Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год




Скачать 325.25 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год
страница1/3
Дата публикации25.04.2014
Размер325.25 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3

МБОУ «СОШ № 19 «Выбор» НГО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 «Выбор» НГО



Рассмотрено на методическом совете

протокол № ______

от «____» ________ 2013

Согласованно

Зам директора по УВР

___________Альмакеева В.И.

«____» ____________2013

Утверждаю

Директор

МБОУ «СОШ № 19 «Выбор» НГО

__________Медведева Л.В.

«____» ___________2013


Рабочая программа
по курсу «География.Социальная и экономическая география мира»

для10 класса

на 2012 -2013 учебный год
составитель:

Есикова Т.В.

учитель географии

II квалификационная категория

Находка

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторско - составительская программа по географии 6-11 классы Гаджиевой Е.М., Яковлевой Н.В., Бударниковой Л.В.. – Волгоград: Учитель: 2011. – 145с.

Рабочая программа разработана на основании следующих документов:

-Закон «Об образовании» ( в редакции Федерального закона от 01.12.2007 №309- ФЗ):ст.7,9,14,28,29,32,55.;
-Федеральный компонент ГОС основного общего образования по географии(2007 г.);
-Федеральный базисный учебный план (2004 г.); -региональный базисный учебный план (2006 г.);


-Примерные программы основного общего образования по географии (природоведению.);

Цели и задачи курса:

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

-
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических, процессов и явлений;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

-воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Межпредметные связи развиты очень активно, особенно с предметами естественного цикла (биология, физика, химия, математика и др.)
Основные функции программы: развивающая, просветительская (информационная), профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении), коррекционная (помощь в преодолении трудностей).
Основные принципы программы: принцип деятельности, принцип активности, принцип соответствия возрастной категории.
Важнейшие направления программы: интеграция, экологизация., гуманизация., политизация., экономизация, регионолизация., практическая направленность.
Используемые технологии: интеграция традиционной, алгоритмической, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
 
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:
В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);



     В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;

     При составлении экономико – географической характеристики  местных предприятий;

     При работе с различными источниками географического содержания;

     В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, групповая.
Формы учебных занятий: игры: на конкурсной основе, ролевые; мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы; семинары;
дискуссии; круглые столы; проектные работы
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини – сочинения; работа с источниками; доклады; защита презентаций;
рефлексия.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, базисный учебный план, требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента, стандарт основного общего образования по географии

Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Практических работ - 10, из них оценочных – 6

1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

2. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени.

3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).

4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производственных сил.

6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.


Изменения, внесенные в программу: в календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии, - «Научно-техническая революция». Данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в представленном тематическом планировании на его изучение отводится 6 ч.





11 класс.

Программа рассчитана на 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Практических работ - 10, из них оценочных – 5

1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».

2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

5. Составление характеристики Канады.


Методическое обеспечение

УМК

1. ДомогацкихЕ.М. Геогграфия: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ Е.М. домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010



2. ДомогацкихЕ.М.Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского Геогграфия: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ Е.М. домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Дополнительная литература:

Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, 2008

Максаковский В.П. Дополнительные главы. – М.: Дрофа, 2000

Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. – М.: Дрофа, 2004

Холина В.Н. География человеческой деятельности. – СПб.: Спец-Лит, 2001

Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2003

Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. – М.: Дрофа, 2004

Максаковский В.П. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2004

Долгокукова С.В. Кугут И.А. Уроки географии с применением информационных технологий. 10-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2009

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Использование информационных технологий, прежде всего, связано с интерактивными средствами обучения.

По географии имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения:



  • Учебные электронные мультимедиаиздания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии: «География. 10 класс»



  • Учебные электронные мультимедиаиздания, предназначенные для поддержки прикладного программного обеспечения общего назначения, уже установленного на персональном компьютере: комплект компакт-диск +методическое пособие «Использование Microsoft Offiсe в школе» на примере уроков географии (разработчики – Московское представительство Microsof и Республиканский мультимедиацентр МО РФ);



  • Библиотека электронных наглядных пособий по географии. 6-10 классы (разработчик - Республиканский мультимедиацентр МО РФ).



  • Карты, иллюстрированные материалы



  • Образовательные ресурсы сети Интернет





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения географии ученик должен

Знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда: географические аспекты глобальных проблем человечества.

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионов мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Тема урока



Кол-во

час



Тип урока



Самостоятельная деятельность учащихся



Формы контроля


Дата проведения

План

Факт

1

Современная география (3 час)
Географическая наука

1

Вводная лекция

Анализ карт различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Использование статистической информации разной формы и содержании, обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа







2

Типы стран современного мира




Лекция элементами беседы

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт








3

Развитые и развивающиеся страны

1

Урок актуализации знаний и умений

Сравнительная характеристика развивающихся стран


Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт






4

География населения мира (5 часов)
Численность и динамика населения мира

1

Вводная лекция

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы








5

Расовый и половозрастной состав населения

1

Лекция с элементами беседы

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт







6

Этнический и религиозный состав населения

1

Лекция с элементами беседы

Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов населения в разных странах и регионах мира

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы








7

Размещение населения и его миграции

1

Практикум


Оценка особенностей уровня и качества жизни

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт







8



Сельское и городское население

1

Семинар




Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

§8





9

Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (13 часов)
История взаимоотно-шений между природой и обществом

1

Лекция

Оценка обеспеченности человечества

основными видами природных ресурсов

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

§9






10

Природопользование и экологические проблемы

1

семинар

Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций


Учебное исследование по кар» там, составление таблицы по результатам

сравнения карт, работа по заполнению контурных карт










11

Природные ресурсы

1

Практикум

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран природными ресурсами



12


Минеральные ресурсы

1

Семинар

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран минеральными ресурсами












13

Рудные нерудные полезные ископаемые

1

практикум

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран рудными ресурсами

Тестирование, работа с картами










14

Земельные ресурсы

1

Практикум

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран земельными ресурсами












15

Лесные ресурсы

1

Урок актуализации знаний и умений

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран лесными ресурсами

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа









16

Водные ресурсы

1

Практикум

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран водными ресурсами

Составление

таблицы









17

Ресурсы Мирового океана

1

Урок актуализации знаний и умений

Экологические проблемы Мирового океана

Учебное исследование по картам, решение географических задач









18

Другие виды природных ресурсов

1

Урок актуализации знаний и умений

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран энергетическими ресурсами












19

Загрязнение окружающей среды

1

семинар

Презентации

Защита презентаций








20

Пути решения экологических проблем

1

Актуализация знаний и умений

Основные экологические проблемы человечества

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы.







21

Обобщающее повторение

1

практикум

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов



Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа

§20







22

Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)
Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство

1

Вводная лекция

Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы

территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

§21







23

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

1

Лекция с элементами беседы

Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

§22






24

Топливно- энергетическая промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений

Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.


Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт

§23







25


Металлургия

1

Урок актуализации знаний и умений

Определение стран-экспортеров основных видов металлургической продукции

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

§24







26

Машиностроение

1

Урок актуализации знаний и умений

Определение стран-экспортеров основных видов машиностроительной продукции

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

§25







27

Химическая, лесная и легкая промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений

Определение стран-экспортеров основных видов химической продукции

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

§26







28

Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство

1

Урок актуализации знаний и умений

Определение основ международной торговли; факторов, определяющих

международную

специализацию стран и регионов мира

Эврисшческая

беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

§27







29

Сельское

хозяйство развитых и развивающихся стран

1

Урок

актуализации знаний и умений

Определение стран-экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа

§28







30

Виды

транспорта

1

Урок

актуализации знаний и умений

Составление систематизирующей таблицы «Видыи характеристика транспорта»



Групповая работа исследование по картам, работа по заполнению контурных карт

§29







31

Транспорт и

мировое хозяйство

1

Урок

актуализации знаний и умений




Учебное иссле-

дование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

§30







32

Международные экономические отношения

1

Урок

актуализации знаний и умений

Составление таблицы «Международные экономические организации»


Эвристическая

§31

беседа с использованием и сопоставлением карт атласа







33

Обобщающее

повторение

1

Урок актуализации знаний и умений



Групповая работа исследование по статическим материалам картам, работа по заполнению К/ карт

§23-31, тестирование







34

Глобальные проблемы современности (1 час)
Глобальные

проблемы и

их взаимо-

связь

1

Семинар - Практикум


Проблемы

преодоления

отсталости развивающихся стран. Глобальные проблемы, их

сущность и взаимодействие.

Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Разработка

проекта решения од-

ной из проблем

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа, составление таблицы

§32

Итоговое тестирование







35

Обобщающее повторение (1 час)

Обобщающее повторение по всему курсу

1

Практикум




Анализ карт, тестирование












Приложение 1

Практические работы для 10 класса
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год iconРабочая программа по курсу география 10 класс
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников

Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год iconРабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник...

Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год iconРабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс.»...
Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год iconРабочая программа по географии 10 класс
...

Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год iconРабочая программа по географии 11 класс
...

Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год iconРабочая программа учебного предмета «География. Экономическая и социальная география мира»
Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г

Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год iconРабочая программа (на основе авторской программы Е. М. Домогацких)...
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень:...

Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год iconУрок «сельское хозяйство мира. Растениеводство» по учебнику «Экономическая...
Краснодар гимназии №23 Надежда Борисовна Лысенко — победитель конкурса лучших учителей России в рамках пнпо, проводившая апробацию...

Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год iconРабочая программа по курсу География России / Природа / для 8 класса на 2011 2012 учебный год
Основной учебник: Баринова И. И. География России. Природа. Из дом «Дрофа» 2001 – 2005 гг

Рабочая программа по курсу «География. Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год iconРабочая программа по географии Экономическая и социальная география мира


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru