Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации.




Скачать 316.37 Kb.
НазваниеПрограмма по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации.
Дата публикации25.08.2016
Размер316.37 Kb.
ТипПрограмма
5-bal.ru > География > Программа
Пояснительная записка.
Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

2.Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге". Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 июня 2013 года.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".


4 . Рабочая программа составлена на основе линии «Вертикаль», География. 5–9 классы. Рабочая программа к линии УМК А. И. Алексеева, О. А. Климановой, В. В. Климанова, В. А. Низовцева.
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс— география планеты, с 8 по 9 класс— география России.

Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебнометодическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа».
Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернетресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, ихизменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

создание образа своего родного края.
Место курса географии в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по

35 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических

закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

На изучение географии по заочной форме обучения отводится 1 час в неделю.

Поэтому в данную рабочую программу внесены изменения.

Рабочая программа составлена на основе линии «Вертикаль», География. 5–9 классы. Рабочая программа к линии УМК А. И. Алексеева, О. А. Климановой, В. В. Климанова, В. А. Низовцева.

Общая характеристика учебного предмета

Программа курса географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Это связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, Программа предусматривает формирование у обучающихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности:

  • познания и изучения окружающей среды;

  • выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений;

  • моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте, в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде;

  • оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Содержание программы.

Введение (1ч).

Экономическая и социальная география, структура хозяйства, отрасль хозяйства, отрасли тяжелой и легкой промышленности, наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энерго- и водоемкое производства, межотраслевые комплексы

Раздел 1. Районирование России(2 ч).

Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли, группировка отраслей. Три сектора (сферы) хозяйства - первичный, вторичный, третичный, выделение в третичной сфере нового сектора - четвертичной сферы. Новые понятия и представления: структура хозяйства, отрасли хозяйства, легкая и тяжелая промышленность, межотраслевые комплексы, первичная, вторичная, третичная сферы хозяйства. Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Изменения структуры промышленности. Технологические уклады хозяйства. Основные этапы развития экономики России. Новые понятия и представления: аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Районирование как один из видов классификации. Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России. Новые понятия и представления: географическое районирование, географический район

Раздел 2. Европейская Россия (13 ч).

Крупнейшая равнина земного шара, ее границы и особенности природы. Типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства. Волга и Волжский бассейн. Волга - стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Природные ландшафты. Экологические проблемы. Центральная Россия - исторический центр страны. Географическое (физико- экономико- и политико-географическое) положение. Изменение его во времени. Новые понятия и представления: физико-, экономико- и политико-географическое положение. Центральный район - ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения. Центральный район - база индустриализации. Этапы развития хозяйства. Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг. Сложный хозяйственный комплекс с развитием всех сфер и отраслей хозяйства, постоянное развитие и усложнение комплекса в связи с изменяющимися условиями. Новые понятия и представления: база индустриализации. Москва - инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Московская агломерация. Новые понятия и представления: инновационный центр. Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение. Города-крепости, исторические древние города, промышленные и научные центры. Географическое положение. Этапы развития района. Природные ресурсы - чернозем, КМА, АПК и черная металлургия района. Особенности территориальной структуры. Этническое разнообразие. Нижегородская агломерация. Особенности географического положения и природы. Озерный край Северо-Запада, Ладожское озеро. Балтийское море - природа, морские пути, экологические проблемы. Древние города на старых торговых путях. Современные проблемы старых городов. Изменение Петербургом своего экономико-географического положения (ЭГП): преодоление "окраинного положения" за счет строительства каналов, железных дорог, создания современной сети связи. Санкт-Петербург - центр хозяйственной жизни Северо-Запада. Машиностроение, химия, легкая промышленность. Столичные функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - культурная столица России. Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области. Новые понятия и представления: анклав, портовое хозяйство. Состав и особенности географического положения. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Малоблагоприятность условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Географическое положение и природа. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. Поморы. XVII в. - период расцвета хозяйства Севера. Торговые пути. Север - родина знаменитых русских землепроходцев. Архангельск и Мурманск - морские ворота района и страны. Развитие хозяйства Севера в XIX - XX в. Новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России. Культурное наследие Севера. Монастыри - центры политической, хозяйственной и культурной жизни древности, "архитектурные жемчужины" России. Северные художественные промыслы. Русская деревянная архитектура. Географическое положение и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Протяженность территории и изменение природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы. Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Ресурсы Северного Кавказа (почвенные, агроклиматические, рекреационные, минеральные).

Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону - самый крупный город Северного Кавказа. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа. Экологические проблемы Азовского моря. Каспийское море. Экологические и хозяйственные последствия колебания уровня моря. Транспортное значение. Ресурсы Каспия. Новые понятия и представления: колебания уровня моря. Состав района. Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане. Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Спектры широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства. Рисунок размещения городов Урала. Екатеринбург - горнозаводский центр Урала. Пермь - промышленный и торговый центр. Челябинск - город на трасе Транссиба. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса. Новые понятия и представления: старопромышленный район.

Раздел 3. Азиатская Россия (9 ч.)

Азиатская Россия - территория, рельеф, климат. Природа Сибири: рельеф, климат, реки, ландшафт. Природно-хозяйственные зоны. Условия хозяйственной деятельности в Сибирских ландшафтах. Состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности. Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири. Виды хозяйственной деятельности.Северный морской путь. Современные проблемы и перспективы. Характер заселения территории. Взаимоотношения русских с коренными народами. Освоение Сибири русскими. Тобольск, Иркутск - старые города Сибири. Изменение роли городов в процессе освоения Сибири. Освоение Сибири в советское время. Различия в освоенности территории Сибири. Состав территории, географическое положение. Западно-Сибирская равнина, ее большая протяженность с севера на юг, особенности рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы. Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство. Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов. Байкал - уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Эндемики Байкала. Хозяйство на берегах озера. Экологические проблемы. Новые понятия и представления: эндемики Байкала.Внутренние различия в хозяйственном развитии района. Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири - электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы. Состав территории. Дальний Восток, его границы как природного и экономического района. Особенности политико- и экономико-географического положения, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. Изменение границ России на Дальнем Востоке. Современные границы района. Дальний Восток - контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Режим рек. Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг. Минеральные ресурсы. Опасные природные явления -тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов. Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей. Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения. Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта.

Раздел 4. Россия в современном мире (2 ч).

Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в мировой политике.

Новые понятия и представления: внешние экономические связи, экспорт, импорт.
Предполагаемые результаты обучения

Результаты изучения курса «Географии » должны полностью соответствовать стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Общая характеристика учебного процесса

Учебный процесс при изучении курса географии в 9 классе строится с учетом следующих методов обучения:

-информационный;

-исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);

-проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);

-использование ИКТ;

-алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);

-методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
Организационные формы обучения географии, используемые на уроках:

- лекция,

- практическая работа,

- самостоятельная работа,

- внеаудиторная работа.
Система оценки достижений учащихся

Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, являются:

  • открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;

  • создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;

  • введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Поиски необходимых форм оценивания учебных достижений учащихся и их организация – это важнейшая задача педагога. Структура опроса учащихся и оценивание их ответов необходимо тщательно продумать при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища.

У каждого учителя своя система оценки. Она включает разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Оценивание учебных достижений должно восприниматься учащимися как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям, т. е. к целям учителя должна добавиться цель ученика.

В работе на уроках географии, прежде всего, оценивается:

- предметная компетентность и способность решать проблемы средствами предмета);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умение работать с различными источниками информации, текстами, Интернет – страницами и т. д.);

- умение работать в парах, а также самостоятельно.

В работе использую классическую пятибалльную шкалу оценки знаний.

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать. Рассказ сопровождается примерами с карты.

Оценку «4»- есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

Оценку «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

Оценка «2» - есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Оценка «5». Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка «4» допускаются небольшие и несущественные отклонения от требований указанных выше. Могут быть неточности и небрежность в оформлении работы.

Оценка «3». Работа выполняется учащимися при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знание теоретического материала, но испытывают трудности при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами.

Оценка «2». Работа выполнена с содержательными ошибками, не соответствует всем приведенным выше требованиям или отсутствует.

Контурные карты и правила их оформления:

Элемент 1 - Наличие названия карты и точной формулировки задания (за рамкой карты), соответствующая выполненной работе легенда карты

Элемент 2 - Графика и аккуратность при оформлении работ

Элемент 3 - Правильность выполнения задания (отсутствие ошибок), выполнение полностью всего объема задания.

Отсутствие любого из указанных элементов

снижает оценку от максимального значения на 1 балл.

Инструментарий для оценивания достижений учащихся

Качество учебно – воспитательного процесса оценивается следующим образом:

Проводя:

- тестирование;

- самостоятельные и проверочные работы;

Проверяя:

- практические работы;

- домашние работы и индивидуальные задания.

Система условных обозначений:

П.Р. – практическая работа
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. н необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

Знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Выпускник основного общего образования должен обладать следующими компетенциями:

- знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности;

- уметь планировать свое ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности;

- уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения;

- уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий;

- владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира;

- владеть основными знаниями, обеспечивающими выбор будущего профиля допрофессионального и профессионального обучения.
Учебно-тематическое планирование по географии.
Количество часов: всего- 36 часов, в неделю- 1 час, к/р – 3; тестирование – 4, презентаций -2, практических работ - 18
Тестирование по темам:

1. Северный Кавказ

2. Хозяйство и население Центральной России.

3. Западная о Восточная Сибирь.

4. Азиатская часть России
Контрольные работы:

1. Хозяйство России

2. Европейская часть России

3. Районы России
Презентации по темам:

1. Санкт-Петербург

2. Путешествие по транссибирской железной дороге
Учебно – методическое обеспечение:
Учебник: Алексеев А.И. География России. / А.И. Алексеев.- М.: Просвещение, 2013./
УМК:

  1. Географический атлас. 9 кл.- М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Тренировочные упражнения к подготовке к ГИА

  2. Краткий справочник по географии



Календарно-тематический план по географии в 9-х классе




Тема урока

Тип урока, характеристика деятельности учащегося

Формы контроля

Практические работы

Кол-во часов

Дата

проведения

Домашнее задание

ИКТ

план

факт

1

Введение

Урок изучения нового материала

фронтальный опрос




1







Лекция в тетради




Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (2 часа)

2

Понятие хозяйства. Его структура. Этапы развития хозяйства

Урок изучения нового материала

фронтальный опрос




1







лекция




3

Географическое районирование

Урок комплексного применения ЗУН уч-ся

оценивание практической работы

Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)

1







лекция




Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (9 часов)

4

Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.

Урок изучения нового материала

Индивидуальный и фронтальный опрос

Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства.

1







лекция




5

Агропромышленный и лесной комплексы.

комбинированный урок

оценивание практической работы

1. Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия трех звеньев (сфер) АПК.
2. Изучение на примере района своего проживания:
а) обеспеченности населенного пункта пищевыми продуктами;
б) районов производства поступающей продукции.
3. Изучение географии легкой промышленности своего края.
4. Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия различных звеньев АПК
.

1







лекция




6

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика

комбинированный урок

оценивание практической работы

Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи).

1







лекция в тетради




7

Металлургический и машиностроительный комплексы

комбинированный урок

оценивание практической работы

Изучение особенностей размещения металлургического производства (на основе чтения карт).

1







лекция




8

Машиностроительный комплекс. ВПК

комбинированный урок

оценивание практической работы

Изучение межотраслевых связей машиностроения на примере любого крупного завода (в том числе своей местности).

1







лекция




9

Химическая промышленность Транспорт.

комбинированный урок

оценивание практической работы

Анализ отраслевых карт; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

1







лекция




10

Информационная инфраструктура . Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

комбинированный урок

фронтальный опрос




1







лекция




11

Территориальное (географическое) разделение труда

комбинированный урок

оценивание практической работы

Составление картосхемы учреждений сферы услуг своего района (микрорайона).

1







лекция




12

Контрольная работа №1 по разделу «Хозяйство России»

Урок комплексного применения ЗУН уч-ся

тестирование




1












Раздел II. Районы России.(22 ч.)

Тема 3. Европейская часть России (13 ч.)

13

Восточно-Европейская равнина. Волга.

Урок изучения нового материала

фронтальный опрос

Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно-Европейской равнины.

1







§4-10




14

Центральная Россия

Центральная Россия: состав, географическое положение

комбинированный урок

оценивание практической работы

Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.

1







§11-12




15

Центральный район: особенности населения. Хозяйство района. Города Центрального района

комбинированный урок

оценивание практической работы

Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов).

1







§13,17




16

Центрально-Черноземный район и Волго-Вятский район

комбинированный урок

фронтальный опрос




1







§14- 15




17

Ообщение знаний по теме «Центральная Россия»

Урок комплексного применения ЗУН уч-ся

тестирование




1













18

Северо-Запад

Географическое положение и природа

комбинированный урок

фронтальный опрос

Составление географического описания "путешествия" от Финского залива до Рыбинска водным путем.

1







§ 19-21




19

Города на старых водных торговых путях. Санкт- Петербург – «вторая столица» России

комбинированный урок

оценивание практической работы

Составить географический маршрут по древним городам Северо-Запада с указанием достопримечательностей Обосновать свой выбор.

1







§ 22-23




20

Европейский Север

Географическое положение и природа.

комбинированный урок

фронтальный опрос




1







§ 24-25




21

Хозяйство района

комбинированный урок

фронтальный опрос




1







§ 26-27




22

Поволжье

Географическое положение и природа. Население и хозяйство

комбинированный урок

оценивание практической работы

Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

1







§ 32-35




23

Северный Кавказ

Природные условия Хозяйство района

комбинированный урок

тестирование




1







§ 28-31




24

Уральский район

Географическое положение и природа. Города Урала. Проблемы района

комбинированный урок

оценивание практической работы

Практическая работа (начало работы)
Географическое описание Среднего Урала по картам (начало работы).

1







§ 36-39




25

Контрольная работа №2 по теме «Европейская часть России»

Урок комплексного применения ЗУН уч-ся

тестирование




1







Вопросы на с.199




Тема 4. Азиатская часть России ( 9 ч.)

26

Природа Сибири Население и хозяйство Сибири

Урок изучения нового материала

оценивание практической работы

Географическое описание путешествия или из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатления) или из Владивостока до Екатеринбурга.

1







§ 40-42




27

Западная Сибирь

Природные условия и ресурсы .

комбинированный урок

фронтальный опрос




1







§43




28

Хозяйство района

комбинированный урок

фронтальный опрос




1







лекция




29

Восточная Сибирь

Природные условия и ресурсы.

комбинированный урок

фронтальный опрос




1







§ 44




30

Хозяйство района

комбинированный урок

тестирование




1







лекция




31

Дальний Восток

Формирование территории. Природные условия и ресурсы

комбинированный урок

оценивание практической работы

Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока.

1







§ 46-48




32

Население и хозяйство района

комбинированный урок

фронтальный опрос




1







§ 49-50




33

Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России»

Урок комплексного применения ЗУН уч-ся

тестирование




1












34

Контрольная работа №3 по разделу «Районы России»

Урок комплексного применения ЗУН уч-ся

оценивание практической работы




1













Тема 5. Обобщение изученного (2 часа)

35

Россия в мире

комбинированный урок

оценивание практической работы

1. Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира.
2. Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России.


1







§51-54




36

Обобщение изученного по разделам

комбинированный урок

фронтальный опрос




1













Итого:

36 часов


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации. iconПрограмма по мхк составлена на основе федерального компонента Государственного...
Федеральный закон об образовании в российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации...

Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации. iconПрограмма по истории составлена на основе федерального компонента...
Федеральный закон об образовании в российской федерации. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации...

Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального...
Законом Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального...
Законом Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...

Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа составлена на основе: федерального компонента государственного...
Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов...

Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа составлена на основе: федерального компонента государственного...
Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов...

Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа составлена на основе: федерального компонента государственного...
Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов...

Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа по литературе составлена на основе Федерального...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....

Программа по географии составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Федеральный закон об образовании в российской федерации. iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования">