Книга первая. Аналитика понятий




НазваниеКнига первая. Аналитика понятий
страница1/62
Дата публикации17.11.2014
Размер9.05 Mb.
ТипКнига
5-bal.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
Кант И.

Критика чистого разума
Пер, с нем. Н. Лосского. - Мн.: Литература, 1998. - 960 с. - (Классическая философская мысль).
953*

* Номера страниц идут в начале каждой страницы.

СОДЕРЖАНИЕ:
В. С. Соловьев. Кант.................................................5

КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА............................57
Предисловие к первому изданию.................................60

Предисловие ко второму изданию................................71

Введение...........................................................100
I. О различии между чистым и эмпирическим познанием....100

II. Мы обладаем некоторыми априорными знаниями, и даже обыденный рассудок никогда не обходится без них.........................................................102

III. Для философии необходима наука, определяющая возможность, принципы и объем всех априорных знаний........................................................104

IV. О различии между аналитическими и синтетическими суждениями...................................................108

V. Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы................................................111

VI. Общая задача чистого разума................................115

VII. Идея и деление особой науки, называемой критикой чистого разума................................................119
I. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О НАЧАЛАХ
Часть первая. Трансцендентальная эстетика.....126

§ 1.................................................................126

Глава первая. О пространстве..................................129

§ 2. Метафизическое истолкование этого понятия............129

§ 3. Трансцендентальное истолкование понятия о пространстве........................................132

Глава вторая. О времени.......................................136

§ 4. Метафизическое истолкование понятия времени.........136

§ 5. Трансцендентальное истолкование понятия времени - 138

§ 6. Выводы из этих понятий....................................139

§ 7. Пояснение...................................................142

§ 8. Общие примечания к трансцендентальной эстетике.....147

Общий вывод из трансцендентальной эстетики................159
Часть вторая. Трансцендентальная логика........160

Введение. Идея трансцендентальной логики..................160

I. О логике вообще...............................................160

II. О трансцендентальной логике................................164

III. О делении общей логики на аналитику и диалектику......166

IV. О делении трансцендентальной логики на трансцендентальную аналитику и диалектику..........170
Отдел первый. Трансцендентальная аналитика.......172

Книга первая. Аналитика понятий..........................173

Глава первая. О способе открытия всех чистых рассудочных понятий........................................173
Раздел первый.

О логическом применении рассудка вообще...........174

Раздел второй.

§ 9. О логической функции рассудка в суждениях.............176
Раздел третий.

§ 10. О чистых рассудочных понятиях, или категориях.......182

§ 11................................................................188

§ 12................................................................191
Глава вторая. О дедукции чистых рассудочных понятий.... 194

Раздел первый.

§ 13. О принципах трансцендентальной дедукции вообще... 194

§ 14. Переход к трансцендентальной дедукции категорий ... 200

Раздел второй.

Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий........................................204

§ 15. О возможности связи вообще.............................204

§ 16. О первоначально-синтетическом единстве апперцепции........................206

§ 17. Основоположение о синтетическом единстве апперцепции есть высший принцип всякого применения рассудка........................................210

§ 18. Что такое объективное единство самосознания..........213

§ 19. Логическая форма всех суждений состоит в объективном единстве апперцепции содержащихся в них понятий.................................................214

§ 20. Все чувственные созерцания подчинены категориям как условиям, единственно при которых их многообразное может соединиться в одно сознание......216
§ 21. Примечание................................................216

§ 22. Категория не имеет никакого иного применения для познания вещей, кроме применения к предметам опыта...........................................218

§ 23................................................................220

§ 24. О применении категорий к предметам чувств вообще.....................221

§ 25................................................................228

§ 26. Трансцендентальная дедукция общего возможного применения чистых рассудочных понятий в опыте........229

§ 27. Результат этой дедукции рассудочных понятий..........235

Краткий итог этой дедукции....................................237
Книга вторая. Аналитика основоположений..............238

Введение. О трансцендентальной способности суждения вообще..............................239

Глава первая. О схематизме чистых рассудочных понятий..............................243

Глава вторая. Система всех основоположений чистого рассудка.......................252

Раздел первый. О высшем основоположении, касающемся всех аналитических суждений...............................254

Раздел второй. О высшем основоположении всех синтетических суждений.................257

Раздел третий. Систематическое изложение всех синтетических основоположений чистого рассудка.......261

Глава третья. Об основании различения всех предметов вообще на phaenomena и noumena.........................342

Приложение. Об амфиболии рефлективных понятий, происходящей от смешения эмпирического применения рассудка с трансцендентальным.............................360

Примечание к амфиболии рефлективных понятий............367
Отдел второй. Трансцендентальная диалектика......389

Введение.

I. О трансцендентальной видимости............................389

II. О чистом разуме как источнике трансцендентальной видимости.............394

Книга первая. О понятиях чистого разума.................403

Раздел первый. Об идеях вообще................................405

Раздел второй. О трансцендентальных идеях...................412

Раздел третий. Система трансцендентальных идей.............422

Книга вторая. О диалектических выводах чистого разума.....................427
Глава первая. О паралогизмах чистого разума................429

Опровержение мендельсоновского доказательства постоянности души.....................441

Завершение разбора психологического паралогизма..........452

Общее замечание о переходе от рациональной психологии к космологии..................................................453
Глава вторая. Антиномия чистого разума....................456

Раздел первый. Система космологических идей................459

Раздел второй. Антитетика чистого разума.....................469

Раздел третий. Об интересе разума в этом его противоречии.....................504

Раздел четвертый. О трансцендентальных задачах чистого разума, поскольку безусловно должна существовать возможность их разрешения................................515

Раздел пятый. Скептическое изложение космологических вопросов при помощи всех четырех трансцендентальных идей...................................522

Раздел шестой. Трансцендентальный идеализм как ключ к разрешению космологической диалектики..............527

Раздел седьмой. Критическое разрешение космологического спора разума с самим собой............533

Раздел восьмой. Регулятивный принцип чистого разума в отношении космологических идей........................542

Раздел девятый. Об эмпирическом применении регулятивного принципа разума ко всем космологическим идеям.....................................548

I. Разрешение космологической идеи о целокупности сложения явлений в мироздание............................549

II. Разрешение космологической идеи о целокупности деления данного целого в созерцании.......................555

Заключительное примечание к разрешению математически трансцендентальных идей и предварительное замечание, касающееся разрешения динамически трансцендентальных идей...................................558

III. Разрешение космологических идей о целокупности выведения событий в мире из их причин...................562

Возможность свободной причинности в соединении со всеобщим законом естественной необходимости.......567

Объяснение космологической идеи свободы в связи со всеобщей естественной необходимостью................570

IV. Разрешение космологической идеи о всеобщей зависимости явлений по их существованию вообще.......584

Заключительное примечание к антиномии чистого разума в целом...................590
Глава третья. Идеал чистого разума..........................591

Раздел первый. Об идеале вообще...............................591

Раздел второй. О трансцендентальном идеале..................595

Раздел третий. Об основаниях спекулятивного разума для доказательства бытия высшей сущности...............605

Раздел четвертый. О невозможности онтологического доказательства бытия Бога...................................612

Раздел пятый. О невозможности космологического доказательства бытия Бога.......................621

Обнаружение и объяснение диалектической видимости во всех трансцендентальных доказательствах существования необходимой сущности....................632

Раздел шестой. О невозможности физикотеологического доказательства................................................637

Раздел седьмой. Критика всякой теологии, основанной на спекулятивных принципах разума.......................646

Приложение к трансцендентальной диалектике...............656

О регулятивном применении идей чистого разума............656

О конечной цели естественной диалектики человеческого разума....................679


II. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ
Глава первая. Дисциплина чистого разума....................711

Раздел первый. Дисциплина чистого разума в догматическом применении...............................714

Раздел второй. Дисциплина чистого разума в его полемическом применении..................................736

О невозможности скептического удовлетворения внутренне раздвоенного чистого разума....................753

Раздел третий. Дисциплина чистого разума в отношении гипотез.......................762

Раздел четвертый. Дисциплина чистого разума в отношении его доказательств..............................773

Глава вторая. Канон чистого разума..........................784

Раздел первый. О конечной цели чистого применения нашего разума................................................786

Раздел второй. Об идеале высшего блага как об основании для определения конечной цели чистого разума...........792

Раздел третий. О мнении, знании и вере........................806
Глава третья. Архитектоника чистого разума...............816

Глава четвертая. История чистого разума...................832

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Из первого издания "Критики чистого разума"...............................837

I. Дедукции чистых рассудочных понятий.....................837

Раздел второй. Об априорных основаниях возможности опыта...................837

Раздел третий. Об отношении рассудка к предметам вообще и о возможности познавать их a priori.............851

II. Об основании различения всех предметов вообще на phaenomena и noumena..............863

III. О паралогизмах чистого разума..............................867

Перевод латинских и древнегреческих слов и выражений.....910

Важнейшие термины "Критики чистого разума" Канта......917
Указатель имен...................................................924

Предметный указатель...........................................925

КАНТ*
* Immanuel Kant, первонач. Cant.
Кант - основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию должно быть разделено на два периода: до-критический (или до-кантовский) и после-критический (или после-кантовский). Согласно его собственному сравнению (с Коперником), Кант не открыл для ума новых миров, но поставил самый ум на такую новую точку зрения, с которой все прежнее представилось ему в ином и более истинном виде. Значение Канта преувеличивается лишь тогда, когда в его учении хотят видеть не перестановку и углубление существенных задач философии, а их наилучшее и чуть не окончательное решение. Такая завершительная роль принадлежит Канту на самом деле только в области этики (именно в "чистой" или формальной ее части), в прочих же отделах философии за ним остается заслуга великого возбудителя, но никак не решителя важнейших вопросов. Биография Канта не представляет никакого внешнего интереса. Он провел всю свою жизнь, преданный исключительно умственному труду, в том же Кенигсберге, где родился (22 апр[еля] 1724 г.) и умер (12 февр[аля] 1804 г.). Отец его был небогатый мастер седельного цеха. Семья отличалась честностью и религиозностью в пиэтистическом духе (особенно мать). Такой же дух господствовал и в той школе (collegium Fredericianum), где Кант получил среднее образование (1733-1740). Директор этой коллегии пастор Ф. А. Шульц был в то же время профессор] богословия в Кенигсбергском университете], куда Кант поступил на богословский факультет. Пиэтистическое воспитание, несомненно, оставило след у Канта в общем характере и тоне его жизнепонимания, но не давало удовлетворения умственным запросам, рано возникшим в его несоразмерно развитой голове. Помимо богословских лекций он с увлечением изучал светские науки, философские и физико-математические. Окончание курса совпало со смертью его отца (1746), принуждавшею его искать средства к существованию. Девять лет провел он домашним учителем в трех семействах, частью в самом Кенигсберге, частью в недалеких поместьях. Умственное развитие Канта шло от точных знаний к философии. Самостоятельным философом он стал поздно, лишь к 45-летнему возрасту, но гораздо ранее заявил себя как первостепенный ученый. В 1755 г. он издал (анонимно) свою физико-астрономическую теорию мироздания ("Allgemeine Naturgeschichte u[nd] Theorie des Himmels"), которую в сущности лишь повторил Лаплас через несколько десятилетий. Эта теория, которую называют кант-лапласовскою, но по справедливости следовало бы называть кантовскою, остается общепринятой в науке. До сих пор имеют значение и другие, меньшие сочинения естественнонаучного содержания, изданные Кантом около того же времени (1754-1756): об огне, о вращении Земли вокруг ее оси, об одряхлении Земли, о землетрясениях. В 1755 г. Кант сделался приват-доцентом философии в Кенигсб[ергском] университете] и только через 15 лет, на 47-м году жизни, получил место ординарного профессора логики и метафизики, защитив диссертацию "De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis" (1770). [Раньше этого, во время занятия Кенигсберга русскими войсками, открылась вакантная кафедра философии, которую желал занять Кант, но русский губернатор утвердил, по старшинству, другого кандидата]. Из философских трудов Канта названное соч[инение] - первое, где он является оригинальным мыслителем, с новым и важным взглядом именно на субъективный характер пространства и времени. Незадолго перед тем, как видно из одного письма, он задумал еще другое небольшое сочинение: "О границах человеческого познания", которое предполагал издать в том же году, но оно появилось лишь через 11 лет, после того как разрослось в "Критику чистого разума" (1781). В следующие 12 лет вышли и все другие главные сочинения Канта в области философии: "Prolegomena zu einer jeden kiinftigen Methaphysyk die als Wissenschaft wird auftreten konnen" (1783), где Кант в другом порядке излагает сущность своей критики познания; "Grundle-gung zur Methaphysyk der Sitten" (1785); "Metaphysische Anfangsgrunde der Naturwissenschaft" (1786); "Kritik der praktischen Vernuft" (1788); "Kritik der Urtheilskraft" (1790); "Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft" (1793). Из мелких сочинений кроме упомянутой латинской диссертации значительный философский интерес имеют: "Идея всеобщей истории" (1784), "Вечный мир" (1795), "Об успехах метафизики со времени Лейбница и Вольфа" (1791), "О философии вообще" (1794), "Спор факультетов" (1798). Меньший интерес представляют "Грезы духовидца" (1766) - сочинение до-критической эпохи, написанное под влиянием Давида Юма; предмет его - видения и теории Сведенборга, к которому Кант относится крайне скептически, хотя одна из основных мыслей шведского мистика - об идеальности пространства и времени - отразилась в латинской диссертации Канта, а потом и в "Критике чистого разума" (это более чем вероятное предположение нисколько не колеблется сердитой бранью Куно Фишера в его полемике с д-ром Тафелем).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга первая. Аналитика понятий iconИдеи к философии истории человечества часть первая предисловие книга первая
Наша Земля претерпела множество катастроф, пока не приняла свой теперешний облик

Книга первая. Аналитика понятий iconКнига первая
Великой Отечественной войны и их проведении. Хорошо обрисованы люди, в том числе видные военачальники. Вторая книга мемуаров посвящена...

Книга первая. Аналитика понятий iconБертран Рассел История западной философии книга первая часть первая досократики
Происшедшее было настолько удивительным, что люди до самого последнего времени довольствовались изумлением и мистическими разговорами...

Книга первая. Аналитика понятий iconСтепанов Родичи Книга первая Будни Хаапалахти Глава первая
Ведь по традиции полагалось отдавать дань уважения старшим рода, поэтому-то к имени каждого и добавлялось столько дополнительных,...

Книга первая. Аналитика понятий iconКнига цикла "Триста лет спустя"
Что же ожидает Андрея и его новых товарищей: Атасова, Протасова и Армейца в безжалостном мегаполисе? А ждут их самые невероятные...

Книга первая. Аналитика понятий iconТемы для самостоятельного изучения
Типы детских изданий и детских текстов (книга-произведение, книга-сборник, книга-вырубка, книга-панорама, книга-стикерс, книга-игрушка,...

Книга первая. Аналитика понятий iconКнига первая глава 1
О том, что математика лучше всего помогает нам в понимании разнообразных божественных истин

Книга первая. Аналитика понятий iconДетей держите за руки или на руках
Первая женщина в бухгалтерии, она же Первая женщина в кафе, она же Первая женщина в клинике, она же Первая женщина в очереди, 33...

Книга первая. Аналитика понятий iconКнига первая. Тревер 1001-й чем опытнее дальнодей, тем рискованнее каждый его следующий тревер
Кир-Кор старался не думать о том, что будет, если побег состоится. «Будет макод, – подсказал ему внутренний голос. И тихо добавил:...

Книга первая. Аналитика понятий iconКнига первая
Публикуется с разрешения издательства fasa corporation и представителя издательства Александра Корженевского


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru