Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев»




НазваниеКонцепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев»
страница1/5
Дата публикации02.07.2015
Размер0.7 Mb.
ТипРеферат
5-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3   4   5


ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ

повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года -

«Новое качество жизни уральцев»

Содержание


Введение




3

Раздел 1.

Понятийный и методологический аппарат

5

Раздел 2.

Характеристика современной ситуации

7

Раздел 3.

Принципы разработки концепции

18

Раздел 4.

Цель и задачи разработки концепции

18

Раздел 5.

Развитие гражданского общества

19

Раздел 6.

Основные направления повышения качества жизни

21

6.1.

Повышение качества человеческого капитала

21

6.1.1.

Сохранение и укрепление здоровья населения Свердловской области

21

6.1.2.

Повышение доступности и качества образования

22

6.1.3.

Комфортная социальная среда

23

6.1.4.

Повышение доступности культурных благ и удовлетворение потребности населения в свободной культурно-творческой самореализации

24










6.2.

Повышение уровня жизни населения Свердловской области

26

6.2.1.

Повышение благосостояния населения

26

6.2.2.

Развитие жилищной сферы

27

6.2.3.

Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания

28

6.2.4.

Повышение доступности и качества транспортных услуг для населения, безопасности дорожного движения

29

6.2.5.

Развитие рынка товаров и услуг

30

6.2.6.

Доступность и качество государственных и муниципальных услуг

31

6.2.7.

Формирование комфортной, экологически благополучной среды проживания человека

32

6.3.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения

33

Раздел 7.

Сбалансированное территориальное развитие Свердловской области

34

Раздел 8.

Экономический потенциал Свердловской области

35

Раздел 9.

Сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

37

Раздел 10.

Объемы и источники финансирования

37

Раздел 11.

Анализ рисков при реализации Концепции

37

Раздел 12.

Механизмы реализации Концепции

40

Раздел 13.

Мониторинг и контроль реализации Концепции

41

Раздел 14.

Информационное сопровождение Концепции

41

Раздел 15.

Оценка эффективности реализации Концепции

42

Введение
Актуальность разработки Концепции обусловлена исторически сложившимся расхождением между экономическим, прежде всего, промышленным потенциалом и качеством жизни в Свердловской области. Традиционно приоритетом на Урале были высокие производственные показатели в промышленности. Именно здесь в массовом порядке размещались промышленные предприятия во время Великой Отечественной войны. В те времена о социальных аспектах, тем более, о качестве жизни, думать не было возможности. Сложившаяся ситуация незначительно изменилась в последующие периоды.

По данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по итогам
2012 года Свердловская область занимает 6 место в рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, однако, в рейтинге регионов по качеству жизни – 19 место. Рейтинг качества жизни строился на основе комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни, а также оценок удовлетворенности населения складывающейся в регионах ситуации в различных социальных сферах. Таким образом, при достаточно высоком уровне социально-экономического развития оценка населением качества жизни остается на невысоком уровне. В связи с этим, возникает необходимость формирования из субъективных представлений людей о качестве жизни модели «стандарта жизни», которая найдет отражение в Программе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указано, что уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году должны достигнуть показателей, характерных для развитых экономик. В связи с этим, одной из основных задач является повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей при обеспечении экономического роста и социальной стабильности в обществе.

07 мая 2012 года Президент Российской Федерации подписал ряд указов, направленных на достижение определенных результатов развития ключевых сфер жизни общества на период до 2018 года.

В итоговом докладе Законодательному Собранию Свердловской области по результатам деятельности в 2012 году Губернатором Свердловской области сформулирована основная задача – реализация важнейших социально-экономических проектов, имеющих целью комплексное повышение качества жизни жителей Свердловской области.

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года – «Новое качество жизни уральцев» (далее – Концепция) призвана обеспечить достижение высокого уровня удовлетворения населения Свердловской области качеством жизни, определив основные цели, задачи, приоритеты и механизмы решения проблемы. Впервые в Свердловской области принимается документ, особенностью которого является комплексный подход к решению задачи повышения качества жизни.

Таким образом, реализация Концепции позволит преобразовать Свердловскую область в социально-ориентированный регион, сформировать устойчивый средний класс и создать комфортную среду для проживания населения.

Новизной концепции также является масштабное привлечение гражданского общества к повышению качества жизни в Свердловской области. Как известно, качество жизни является совокупностью характеристик уровня жизни, а также удовлетворенности этим уровнем жизни. В рамках реализации концепции предполагается работа по вовлечению населения в формирование более гармоничного социального ландшафта, что позволит создать положительную оценку качества жизни в Свердловской области. Конечной целью является создание ощущения ответственности каждого жителя за окружающий контекст.

Концепция соответствует основным целям, задачам и приоритетным направлениям социально-экономического развития, сформулированным в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, и может выступать в качестве оценки эффективности ее реализации.

Побудительным мотивом разработки Концепции явилось как многообразие факторов, которые оказывают влияние на процессы сохранения и развития человеческого потенциала – главного богатства страны, так и отсутствие подобной Концепции на общероссийском уровне.

Целью настоящей Концепции является определение условий для поступательного развития человеческого потенциала, повышения уровня жизни населения. Эту задачу можно решить, имея четкую социальную идеологию и экономическую базу, видение долгосрочной перспективы, систему продуманных, целенаправленных мер, определяющих условия жизнедеятельности человека. Высокая социальная значимость вопроса требует взаимодействия всех уровней управления и хозяйствования.

Предлагаемая Концепция – это, прежде всего, система взглядов, на основе которой следует строить долгосрочную программу и практическую деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области, законодательной власти Свердловской области и органов местного самоуправления.

В данной Концепции проанализирована современная ситуация уровня и условий жизни населения Свердловской области, определены основные направления повышения качества жизни и рассмотрены пути решения наиболее острых проблем, выработана система контрольных показателей эффективности реализации запланированных мероприятий на перспективу.

Разработка Концепции осуществлялась рабочей группой под руководством Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Власова при содействии научного сообщества (заведующего кафедрой региональной и муниципальной экономики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет» Е.Г. Анимицы, советника директора Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина Ю.Б. Клюева, заведующей сектором социально-экономического развития региона Института экономики Уральского отделения Российской академии наук О.А. Козловой), представителей общественных организаций (президента регионального общественного фонда «Семья - XXI век», секретаря Общественной палаты Свердловской области Л.Н. Докучаевой).

Раздел 1. Понятийный и методологический аппарат Концепции
Показатели качества жизни и уровня жизни населения являются важнейшими индикаторами оценки реальных социально-экономических последствий проводимых преобразований и степени социальной напряженности в обществе.

Достижение максимально высокого качества жизни населения в стране и ее регионах является приоритетной задачей социально ориентированной рыночной экономики.

В настоящее время не существует общепринятого научного определения понятия «качество жизни». Его практическое применение требует отграничения от широко применяемых и гносеологически близких понятий таких, как, например, уровень жизни, который является важнейшей структурной составляющей качества жизни.

Уровень жизни населения – это сложная комплексная категория, которая выражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей и степень их удовлетворения, а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. В качестве средств удовлетворения потребностей рассматриваются блага, имеющие вещную или знаковую форму существования, и услуги.

По рекомендации ООН уровень жизни в свою очередь измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение. При этом качество жизни не сводится к простой «сумме» совокупности показателей, характеризующих жизнедеятельность человека в данном обществе (стране, регионе, муниципалитете).

Качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает их в себя в качественном аспекте. Составляющими показателя качества жизни являются такие компоненты, как, например, «качество человека», «качество здравоохранения», «качество образования», «качество культуры», «качество труда», «качество среды», «качество жизни».

Качество населения (человека, человеческого капитала) – это категория, характеризующая население как субъект жизнедеятельности, общественного производства и общественных отношений, а именно, его способность реагировать на природные, технические, экономические, социокультурные условия и приспосабливать их к своим изменяющимся потребностям. Свойства населения принимают форму наблюдаемых и количественно измеряемых характеристик (рождаемость и смертность, брачность и разводимость, образовательный и квалификационный уровень и др.)

Качество образования – это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания.

Качество трудовой жизни (труда) – это условия производственной жизни, позволяющие учесть степень реализации интересов работника и использования его интеллектуальных, творческих, моральных, организационных способностей и др. Качество трудовой жизни выражается в повышении чувства удовлетворенности трудом, стремлении повышать квалификацию.

Качество среды – это совокупность элементов, предпосылок и фактов, необходимых для формирования самой среды и одновременно выступающих в качестве предпосылки для здоровой и гармоничной социально-насыщенной жизни индивида.

Качество жизни – это интегральная категория, отражающая степень развития и полноту удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека.

Новое качество жизни – это интегральная категория, основанная на учете человека не только как производителя и потребителя различных товаров и услуг, но и как целостной личности, созидающей свою жизнь и жизнь своей семьи, всего общества и страны в целом. В этой связи в понятии «новое качество жизни» необходимо дополнительно учитывать степень удовлетворения потребностей в творчестве, развитии и реализации человеком своих способностей.

Учитывая, что «качество жизни» является интегральной категорией, можно выделить несколько подходов к его оценке.

  1. Субъективистский подход или «ощущаемое» качество жизни определяется через оценку человеком меры удовлетворения своих потребностей, которая зависит от различного представления людьми понятия «качество жизни».

  2. Объективистский подход. Качество жизни в данном случае идентично понятию уровня жизни и измеряется в основном показателями, разрабатываемыми официальной статистикой и дающими представление о степени обеспечения каждого члена общества материальными ресурсами, транспортной и социальной инфраструктурой, жильем, чистым воздухом и водой.

  3. Комплексный подход. Качество жизни определяется через синтез первых двух подходов к его определению, через совокупность жизненных ценностей, характеризующих удовлетворение потребностей и удовлетворенность людей не только условиями жизни, но и существующими социальными отношениями.

Комплексный подход к определению качества жизни предусматривает систему различных методов для измерения качества жизни, обеспечивает возможность сопоставления объективных и субъективных оценок, позволяет формировать информационную базу для анализа достигнутого качества жизни и адекватности восприятия его населением.

Проблема повышения качества жизни населения носит комплексный, межведомственный характер и не может быть решена в пределах одного года, поэтому целесообразно использовать программно-целевой метод решения поставленных задач.

Программно-целевой подход к повышению качества жизни населения предполагает учет полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам региональными и муниципальными службами, выбор индикаторов качества жизни, зависящих от непосредственной деятельности органов государственной власти и муниципального управления, направленной на удовлетворение жизненных потребностей населения, оценку эффективности «обратной связи» общества и государства.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие Свердловской области в направлении повышения качества жизни населения на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий, запланированных результатов;

координации усилий и концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в данной сфере;

адресности и последовательности исполнения взаимоувязанных проектов по срокам их реализации;

повышения эффективности государственного и муниципального управления в части обеспечения «нового качества жизни» населения;

повышения результативности использования материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, реализация Концепции определяется высокой экономической и социальной значимостью поставленных задач и невозможностью их комплексного решения без применения программно-целевого метода.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев» iconУтверждена
Российской Федерации на период до 2020 года, является создание условий для повышения качества жизни населения, включая развитие человеческого...

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев» iconМиссия Повышение конкурентоспособности российской экономики как основы...
Национальной задачи повышения качества жизни населения. Из этого вытекает первая стратегическая цель Министерства и подведомственных...

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев» iconЕ. В. Скосырская, Н. А. Вить, Н. С. Стулова анализ качества жизни...
Известно, что не существует общепринятого теоретического определения понятия качества жизни, а тем более и общепринятой методики,...

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев» iconЛекция 10. Региональная статистика уровня жизни населения понятие...
Понятие уровня жизни населения региона. Система показателей, отражающая уровень и качество жизни населения. Индекс стоимости жизни...

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев» iconУрок по география и информатика в 10 классе Тема урока: «Уровень и качество жизни населения»
Учитель географии. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам с вами предстоит понять, что такое качество жизни населения. Познакомиться...

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев» iconРешение девятого пленарного заседания Общественной палаты Ивановской...
А ивановской области отмечает, что реформа жилищно-коммунального хозяйства играет значительную роль в обеспечении качества жизни...

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев» icon1 Оценка социально-экономической ситуации
Ли­пецкой области Российской Федерации на период до 2020 года (далее-Стратегия) основывается на долгосроч­ных федеральных, областных...

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев» iconПостановление от 21 декабря 2012 г. N 1485-пп о территориальной программе...
Закона Свердловской области от 21 ноября 2012 года n 91-оз "Об охране здоровья граждан в Свердловской области" Правительство Свердловской...

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев» iconПостановление от 21 декабря 2012 г. N 1485-пп о территориальной программе...
Закона Свердловской области от 21 ноября 2012 года n 91-оз "Об охране здоровья граждан в Свердловской области" Правительство Свердловской...

Концепция повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года «Новое качество жизни уральцев» iconПостановление от 21 декабря 2012 г. N 1485-пп о территориальной программе...
Закона Свердловской области от 21 ноября 2012 года n 91-оз "Об охране здоровья граждан в Свердловской области" Правительство Свердловской...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru