Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах




Скачать 217.21 Kb.
НазваниеАгро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах
Дата публикации24.01.2014
Размер217.21 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > География > Документы
Информация подготовлена по материалам, логотип группы для вставки

полученным из сети «Интернет» 14.06.2013

Агро-дайджест

ФАО прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах

В 2013-2014 гг. произойдет насыщение мировых рынков продовольственных товаров, в особенности, зерновых, говорится в новом докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций (ФАО) "Продовольственный прогноз".

Стоимость мирового импорта продовольствия в 2013 году по предварительным оценкам составит $1,09 трлн, что близко к уровню прошлого года, но на 13% ниже рекордной отметки 2011 года, говорится в публикуемом раз в полгода докладе по ситуации на глобальных продовольственных рынках. Увеличение импорта рыбной продукции и продукции животноводства происходит на фоне снижения импортных расходов по большинству других продуктов питания, особенно сахара, передает «Финмаркет».

Если прогноз на обильные урожаи в наименее развитых странах, странах с низким доходом и продовольственным дефицитом и странах Африки к югу от Сахары подтвердится, они смогут снизить свои расходы на импорт.

Если, как говорится в докладе, мировой урожай зерна повысится до рекордной отметки в 2 460 млн тонн в 2013 г., цены на зерно могут ослабнуть, а рынки станут более сбалансированными.

Согласно последним оценкам ожидается более устойчивый баланс между глобальным спросом и предложением в новом закупочном сезоне 2013-2014 гг. После относительно нестабильной ситуации и высоких цен в 2012-2013 гг. хорошие прогнозы на урожай и вероятное увеличение мировых запасов могут обеспечить более стабильную ситуацию на рынках и привести к ослаблению цен в новом сезоне, говорится в докладе.

Прогнозируемый рекордный урожай зерна в этом году будет на 6,5% выше по сравнению с уровнем прошлого года, что в немалой степени обусловлено обильным мировым урожаем пшеницы и быстрым восстановлением производства кукурузы в США. Производство риса также должно увеличиться в 2013 г., несмотря на опасения того, что снижение цен может привести к замедлению роста.

Согласно прогнозу, мировое потребление зерна должно вырасти до 2402 млн тонн в 2013-2014, что на 3% превышает аналогичный показатель на 2012-2013 гг. Такой рост объясняется в основном ростом спроса на кукурузу в сфере животноводства и в промышленности в США.

Основываясь на текущих прогнозах, к концу сезонов в 2014 году, мировые запасы зерна могут вырасти на 11% до 569 млн тонн, что является рекордом за последние 12 лет.

Мировой оборот зерна по прогнозам достигнет 306 млн тонн в 2013-2014 гг., что близко к уровню 2012-2013 гг. Снижение оборота пшеницы должно компенсироваться восстановлением торговли кукурузой, тогда как оборот риса останется практически неизменным.

Объем мирового производства сахара в 2012-2013 гг. должен вырасти на 4,8 млн тонн или на 2,8 % и достигнуть 180 млн тонн. Спад производства в Индии, ЕС и Таиланде будет компенсирован за счет увеличения производства в Бразилии, США, Австралии и Китае. Мировой спрос на сахар должен вырасти примерно на 2% в 2012-2013 гг., несмотря на снижение внутренних цен на сахар.

Мировое производство мяса составит 308,2 млн тонн в 2013 году, то есть увеличится на 1,4 % по сравнению с 2012 г. Производители во многих странах продолжают сталкиваться с высокими ценами на корма, однако они начали снижаться в 2012 г., и эта тенденция может продолжиться в 2013 г.

Мировые цены на молочную продукцию продемонстрировали сильный рост в течение первых четырех месяцев 2013 г., особенно в марте и апреле, и, согласно прогнозам, цены останутся высокими в течение нескольких последующих месяцев. Основная причина повышения цен кроется в резком падении производства молока в Новой Зеландии.

Мировое производство, согласно прогнозам, должно достигнуть нового рекордного уровня в 2013 г., объем производства впервые превысит 160 млн тонн. Среднегодовое потребление рыбы в мире приближается к 20 кг на душу населения, при этом доля продукции аквакультуры приближается к 50%.

Прогнозы по восстановлению мирового производства растительных масел на 2012-2013 гг. в совокупности с замедлением роста спроса привели к ослаблению мировых цен. Неплохие предварительные прогнозы по производству на 2013-2014 гг. свидетельствуют о более стабильном соотношении между мировым спросом и предложением, а, следовательно, об общем ослаблении цен.

Аграрное Обозрение
Цены на ячмень будут формироваться из расчета 7,2-8,4 рубля за тонну.

Первые ценовые оценки ячменя нового урожая, с уборки которого в России начинается жатва, пока на 1-2 тыс. рублей ниже текущего уровня и составляют 7,2-8,4 тыс. рублей за тонну, считает генеральный директор ООО "ПроЗерно" Владимир Петриченко.

Таким образом, отметил он, укрепление цен на фуражный ячмень и другие зерновые культуры, которое произошло после длительного и серьезного падения, нельзя назвать уверенным.

В.Петриченко сообщил, что на первой неделе июня существенных изменений в развитии конъюнктуры внутреннего зернового рынка России не произошло. В большинстве регионов европейской России и Западной Сибири спрос на продовольственную пшеницу оставался повышенным, что приводило к подъему цен на старый урожай. "В середине июня индексы цен будут смешанными - вместе с ценами спроса-предложения на зерно старого урожая будут присутствовать ценовые показатели урожая-2013", - сказал он.

По его данным, на минувшей неделе цены на пшеницу 3-го класса несколько повысились, больше всего в Сибири - на 85 рублей за тонну (до 8 733 рубля). В Черноземье и на Урале движение вверх было слабым - на 30-40 рублей за тонну (до 9 138 и 8 650 рублей соответственно). В центре и Поволжье цены не изменились.

Цены на пшеницу 4-го класса больше всего повысились на Урале - на 115 рублей за тонну (до 8 438 рублей). В Сибири рост составил 50 рублей за тонну, в центре, Черноземье и на юге - 15 рублей. В Поволжье отмечено небольшое снижение цен на это зерно.

Пшеница 5-го класса в целом подорожала, если не считать снижения цен в Черноземье на 40 рублей за тонну (до 8 813 рублей). Цены на фуражный ячмень из-за близости уборки нового урожая снизились на юге пока на 65 рублей за тонну (до 8 050 рублей). В других регионах отмечен рост. В центре и Поволжье на 90-115 рублей за тонну, в Сибири, Черноземье и на Урале - на 15-40 рублей.

Цены на продовольственную рожь снизились в центре и Черноземье на 20-30 рублей за тонну, в Поволжье укрепились на 15 рублей, в остальных регионах не изменились. Цены на кукурузу везде умеренно подросли - в центре и Поволжье на 50 рублей за тонну, в Черноземье - на 40 рублей, на юге - на 85 рублей.

Крестьянские Ведомости
Импорт угрожает российским производителям.

В Петербурге неуклонно растет цена на хлеб. Так, по данным Петростата, за последний год стоимость хлебобулочных изделий из пшеницы выросла на 11%. Цена же на муку выросла в регионе вдвое, передает РБК.

На логичный вопрос, с чем связан стремительный рост цен на муку, вице-президента Союза промышленников и предпринимателей и члена правления Ленинградской торгово-промышленной палаты Юрий Трусов ответил, что хлеб зависит напрямую от стоимости зерна и электроэнергии.

Дело в том, что стоимость конечного продукта определяет на сегодняшний день покупатель — он просто перестает покупать и переходит в другой сектор. Поэтому цены на готовую продукцию не будут расти также стремительно, как на сырье, необходимое для производства продуктов.

Так же большое влияние оказывают сетевые компании. Они не хотят продавать товар по цене производителя и потому ужимают его, сохраняя свою часть прибыли неизменной. Тот факт, что многие производители этого не выдерживают, сети не интересует, у них всегда есть возможность возместить потерю импортным товаром.

Каждое лето начинается сезонное удешевление целого ряда продуктов. Это объясняется снижением потребности. Но вот само производство может подорожать. Из-за этого уменьшится количество продаваемого товара. В результате сильно пострадает производитель.

По словам Ю.Трусова производителям поможет снижение цен на зерно и электроэнергию. Однако сейчас и то, и другое стремительно дорожают. В такой ситуации может произойти сокращение рынка. «Если российское правительство намерено поддержать своего производителя, то тогда риск ухода с рынка минимален, а если оно будет снижать пошлины, отменять квоты на ввоз импортных товаров, то тогда, к сожалению, процесс ухода своих производителей с рынка резко форсируется», - заявил Трусов.

Стоит заметить, что все эти процессы отчасти зависят от вступления в ВТО. Так, например, снижение квот и пошлин на свинину в сочетании с ростом цен на зерно обернулось снижением производства мяса. Та же картина наблюдается в производстве птицы.

«Это бомба замедленного действия. Она не просто в один момент взорвется, но постепенно приведет к тому, что на полках магазинов отечественные товары начнут исчезать. Их заменят импортом. Для этого созданы сети, они гораздо лучше работают с импортом, чем с отечественным товаром», поясняет вице-президент.

Российский производитель ограничивает потолок цен для импорта. Как только этот баланс будет нарушен, тогда импорт поползет по цене вверх. Даже неликвид будет стоить дорого. Однако этого можно избежать, если российское правительство серьезно озаботится сохранением своего производства.

Крестьянские Ведомости
ФАС подозревает ряд элеваторов-хранителей зерна госфонда в установлении завышенных цен

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила три дела в отношении сибирских элеваторов, осуществляющих хранение зерна государственного интервенционного фонда: они подозреваются в установлении монопольно высоких цен на услуги по отгрузке зерна, передает «Прайм» со ссылкой на сообщение пресс-службы ведомства.

Основанием послужили обращения главы одного из фермерских хозяйств. Все три элеватора располагаются в Омской области.

Дело возбуждено в отношении ООО "Агросервис Регион" по признакам "установления монопольно высокой цены на рынке услуг по отгрузке зерна государственного интервенционного фонда, экономически и технологически необоснованного установления различных тарифов на услугу по отгрузке зерна <...> и создания дискриминационных условий". Еще два дела по признакам завышения тарифов возбуждено в отношении ООО "Сибирский колос" и ОАО "Русско-Полянский элеватор". Последний также подозревается в необоснованном прекращении предоставления услуги по отгрузке зерна.

"Товарные интервенции проводятся в первую очередь в целях снижения цен на внутреннем рынке, а действия элеваторов по установлению завышенных цен на отгрузку зерна сводят на нет усилия государства по поддержанию стабильных цен на рынке зерна, – отметила начальник управления контроля химической промышленности и АПК ФАС Анна Мирочиненко, слова которой приводятся в сообщении. – В настоящее время ФАС России рассматривает еще ряд жалоб, поступивших из других регионов на аналогичные действия элеваторов. В дальнейшем мы также намерены держать этот рынок под жестким контролем".

Рассмотрение дел в отношении "Агросервиса Регион" и "Русско-Полянского элеватора" назначено на 20 августа, по "Сибирскому колосу" - на 21 августа.

Механизм интервенций на рынке зерна РФ действует с 2001 года. Он направлен на стабилизацию цен: при резком падении государство закупает зерно на рынке, при росте цен - продает его из госфонда. Для хранения этого зерна аккредитовано свыше 600 элеваторов. С октября 2012 года в РФ идут товарные интервенции, в рамках которых реализовано уже 3,5 миллиона тонн зерна.

Аграрное Обозрение
Российские молочники просят о сокращении расходов на ветеринарную сертификацию готовой продукции

Председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко высказал пожелание о возможном сокращении расходов операторов отрасли на ветеринарную сертификацию готовой молочной продукции.

Об этом он    заявил на встрече с заместителем руководителя Россельхознадзора, главным ветеринарным инспектором России Евгением Непоклоновым.

Евгений Непоклонов согласился, что существующая система выдачи ветеринарных сопроводительных документов не обеспечивает сквозного контроля безопасности продукции и является затратной для участников рынка. Он пояснил, что над решением этой проблемы Россельхознадзор работает в течение нескольких последних лет. Им создан комплекс электронных систем, таких как «Аргус» , «Меркурий» , «Веста» и другие, способных выдавать ветеринарные сопроводительные документы в режиме реального времени на безвозмездной основе, и создающие возможность прослеживания сырья и продукции по принципу «от поля до прилавка», что резко повышает уровень безопасности готовой продукции и исключает ее фальсификацию. 

Евгений Непоклонов особо подчеркнул при этом, что использование такой системы способно не только оздоровить рынок российской продукции, но и отсечь фальсифицированную и контрафактную продукцию, поступающую по импорту. Отказ же от контроля безопасности готовой молочной продукции мог бы не только многократно умножить существующие риски, но и создать крайне невыгодные конкурентные условия для добропорядочного отечественного производителя молочной продукции.

«Таким образом, речь идет не об отмене контроля безопасности готовой молочной продукции, а о глубинной трансформации существующей контрольно-надзорной системы для повышения ее эффективности и создания условий, защищающих интересы отечественных производителей и переработчиков молока», - подчеркивается в сообщении Росссельхознадзора.

Соглашаясь с необходимостью наличия национальной системы прослеживания, и защиты интересов производителя и потребителя молочной продукции со стороны государственной ветеринарной службы, Андрей Даниленко особо подчеркнул, что введение современных систем в области контроля и надзора ни в коей мере не должно сопровождаться увеличением бремени расходов со стороны участников рынка.

Dairynews
Роспотребнадзор против предложений Белоруссии по отсрочке техрегламента по мясу.

Роспотребнадзор выступает против предложений Белоруссии, касающихся возможной отсрочки вступления в силу положений "пищевого" техрегламента Таможенного союза (ТС) по вопросам мясной и молочной продукции. Соответствующий пресс-релиз ведомства размещен во вторник на его официальном сайте, передает «Интерфакс».

"Белорусской стороной предлагается отсрочить вступление в силу Технического регламента в отношении молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции, рыбы и рыбной продукции, алкогольной продукции", - отмечается, в частности, в материалах Роспотребнадзора.

Спор о пищевой продукции дошел до вице-премьеров.

Техрегламент "О безопасности пищевой продукции" должен начать действовать с 1 июля вместе с шестью другими отраслевыми документами: "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", "О безопасности зерна", "Пищевая продукция в части ее маркировки", "Технический регламент на масложировую продукцию", "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" и "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания".

Как сообщили "Интерфаксу" в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) оставшиеся спорные моменты совет ЕЭК на уровне вице-премьеров стран-членов ТС (Россия, Беларусь, Казахстан) планирует рассмотреть непосредственно в день вступления техрегламентов в силу.

С чем не согласны в Роспотребнадзоре.

Помимо предложений Беларуси об отсрочке вступления в силу отдельных положений техрегламента о безопасности пищевой продукции, белорусская сторона также предложила изъять ряд пунктов об исключении из единого перечня товаров, подлежащих ветеринарному контролю, переработанной пищевой продукции животного происхождения.

В связи с этим в Роспотребнадзоре заявляют, что "белорусской стороной делаются беспрецедентные попытки вмешательства во внутреннюю систему организации надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, при этом ссылаясь на международный опыт".

При этом позиция Беларуси в отношении контроля ветеринарной службой за переработанной (готовой) пищевой продукцией вызывает обеспокоенность, учитывая возникающие в недавнем прошлом серьезные проблемы в отношении качества белорусской молочной продукции в части соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей, подчеркивают в российском ведомстве.

10 июня в ЕЭК прошла видеоконференция с участием экспертов федеральных органов государственной власти трех стран, на которой обсуждался, в том числе, порядок осуществления госрегистрации производственных объектов.

"При этом обращают на себя внимание участившие случаи превышения ЕЭК своей компетенции и тенденциозной трактовки отдельных положений правовых актов (департамент санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер - Олег Арнаутов)", - пишет Роспотребнадзор. В ведомстве подчеркивают, что наднациональными актами определяются только общие подходы и правила госрегистрации, а определение уполномоченного органа по регистрации, равно как и определение в целом системы органов, осуществляющих государственно-властные полномочия, относится исключительно к компетенции государств-членов ТС. "По этим причинам (данный вопрос - ИФ) не является предметом рассмотрения департаментов ЕЭК", - добавляют в Роспотребнадзоре.

Наконец, в каждом государстве система органов осуществляющих надзор имеет свои особенности. Так, в России контрольно-надзорные полномочия осуществляются госслужащими, на которых распространяются соответствующие запреты и ограничения (в том числе антикоррупционного характера), а в других странах ТС контроль проводят работники учреждений, отметили в российском надзорном ведомстве.

Позиция Роспотребнадзора по вопросу госрегистрации производственных объектов в РФ такова. Регистрация производственных объектов по получению непереработанной пищевой продукции животного происхождения должна осуществляться органом, уполномоченным осуществлять государственный ветеринарный надзор. Регистрация производственных объектов, осуществляющих деятельность по переработке сырой пищевой продукции - органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Крестьянские Ведомости
Новая философия пахаря

Принципы госполитики, заложенные в 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" от 2006 года, когда о ВТО думали как о далекой перспективе, во многом уже отстали от реалий нашего времени. Не за горами 2018 год, когда прекратятся бюджетные субсидии, а до 90 процентов нашего АПК до сих пор живет за счет господдержки.

Все 18 лет, пока шли переговоры по ВТО, в стране был информационный вакуум. Сегодня он, к сожалению, сохраняется. Мы так и не знаем, существуют ли какие-то дорожные карты по адаптации АПК к условиям ВТО, 8 из 10 товаропроизводителей работают, как раньше, не понимая, чего ждать. Уже очевидно, что от вступления в ВТО пострадают свиноводство, птицеводство и другие подотрасли. К примеру, говядиной Свердловская область обеспечивает себя только на 27 процентов. В молочном секторе объемы производства упали с 1,7 миллиона тонн в 1990 году до 600 тысяч в 2012-м, и это с учетом фермеров и ЛПХ. Региональных производителей теснят международные холдинги, белорусские компании.

Пора перекраивать психологию, формулировать новую философию аграрной политики. Для начала неплохо было бы собрать экспертное сообщество и обсудить стратегические шаги. Начать можно с мониторинга существующих хозяйств: кто из них потенциально способен быть экспортно ориентированным. Набрали пилотную группу - разрабатываем для нее программу технологической модернизации до стандартов международного рынка. Погибающие предприятия либо присоединяем к успешно работающим и создаем продуктовые кластеры, либо объединяем в кооперативы. На отдаленных территориях, где 20 лет не применялись удобрения, внедряем органическое земледелие. "Зеленая экономика" никак не ограничивается нормами ВТО, но фермерам нужно рассказать, что это такое.

Следующий шаг - создание структуры, которая займется сбором информации о рынках, анализом потенциального спроса на продукцию уральских селян и лоббированием их интересов. Пусть даже это будет рынок малых стран, сами, без поддержки, мужики туда не выйдут - не хватит ни знаний, ни опыта. Я считаю, что агроконсалтинг - задача прежде всего государства, а не частных фондов, причем для осуществления прогнозирования целесообразно привлекать ученых, специализирующихся на теме ВТО. А вот проект, который пытается запустить региональное министерство АПК и продовольствия, - консультационные службы на базе бывших центров профподготовки - с моей точки зрения, нежизнеспособен. Раньше их сотрудники готовили трактористов и комбайнеров, а сегодня вдруг стали экспертами по мировой торговле!

Еще одна проблема, которую предстоит решить, - это борьба с фальсификатом и в целом низким качеством продтоваров. До 30 процентов продуктов на прилавках сегодня содержат генномодифицированные компоненты, при этом мало кто из производителей соблюдает норму о яркой упаковке для товаров с уровнем ГМО свыше 0,9 процента. С учетом того, что ВТО никак не лимитирует использование ГМО, проблема в будущем только обострится.

Если мы не изменим идеологию, конкурировать в рамках ВТО не сможем. Не получается объемами - надо выиграть за счет качества и экоземледелия, развития нишевых сегментов. Например, производства биологически полноценных и безопасных продуктов для соцсферы.

IDK
Минимальные рекомендуемые экспортные цены молокопродуктов стали выше рыночных

С 11 июня Минсельхозпрод увеличил минимальные рекомендуемые экспортные цены на молочную продукцию. Соответствующая информация официально опубликована на сайте министерства.

Так, стоимость сухого обезжиренного молока по сравнению с прежними данными возросла на 2 рос руб до 150 рос руб (4,6 доллара) за 1 кг, сухого цельного молока — на 2 рос руб до 155 рос руб (4,8 доллара) за 1 кг. Сливочное масло жирностью 72,5% поднялось в экспортной цене на 10 рос руб до 155 рос руб (4,8 доллара) за 1 кг, масло жирностью 82,5% — на 15 рос руб до 165 рос руб (5,1 доллар) за 1 кг, на сыр жирностью 45% — на 10 рос руб до 155 рос руб (4,8 доллара) за 1 кг, на сыр жирностью 50% – на 10 рос руб до 160 рос руб (4,9 доллара) за 1 кг, на сыр жирностью 40% – на 10 рос руб до 155 рос руб (4,8 доллара) за 1 кг, на сыр жирностью 30% – на 10 рос руб до 155 рос руб (4,8 доллара) за 1 кг. Однако минимальная рекомендуемая экспортная цена на сухую молочную сыворотку по-прежнему составляет 45 рос руб (1,39 доллара) за 1 кг.

Согласно информации Белорусской универсальной товарной биржи, на торгах 5 июня сухое обезжиренное молоко продавалось по стоимости 145 рос руб (4,5 доллара) за 1 кг, сухое цельное молоко на торгах 7 июня стоило 153,5 рос руб (4,75) за 1 кг. За сливочное масло 72,5% жирности 7 июня на бирже давали среднюю цену 156,5 рос руб (4,84 доллара) за 1 кг, за сливочное масло 82,5% жирности — 173,25 рос руб (5,36 долларов) за 1 кг. Сыр жирностью 45% 7 июня торговался по цене 156,5 рос руб (4,84 доллара) за 1 кг, жирностью 50% —159 рос руб (4,9 доллара) за 1 кг.

Таким образом, указанные цены по нескольким позициям превышают рыночные.

Dairynews






И в дальнейшем намерены держать рынок услуг по отгрузке зерна интервенционного фонда под жестким контролем

В преддверии Мирового Зернового форума «Global Grain Sochi», который состоится 26-28 июня в городе Сочи,  руководитель ФАС России  Игорь Артемьев любезно согласился ответить на вопросы журналиста IDK.RU, касающихся усовершенствования таможенно-тарифного регулирования и регулирования с точки зрения конкурентного права, процессов, связанных с поглощениями, созданием новых хозяйствующих субъектов, развитием производственной базы в сфере АПК, рассказал о предложениях со стороны ФАС,  вносимых при разработке законопроектов и нормативных актов.

- Игорь Юрьевич, ФАС уже давно ратует за изменение механизма распределения бюджетных средств, в этом году будут ли предприняты новые попытки быть услышанными?

- В настоящее время государственная поддержка агропромышленного комплекса в России проводится в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Предоставляется она в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов страны на государственную поддержку отраслей животноводства, растениеводства, экономически значимых региональных программ, в- возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, техническую и технологическую модернизацию и другие направления. После этого субсидии распределяются уже органами управления агропромышленными комплексами субъектов Российской Федерации.

По нашему мнению, такая система субсидирования имеет ряд недостатков: государственная поддержка не ориентирована на достижение максимальной урожайности, система субсидирования не является прозрачной, отсутствует равный доступ к субсидиям для всех сельхозтоваропроизводителей. Это, например, подтверждается многочисленными обращениями в ФАС России и ее территориальные органы. 

В последнее же время как на федеральном, так и на региональном уровне осуществляется переход на систему субсидирования, ориентированную на результат, при которой размер субсидии, выдаваемой на 1 литр реализованного товарного молока высокого качества, 1 кг мяса или мяса птицы, напрямую зависит от объемов производства продукции и ее качества.

Мы, в свою очередь, подготовили предложения по изменению системы субсидирования в растениеводстве, за исключением субсидирования части затрат сельхозтоваропроизводителей по страхованию урожая и процентной ставки по выданным кредитам. Так, по-нашему мнению, субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей по производству сельхозпродукции должно производиться при соблюдении одного из условий, а именно: реализации сельхозтоваропроизводителем продукции на бирже или регистрации внебиржевых сделок по продаже продукции на бирже. При этом контроль исполнения обязательств по сделкам должен быть возложен на биржу. Это, в свою очередь, предполагает, что биржа будет подтверждать отгрузку продукции контрагенту.

 

Размер субсидий на возмещение затрат по производству сельхозпродукции, по нашему мнению, также должен определяться для каждого вида сельхозпродукции в зависимости от приоритетных направлений в развитии растениеводства. Расчет же субсидии, которую может получить сельхозтоваропроизводитель при соблюдении этих условий, должен осуществляться на 1 тонну реализации продукции, исходя из максимальной урожайности посевной (посадочной) культуры, сложившейся за последние пять лет на принадлежащей сельхозтоваропроизводителю посевной (посадочной) площади под конкретной сельскохозяйственной культурой с поправкой на коэффициенты, учитывающие природно-климатические условия.

Эти предложения мы уже направили в Аппарат Правительства Российской Федерации и в Минсельхоз России для обсуждения и выработки согласованного решения. Однако, если существующая система субсидирования всё-таки сохранится, то необходимо будет повысить эффективность использования бюджетных средств, которые ограничены, в том числе в рамках обязательств, принятых Россией при вступлении в ВТО.

- Возможно ли ожидать в ближайшем будущем усовершенствования таможенно-тарифного регулирования и регулирования с точки зрения конкурентного права? А также совершенствования регулирования зернового рынка в целом? 

- В 2012 г. по сравнению с 2011 г. отмечалась устойчивая динамика роста цен на зерно. Так, в Европейской части России рост цен на зерно составил 92-107%, а в Азиатской части России – 127-145%.

В январе и феврале 2013 г. рост цен на зерно сохранился. В Европейской части России было отмечено повышение на 0,9-5,5%, а в Азиатской части России – на 6,2-9,1%. 

С учетом сложившейся ситуации Правительство Российской Федерации приняло меры по стабилизации ситуации зернового рынка и увеличения предложения зерна на внутреннем рынке. Так, с октября 2012 г. осуществляются биржевые торги в рамках государственных товарных интервенций, что, в свою очередь, позволило несколько снизить темпы роста цен на внутреннем рынке. Кроме того, этой весной мы поддержали предложение Минсельхоза России и Минэкономразвития России об отмене 5% ставки ввозной таможенной пошлины на зерно для увеличения предложения зерна на внутреннем рынке за счет роста объемов импортных поставок и усиления ценовой конкуренции на внутреннем рынке зерна, отметив при этом, что эта мера должна носить временный характер – до сбора нового урожая 2013 года. По итогам уборочной кампании этот вопрос может быть вновь рассмотрен.

- Насколько интенсивны процессы, связанные с поглощениями, созданием новых хозяйствующих субъектов, развитием производственной базы в сфере АПК? Ведь ситуация по сравнению с тем, что было, скажем, три-четыре года назад, очень изменилась.

- По оценке ФАС России, основанной на анализе поступающих ходатайств и уведомлений о совершении сделок экономической концентрации, интенсивность процессов, связанных с поглощениями, слияниями и созданиями новых субъектов на рынках агропромышленного комплекса, в последнее время снизилась. В основном ходатайства сейчас связаны со структурированием бизнеса в рамках крупных вертикально-интегрированных структур в отдельных подотраслях сельского хозяйства и пищевой промышленности. Это Группа компаний Русагро, Юг Руси, Группа компаний Черкизово, наши молочные «гиганты» – Данон-Юнимилк и Вимм-Билль-Данн, группа Лесафр и другие. При этом стоит отметить, что количество рассмотренных ходатайств из года в год снижается, а количество уведомлений – немного, но растет, что также свидетельствует о внутригрупповом характере сделок.

Вместе с тем тенденция к усилению экономической концентрации наблюдается на рынке услуг по хранению зерна, положительными моментами которой являются консолидация финансовых средств, инвестируемых на развитие производства, повышение эффективности управления товарными потоками, минимизация промежуточных затрат и, как следствие, повышение конкурентоспособности.

В то же время включение в состав вертикально-интегрированных структур хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по хранению зерна, может привести к созданию дискриминационных условий при доступе к инфраструктуре по хранению, переработке, транспортировке и реализации зерна, в связи с чем ФАС России совместно с территориальными органами в 2013 году проведет анализ состояния конкуренции на этом рынке, по результатам которого будут сделаны предложения по совершенствованию конкуренции.

-  Какие меры принимаются федеральной антимонопольной службой для устранения ограничений по свободному обращению зерна и продуктов его переработки между регионами?

- В последнее время каких-либо жалоб на ограничения по свободному перемещению зерна и продуктов его переработки между регионами в ФАС России не поступало. Однако существующая система ветеринарного и фитосанитарного контроля создает определенные барьеры для перемещения зерна по территории страны. В результате в ходе рассмотрения законопроекта «О карантине растений» мы предложили исключить из него положения о необходимости сопровождения карантинными сертификатами каждой партии подкарантинной продукции, ввезенной на территорию России, при перевозках внутри страны. Это предложение, когда один сертификат действует на территории всего государства, было учтено Минсельхозом России.

- Механизм государственных закупочных и товарных интервенций – возможны ли здесь какие-то изменения?

- ФАС России неоднократно рассматривала проекты нормативных актов, направленных на совершенствование механизма проведения государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Так, например, мы предложили внести в них изменения, касающиеся отбора товарных бирж для закупки или продажи агентом сельскохозпродукции и страховых организаций для оказания услуг агенту по страхованию интервенционного фонда, а также отбора агентом кредитных организаций, которые будут выдавать кредит на оплату сельскохозпродукции, закупаемой при проведении закупочных интервенций.

В то же время ФАС России волнует вопрос, который напрямую не связан с механизмом проведения интервенций, но имеющий непосредственное отношение к реализации зерна интервенционного фонда. Это вопрос отгрузки элеваторами-хранителями зерна, закупленного в рамках товарных интервенций. В последнее время в ФАС России и ее территориальные органы поступают многочисленные жалобы, связанные с установлением высоких цен на рынке отгрузки и хранения зерна, а также навязывания экономически или технологически не обоснованного прекращения предоставления услуги по отгрузке зерна интервенционного фонда или экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на одни и те же услуги. В результате стоимость зерна значительно увеличивается, что сводит на нет цель проведения товарных интервенций. Эффективное же функционирование на этом товарном рынке имеет не только социально-экономический, но и политический аспект в масштабе государства. Так, мы уже возбудили ряд дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке услуг по отгрузке зерна интервенционного фонда и в дальнейшем намерены держать этот рынок под жестким контролем.

- Игорь Юрьевич, Ваши пожелания участникам форума в Сочи?

- Представители ФАС России неоднократно принимали участие в таких конференциях, проводимых в различных регионах страны. По нашему мнению, проведение подобных конференций можно рассматривать как возможность еще раз рассказать о требованиях антимонопольного законодательства применительно к конкретному товарному рынку, услышать и во многом повлиять на принятие тех или иных решений предпринимательским корпусом, от которых, в частности, зависит экономика нашей страны.

Желаю участникам Форума успешной работы, интересных дискуссий, приятных встреч и новых полезных контактов, которые, возможно, помогут вам для реализации заветных идей.

IDK



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах iconРабочая программа учебной дисциплины «информационное обеспечение...
«Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров»

Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах iconАгро-дайджест Минсельхоз: За время действия Госпрограммы рост сельхозпроизводства...
Едатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев утвердил национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2012 году...

Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах iconПрограмма профессионального модуля ( пм. 02.) «Продажа продовольственных товаров»
Рабочая программа профессионального модуля «Продажа продовольственных товаров» разработана на основе Федерального государственного...

Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах iconРабочая программа учебной дисциплины «товароведение и экспертиза кожевенно-обувных товаров»
Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров

Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах iconПрограмма дисциплины Маркетинг в сфере икт
Для чего нужно изучение маркетинга в сфере икт, анализ высокотехнологических рынков товаров и услуг. Анализ рынка как этап маркетинговой...

Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах iconРабочая программа учебной дисциплины товароведение упаковочных материалов...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах iconЕжедневный агро-дайджест
Апк субъектов РФ по состоянию на 28 октября 2013 года зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с площади 40,5 млн га или 92,0%...

Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах iconЕжедневный агро-дайджест
Первый заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Игорь Манылов принял участие в заседании Правительства России,...

Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо по специальности 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства...

Агро-дайджест фао прогнозирует насыщение рынков продовольственных товаров в 2013-2014 годах iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов...
Предмет курса включает также и изучение сущности классификаций продовольственных и непродовольственных товаров для таможенных целей,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru