Скачать 325.25 Kb.
|
МБОУ «СОШ № 19 «Выбор» НГО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 «Выбор» НГО
Рабочая программа по курсу «География.Социальная и экономическая география мира» для10 класса на 2012 -2013 учебный год составитель: Есикова Т.В. учитель географии II квалификационная категория Находка 2012г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторско - составительская программа по географии 6-11 классы Гаджиевой Е.М., Яковлевой Н.В., Бударниковой Л.В.. – Волгоград: Учитель: 2011. – 145с. Рабочая программа разработана на основании следующих документов: -Закон «Об образовании» ( в редакции Федерального закона от 01.12.2007 №309- ФЗ):ст.7,9,14,28,29,32,55.; -Федеральный компонент ГОС основного общего образования по географии(2007 г.); -Федеральный базисный учебный план (2004 г.); -региональный базисный учебный план (2006 г.); -Примерные программы основного общего образования по географии (природоведению.); Цели и задачи курса: Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; -овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических, процессов и явлений; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; -воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде; - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; - нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения. Межпредметные связи развиты очень активно, особенно с предметами естественного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) Основные функции программы: развивающая, просветительская (информационная), профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении), коррекционная (помощь в преодолении трудностей). Основные принципы программы: принцип деятельности, принцип активности, принцип соответствия возрастной категории. Важнейшие направления программы: интеграция, экологизация., гуманизация., политизация., экономизация, регионолизация., практическая направленность. Используемые технологии: интеграция традиционной, алгоритмической, игровой, компьютерной, развивающего обучения. 1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.). 2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей. 3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется: В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.); В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность; При составлении экономико – географической характеристики местных предприятий; При работе с различными источниками географического содержания; В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, групповая. Формы учебных занятий: игры: на конкурсной основе, ролевые; мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы; семинары; дискуссии; круглые столы; проектные работы Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини – сочинения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, базисный учебный план, требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента, стандарт основного общего образования по географии Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Практических работ - 10, из них оценочных – 6 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». 2. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени. 3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). 4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. 5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производственных сил. 6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. Изменения, внесенные в программу: в календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии, - «Научно-техническая революция». Данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому в представленном тематическом планировании на его изучение отводится 6 ч. 11 класс. Программа рассчитана на 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Практических работ - 10, из них оценочных – 5 1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки». 2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. 3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата. 4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем. 5. Составление характеристики Канады. Методическое обеспечение УМК 1. ДомогацкихЕ.М. Геогграфия: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ Е.М. домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 2. ДомогацкихЕ.М.Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского Геогграфия: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ Е.М. домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 Дополнительная литература: Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, 2008 Максаковский В.П. Дополнительные главы. – М.: Дрофа, 2000 Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 т. – М.: Дрофа, 2004 Холина В.Н. География человеческой деятельности. – СПб.: Спец-Лит, 2001 Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2003 Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. – М.: Дрофа, 2004 Максаковский В.П. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2004 Долгокукова С.В. Кугут И.А. Уроки географии с применением информационных технологий. 10-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2009 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Использование информационных технологий, прежде всего, связано с интерактивными средствами обучения. По географии имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения географии ученик должен Знать/понимать: - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; - географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда: географические аспекты глобальных проблем человечества. - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; сопоставлять географические карты различной тематики; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионов мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение 1 Практические работы для 10 класса |
![]() | Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников | ![]() | Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник... |
![]() | Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | ![]() | ... |
![]() | ... | ![]() | Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г |
![]() | Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень:... | ![]() | Краснодар гимназии №23 Надежда Борисовна Лысенко — победитель конкурса лучших учителей России в рамках пнпо, проводившая апробацию... |
![]() | Основной учебник: Баринова И. И. География России. Природа. Из дом «Дрофа» 2001 – 2005 гг | ![]() |