Правда Луки или правда Сатина?




Скачать 53.76 Kb.
НазваниеПравда Луки или правда Сатина?
Дата публикации04.11.2013
Размер53.76 Kb.
ТипВопрос
5-bal.ru > Философия > Вопрос
ВОРОБЬЕВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

учитель русского языка и литература

ГБОУ лицей №470

Калининского района

г. Санкт-Петербурга
УРОК

Правда Луки или правда Сатина?

(Спор о человеке в драме М.Горького «На дне»)

Цель урока: Подвести учащихся, используя анализ текста, к одному из основных вопросов произведения, к философскому вопросу: что есть правда?

Задачи:

- дать представление об основных персонажах произведения, их судьбах, мировоззрениях, проблемах; подготовить учащихся к самостоятельному выбору ответа на проблемный вопрос произведения.

- развитие аналитического мышления, умений работать с текстом, видение основных проблем, которые рассматривает автор, т.е. идеи автора;

- воспитание терпимости, толерантности к людям, находящимся «на дне».

Технология: проблемного обучения.

Жанр – аналитическое и комментированное чтение.
1. Теоретическая часть (лекция учителя -5 мин.)

Слово учителя:

«На дне» - новый вид драмы – идеологическая драма:

а) конфликт – столкновение различных мировоззрений,

б) эпические черты

Ученики записывают тезисы.

2. Вопросы на понимание и анализ текста

Задание учителя:

Определите основные конфликты в драме М.Горького «На дне».

Предполагаемые ответы учащихся:

а) любовный

б) социальный

в) философский (что делать?)

Вопрос учителя:

Рассмотрите любовный конфликт как одну из граней социального.

Предполагаемые ответы учащихся:

Власть, деньги определяют человеческие отношения

Вопрос учителя:

Определите композицию произведения.

Предполагаемые ответы учащихся:

-экспозиция

- завязка (появление Луки)

- кульминация (драка – исчезновение Луки)

- развязка (самоубийство актера).

3. Комментированное чтение экспозиции и анализ

Задание учителя:

Обратить внимание на афористичность повествования, на исторические подробности (вне исторического контекста пьесу рассматривать было бы неправильно).

Слово учителя:

Прочитайте сцену появления Луки в ночлежке и охарактеризуйте образ Луки.

Предполагаемые ответы учащихся:

- не бродяга, а странник (цитаты из разговора о бегунах, о праведной земле…)

4. Прослушивание индивидуальных заданий (по 2 мин.):

путь героев на дно: Пепел, Клещ, Бубнов, Барон, Сатин, Актер.

Задание учителя:

Выписать цитаты: что говорит Бубнов, Барон о человеке.

5. Изучение 4-ого действия

Вопросы учителя:

1) После анализа двух монологов Сатина, попытайтесь ответить на вопросы:

а) Как понять слова «Правда – бог свободного человека»?

б) Что стоит за словами Сатина (рассмотрите представление Сатина о человеке)?

2) Что лучше: истина или сострадание?

3) Можно ли сострадание, утешение низводить до лжи?

4) Лжет ли Лука?

(аргументы из текста).

Слово учителя:

Обратимся теперь к конфликту социальному… Положение героев, действительно ужасно. Кто же виноват в том, то эти несчастные люди оказались на дне жизни? Легко можно было бы обвинить общество. Но разве это было бы верно?

Предполагаемые ответы учащихся:

Пожалуй, только Клещ оказался на дне «по вине общества».

Но! Прямо скажем, особого сочувствия он не вызывает, из-за отношения к жене.

Вопрос учителя:

Скажите, кто страстно желает вырваться со дна?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Может быть, Клещ. Пепел, Актер (с момента появления Луки).

Вопросы учителя:

Почему у остальных нет этого желания? Почему эти люди примиряются с этим человекоубийственным бытом?

Предполагаемые ответы учащихся:

Не хотят работать, чтобы быть сытым. В принципе, устраивает и «дно».

Вопрос учителя:

Чем удобно такое существование?

Предполагаемые ответы учащихся:

-Нет баронов – телеграфистов – рабочих…

- Все равны.

-От каждого по способности.

- Актер ничего не умеет, но хотя бы за других метет пол.

-Гарантированная крыша над головой, есть койка.

-Известно, что будет завтра (этакая убогая стабильность).

Слово учителя:

Что напоминает такая модель жизни? (идеи социализма). Это существование даже пытаются оправдать, найти некое философское обоснование.

Сделайте вывод о зависимости человека от среды.

.

Вопрос учителя:

Есть в произведении персонажи, которые хотят изменить жизнь? Кто?

Предполагаемые ответы учащихся:

Клещ. Теоретически – да, а на практике – не удается.

Вопрос учителя:

Что невыполнимого и выполнимого есть в советах Луки?

Предполагаемые ответы учащихся:

Сибирь, лечебница для алкоголиков.

Слово учителя:

Лечебница для алкоголиков – это не вранье. Почему же не удается осуществить задуманного? Вот тут нам необходимо обратиться к философскому уровню проблемы.

Что делать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что для человека хорошо, а что плохо, хорошо узнать правду о человеке или нет, как найти некую общую истину, если у каждого «своя» правда. Нужно найти нечто общее.

Индивидуальное сообщение: Лука о человеке.

Вопрос учителя:

Что Лука знает о человеке? Любит! Жалеет1 Уважает! Укажите вид мировоззрений Луки.

Предполагаемые ответы учащихся:

Христианское мировоззрение.

Слово учителя:

Почему для него каждый достоин внимания, участия? (Высшее – человек. Все для лучшего живут). Действительно, нравственный центр представлений Луки определяет вера («во что веришь, то и есть»), вера в Бога. А то, что надумано обществом – ложное, наносное.

Что Сатин говорит о человеке (4 акт, 1 монолог)? Каково его отношение к Луке? Что общего в рассуждениях Сатина и Луки человеке?

Ответы учащихся.

Слово учителя:

Сатин – непримиримый противник лжи. Почему? «Правда – бог свободного человека».

Как понять это утверждение? Уточните интонацию, поставьте логическое ударение.

Сатин – человек, умеющий самостоятельно искать свой идеал, независимый от чужих теорий… от всего, что стоит над ним: независимость от Бога – вот свобода, а свобода ли это?

Что значит свободный человек? Что же значит высшая степень свободы?

«Есть только Человек, остальное – дело его рук» (4 акт, 2 монолог).

Прослушайте отрывок из «Братьев Карамазовых». Найдите схожие идеи?

Предполагаемые ответы учащихся:

Любовь к человеку и гордость за человека.

Вопрос учителя:

Задумайтесь, кто об этом говорит? Черт, следовательно, и любовь может быть антихристовой. Думали, что «люди, осознав свое сиротство и конечность земной жизни полюбят друг друга сильнее, украсят землю». А так ли случилось?

Вот ночлежка. Люди о Боге забыли. И хочется согласиться с Лукой, который несет веру.

Но! Ведь и его советы Пеплу, Актеру не помогают. Почему?

Предполагаемые ответы учащихся:

-Это общество, в котором добро невозможно (разрушать это общество Лука не хочет, исправить не может).

-Люди, к которым обращается Лука, забыли о высших идеалах: о вере, о человеколюбии.

Слово учителя:

И в заключение обратимся к названию темы. Итак – правда?

Что это? Посмотрите толковый словарь. Правда Сатина или правда Луки. Что лучше?

Выбор за Вами…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правда Луки или правда Сатина? icon«Правда в пьесе М. Горького "На дне"». Разработка урока литературы...
Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию...

Правда Луки или правда Сатина? icon2009 ноябрь Окружная олимпиада по русскому языку
Открытый урок по литературе «Правда Чацкого и правда Фамусова» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Правда Луки или правда Сатина? iconRichard Pipes russia under the bolshevik regime
Правда удивительнее вымысла, потому что вымысел должен держаться в пределах вероятного, а правда — нет

Правда Луки или правда Сатина? iconРеферат По дисциплине «Технологии учебной мультипликации» На тему: «Правда о мультфильмах»
Но всегда ли полезны мультфильмы? Нам, как учителям начальных классов, необходимо знать, какой силы воздействие может получить ребенок,...

Правда Луки или правда Сатина? iconДайджест горячие страницы украинской печати
«Донеччина», «День», «Дзеркало тижня», «Крымская правда», «Газета по-українськи», «Зоря Полтавщини», «Деснянська правда», «Високий...

Правда Луки или правда Сатина? iconНиколай Козлов. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни
Знаете, когда мне тяжело из-за общения с людьми, то я читаю или Библию, или Вашу книгу

Правда Луки или правда Сатина? iconДайджест горячие страницы украинской печати
України»», «Україна молода», «Високий замок», «Крымская правда», «Київська правда», «Галичина», «Вечерний Харьков», «Чорноморські...

Правда Луки или правда Сатина? iconУрок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М....
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или...

Правда Луки или правда Сатина? iconКодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года №193-iv "Казахстанская...
Казахстанская правда" от 29. 09. 2009 г., №230-231 (25974-25975); "Егемен Қазақстан" 2009 жылғы 29 қыркүйек, №315-318 (25715); Ведомости...

Правда Луки или правда Сатина? iconКозлов Н. И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека
«Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день». «Философские сказки, или Веселая книга о свободе и нравственности»,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru