Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг




Скачать 190.33 Kb.
НазваниеПрофилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг
Дата публикации23.03.2014
Размер190.33 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > География > Документы

Профилирование безработных граждан
как инструмент повышения качества
посреднических услуг

Г. А. Заводовский, С. И. Матвеева

Управление Федеральной государственной службы занятости населения
по Республике Карелия, г. Петрозаводск
depzan@onego.ru


Внедрение процедуры профилирования безработных граждан в Карелии началось c декабря 2003 года, когда республиканской службой занятости населения был разработан и утвержден «Временный порядок работы специалистов центра занятости населения по организации и проведению профилирования безработных граждан», определены четыре «пилотных» центра занятости населения (Петрозаводский, Кондопожский и Сортавальский городские, а также Пряжинский районный), которые с 2004 года начали его практическую реализацию.

С учетом положительного опыта работы, а также автоматизации процедуры профилирования безработных граждан в программном комплексе «Катарсис» с IV квартала 2004 года технология профилирования была внедрена в остальных центрах занятости населения республики.

В течение 2005 года профилированием в республике были охвачены 32265 человек, что составило 99,2% от числа всех граждан, признанных безработными в этом периоде.

Главной причиной достаточно оперативного внедрения технологии профилирования в практику работы республиканской службы занятости стало нарастание сложностей в трудоустройстве значительной части безработных, обусловленное, с одной стороны, ростом требований к качеству рабочей силы на рынке труда, а с другой – неспособностью службы занятости быстро и качественно исследовать основной объект своей деятельности – безработных граждан.

В этой связи необходимо напомнить, что важнейшими принципами организации работы в центрах занятости населения по содействию в трудоустройстве являются индивидуальный подход к безработным гражданам и минимизация времени их трудоустройства.

В то же время в арсенале центров имеется целый ряд направлений работы, нацеленных на ускоренную психологическую, социальную, профессиональную и трудовую реабилитацию безработных, а именно: психологическая поддержка и профессиональная ориентация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации; организация общественных работ; организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы; социальная адаптация; содействие самозанятости.

Технологическим базовым звеном, объединяющим в единое целое вышеуказанные принципы организации и направления работы центров, стала процедура профилирования безработных граждан. В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» термин «профилирование» определен как «распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда».

В практической плоскости процедура профилирования представляет технологию идентификации положения безработного гражданина на рынке труда (путем анкетирования) и выбора наиболее подходящей для него программы дальнейшей работы центра по его социальной, профессиональной и трудовой реабилитации.

Распределение безработных граждан по профильным группам осуществляется с учетом индивидуальных характеристик, отражающих их потенциал и мотивацию трудоустройства. В интегрированном виде профильные группы выглядят следующим образом:

группа «А» – наиболее активные в поиске работы граждане, имеющие высокий уровень профессиональной востребованности и мотивации к труду;

группа «БП» – граждане, имеющие высокую мотивацию к труду, но ограниченную профессиональную востребованность;

группа «БМ» – граждане, имеющие высокую профессиональную востребованность, но слабую мотивацию к труду;

группа «В» – очень пассивные безработные, невостребованные на рынке труда.

Профилирование, проведенное в 2005 году в Республике Карелия, показало, что подавляющая часть безработных принадлежит к группе «БП» и «В» (79,5%) и нуждается со стороны службы занятости населения в реализации дополнительных мер по их адаптации к требованиям рынка труда. Распределение безработных граждан по профильным группам в 2005 году представлено на рисунке 1.


Рис. 1. Распределение безработных граждан по профильным группам



В разрезе районов распределение безработных граждан по профильным группам за 2005 год представлено в таблице 1.

Представленное распределение безработных граждан отчетливо показывает наличие существенных территориальных отличий профильного состава безработных граждан. Особенно это заметно по доли безработных граждан, имеющих профильную группу «В». В относительно благополучных регионах республики (города Петрозаводск, Костомукша, Сортавала) эта доля не превышала четверти безработных граждан. Увеличение доли безработных группы «В» в два и более раза наблюдалось в районах, где безработица приняла долговременный, застойный характер, что, безусловно, сказалось на росте доли пассивных безработных граждан (Калевальский, Лоухский, Беломорский, Муезерский районы), или в районах, где имеются рабочие места на ведущих градообразующих предприятиях, недоступные в силу различных причин для значительной части безработных граждан (Суоярвский, Сегежский, Кондопожский районы).
Таблица 1

ГУ ЦЗН

Признано безработными


Всего,
чел.

из них присвоена профильная группа

всего

в т.ч. по группам

чел.

%*

А

БП

БМ

В

чел.

%**

чел.

%**

чел.

%**

чел.

%**

Беломорского р-на

2637

2633

99,8

48

1,8

1000

38,0

405

15,4

1180

44,8

Калевальского
национального р-на

1255

1200

95,6

16

1,3

410

34,2

154

12,8

620

51,7

Кемского р-на

1387

1367

98,6

42

3,1

766

56,0

275

20,1

284

20,8

Кондопожского р-на

2696

2696

100,0

129

4,8

1008

37,4

314

11,6

1245

46,2

г. Костомукша

810

782

96,5

36

4,6

417

53,3

163

20,8

166

21,2

Лахденпохского р-на

425

411

96,7

9

2,2

173

42,1

97

23,6

132

32,1

Лоухского р-на

1657

1595

96,3

18

1,1

655

41,1

205

12,9

717

45,0

Медвежьегорского
р-на

2233

2224

99,6

39

1,8

1280

57,6

322

14,5

583

26,2

Муезерского р-на

947

946

99,9

4

0,4

193

20,4

244

25,8

505

53,4

Олонецкого р-на

1361

1359

99,9

45

3,3

687

50,6

139

10,2

488

35,9

г. Петрозаводск

5726

5726

100,0

123

2,1

2528

44,1

1729

30,2

1346

23,5

Питкярантского р-на

1692

1692

100,0

30

1,8

744

44,0

303

17,9

615

36,3

Прионежского р-на

1306

1306

100,0

101

7,7

667

51,1

173

13,2

365

27,9

Пряжинского р-на

887

887

100,0

11

1,2

376

42,4

127

14,3

373

42,1

Пудожского р-на

3423

3400

99,3

26

0,8

1728

50,8

521

15,3

1125

33,1

Сегежского р-на

2494

2480

99,4

31

1,3

608

24,5

404

16,3

1437

57,9

г. Сортавала

1047

1047

100,0

12

1,1

537

51,3

253

24,2

245

23,4

Суоярвского р-на

532

514

96,6

7

1,4

149

29,0

34

6,6

324

63,0

Республики Карелия

32515

32265

99,2

727

2,3

13926

43,1

5862

18,2

11750

36,4

* Доля признанных безработными, имеющими профильную группу, от общего количества признанных безработными в отчетном периоде в районе.

** Доля безработных, имеющих конкретную профильную группу, от общего количества признанных безработными, имеющими профильную группу в отчетном периоде в районе.

Неоднородность районных рынков труда подчеркивает состояние республиканского банка вакансий. В течение 2005 года в органы государственной службы занятости населения работодателями было заявлено 36943 вакантных рабочих места, из них 11057 единиц (29,9%) – в рамках реализации активных программ занятости. В ряде районов с высоким уровнем безработицы (Беломорском, Калевальском, Муезерском, Пудожском) доля таких временных вакансий превышала 50%. Сведения о вакансиях, заявленных в органы республиканской службы занятости населения в 2005 году, представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Сведения о вакансиях, заявленных в органы республиканской
службы занятости населения в 2005 году



Трудовые ресурсы на регистрируемом рынке труда с учетом принципиальных особенностей профильных групп можно представить в виде двух обобщенных групп.

Первая имеет профессиональный потенциал и не требует дополнительных затрат на оказание содействия в трудоустройстве (профильные группы «А» + «БМ»). В основном (около 70%) это городские жители. На регистрируемом рынке труда доля безработных граждан, представляющих профессиональный кадровый ресурс, в среднем по республике составила в 2005 году 20,5% (г. Костомукша – 25,4%, г. Петрозаводск – 32,3%, г. Сортавала – 25,3%).

В число наиболее активных и востребованных на рынке труда граждан (группа «А») было отнесено 727 человек, или 2,3% от числа признанных безработными (в разрезе районов – от 0,4 до 7,7%). Немногочисленность этой группы закономерна, поскольку вероятность трудоустройства конкурентоспособных граждан в первые десять дней с момента обращения в службу занятости населения (до присвоения статуса безработного) достаточна высока. Так, в 2005 году было признано безработными от числа обратившихся в службу занятости (без учета несовершеннолетних граждан, участников программы «Трудовая адаптация») в городах: Петрозаводск – 65,2%, Сортавала – 58,6%, Костомукша – 70,7%, в Лахденпохском районе – 63,1%. Эти показатели косвенно подтверждают, что 30-40% ищущих работу граждан нашли работу в первые десять дней с момента обращения в службу. В районах с высоким уровнем безработицы доля граждан, признанных безработными, значительно выше: в Калевальском национальном районе – 92,9%, в Беломорском районе – 93%, в Пудожском районе – 88,9%. Можно предположить, что в указанных районах только 7-12% ищущих работу граждан нашли работу в первые десять дней с момента обращения в службу. В этой связи логично было бы увидеть более многочисленную группу «А» среди безработных данных районов, но результаты профилирования этого не обнаруживают. Таким образом, можно сделать вывод, что или активные граждане, востребованные на рынке труда в районах с высоким уровнем безработицы и ограниченным числом вакансий, ищут работу самостоятельно, не обращаясь в центр занятости населения за содействием, или работающие граждане более осторожно относятся к смене места работы и не выходят на открытый рынок труда.

К числу безработных граждан, имеющих профессиональный потенциал, но ослабленную мотивацию к труду (группа «БМ»), было отнесено 5862 человека, или 18,2% (в разрезе районов – от 6,6 до 30,2%). Необходимо отметить, что доля граждан, имеющих профессиональные навыки, но не спешащих возобновить трудовую деятельность, значительно выше среднереспубликанского значения в регионах с благополучной ситуацией на рынке труда. Например, в городе Петрозаводске (36% от всех заявленных в республике вакансий) доля безработных группы «БМ» достигла 30,2%, в приграничных районах с налаженным приграничным бизнесом она составила в г. Сортавала – 24,2%, в г. Костомукша – 20,8%, в Лахденпохском районе – 23,6%.

Вторая обобщенная группа – безработные, не востребованные на рынке труда в силу низкого профессионального потенциала и требующие значительных затрат со стороны органов занятости (профильные группы «БП» + «В»). Из них желающие найти работу (группа «БП») составили самую многочисленную группу – 43,1% (13926 человек), в том числе в возрасте 16-29 лет 51,9% (7230 человек). Имеющие низкую мотивацию к труду (группа «В») – 36,4% (11750 человек), из них в возрасте 16-29 лет – 37,0% (4348 человек). В итоге во всех центрах безработные граждане с низким профессиональным потенциалом составили абсолютное большинство от числа зарегистрированных безработных. Задача службы занятости – посредством активной политки максимально приблизить потенциал трудоустройства таких клиентов к уровню тех, кто успешно ищет работу самостоятельно.

Распределение безработных граждан, объединенных наличием или отсутствием профессионального потенциала, в разрезе районов представлено на рисунке 3.



Рис. 3. Распределение безработных граждан по обобщенным группам
в 2005 году



Из представленных данных отчетливо видно, что доля безработных граждан, имеющих достаточно высокий профессиональный потенциал, хотя и выше в районах с благоприятной обстановкой, чем в районах со сложной ситуацией на рынке труда, но разница эта незначительна. Основными клиентами службы занятости населения во всех районах являются безработные граждане, не востребованные на рынке труда в силу низкого профессионального уровня.

Результаты исследований показывают, что профилирование является для центров и всей службы занятости населения не только технологией «сортировки» безработных граждан с целью организации дальнейшей работы с ними, но и процедурой, лежащей в основе формирования информационной базы для анализа реального положения дел на рынке труда и, соответственно, в основе разработки и реализации оптимальных мер, направленных на стабилизацию ситуации с безработицей. При этом необходимо отметить, что отнесение безработных граждан к той или иной социально-психологической группе, безусловно, имеет некоторую погрешность, величина которой определяется субъективными факторами (опыт специалистов, поведение клиентов и т. д.). Как показывает практика, эта погрешность снижается по мере накопления опыта работы центрами занятости населения и совершенствования методического сопровождения программы со стороны Управления.

Степень воздействия любой технологии на тот или иной процесс характеризуется теми изменениями, которые она оказывает на итоговый результат. В нашей ситуации, когда технология профилирования работала в течение одного года, очень сложно в полной мере оценить степень воздействия процесса профилирования на улучшение качественных показателей работы службы занятости населения. Однако если взять за критерий оценки изменения за период 2004-2005 гг. ряда показателей, характеризующих качество посреднических услуг, то получается следующая динамика:

  • средняя продолжительность регистрируемой безработицы в 2005 году составляла 4,08 мес., что на 0,16 мес. меньше, чем за соответствующий период 2004 года (4,24 мес.);

  • в 2005 году доля безработных граждан, трудоустроенных в течение от 1 до 4 месяцев со дня присвоения им статуса безработного (% к общему количеству безработных граждан, нашедших работу за год), увеличилась по отношению к 2004 году в районах республики с более благоприятной обстановкой на рынке труда:

    • в г. Петрозаводске – на 0,5%;

    • в г. Костомукша – на 5,8%;

    • в Кемском районе – на 3,7%;

    • в Лахденпохском районе – на 1,5%;

    • в Олонецком районе – на 0,9%;

    • в Питкярантском районе – на 5,8%;

    • в Прионежском районе – на 4,8%;

    • в Пряжинском районе – на 6,3%;

  • в 2005 году доля безработных граждан, трудоустроенных в течение от 4 до 8 месяцев со дня присвоения им статуса безработного (% к общему количеству безработных граждан, нашедших работу за год), увеличилась по отношению к 2004 году в среднем по республике на 5,8% .

Позитивное влияние применения процедуры профилирования на организацию работы по содействию в трудоустройстве безработных граждан косвенно подтверждает тот факт, что с помощью службы занятости населения, несмотря на сохраняющиеся проблемы на региональном рынке труда, в 2005 году нашли доходное занятие 14215 безработных граждан, что почти на 12% выше показателя 2004 года (12766 человек), когда технология профилирования применялась только в четырех центрах, и на 17% выше показателя 2003 года (11815 человек).

Результаты работы с безработными гражданами в 2005 году в разрезе профильных групп представлены на рисунках 4 – 7.

Рис. 4. Результаты работы Рис. 5. Результаты работы

с безработными группы «А» с безработными группы «БМ»




Рис. 6. Результаты работы Рис. 7. Результаты работы

с безработными группы «БП» с безработными группы «В»
Как видно из приведенных данных, по всем группам, за исключением группы «В», удалось оказать содействие в занятости (трудоустройство и профессиональная подготовка и переобучение) свыше 55% безработных граждан, что само по себе является неплохим результатом.

В заключение следует отметить, что кроме совершенствования качества посреднических услуг внедрение технологии профилирования в Республике Карелия создало основу аналитической базы для разработки районных и республиканской программ содействия занятости населения на 2007-2010 годы. Апробирован инструмент, позволяющий в достаточно ранние сроки выявить наиболее уязвимые категории безработных, на работу с которыми преимущественно и должна быть нацелена активная политика на рынке труда.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг iconДипломная работа Скрипкина В. А. Тема: «Внедрение системы менеджмента...
«внедрение системы менеджмента качества как инструмент повышения эффективности бизнеса»

Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг icon«Новые технологии как один из механизмов повышения качества и эффективности...
В соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»...

Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг iconДоклад о результатах мониторинга общей удовлетворенности граждан...
Результаты мониторинга общего уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления муниципальных услуг

Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг iconРазвитие рынка телекоммуникационных услуг в россии как условие повышения...
Специальность: 08. 00. 05 – экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...

Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг iconДоклад заместителя директора департамента по труду и занятости населения...
Костромской области Скрипелевой С. А. «О рассмотрении бизнес-планов безработных граждан для выдачи им субсидий на открытие собственного...

Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг iconДоклад заместителя директора департамента по труду и занятости населения...
Костромской области Летунова С. Ф. «О рассмотрении бизнес-планов безработных граждан для выдачи им субсидий на открытие собственного...

Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг icon«Изучение личности ученика как инструмент повышения эффективности...
МС: Итоги мониторинга качества знаний учащихся за первый триместр. Результаты школьного тура олимпиады школьников. Уровень владения...

Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг iconФормирование социальной стратегии как фактора повышения качества...
Российской Федерации минимально необходимым комплексом услуг. В статье также предложены подходы к финансированию государством предоставления...

Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг icon│ │законных прав и интересов │
Ленинградской области, повышения качества и безопасности товаров, работ и услуг, обеспечения контроля органами местного самоуправления...

Профилирование безработных граждан как инструмент повышения качества посреднических услуг icon«Мониторинг как повышения качества образования»
Выступление на районном семинаре заместителей директоров Буинского района и г. Буинска рт по теме: «Мониторинг как повышения качества...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru