168.

Дополнительная литература

Бьюкенен П. Смерть Запада. М.,2007.

Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 2000. С. 689-724.

Гудби Д. Неразделённая Европа. М., 2000.

Казинцев А. на что мы променяли СССР? Симулякр, или Стекольное царство. М., 2004. С. 163-357.



  1. Геополитика Азиатско-Тихоокеанского региона


Изменения в расстановке сил в АТР в последние десятилетия. Экономический и индустриальный рывок стран-лидеров АТР. Условия индустриального роста Китая и «азиатских тигров», их интеграция в глобальное экономическое пространство. Геополитические интересы КНР, противоречия в отношениях с США, Японией, Россией. Возможные сценарии развития Китая в ближайшем будущем.

Геополитические приоритеты современной Японии; экономическая мощь и военно-политическая зависимость от США. ресурсные и демографические трудности японской экономики; перспективы и противоречия российско-японских отношений в свете истории XX в., а также индустриальных и демографических сдвигов в АТР.

Корейский вопрос в системе международных отношений. Геополитическая значимость и роль стран Юго-Восточной Азии в современном мире.
Вопросы и задания для самопроверки
1). Какие внутренние и внешние факторы влияют на российско-китайские отношения?

2). В чем предопределён двойственный характер геополитики КНР?

3). Роль России в двусторонних стратегических отношениях с Китаем - роль равного или слабейшего партнёра?

4). В чем суть геополитических притязаний Японии?

5). Проанализируйте геополитическое положение современных Китая, Японии, других стран Азиатско-Тихоокеанского региона на основе принятых в современной науке систем оценок и критериев.
Литература

Учебная литература


Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник. /под ред. проф. В.И. Староверова. М., 2007. с. 361-405.

Василенко И.А. Геополитика: Учеб. пособие. М., 2003. С. 168-180.

Дополнительная литература

Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 2000. С. 229-237, 327-340.

Малявин В. Восток, Запад и Россия. М., 2005.


  1. Геополитические процессы в арабо-мусульманском мире


Сила и слабость исламского мира. Раскол в арабской ойкумене, порождённый американской дипломатией; неразрешимость арабо-израильского конфликта и его общемировое значение. Современная внешнеполитическая ориентация Сирии, Ливии, Египта; иракский вопрос в свете глобального исламского раскола и передела нефтяных месторождений. Мусульманские силы и цели в Африке. Неарабский ислам. Двойственное положение Турции; мусульмане в Европе. Возрастание роли Ирана, перспективы индустриального и энергетического скачка, военно-политическая мощь и уязвимость Исламской республики. Афганский вопрос. Пакистан, Индонезия и Малайзия – новые лидеры исламского мира.

Геополитические возможности антиамериканских сил в мусульманском мире, возможность геополитического манёвра для России на ближнем и Среднем Востоке.
Вопросы и задания для самопроверки
1). Охарактеризуйте геополитическую ситуацию, сложившуюся на Ближнем и Среднем Востоке на рубеже ХХ-ХХI вв.

2). Проанализируйте геополитическое положение современных Турции, Ирана, Малайзии, стран-лидеров арабского мира на основе принятых в современной науке систем оценок и критериев.

3). Почему, несмотря на многочисленные политические и этно-конфессиональные внутренние противоречия, исламский мир в значительной степени сохраняет единство во многих международных вопросах?

4). Энергетические богатства исламского мира определяют его силу или зависимость от индустриально развитых западных держав?
Литература

Учебная литература


Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник. /под ред. проф. В.И. Староверова. М., 2007. с. 431-458.

Дополнительная литература

Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2001.

Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 2000. С. 814-821.

Жуков Д. Иран глазами русского человека. М, 2008.


  1. Геополитические процессы в Латинской, Америке Индии и на Африканском континенте


Культурная и политическая близость Латинской Америки к странам Запада на фоне наследия колониальной эпохи и экономических проблем. Латинская Америка - субъект или объект геополитической деятельности? Антиамериканские настроения и социалистические тренды в политике Венесуэлы, Боливии, Бразилии и др. государств; особая роль Кубы. Перспективы экономических и социальных успехов региона.

Место Индии в мировой расстановке сил; Индия – признанный лидер «третьего мира». Роковой характер социальных и демографических проблем. Исламский фактор вне и внутри страны. Индийско-американские отношения и сотрудничество с Россией.

Богатство и нищета «Чёрного континента». Геоэкономические и геостратегические сценарии.
Вопросы и задания для самопроверки
1). Какие процессы характеризуют изменения в геополитическом положении стран Латинской Америки в начале ХХI в.?

2). Существует ли геополитическая предопределённость сближения России и Индии в ХХI в.?

3). Какие страны Африки могут сегодня претендовать на роль субъектов геополитической деятельности?
Литература

Учебная литература


Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. Учебник. /под ред. проф. В.И. Староверова. М., 2007. с. 406-485.



  1. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Объект, предмет и основной метод исследования в геополитике.

  2. Основные категории и законы геополитики. Схемы геополитического противостояния.

  3. Географический детерминизм в геополитике.

  4. История геополитических идей в античную эпоху и средневековье.

  5. Основные принципы современной геополитики.

  6. Классическая континентальная геополитика: основатели, главные идеи и категории.

  7. Геополитические идеи К. Хаусхофера и К.Шмидта.

  8. Современная континентальная геополитика. Концепция Ж.Тириара.

  9. Создание атлантической школы: основатели, главные идеи и категории (Х. Маккиндер, А. Мэхен, Н.Спайкмен).

  10. Геополитика неоатлантизма.

  11. геополитика мондиализма.

  12. французская геополитика в начале 20 века. поссибилизм Видаля де ля Бланша.

  13. Российские геополитические теории.

  14. Среды геополитического влияния: условия освоения, контроля и соперничества.

  15. Роль информационных потоков в современной геополитике.

  16. Причины распада СССР. геополитические последствия распада СССР.

  17. геополитическое положение России на постсоветском пространстве. Россия и страны СНГ.

  18. Современная геополитика России. Новое геополитическое качество. Современная военная доктрина, её слабые и сильные стороны.

  19. Прогнозы геополитического развития России в XXI веке.

  20. США в системе геополитических отношений.

  21. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе.

  22. Современная геополитика Китая.

  23. Современная геополитика Индии.

  24. Современная геополитика арабо-мусульманского мира.

  25. Геополитические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

  26. Борьба с терроризмом как новая геополитическая парадигма.




  1. Примерные темы курсовых и дипломных работ

  1. геополитическая обусловленность территориальных экспансий европейских держав и США во второй половине XIX-начале XX в. (до 1914 г.)

  2. Геополитические прозрения мыслителей прошлого: удачные и несбывшиеся прогнозы развития России в XX в.

  3. Факторы ресурсного и позиционного преимущества в международных конфликтах XX в.

  4. Эффективность систем оценки геополитического государственного могущества А. Мэхена и Н. Спайкмена на примере главных субъектов международных отношений в современном мире.

  5. «принцип анаконды» в геополитике атлантических сил во второй половине XX в.

  6. концепция «нового мирового порядка» в современной геополитике США.

  7. основные идеи евразийской школы и внешняя политика СССР в 1950-70-е гг.: причины совпадений и расхождений.

  8. противоречия европейской интеграции в свете геополитики.

  9. геополитическая цена распада СССР для современной России: утраченные возможности или приобретённые преимущества?

  10. трудный путь российско-белорусского союзного государства. Геостратегическая и геополитическая цена вопроса.

  11. геополитическое положение государств Средней Азии в постсоветский период.

  12. государства Закавказья в перекрестье геополитических интересов России и США.

  13. геополитическое положение и перспективы развития Украины в постсоветский период.

  14. геополитическое положение государств Балтии в постсоветский период.

  15. Российский Дальний Восток в XXI веке: угрозы и перспективы развития.

  16. Российские геополитические интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI веке.

  17. Преимущества и цели России в деле освоения космического пространства. удержание позиций и решение новых задач.

  18. геополитические интересы и проблемы России в Арктическом регионе.

  19. Природные ресурсы России: преимущества и недостатки «энергетической сверхдержавы».

  20. Россия и исламский мир: возможные пути сотрудничества.

  21. Геостратегическая значимость и изменение условий контроля над воздушным пространством в свете достижений авиационного и ракетного производства последних двух десятилетий.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Геополитика Учебная программа и методические рекомендации iconУчебная программа и методические рекомендации
Буданов М. А. История Отечества: Учебная программа и методические рекомендации. – М.: Имсгс, 2008

Геополитика Учебная программа и методические рекомендации iconПрограмма курса «геополитика» Тема предмет и теоретические источники...
Категории эволюции геополитического пространства и геополитических изменений: геополитические эпохи и геополитические циклы. Геополитические...

Геополитика Учебная программа и методические рекомендации iconГеополитика
Для подчёркивания особенностей, связанных с масштабами взаимодействий, применяется приставка “гео,,,” (напри-мер, геополитические...

Геополитика Учебная программа и методические рекомендации iconПрограмма по дисциплине «геополитика»
Рабочая (учебная) программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения по направлению подготовки...

Геополитика Учебная программа и методические рекомендации iconРабочая учебная программа подготовки магистров по направлению «Менеджмент»
Программа предназначена для эффективной организации учебного процесса и включает программу дисциплины, методические рекомендации...

Геополитика Учебная программа и методические рекомендации iconМетодические рекомендации г. Кокшетау, 2014 ббк 74. 26 П 75 Применение...
Методические рекомендации. Составитель: Дигенова Б. К., тренер центра уровневых программ. /Филиал ао «Национальный центр повышения...

Геополитика Учебная программа и методические рекомендации iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)

Геополитика Учебная программа и методические рекомендации iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа

Геополитика Учебная программа и методические рекомендации iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Экономического факультета

Геополитика Учебная программа и методические рекомендации iconМетодические рекомендации Предисловие Глава Методические рекомендации к разделу «Здоровье»
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru