Проблемы совершенствования инвестиционного климата в республики казахстан




Скачать 72.43 Kb.
НазваниеПроблемы совершенствования инвестиционного климата в республики казахстан
Дата публикации29.08.2016
Размер72.43 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > География > Документы
УДК: 336.2

Омарова Ш.А.

к.э.н., доцент

КазУЭФМТ, Астана
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Аннотация

В статье исследуются проблемы совершенствование улучшения инвестиционного климата в Казахстане. Основным методом воздействия на повышения привлекательности инвестиционного рынка Казахстана является административный, когда посредством принятия нормативных правовых актов государства закрепляет право инвестора на получение инвестиционных преференций.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционные преференции.
В Послании Президента народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единый интерес, единое будущее» определяя ориентиры развития Казахстана отмечено: «В экономике планируется достигнуть ежегодного роста ВВП не ниже 4 процентов. Надо обеспечить увеличение объёма инвестиций с нынешних 18 процентов до 30 процентов от всего объёма ВВП. Внедрение наукоёмкой модели экономики преследует цель увеличить до 70 процентов долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале» и далее «Привлечение зарубежных инвестиций надо всецело использовать для трансферта в нашу страну знаний и новых технологий. Необходимо создавать совместно с иностранными  компаниями проектные и инжиниринговые центры. Нам следует призвать ведущие транснациональные компании, которые работают на крупнейших нефтегазовых и горно-металлургических объектах, чтобы они создавали здесь  производства для обеспечения собственных нужд и сервиса. Я знаю, что некоторые крупные компании готовы это делать. Правительству следует проработать данный вопрос и при необходимости создать  для этого все условия. Не надо завозить оборудование из-за рубежа, когда его можно производить у нас в стране» [1]

Реализация указанных направлений развития экономики обуславливает необходимость создание благоприятного инвестиционного климата, полного и рационального использования отечественных ресурсов. Для того чтобы развивалась экономика государства и рос уровень жизни населения, государству необходимо выдерживать целый ряд критериев.

Мировой экономический кризис, который влияет на отечественную экономику, делает в настоящее время наиболее актуальным смещение акцента социально-экономического развития страны в сферу отечественного производства и его основы - промышленных предприятий. А значит, сегодня в период социально-экономических преобразований в стране, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, стоит предположить, что все большее значение будет отдаваться именно инвестиционной деятельности.

Инвестиции всегда занимали ведущее место в поддержании и наращивании экономического потенциала страны, способствовали развитию ее регионов, а также увеличению валового национального продукта и повышению активности страны на внешнем рынке в целом. Поэтому инвестиции это не только неотъемлемый элемент системы ресурсообеспечения деятельности многих компаний или своего рода целевая установка инвестора в получении более высокого дохода, но и эффективный рычаг, двигатель развития хозяйствующих субъектов, предоставляющий возможность занять свою нишу на рынке.

За последние годы Казахстан демонстрирует устойчивый экономический рост. Рост реального ВВП Казахстана в 2011 и 2012 года был выше, чем средний уровень роста реального ВВП быстрорастущих рынков и общемировых показателей

При общемировых показателях роста реального ВВП в 3,3% в 2013 году и показателях роста реального ВВП в быстрорастущих экономиках в 5,1%, прогнозируемый реальный рост ВВП Казахстана составляет 6% [2]. Согласно Отчету о глобальной конкурентоспособности 2013-2014 годы, в рейтинге индекса доверия политическим институтам Казахстан занимает 35 место, в рейтинге защиты прав инвестора – 10 место [3]. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) по итогам 2012 года Казахстан занял 19 место среди ТОП -20 стран лидеров по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций.

Приведенная оценка международных экспертов свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате Казахстана. Основой обеспечения притока прямых иностранных инвестиция, капитала отечественных инвесторов является государственная поддержка рынка инвестиций посредством законодательство, регламентирующее механизм привлечения, защиты инвестиций. С целью последующего стимулирования инвестиционного климата в Казахстане, Министерство экономики и бюджетного планирования в апреле 2014 года (ныне Министерство национальной экономики) разработало Концепцию законопроекта «О внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования инвестиционного климата». Концепция ориентирована на дальнейшее улучшение инвестиционного климата в Казахстане.

Автором изучена данная Концепция на предмет ее влияние на политику инвестирования в экономики Казахстана и соответствие предлагаемых изменений современной науки об инвестициях.

Согласно подпункта 1) статьи 3 действующего закона Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года № 373-2 с изменениями и дополнениями» дано правовое определение инвестиций (дословно): «Инвестиции - все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности» [ 5].

В Концепции не предусматривается внесение изменений и дополнений в приведенное правовое определение инвестиций. Вместе с тем как показывает обзор научных исследование по проблемам инвестиций, именно правовая формулировка инвестиций должна быть определяющей в разработке правового механизма защиты и стимулирования инвестиций в отечественную экономику. Действующее правовое определение инвестиций ориентировано на вещественное его понимания, но не определяет назначение и не отражает его возможность увеличивать вложенный капитал (имущества), приносить его владельцу доход. Не случайно в научной литературе при трактовке «инвестиций» как правового явления, подчеркивается основные черты, присущие рассматриваемому понятию с правовой точки зрения: любое имущество, имеющее денежную оценку и принадлежащее инвестору на законном основании, вложенное в объект предпринимательской или иной деятельности в целях извлечения дохода, достижения какого-либо социально-экономического эффекта, а также недопущения будущих расходов (потерь). Это определяет цель вложения капитала. Учет указанной цели и определяет активность инвестиционных вложений.

С учетом вышесказанного целесообразно в законодательстве предусмотреть корректировку правового определения инвестиций с выделением его главного признака активного использования: извлечение дохода (прироста капитала), достижение социально-экономического эффекта: предусмотреть корректировку правового определения инвестиций с указанием его главного признака: извлечение дохода (прироста капитала), достижение социально-экономического эффекта.

Как не парадоксально, учитывая направленность Концепции: улучшение инвестиционного климата, она не предусматривает главного: правовое определение инвестиционного климата. Действующий закон «Об инвестициях» нормы, определяющей понятие инвестиционного климата не содержит.

Широкий круг вопросов, связанных с исследованиями в сфере инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций с целью улучшения инвестиционного климата нашли отражение в работах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в частности: Бланка, Л. Борщ, Б. Данилишина, М. Денисенка, В. Загорського, Г. Захарчин, В. Кузнецова, А. Пересади, С. Реверчука, А. Румянцева, В. Федоренка, Е. Берлоу, Р. Вернон, Д. Гофман, М. Портер, У. Шарп и другие.

Несмотря на отсутствие единой формулировки инвестиционного климата, общее в них то, что под ним понимается: совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

В разделе 2, пункта 1 Концепции в совокупности мер предусмотренных новым пакетом стимулов для инвестора, предусмотрено компенсация до 30% инвестиционных затрат (инвестиционная субсидия) со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию. При этом в разделе 10 Концепции указано, что реализация законопроекта не потребует финансовых затрат из республиканского бюджета. Возникает вопрос: за счет каких источников будет финансироваться предлагаемая компенсация. Обоснования компенсации в размере 30% в Концепции не приведено: отсутствуют экономические расчеты и прогнозы указанного стимула.

По мнению автора целесообразно усилить аргументацию 30% компенсации экономическими расчетами и выгодами для государства.

В разделе 2 пункта 1 Концепции в качестве экономического стимула привлечение инвестиций предлагается:

1.Освобожднение от уплаты корпоративного подоходного налога на 10 лет;

2. внедрение принципа стабильности на 10 лет налогового законодательства.

В соответствие со статьей 49 Бюджетного кодекса, корпоративный подоходный налог является источником формирования налоговых поступлений республиканского бюджета. Принятие предлагаемой меры обусловливает необходимость поиска замещения данного налога, в противном случаи республиканский бюджет будет иметь проблемы с формированием доходной части. В совокупности с вышеназванной мерой потери для государства от предлагаемых мер по стимулированию инвестиций очевидны.

Литература

1. Послание Президента народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единый интерес, единое будущее».

2 Источник: Всемирный экономический прогноз. МВФ. Апрель 2013 года. WWW. invest gol. kz

3.Отчету о глобальной конкурентоспособности 2013-2014 годы. WWW. invest gol. kz/

4. Всемирный инвестиционный отчет. ЮНКТАД, июнь 2013 года WWW. invest gol. kz.

5. Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года № 373-2 с изменениями и дополнениями на 01.01 2014 года.

6. Концепция законопроекта «О внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования инвестиционного климата».
Түйін
Мақалада Қазақстандағы инвестициялық қызметті жандандыру мәселелері зерттеледі.

Summary

The article deals with the problems of investment activity in Kazakhstan.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблемы совершенствования инвестиционного климата в республики казахстан iconРеспублики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007...
Республики Казахстан в соответствии с международными договорами Республики Казахстан в области изменения климата">