Правда Луки или правда Сатина?




Скачать 53.76 Kb.
НазваниеПравда Луки или правда Сатина?
Дата публикации04.11.2013
Размер53.76 Kb.
ТипВопрос
5-bal.ru > Философия > Вопрос
ВОРОБЬЕВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

учитель русского языка и литература

ГБОУ лицей №470

Калининского района

г. Санкт-Петербурга
УРОК

Правда Луки или правда Сатина?

(Спор о человеке в драме М.Горького «На дне»)

Цель урока: Подвести учащихся, используя анализ текста, к одному из основных вопросов произведения, к философскому вопросу: что есть правда?

Задачи:

- дать представление об основных персонажах произведения, их судьбах, мировоззрениях, проблемах; подготовить учащихся к самостоятельному выбору ответа на проблемный вопрос произведения.

- развитие аналитического мышления, умений работать с текстом, видение основных проблем, которые рассматривает автор, т.е. идеи автора;

- воспитание терпимости, толерантности к людям, находящимся «на дне».

Технология: проблемного обучения.

Жанр – аналитическое и комментированное чтение.
1. Теоретическая часть (лекция учителя -5 мин.)

Слово учителя:

«На дне» - новый вид драмы – идеологическая драма:

а) конфликт – столкновение различных мировоззрений,

б) эпические черты

Ученики записывают тезисы.

2. Вопросы на понимание и анализ текста

Задание учителя:

Определите основные конфликты в драме М.Горького «На дне».

Предполагаемые ответы учащихся:

а) любовный

б) социальный

в) философский (что делать?)

Вопрос учителя:

Рассмотрите любовный конфликт как одну из граней социального.

Предполагаемые ответы учащихся:

Власть, деньги определяют человеческие отношения

Вопрос учителя:

Определите композицию произведения.

Предполагаемые ответы учащихся:

-экспозиция

- завязка (появление Луки)

- кульминация (драка – исчезновение Луки)

- развязка (самоубийство актера).

3. Комментированное чтение экспозиции и анализ

Задание учителя:

Обратить внимание на афористичность повествования, на исторические подробности (вне исторического контекста пьесу рассматривать было бы неправильно).

Слово учителя:

Прочитайте сцену появления Луки в ночлежке и охарактеризуйте образ Луки.

Предполагаемые ответы учащихся:

- не бродяга, а странник (цитаты из разговора о бегунах, о праведной земле…)

4. Прослушивание индивидуальных заданий (по 2 мин.):

путь героев на дно: Пепел, Клещ, Бубнов, Барон, Сатин, Актер.

Задание учителя:

Выписать цитаты: что говорит Бубнов, Барон о человеке.

5. Изучение 4-ого действия

Вопросы учителя:

1) После анализа двух монологов Сатина, попытайтесь ответить на вопросы:

а) Как понять слова «Правда – бог свободного человека»?

б) Что стоит за словами Сатина (рассмотрите представление Сатина о человеке)?

2) Что лучше: истина или сострадание?

3) Можно ли сострадание, утешение низводить до лжи?

4) Лжет ли Лука?

(аргументы из текста).

Слово учителя:

Обратимся теперь к конфликту социальному… Положение героев, действительно ужасно. Кто же виноват в том, то эти несчастные люди оказались на дне жизни? Легко можно было бы обвинить общество. Но разве это было бы верно?

Предполагаемые ответы учащихся:

Пожалуй, только Клещ оказался на дне «по вине общества».

Но! Прямо скажем, особого сочувствия он не вызывает, из-за отношения к жене.

Вопрос учителя:

Скажите, кто страстно желает вырваться со дна?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Может быть, Клещ. Пепел, Актер (с момента появления Луки).

Вопросы учителя:

Почему у остальных нет этого желания? Почему эти люди примиряются с этим человекоубийственным бытом?

Предполагаемые ответы учащихся:

Не хотят работать, чтобы быть сытым. В принципе, устраивает и «дно».

Вопрос учителя:

Чем удобно такое существование?

Предполагаемые ответы учащихся:

-Нет баронов – телеграфистов – рабочих…

- Все равны.

-От каждого по способности.

- Актер ничего не умеет, но хотя бы за других метет пол.

-Гарантированная крыша над головой, есть койка.

-Известно, что будет завтра (этакая убогая стабильность).

Слово учителя:

Что напоминает такая модель жизни? (идеи социализма). Это существование даже пытаются оправдать, найти некое философское обоснование.

Сделайте вывод о зависимости человека от среды.

.

Вопрос учителя:

Есть в произведении персонажи, которые хотят изменить жизнь? Кто?

Предполагаемые ответы учащихся:

Клещ. Теоретически – да, а на практике – не удается.

Вопрос учителя:

Что невыполнимого и выполнимого есть в советах Луки?

Предполагаемые ответы учащихся:

Сибирь, лечебница для алкоголиков.

Слово учителя:

Лечебница для алкоголиков – это не вранье. Почему же не удается осуществить задуманного? Вот тут нам необходимо обратиться к философскому уровню проблемы.

Что делать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что для человека хорошо, а что плохо, хорошо узнать правду о человеке или нет, как найти некую общую истину, если у каждого «своя» правда. Нужно найти нечто общее.

Индивидуальное сообщение: Лука о человеке.

Вопрос учителя:

Что Лука знает о человеке? Любит! Жалеет1 Уважает! Укажите вид мировоззрений Луки.

Предполагаемые ответы учащихся:

Христианское мировоззрение.

Слово учителя:

Почему для него каждый достоин внимания, участия? (Высшее – человек. Все для лучшего живут). Действительно, нравственный центр представлений Луки определяет вера («во что веришь, то и есть»), вера в Бога. А то, что надумано обществом – ложное, наносное.

Что Сатин говорит о человеке (4 акт, 1 монолог)? Каково его отношение к Луке? Что общего в рассуждениях Сатина и Луки человеке?

Ответы учащихся.

Слово учителя:

Сатин – непримиримый противник лжи. Почему? «Правда – бог свободного человека».

Как понять это утверждение? Уточните интонацию, поставьте логическое ударение.

Сатин – человек, умеющий самостоятельно искать свой идеал, независимый от чужих теорий… от всего, что стоит над ним: независимость от Бога – вот свобода, а свобода ли это?

Что значит свободный человек? Что же значит высшая степень свободы?

«Есть только Человек, остальное – дело его рук» (4 акт, 2 монолог).

Прослушайте отрывок из «Братьев Карамазовых». Найдите схожие идеи?

Предполагаемые ответы учащихся:

Любовь к человеку и гордость за человека.

Вопрос учителя:

Задумайтесь, кто об этом говорит? Черт, следовательно, и любовь может быть антихристовой. Думали, что «люди, осознав свое сиротство и конечность земной жизни полюбят друг друга сильнее, украсят землю». А так ли случилось?

Вот ночлежка. Люди о Боге забыли. И хочется согласиться с Лукой, который несет веру.

Но! Ведь и его советы Пеплу, Актеру не помогают. Почему?

Предполагаемые ответы учащихся:

-Это общество, в котором добро невозможно (разрушать это общество Лука не хочет, исправить не может).

-Люди, к которым обращается Лука, забыли о высших идеалах: о вере, о человеколюбии.

Слово учителя:

И в заключение обратимся к названию темы. Итак – правда?

Что это? Посмотрите толковый словарь. Правда Сатина или правда Луки. Что лучше?

Выбор за Вами…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правда Луки или правда Сатина? icon«Правда в пьесе М. Горького "На дне"». Разработка урока литературы...
Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию...

Правда Луки или правда Сатина? iconУрок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М....
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или...

Правда Луки или правда Сатина? iconRichard Pipes russia under the bolshevik regime
Правда удивительнее вымысла, потому что вымысел должен держаться в пределах вероятного, а правда — нет">