Рабочая программа по предмету «География»




Скачать 204.4 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «География»
Дата публикации11.08.2013
Размер204.4 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > География > Рабочая программа







«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №40»

__________(О.П. Кузнецова)

«____»_____________2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «География»

9 класс
Рассмотрена на заседании МО учителей естествознания.

Протокол № 1 от 29.08.2012.
Разработчик:

Лимасова Марина Павловна

учитель географии

2012-2013 учебный год
Пояснительная записка

За основу создания рабочей программы по географии в 9-м классе взят сборник программ для общеобразовательных учреждений – География 6-11 классы / автор-составитель В.И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 г. Авторы программы для 9 класса: «География России. Население и хозяйство» И. И. Баринова, В.П. Дронов. Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неделю. Количество часов по базисному учебному плану – 68 часов из расчёта 2 часа в неделю

Программа курса разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования. В курс 9 класса включены 32 практические работы.

В структурном соотношении курс «География России» состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые подразделяются на введение и шесть разделов: «Россия на карте мира», «Природа России», «Население России», «Хозяйство России», «География крупных регионов России», «Россия в современном мире».

В связи с трудностью изучения материала и большим объемом в некоторых разделах было произведена корректировка за счет объединения отдельных тем и выделения большего числа часов на более сложные разделы.
Цель и задачи курса.

Главная цель данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально–ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

- сформировать географический обзор своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

- сформировать представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а так же умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления.


Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел

Количество часов

По программе

Корректировка

С учетом корректировки

1.

Тема: Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.

2

+ 2

4

2.

Тема: Население

10

- 2

8

3.

Раздел: Хозяйство России

16

+ 8

24

4.

Раздел: Региональная часть курса

40

- 11

29

5.

Резервное время

-

3

3

Всего




68

-

68


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

  1. Называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии России;

- субъекты Российской Федерации;

- пограничные государства;

- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

- границы часовых поясов;

- распределение рек страны по бассейнам океанов;

- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

- народы, наиболее распространенные языки, религии;

- примеры рационального и нерационального размещения промышленности;

2. Определять (измерять):

- географическое положение объектов;

- разницу в поясном времени территорий;

- погоду по синоптической карте;

-параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

- особенности быта и религий отдельных народов.

4. Объяснять:

- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

5. Оценивать и прогнозировать:

- природно-ресурсный потенциал страны, региона;

- экологическую ситуацию в стране, регионе;

- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развития системы городских поселений;

- развитие проблемы хозяйства районов страны своего региона и своей местности.

График контроля над знаниями умениями и навыками


п/п

Раздел/тема

Форма контроля

Класс

Дата проведения

1.

Тема. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Проверочная работа

9

февраль

2.

Тема. Региональная часть курса

Проверочная работа

9

апрель



Тематическое поурочное планирование по географии России

на 2012-2013 учебный год

9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Название программы: «География России. Население и хозяйство» 9 класс. Авторы: И. И. Баринова, В.П. Дронов.

Название издания: Программа для общеобразовательных учреждений - География 6-11 классы / автор-составитель В.И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 г.

Учебник: «География России. Население и хозяйство».

Авторы учебника: В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2010.

№ п/п

Содержание темы

Домашнее задание

Практические работы


1.
2.
3.

4.

5.
6.
7.


8.
9.


10.

11.
12.

13.

14.

15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.

23.
24.
25.
26.

27.

28.

29.

30.

31.
32.


33.
34.
35.
36.

37.


38.
39.
40.

41.
42.
43.

44.
45.
46.

47.
48.

49.
50.
51.

52.

53.

54.

55.
56.
57.


58.


59.
60.


61.

62.

63.
64.


65.

Тема. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.(4ч)

Урок 1. Что изучает экономическая и социальная география России.

Урок 2.Федеративное устройство и административно – территориальное деление.

Урок 3. Государственная территория России.

Урок 4. Географическое положение и границы.
Тема. Население (8ч)

Урок 5. Исторические особенности заселения и освоения территории России.

Урок 6. Численность населения и его естественное движение.

Урок 7. Возрастной и половой состав населения. Профилактика ВИЧ.

Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения.

Урок 8. Географические особенности размещения населения. Зоны расселения. Городское и сельское население


Урок 9. Национальный состав. Многонациональные проблемы. География религий.

Урок 10. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Изменение структуры занятости населения. Проблема безработицы.

Урок 11. Географические различия в уровне жизни населения России.

Урок 12. Урок обобщающего повторения по теме «Население».
Хозяйство России (24 ч)

Тема. Экономика Российской Федерации.

Историко-географические особенности формирования хозяйства России. Экономические системы.

Урок 13. Особенности структуры экономики России.

Урок 14. Проблемы развития хозяйства России.

Урок 15. Особенности современного этапа.

Природно-ресурсный потенциал России.
Тема. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Урок 16. Научный комплекс, его значение, состав. География науки. Технополисы.

Урок 17. Машиностроительный комплекс, его значение, отраслевой состав, факторы размещения.

Урок 18. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей.

Урок 19. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Урок 20. Топливно-энергетический комплекс, его состав, значение, особенности комплекса

Урок 21. Нефтяная и газовая промышленность. Районы добычи, проблемы.


Урок 22. Угольная промышленность

Урок 23. Электроэнергетика. Формирование энергосистем.

Урок 24. Комплексы, производящие конструкционные материалы. Металлургический комплекс.

Урок 25.Черная металлургия, типы предприятий, факторы размещения.

Урок 26. Цветная металлургия, факторы размещения.

Урок 27. Особенности географии металлургии черных и цветных металлов. Металлургические базы.
Урок 28. Химико-лесной комплекс, состав и значение, факторы размещения.


Урок 29. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.

Урок 30. Агропромышленный комплекс, место в хозяйстве и значение, состав.
Урок 31. Сельскохозяйственное производство. Земледелие и животноводство.

Урок 32. Легкая и пищевая промышленность. Современный проблемы АПК.

Урок 33. Инфраструктурный комплекс. Связь. Сфера обслуживания.

Урок 34. Транспорт. Сухопутный, водный и воздушный транспорт.

Урок 35. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы.

Урок 36. Обобщающее повторение темы «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география».
Региональная часть курса (29ч)

Тема: Общественная организация крупных регионов России. Территориальная организация и районирование России.

Урок 37. Экономическое районирование, принципы. Федеральные округа. Проблемы.
Тема: Западный макрорегион – Европейская Россия.

Урок 38. Географическое положение. Особенности истории и хозяйства.

Урок 39. Центральная Россия: состав, ЭГП, природные ресурсы.

Урок 40. Центральная Россия; заселение, его особенности. Население и хозяйство.
Урок 41. Москва-столица России. Города, их проблемы. Очаги старинных промыслов.

Урок 42. Европейский Северо-Запад: состав, ЭГП, население, хозяйство.

Урок 43. Санкт - Петербург - северная столица России.

Урок 44. Европейский Север: состав, ЭГП, природные условия и ресурсы.

Урок 45. Население.
Урок 46. Хозяйство Европейского Севера.

Урок 47. Европейский Юг: состав, ЭГП, природные условия и ресурсы.

Урок 48. Население.

Урок 49. Хозяйство. Проблемы региона.
Урок 50. Поволжье: состав, ЭГП, природные ресурсы. Население.

Урок 51. Хозяйство Поволжья. Экологические и водные проблемы.

Урок 52. Урал. Состав и границы, ЭГП. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы.
Урок 53. Население.

Урок 54. География и проблемы современного хозяйства Урала.


Тема. Восточный макрорегион - Азиатская Россия.

Урок 55. Общая характеристика. ГП, разнообразие природных условий. Проблемы региона.

Урок 56. Сибирь. Границы природные ресурсы население

Урок 57. Западная Сибирь. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Урок 58. Хозяйство. Экономические, социальные и экологические проблемы.

Урок 59. Восточная Сибирь: состав, ЭГП, природные ресурсы. Коренные народы.

Урок 60. Хозяйство Восточной Сибири.


Урок 61. Особенности транспорта. БАМ. Природно-хозяйственные районы.


Урок 62. Дальний Восток: состав, ЭГП, население. Природные ресурсы.

Урок 63. Отрасли хозяйства Дальнего Востока. Основные проблемы региона.

Урок 64. Проблемы свободных экономических зон. Владивосток.
Тема. Россия в современном мире.

Урок 65. Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья.

Взаимосвязи России с другими странами мира.



Стр. 3
§ 1
§ 2,3

§ 4

§ 5.
§ 6.

§ 8.

§ 9.
§ 7.


§ 9


§ 10

§ 12

§ 11

§13
§14-15
§16
§17
§18
§19

§19

§20
§21-

§22

§23
§24


§25

§26-27

§28

§29
§30


§31,34
§32
§33

§35


§36
§37
§38

§39-

§41

§42

§42


§43
§44
§45

§46
§47

§48
§49-50

§51

§52

§53

§54

§55
§56
§57


§58


§58
§58

§59

§59

§60


Пр.раб.№15. Прогнозирование динамики численности населения России.

Пр.раб.№15. Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов.

Пр.раб. №16. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным деление РФ.

Пр.раб.№17. Определение по картам и статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

Проверочная работа.

Пр.раб. № 18.Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Пр.раб. № 19. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Пр.раб. № 20. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам


Пр.раб. № 22. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

Пр.раб. № 21. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

Пр.раб. № 23. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Пр.раб. № 24. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Пр.раб. №25. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

Проверочная работа по теме.

Пр.раб. № 26. Моделирование вариантов нового районирования России.

Прак.раб. № 29. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Пр.раб. № 28. Составление картосхемы размещения народных промыслов в Центральной России.

Пр.раб.№27. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт - Петербурга.

Пр.раб. № 31. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Пр.раб. № 30. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.

Пр.раб. № 33. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Пр.раб. № 34. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения.

Пр.раб. № 32. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Пр.раб. № 35. Экологические и водные проблемы Волги - оценка и пути решения.

Пр.раб.№ 36. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат – картосхема.

Пр.раб. № 37. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

Пр.раб. № 38. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

Пр.раб. № 39. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направление транспортировки топлива, экологические проблемы.

Пр.раб. № 40. Разработка по картам туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Пр.раб. № 42. Оценка особенностей природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

Пр.раб. № 41. Составление характеристики Норильского промышленного узла: ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязи, промышленные центры.

Пр. раб. № 43. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых ж/д по Сибири и Дальнему Востоку.

Пр.раб .№ 44. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них. Составление прогноза размещения новых ТПК.

Пр.раб. № 45. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

Пр.раб. № 46. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.

Проверочная работа по теме.



Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Слайды «Географическая картина мира»:

- ландшафты Земли

- минералы и горные породы

- стихии Земли;

2. Карты:

- комплект карт для географии России (природа) 8 класс

- комплект карт для географии России (население и хозяйство)9 класс

- географический атлас школьника;

3. Учебно-познавательная литература по географии;

4. Коллекция горных пород и минералов;

5. Раздаточный материал;

6. Гербарии растений природных зон;

7. Интерактивные карты «География России» 8 класс;

8. Интерактивные карты «География России» 9 класс;

9. Интерактивный атлас Земли;

10. Электронная энциклопедия России 8 класс;

11. Библиотека электронных наглядных пособий 6-10 класс.

Список литературы:

Учебная литература:

  1. Атлас Вологодской области. Учебно-справочное картографическое пособие для изучение физической и экономической географии Вол. обл./ Под. ред. Е.А. Скупиновой.- 7-е изд., переработ. и доп. –Спб: ФГПУ «Аэрогеодезия», Череповец: ООО «Порт-Апрель», 2007. – 107с.: ил., карт.

  2. География Вологодской области. Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы / Под. ред. Е.А. Скупиновой, О.А. Золотовой. – 8-е изд., переработ. и доп. - Вологда: Учебная литература, 2008.-240 с.: ил.

  3. География. Россия. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – 14-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.: ил., карт.

  4. География России. Население и хозяйство России: 9кл.: Атлас. - М.: Дрофа; ДиК, 2010.- 48с.: ил., карт.

  5. География России. Природа. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова. – 14-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010. – 285,[3] с.: ил., карт.

  6. География России. Природа. 8кл.: Атлас. – 10-е изд., испр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010. – 48 с.: ил., карт.

  7. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004. – 256 с.

  8. Настольная книга учителя географии / Авт.-сост. Н.Н. Петрова, В.И. Сиротин. – М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2002.-302с.: ил.

  9. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9класс.-М.: «ВАКО», 2005, 288с.

  10. Поурочные разработки по географии России: 8класс: к учебнику И.И. Бариновой «География России: 8 класс» / И.И. Баринова.- М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 399, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)


Методическая литература:

1. Баринова И.И.География России. 8-9 кл.: Метод. Пособие / И.И. Баринова, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.: ил., карт.

2. Галкина Л.Б., Золотова О.А. Геологические определители: минералы, горные породы, окаменелости. Учебное пособие / Под. ред Е.А. Скупиновой // Национально-региональный компонент в содержании образования: Сер. «География Вологодской области».- Вологда: Учебная литература, 2006.-56 с.: ил.

3. География: Пособие для поступающих в вузы / В.П. Максаковский, И.И. Баринова, В.П. Дронов и др. – М.: Дрофа, 2003. – 480 с.: ил., карт.

4. География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999. – 336 с.: ил.

5. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах / Е.М. Курашева. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 222, [2] с.

6. Дидактические карточки-задания по географии. 8кл.: к учебнику И.И. Бариновой «География России: Природа. 8класс» / И.И. Баринова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 157, [3] с.: ил., карт.

7. Дюкова С.Е., Петрова Н.Н., Чичерина О.В. География. Тесты. 6-7 кл.: Учебно - метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.: ил., карт.

8. Золотова О.А., Колесова М.Л. Работа с картами на уроках географии. Учебное пособие / Под. ред Е.А. Скупиновой // Национально-региональный компонент в содержании образования: Сер. «География Вологодской области».- Вологда: Учебная литература, 2006.-56 с.

9. Козловский Е.Г., Разумовская О.К. Веселая география. Викторины, ребусы, кроссворды.- В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 144 с., ил.

10. Комиссаров В.В., Золотова О.А., Определитель почв.Учебное пособие / Под. ред Е.А. Скупиновой // Национально-региональный компонент в содержании образования: Сер. «География Вологодской области».- Вологда: Учебная литература, 2006.- 47 с.

11. Максутова Н.К. Ландшафты Вологодской области. Учебное пособие / Под. ред Е.А. Скупиновой // Национально-региональный компонент в содержании образования: Сер. «География Вологодской области».- Вологда: Учебная литература, 2006.-56 с.

12. Пятунина В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.- 192 с.: ил.

13.Сборник заданий и упражнений по географии: 8 класс к учебнику И.И. Бариновой «География России: Природа. 8класс» / И.И. Баринова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 159, [1] с.

14. Солдатова Н.В. Изучение сельского населения. Учебное пособие / Под. ред Е.А. Скупиновой // Национально-региональный компонент в содержании образования: Сер. «География Вологодской области».- Вологда: Учебная литература, 2006.-48 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «География» iconРабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 8 классе (далее Программа) составлена на основе авторской программы Е. М. Домогацких...

Рабочая программа по предмету «География» iconРабочая программа по предмету география для 9 класса базовый уровень...
Рабочая программа по предмету география для 9 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе Программы «География...

Рабочая программа по предмету «География» iconРабочая программа по предмету «география» ( 7 -к класс ) учителя географии
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы

Рабочая программа по предмету «География» iconРабочая программа для 6 класса по предмету география (35 часов в...
Авт сост. Н. В. Болотникова. – 3-е издание с изм. И доп. – М.: Издательство «Глобус», 2010. Рабочая программа ориентирована на использование...

Рабочая программа по предмету «География» iconРабочая программа «География. Начальный курс» 6 класс. Составитель:...
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» составлена на основе следующих документов

Рабочая программа по предмету «География» iconРабочая программа по предмету география Для 9 класса (1 час в неделю, 34 часа в год)
Рабочая программа учебного курса географии для 9 класса составлена на основе федерального компонента

Рабочая программа по предмету «География» iconРабочая программа по курсу «География. Начальный курс» для 6 класса на 2013 -2014 учебный год
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский «География. Физическая география» /Учебник...

Рабочая программа по предмету «География» iconРабочая учебная программа по географии курса «География материков и океанов»
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов

Рабочая программа по предмету «География» iconРабочая программа по предмету география Для 10 класса (1 час в неделю, 35 часов в год)
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии

Рабочая программа по предмету «География» iconРабочая программа педагога черепановой Ирины Юрьевны По учебному...
Рабочая программа учебного курса «география природа и хозяйство» для 9 класса составлена на основе следующих документов


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru