Рабочая программа учебного курса «География России: Природа»




Скачать 449.93 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «География России: Природа»
страница1/4
Дата публикации21.04.2014
Размер449.93 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Марковская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета школы

Протокол № ____
от «___» _________2012г.


«Согласовано»

Руководитель школьного МО
________________________
Протокол № ____
от«___» ____________2010г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Марковская основная общеобразовательная школа»
________ Дресвянина Е.А.
«___» _________________ 2012г.



Рабочая программа учебного курса
«География России:

Природа»
для 8 класса

Составитель: учитель географии

МБОУ Марковская основная

общеобразовательная школа

Никольского района

Коркина В.А.
2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка
Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • программы для общеобразовательных учреждений:

География. 6-11 классы. Сост. Е.В. Овсянникова . – 3 –е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.

  • авторской программы по географии под редакцией И.В.Душиной: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2010 .


Цели и задачи данной программы обучения

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Главная цель курса «География России» заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи – сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Практических работ всего -19, из них итоговых (оценочных) – 11.

Оценочные практические работы:

1. Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и

месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на

примере отдельных территорий.

4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.

5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

9. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

10. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Используемый УМК:

Учебник:

В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009. – 271с.

УМК:

Атлас География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Рабочая тетрадь: География России. Природа. 8 класс. – Дрофа, 2011.

География Вологодской области. Учебник для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы. Под ред. Е.А. Скупиновой, О.А. Золотовой – 8 – е изд. – Вологда: Учебная литература, 2008. – 240 с.

Дополнительная литература:

Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России: 8-9 классы (1-2 части). – М.: Изд-во «Экзамен», 2008. -302с.

Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей», - 2004, 312 с.

Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 109 с.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения курса «География России» ученик должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; масштабу, способам картографического изображения;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



Содержание программы учебного предмета «География России»
Введение (1ч)

Что изучает география России.

Часть I

Россия на карте мира (11ч)

Тема 1

Географическое положение России (4ч)

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое. Уровни (масштабы) географического положения России и других государств.

Тема 2

Границы и административно-территориальное устройство России (7ч)

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время его роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения территории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы (итоговые). 1. Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Часть II

Природа России (26ч)

Тема 1

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (5ч)

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей в формировании рельефа и его современном развитии на примере своего региона и своей области.

Практическая работа (итоговая). Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2

Климат и климатические ресурсы (6ч)

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

Практические работы (итоговые). 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.

2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3

Внутренние воды и водные ресурсы (3ч)

Особая роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления, загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1.(итоговая) Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

2. (тренировочная) Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

3. (тренировочная) Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4

Почва и почвенные ресурсы (3ч)

Почва – особый компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатство. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа (тренировочная). Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

Тема 5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2ч)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа (тренировочная). Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6

Природное районирование (7ч)

Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктический пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Практическая работа (итоговая). Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
Календарно – тематическое планирование курса 8 класса




п/п

Наименование раздела и тем урока

Ча

сы учеб

ного времени

Практические работы

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

Дом.

задание




























1

Введение.

Что изучает География России

1




Вводный урок

Предмет «География России», ветви географии: физическая и экономическая

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны

Эврестическая беседа с использованием карт атласа

с.3-8




Часть I. Россия на карте мира

11






















  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» iconРабочая программа учителя географии 8 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...

Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» iconРабочая программа учителя географии 9 класс «География России. Природа, население, хозяйство»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...

Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» iconРабочая программа педагога черепановой Ирины Юрьевны По учебному...
Рабочая программа учебного курса «география природа и хозяйство» для 9 класса составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» iconРабочая программа учебного курса География 8класс Составитель: учитель...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» iconРабочая программа курса «география россии»
...

Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» iconРабочая программа по курсу География России / Природа / для 8 класса на 2011 2012 учебный год
Основной учебник: Баринова И. И. География России. Природа. Из дом «Дрофа» 2001 – 2005 гг

Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» iconРабочая программа «География. Начальный курс» 6 класс. Составитель:...
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» iconПояснительная записка. Рабочая программ составлена на основе авторской...
Рабочая программ составлена на основе авторской программы Бариновой И. И. «География России. Природа. 8 класс» и учебника И. И. Бариновой...

Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» iconРабочая учебная программа по географии курса «География материков и океанов»
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов

Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» iconРабочая программа по курсу «география» 8 класс
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru