«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов»




Название«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов»
страница1/4
Дата публикации24.07.2013
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Краснокустовская основная общеобразовательная школа»

посёлок Красный куст, Судогодский район

Обобщение опыта

по теме:
« Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов»
Выполнила

Шилина Тамара Александровна

учитель начальных классов

2011 г.




1. Условия возникновения и становления опыта.

Работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтаем о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческим людьми. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний важнее научить «хотеть учиться».

В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». В Концепции модернизации российского образования определены основные направления совершенствования образовательной среды, а одной из приоритетных задач становится обеспечение полноценной самореализации учащихся. Рассматривая проблемы качества и доступности современного начального образования, мы отмечаем, что социальный заказ школе изменился: мы отходим от традиционной характеристики качества – уровень полученных знаний и ориентируемся на иной результат образования – компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни, к профессиональному и личностному росту.

Проведённый анализ научной литературы показывает, что в педагогике идёт поиск эффективной программы формирования ценностных компетенций. Они связаны с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. От них зависит программа жизнедеятельности ученика в целом. Всё это обусловило выбор проблемы - формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов.

Я работаю в начальной школе 14-ый год. С 2003 года разрабатываю тему интеграции содержания предметов естественнонаучного и эстетического циклов, которая была одобрена на районном семинаре и рекомендована для продолжения и углубления.

За это время составлено примерное тематическое планирование интегрированных блоков для 1-4 классов, разработаны интегрированные уроки и внеклассные мероприятия.

Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук, и создает оптимальные условия для развития мышления учащихся, повышает и развивает интерес учащихся к предметам. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает такие компетенции как активность, критичность, организованность мышления.

2. Актуальность и перспективность опыта.

В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:

- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;

- к интеллектуально-физическому развитию, т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям;

- к способности мыслить и действовать творчески.

Стандарты устанавливают требования не только к предметным результатам, но и к личностным качествам, которым отдаётся предпочтение. В основе такого подхода лежит не изучаемый предмет, а ученик, которого мы развиваем. Формируем из него индивидуальность. Ребёнок – центр развития, а предмет – средство, с помощью которого мы развиваем ребёнка. Подобные акценты заставляют по-новому взглянуть на цель образовательного процесса – приоритетное развитие личности. Как же измерить результаты такого развития? Личностные результаты включают в себя систему ценностных ориентаций ученика. Какая же деятельность обеспечит личностное развитие учащегося? Конечно же, это творческая деятельность, формирующая эмоционально-ценностное видение мира и личную систему ценностей.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности, компетенций.

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.

В содержании планируемых результатов отражены ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального общего образования, сформулированных в требованиях стандарта:

- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Объединение содержания предметов «Изобразительная деятельность», « Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир» может стать инструментом для решения проблемы передачи эмоционально-ценностного опыта, необходимого для формирования ценностных компетенций.

Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

3. Ведущая педагогическая идея.

Одной из основных идей компетентностного подхода заключается в том, что компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.

Суть этого подхода в том, что цели обучения представляют собой триаду — «умение действовать», «умение быть» и «умение жить».

Как показывает опыт, именно компетентностный подход помогает повысить мотивацию ребёнка к обучению, понять для чего он учиться и ощутить свою значимость в этом мире.

Тема «Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов».

Цель: создание условий для формирования ценностных компетенций у младших школьников.

Эффективное формирование ценностных компетенций возможно при следующих условиях:

  • Использование технологии интегрированного обучения.

  • Использование транспредметной интеграции как одной из форм организации учебного процесса.

  • Составление тематического планирования интегрированных блоков.

  • Использование механизма создания художественного образа.

  • Организация личного опыта общения детей с природными объектами.

  • Расширение опыта творческой речевой и изобразительной деятельности.

4. Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в том, что расширяется спектр индивидуальных образовательных возможностей, для творческой самореализации ребёнка и самообразования и происходит развитие независимого творческого мышления.

5. Теоретическая база опыта.

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них.

В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

По мнению Хуторского А. В. компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Структура понятия "компетенция" включает следующие компоненты:

  • знания (набор фактов, требуемых для выполнения работы. интеллектуальный контекст, в котором работает человек);

  • навыки (владение средствами и методами выполнения определенной задачи; навыки проявляются в широком диапазоне от физической силы и сноровки до специализированного обучения);

  • способность (врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу);

  • стереотипы поведения (видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи, включающие в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители);

  • усилия (сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов).

В целом понятие «компетентность ученика» можно определить как совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Исходя из компетентностного подхода в образовании можно выделить группы компетенций обучающегося, которые он приобретает в процессе обучения. Эти компетенции мы будем называть ключевыми компетенциями. Эти компетенции наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости и их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета.

  1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

  2. Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

  3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

  4. Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

  5. Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

  6. Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

  7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Цели формирования у школьников ключевых компетенций достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через организацию школьной жизни, через её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Даже собственно предметная интеграция уже не может ограничиться традиционными межпредметными связями, а должна выстраиваться по нескольким линиям, что предполагает формирование той или иной ключевой компетенции во взаимодействии.

Компетентностный подход и межпредметная интеграция осуществляется посредством:

-учебных предметов одной образовательной области;

- учебных предметов различных образовательных областей;

-классно-урочной и внеурочной/ внеклассной деятельности по предмету;

- основного образования по предмету и дополнительного образования (кружки, студии, секции, мастерские, и т.д.);

-учебной деятельности по предмету и внеучебной деятельности учащихся и классного коллектива;

- школьной и внешкольной деятельности учащихся.

Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Одной классно-урочной деятельности недостаточно для формирования ключевых компетенций . В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку. Она по возможности должна быть организована как групповая деятельность, в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт при одновременном сведении к минимуму индивидуальных и фронтальных бесед классного руководителя с учащимися, докладов и сообщений на тематических классных часах, пассивного посещения классом объектов и учреждений культуры и тому подобных фронтально- индивидуальных и «некомпетентностных» форм работы.

Построение урока по учебнику, на основе текстов, вопросов и заданий, содержащихся в нем, в условиях компетентностного подхода оказывается совершенно непригодным. При подготовке к уроку чаще всего требуется принципиально иной отбор содержания, включая вопросы и задания. Учебник, конечно, может использоваться, но лишь как одно из вспомогательных учебных или справочных пособий. Более соответствует компетентностному подходу использование одновременно двух-трех учебников различных авторов по одному и тому же курсу. Это позволяет учащимся сопоставлять и анализировать различные авторские подходы к изложению одно и той же темы.

Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути, сторонники которой обосновывали такое отстранение спецификой отечественных традиций. Однако стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. В этом смысле не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании. Разумеется, при конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать реальную ситуацию. Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Опираясь на проведённые исследования учёных (Тришина С. В., Хуторской А. В., Краевский В. В.) , можно выделить следующие группы ключевых компетенций, предполагающих умения: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные, природоведческие и здоровьесберегающие.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» iconФормирование целостного восприятия окружающего мира через интеграцию учебных предметов

«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания школьников через интеграцию...
Духовно-нравственное воспитание школьников через интеграцию уроков литературы и краеведения

«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» iconОрганизационного заседания творческой группы Тема: формирование коммуникативных...
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе. Голяева Л. Н

«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» icon"Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе...
Обусловливая поведение личности, нравственное убеждение принимает форму мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности...

«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» iconУрок Тема: Особенности словообразования в русском и английском языках
Цель: Формирование речевой компетенции младших школьников посредством интеграции содержания русского и английского языков

«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» iconАо «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
Формирование когнитивного мышления у младших школьников через развитие критического мышления

«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» iconФормирование образовательных компетенций учащихся в рамках реализации...
Реализация региональной составляющей содержания курса географии чрез внеклассную работу по предмету

«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Целями дисциплины являются формирование социально-личностных, когнитивных, ценностных и коммуникативных компетенций. Осуществлению...

«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» iconДоклад на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников...
На выполнение этой задачи направлены усилия педагогов, методистов, ученых и практиков в области содержания единого учебно-воспитательного...

«Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов» iconПрограмма художественно-эстетического направления для внеурочной...
Оль в формировании ценностных ориентации подрастающего поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru