1. Истоки и духовные начала философского знания




Название1. Истоки и духовные начала философского знания
страница1/36
Дата публикации15.07.2013
Размер1.88 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

1. Истоки и духовные начала философского знания.


Философия как одно из высших проявлений человеческого духа есть результат длительного развития человека, его мысли сознания. От эпохи появления человека сознательного (Homo Sapiens) до времен человека осознавшего себя, в тех или иных формах знания, прошло несколько десятков тысяч лет. В эти тысячелетия человек тем не менее познавал мир, самого себя и окружающую природу, он испытывал страх и тревогу, обижался и радовался, находил новое и утрачивал старое, был любопытен и творчески удачлив и последователен в достижении цели. Достаточно сказать, что до эпохи цивилизации человек одомашнил и окультурил подавляющее большинство видов животных и растений. У него складывались достаточно устойчивые воззрения на окружающий мир и природу, в которых находил место и для себя. Формировались эти воззрения в форме мифических и религиозных представлений. Существует два понимания мифа - богословское и этнографическое. В богословской трактовке миф - это первобытная религия истинного богопознания, прарелигия, претерпевающая искажения вследствие грехопадения человека. Этнографическое понимание мифа опирается на эволюционизм и ассоциируется с "наивной" стадией культуры, которая претерпевает прогрессивные изменения постепенно исчезая. Поэтому нет необходимости, особенно в рассматриваемое время, отграничивать миф от религии, вполне допустимо говорить о едином религиозно-мифологическом сознании. И в мифах и ранних религиях (анимизм, тотемизм) жизнь людей, животных, предметов и всех явлений окружающего мира зависит и управляется духами, душой, отождествляется с человеческим дыханием, кровью, тенью.

Религиозно-мифологическое отношение к мифу есть жизненно-практическое отношение, основанное на единстве человеческого и природного, субъективного и объективного. На мифах и ранней религии лежит печать абсолютной непосредственности и наивности. Здесь "мысль работает" в кругу обыкновенных вещей, предметов и людей. Одна из основных установок религиозно-мифологического сознания заключается в том, что миф представлен как определенная целостность, но целостность в практическом смысле. Мир мифологического человека, его поступки и действия осуществляются в конечном, обозримом пространстве, у него нет идеи бесконечных задач и идеальных достижений. Видение мира побуждается потребностями жизни, подчинена им и, что самое главное воспринимается на веру. В мифе нет намека на научность мысли. В мифологическо-религиозном сознании есть понятие потусторонности, но она выражала не сверхъестественное, а естественное. Например, боги в мифах древней Греции и Индии представляют собой человеческую природу, они естественны как естественен человек и отличаются от него только силой, сноровкой, хитростью, красотой, добротой, коварством. И даже бог богов Зевс - громовержец наделен всеми человеческими качествами, которому также далеко до статуса Абсолюта мистических религий как и человеку. Мифологические боги - это персонифицированные человеческие качества, воздействующие на человека как природные естественные силы (Зевс - справедливость, Афина - мудрость, Афродита - любовь и т.д.).

Значение религиозно-мифологического сознания для возникновения философии заключается прежде всего в том, что в его рамках поставлены и затронуты многие из вопросов, составившие в последствии каркас предмета философских рассуждений (мир, человек, душа, тело, добро, мудрость, справедливость и т.п.) А кроме того, несмотря на жизннено-практический характер, чувственность и осязаемость мифов "Их природе существенно свойственна некая отрешенность и некая иерархичность" благодаря чему "на их основании возникали и могут возникать соответствующие философские конструкции" (А.Ф. Лосев). Показательны в этом отношении "Илиада" и "Одиссея" Гомера и "Теогону" и "Творение и дни" - Гесиода - классические мифоэпические, но уже с определенным философским подтекстом произведения. Боги и люди, небо и земля, война и мир, добро и зло, радость и страдание, составляющие реальность гомеровского и гесиодовского эпоса пронизаны идеей гармонии, пропорции и меры, "мера лучшая из вещей", "ничего слишком", которая в философии приобретает качество важного онтологического принципа. В идее первоначального хаоса соотнесенного с Богами и космосом "высвечивается" принцип исходного начала всего сущего космологии. Хаос - источник жизни мира, из него возникли весь мир и бессмертные боги как-то: и богиня земли Гея, и мягкая все оживляющая любовь - Эрос, и вечный мрак – Эреб.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Истоки и духовные начала философского знания iconКурс «философия» для нефилософских специальностей введение
Программа курса предусматривает изучение основных областей философского знания. В ходе изучения курса студенты должны ознакомиться...

1. Истоки и духовные начала философского знания iconКурс «философия» для нефилософских специальностей введение
Программа курса предусматривает изучение основных областей философского знания. В ходе изучения курса студенты должны ознакомиться...

1. Истоки и духовные начала философского знания iconТемы для рефератов по философии
Предмет философского знания. Специфика философского познания (рефлексивность и дискурсивность). Функции философии в культуре. Философия...

1. Истоки и духовные начала философского знания iconНазвание урока: Истоки
Камкин А. В. Истоки Учебное пособие 3 класс – Издательский дом истоки, Москва, 2005

1. Истоки и духовные начала философского знания iconЗаконами, категориями, методами, принципами и основными положениями...
В ходе курса полученные знания о мировоззренческой природе философского знания углубляются на примере изучения материалов по религиоведению...

1. Истоки и духовные начала философского знания iconУрок русского языка и литературы Тема: «Духовные ценности»
«духовные ценности» и «духовная память», прояснить мотивы поведения героя рассказа

1. Истоки и духовные начала философского знания iconПрограмма «Истоки 9 класс» Автор: Сафонова Наталия Павловна Место...
Данная программа «Истоки – 9 класс» написана для того, чтобы учитель мог чётко и планомерно вести уроки, знать цели и задачи по данному...

1. Истоки и духовные начала философского знания iconУрок «Истоки» в 4 классе. Тема: «Творчество. Искусники»
Проблемные курсы «Преподавание предмета «Истоки» в начальной и средней школе» (1 уровень)

1. Истоки и духовные начала философского знания iconРабочая программа по Истокам 5 класс
С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл пред­назначен для...

1. Истоки и духовные начала философского знания icon«Бизнес-планирование»
Дисциплина «Проблемы современного философского знания» относится к базовой части профессионального цикла (м б 1), теоретико-методологическому...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru