Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»




НазваниеУрок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Дата публикации13.11.2014
Размер49.7 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Философия > Урок
Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

( В основе урока проектные работы учащихся)

Цели урока: - обобщение изученного материала;

- воспитание у школьников понимания ценности семьи, уважение к женщине, ее высоким обязанностям матери.

- показать идеал семейной жизни, основанный на здоровых нравственных началах в изображении Л.Н.Толстого.

- развивать умение мыслить над проблемами произведения, самостоятельно находить ответы на вопросы в процессе анализа текста художественного произведения.

Оформление урока:

На доске записаны тема урока и эпиграф ,компьютер, проектор.

Эпиграф:

«…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная»

Н Страхов:

1.Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте. Сегодня мы обратимся к одной из самых важных тем не только романа Толстого, но и нашей жизни. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Главной мыслью в романе наряду с «мыслью народной» является «мысль семейная». Толстой считал, что семья - основа общества, так как именно в семье воспитывается человек, обретая нравственные качества. Будущее страны закладывается в семье. В своем дневнике автор пишет: «Ежели врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, то ясно, что наука вообще и философия в особенности, на которую так надеется Руссо, не только не бесполезны, но даже необходимы, и не для одних Сократов, а для всех».

Жизнь каких семей легла в основу романа?

Болконские, Ростовы, Курагины.

Основная задача нашего урока – понять, почему одни семьи счастливы, а другие нет. Каков идеал семьи в понимании Толстого?

2. Защита проектов.

Предварительно учащиеся разделены на 3 группы. Каждая группа готовит мини-проект: 1 группа- «Семья Ростовых»; 2- «Семья Болконских»; 3- «Семья Курагиных» (презентации прилагаются).

Проекты должны отразить следующие вопросы:

атмосфера в семье (взаимоотношения детей и родителей, уклад семьи)

жизненные принципы, основа воспитания

отражение исторических событий в жизни семьи

основные принципы изображения героев

судьбы героев.

3.Рефлексия.

Каковы основные черты характеров наших героев?( учащиеся во время прослушивания проектов заполняют карточки, отвечая на этот вопрос )

Ростовы старшие

Николай Андреевич Болконский

Князь Василий

Гостеприимы, хлебосольны, радушны, в доме атмосфера любви и взаимопонимания, в доме царит «ум сердца»

Сдержан, благороден, трудолюбив, заботится о детях, воспитывает их в духе патриотизма и гражданственности, в доме царит «ум ума»

Эгоистичен, ведет праздный образ жизни, корыстолюбив, безнравственен, старается пристроить своих детей повыгоднее



Наташа Ростова

кн.Марья

Элен Курагина

Чувственна, романтична, открыта, жаждет любви, готова пожертвовать собой ради неё, находит счастье в семье, как и мать , становится хранительницей семейного очага.

Скромна, умна, сдержанна, религиозна, живет в постоянном ожидании любви, нравственно чиста, стремится к созданию семьи.

Красива, но пуста, холодна, эгоистична, безнравственна, стремится только к богатству, лицемерна, расчетлива.



Николай Ростов

кн.Андрей

Анатоль Курагин

Искренен, благороден, прям, простодушен, честен, верен как служению Отечеству, так и жене

Богато одарённая натура. незаурядный ум, отличающийся склонностью к серьёзной, глубокой работе мысли и самоанализу; при этом он вовсе чужд мечтательности и связанного с нею «туманного философствования». богатая душевная жизнь, глубокие чувства, сильная воля, активная, творческая натура, стремление к широкой общественной и государственной деятельности, честен, и стремление к славе сочетается у него с жаждой бескорыстного подвига


Щеголеват, нагл, груб, не красноречив, не находчив, но самоуверен, безнравственен, для него женщина- это игрушка, круг интересов узок, эгоистичен.

4.Обобщение:

Что объединяет семьи Ростовых и Болконских?

Взаимоотношения в этих семьях построены на взаимопонимании, любви, заботе друг о друге.

Что отличает эти семьи от семейства Курагиных?

Семьи Ростовых и Болконских живут в единении с народом и окружающим миром, они открыты и высоко нравственны, а семья Курагиных далека от жизни страны, людей. Им не дано мирное семейное счастье, потому что в их доме царит атмосфера бездуховности, лицемерия, лжи, каждый из них живет обособленно, их семейные узы слабы.

Почему в семье Курагиных в отличие от Болконских и Ростовых нет продолжения рода?

По мнению Толстого, представители семьи Курагиных (Элен, Анатоль, Ипполит) не стремятся к созданию семьи. Они не способны жить жизнью другого человека, заботиться о ком-то, кроме себя. Трудно представить себе Элен в роли хранительницы семейного очага, в роли матери, потому что дети для неё лишняя обуза. По словам Острогорского, дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своих отношениям к детям, к родным, к друзьям… Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным. «Безжалостная волчья натура» берет верх над человечностью. Элен не способна, как Наташа, раствориться в детях, не способна, как кн. Марья, взять на себя ответственность за судьбу не только детей, но и мужа. В ней нет материнской любви, да и само слово «материнство» не знакомо ей.

Что же тогда , по мнению Толстого, является истинной, настоящей семьей?

Толстой считает, что нет семейного счастья там, где «нет простоты, добра и правды», где нет взаимопонимания, традиций, единения . Болконские и Ростовы - это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады. На примере этих семей Толстой доказывает свою мысль о том, что только семья развивает в человеке лучшие чувства- любовь, милосердие, самоотдачу.

5.Заключение.

Итак, мы сегодня говорили о семье. Какой же, по вашему мнению, должна быть настоящая семья?

Семья –это не только совместное проживание двух людей. Это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть»мы». Л.Н.Толстой всегда придерживался народной точки зрения на семью с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на доброте и правде. Он говорил «Нет красоты там, где нет правды, добра и справедливости»

Спасибо за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУрок в 10 классе по теме: «Изображение войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий; показать, как отразилось мировоззрение Толстого на изображении...

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Оборудование: выполненные учащимися иллюстрации «Ночь в Отрадном», «Встреча с дубом», «Под небом Аустерлица», аудио Бетховен «Лунная...

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУрок исследование Тема: Духовный путь Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
«Война и мир», жизнь книги начинается заново. И это не та жизнь, которой она жила до сих пор. Роман тот же, Толстой тот же, но читатель...

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» icon«Семейная идея» в романе «Война и мир»
Слово «семья» понятно всем. Оно впитывается нами с сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» icon44-я научно-практическая конференция старшеклассников, посвящённая
«Война 1812 года глазами Л. Н. Толстого» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconГолос в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Том I
Сосредоточение внимания на описаниях голоса великим писателем позволяет все более и более убеждаться, что наш голос является величайшим...

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУчебные пособия, тексты романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Вой- на и мир»,...
Бородинское сражение. Место, роль и оценка битвы в Отечественной войне 1812 года и в романе-эпопее Л. Н. Толстого

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУрок по сквозной теме курса литературы: "Тема пути в русской литературе....
Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" и романа-эпопеи М. А. Шолохова "Тихий Дон".)"....

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУрок литературы в медиатеке «Историческая основа романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Патриотическая акция с выездом в Мемориальный комплекс бывшего гетто Украины в рамках программы «Корни»

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» icon«Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир»
Система уроков по изучению жизни и творчества Льва Николаевича Толстого, его романа-эпопеи «Война и мир»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru